Украина готовит новое контрнаступление на южном участке. Детали в телеграм Конта

Святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Розыск о раскольнической брынской вере

0 104

Глава 26. О хулении раскольническом на треперстное сложение

Еще же и другое о печати антихристовой в Брынянех безумное умствование слышится: Треперстное к знамению крестному сложение нарицают печатию антихристовою. Сице в еретическом злохульном их Свитце пишется:

 "Аще кто знаменает лице свое щепотью, сиречь, тремя Персты, той отвержеся Христа, и предается сатане; занеже есть то антихристова печать." До зде Свиток.  

И тако у них стало две печати антихристовы: "одна печать антихристова, – крест четвероконечный, другая печать антихристова – треперстное сложение." Неведомо убо, коему у них умствованию веруяти, первому ли, или другому; понеже сами себе не согласуют, ниже подлинной печати антихристовы обретают? Шлются же на святого Ипполита, акибы он треперстное сложение нарицает печатию антихристовою; но в том яве лгут. И как не стыдно им пред Богом и пред всеми человеки лгати? Ипполит бо святой ниже кое воспомяновение сотвори о перстных киих либо сложениях, ни о треперстии, ни о двоперстии; якоже и о четвероконечном кресте не написа, дабы той был антихристовою печатию; убо якоже крест четвероконечный несть и не будет печатию антихристовою: сице и треперстное сложение несть и не будет печатию антихристовою. Понеже той свидетель – святой Ипполит, на негоже раскольщики шлются, не свидетельствует по их блядословию. Прочти всяк с прилежным вниманием и рассуждением оное Ипполитово слово, на неже Брыняне шлются, и разбери е по единому писменцу и реченийцу, обрящеши ли тамо кое о сложении перстов воспомянение? Никакоже. Почто убо лгущии на свою главу дерзают лгати и на святого Ипполита? Разве да яве покажут себе быти детей отца лжи–диавола.

Видех же в списках от писем Аввакумовых написано, яко той лжеучитель, двоперстного (по Арменску) сложения учай, треперстное же отметаяй, блядословит сице:

"Тогда возрыдает Никонианский род не исповедавше чисте Единородного, стекшимся дву естествам божества и человечества, нашею ради спасения, но знаменующеся трема персты в три духи нечистый, суть бо дуси демонстии, яко жабы. исходят на всю вселенную: блажен бдяй и блюдый ризы своя, да не наг обрящется. Ей, отцы и братия моя, треперстная ересь есть нагота душевная и телесная, сохранимся от нея всяцем образом. До зде Аввакумово блядословие.

Теми словесы своими Аввакум показует себе быти лжива, еретика, кривотолка и богохульника, еже абие рассмотрительнымь рассуждением обличится.

Лжет Аввакум, нарицая нас правоверных Христиан родом Никонианским.

 Еда ли Российское Христианство от Никона прият свой начаток? еда ли от того святым крещением просветися? Слышим, яко святейший Никон бе архиерей Божий великий, патриарх Московский, муж в Святом Писании искусен и благочестив, и житием свят: но нам не родоначальник ни по плоти, ни по духу, не от него бо родихомся, ни от него веру прияхом. Но произыдохом рождением по плоти от племене Иафета–сына Ноева: рождением же духовным от святого равноапостольного князя Владимира, от того бо веру и крещение вся Россия прият; Владимир же прият от Греков, Греки прияша от древних Святых архиереев и учителей вселенныя; древние архиереи и учители прияша от святых Апостолов; Апостолы прияша от самого Христа: убо есмы Христиане, а не Никониане есмы, по словеси святого апостола Петра, род избран, царское священие, язык свят, людие обновления605. 

Аввакум же с своими ученики, отпадший церкве Христовы и православный веры, чий еси род? Разве род противника Христова – диавола.

Лжет паки Аввакум, клевеща на нас, акибы мы не исповедуем в единородном Сыне Божием Христе Господе нашем двух естеств – божества и человечества, стекшихся нашего ради спасения. Он сам то творит, якоже прежде в первой части, во второй статии. "показася, идеже обличися еретическое его умствование, сказующее особного Сына Божия быти на небеси со Отцем, а особного во утробе пречистыя Девы."

Еретичествует Аввакум, хуля наше треперстное в знамении крестном сложение, и ересию то нарицая, имже мы благочестно и правоверно изобразуем три лица Пресвятой Троицы, и полагающе на себе треперстным сложением знамение крестное, глаголем: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Он же то треперстное сложение отметая, отметает Троическое исповедание.

Кривотолк, купно и богохульник великий показася быти Аввакум, неправо толкуя словеса, яже во Апокалипсисе, в главе 16, пишутся сице: видех из уст змиевых, и из уст звериных, и из уст лживого пророка, духи три нечистыя яко жабы исходящая606, и проч. Он же та словеса кривым своим толком наводить на наше треперстное сложение, акибы мы трема персты знаменаемся в три духи нечистыя, и в три жабы, на вселенную исходящая. Наводя же то, хулит самую Пресвятую Троицу, в еяже имя мы трема персты знаменаемся, глаголюще: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. А он Отца, и Сына, и Святого Духа, нами призываемого Бога, нарицает трема духами нечистыми, и трема жабами. О хулы тяжкия! о хулы богомерзкия! о нечестия богопротивного! Кто когда от века слышал таковую хулу на Пресвятую Троицу? никая же ересь, ниже кое нечестие похули тако Пресвятую Троицу, якоже Аввакум богохульник похулил есть. Такового учителя имеют себе раскольщики, таковому последствуют, таково их правоверие.

Паки, Свиток раскольнический, треперстное к знамению крестному сложение хуля, начерта руку, три перста сложены имущую; на едином убо перст написа са, на другом та, на третием на, сиесть сатана; и подписа, яко то имя есть скверного богоборца антихриста, еже он даст на десней руце верующим в онь. И хулит нас правоверных, акибы мы во антихриста, а не в Христа веруем, и акибы антихристово имя на триех перстах носим, и антихристовым акибы именем знаменаемся. Таковыя хулы блядивый той Свиток наносит на ны, в Христа (а не в антихриста) верующия, и не антихристовым именем знаменующияся, но именем Пресвятыя Троицы, Отца, и Сына, и Святого Духа. Приводит же ложне акибы во свидетельство святого Ефрема и святого Ипполита, акибы тии треперстное сложение нарицают знамением антихристовым, но в тех святых (якоже и прежде известихом) отнюдь то не обретается. Самый се диавольский вымысл, и адовых уст дыхание.

Приличнее им раскольщиком на своем Арменском двоперстном сложении написати имя демонское: на едином персте де, на другом мон, и тако будет на двух их перстах сидети демон, егоже они давно в сердцах своих носят, и того слушают, и егоже духом учими, мудрствуют хульная и ложная на Христову церковь. Но Бог отмщений, Господь, Бог отмщений, воздаст им но делом их, и по лукавствию их погубит их.

В томже раскольническом Свитке, двоперстного Арменского к знамению крестному сложения учащем, пишется сице:

В Потребнике большом печатном, лист 659: "Аще кто не крестится двома персты, якоже и Христос, да будет проклят."

Аз же взем Требник оный больший печатный, и посмотрив места оного, обретох инако напечатано сице: "Аще кто не крестит двома перстами, якоже и Христос." И абие показася ложь раскольническая, в печати бо написано: аще кто не крестит; они же приложишь сие, ся, аще кто не крестится. 

Так они людей простых обманывают лжами своими, прилагающе к писанным не писанная, якоже и то, ся приложиша: ино бо есть крестити кого, а ино крестити себе.

Помыслити же буди здравым разсуждением сие: крестился ли Христос Господь крестным знамением живущь на земли с человеки? слагал ли как персты своя ко изображению на себе крестного знамения? было ли прежде страдания Христова творимо знамение крестное в святых, последовавших Христу Апостолех, или в преждебывших Пророцех и праотцех.

Еще же и сие: крестил ли кого Христос Господь двома персты? где о том написано? в коем Евангелисте или Апостол? Вемы написано в Евангелии Лукином, в последнем зачале, како Христос Господь, возносяся на небо, благословил святых Апостол: воздвиг руце свои, благослови их; а о сложении перстов тамо не пишется. Целыми дланьми, всеми персты благослови их. Слагати же персты послежде вниде обычай в верных, и есть той обычай добр; обаче не догмат веры.

Но о сложении перстов беседы аз не простираю; понеже уже о том довольно написано и изъяснено в книге Жезл, и в книге Увет, глаголемой, и в Псалтырях исправленных; тамо да чтет изволяяй

На фото мальчик Даниил Клюка из Липецка, 27 годиков.

Даниил художник и борец с режимом. Чтобы приблизить разгром России, Даниил перевел 120.000 рублей украинскому фонду «Вернись живым» и планировал помочь деньгами нацистскому батальону «А...

Ребята, женитесь на стюардессах

А знаете, жениться надо на стюардессах. Для нормального парня шага логичнее и лучше не может даже и быть. Во-первых – эстетика. Они улыбчивы и это невыразимо располагает, хочется улыбну...

«Крокус Сити Холл» ничему не научил…
  • sam88
  • Сегодня 12:26
  • В топе

Увы, не все у нас в порядке с обеспечением безопасности   Несколько дней назад группа вооруженных азербайджанцев, стреляя в воздух и размахивая национальными флагами, доехала ...