Слово "ненавидеть" (церковнослав. ненавидѣти) произошло от древнерусского глагола "навидѣти", которое значит "охотно смотреть", "жить дружно, мирно", , укр. "навидити" ‒ «с радостью смотреть друг на друга». "Ненавидеть" получило значение обратное: "не желать видеть", "терпеть не мочь". (Этимологический словарь М. Фасмера; Этимологический словарь А.В. Семёнова; Этимологический словарь Л.В. Успенского и др.)
Разумеется, святые отцы основное внимание уделяли назидательному воспитанию любви в человеке и недопущению ненависти как греха. Но не в таком отношении к бесам и врагам Божиим.
● «Живи в мире с врагами, но с врагами своими, а не врагами Божиими. Там же, где дело идет о явном нечестии, должно скорее идти на огнь и меч, нежели приобщаться лукавому квасу и прилагаться к зараженным».
Свт. Григорий Богослов
● «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими».
Свт. Филарет Московский
● «Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель».
Святитель Феофан Затворник
● «...Погрешаем и в этом, когда мстим за сделанное против нас и оставляем без внимания сделанное против Бога. Ибо, когда обижены мы, всего полезнее кротость, а когда оскорблено Божество (что возможно только в представлении обезумевших, потому что никакой вред не может простираться на оное неприкосновенное Естество), тогда раздражение прекраснее скромности. Но мы поступаем напротив: к своим врагам неснисходительны, а к вооружающим язык на Бога кротки и снисходительны. Вознегодовал некогда прекроткий Моисей на сделавших тельца негодованием, лучшим всякой кротости; вознегодовал и Илия на идолослужителей, и Иоанн на Ирода, и Павел на Елиму, защищая не себя, но Божество, которое Само для Себя достаточно, но одобряет ненависть к злу добродетельных, презиравших оскорбления, им самим наносимые. Ибо эту добродетель почитали они любомудрием».
Прп. Исидор Пелусиот
● «Ненависть к демонам много содействует нам ко спасению и много пригодна в делании добродетелей; и, однако же, воспитывать ее у себя как некое доброе порождение мы не в силах, потому что ее рассеивают в нас духи сластолюбия и душу опять воззывают к содружеству и свыкновению с ними»
Авва Евагрий, 89, 653.
● «Без... ненависти ко врагу <диаволу> не открывается слава души. Но сия ненависть в нас превращена в противоестественное; мы ненавидим ближнего, презираем его, и эта ненависть истребляет все добродетели»
Прп. авва Исаия, 59, 11.
● «Иметь отрицательное чувство к врагам Божиим и к врагам русского народа естественно. И напротив, не иметь этого чувства не естественно. Но только это чувство должно быть правильным. А правильным оно будет тогда, когда оно имеет принципиальный, а не личный характер, то есть когда мы будем ненавидеть врагов Божиих и врагов русского народа не за их личные обиды нам, а за их враждебное отношение к Богу и к Церкви и за их безчеловечное отношение к русским людям. Поэтому нужно и бороться с этими врагами. А если не будем бороться, то за свою теплохладность будем наказаны Господом. Он Свое отмщение воздаст тогда не только им, но и нам...».
Архиепископ Феофан (Быстров). «Сия вера отеческая»
+ + +
Сам Христос в тексте Откровения одобряет Церковь Эфеса за ненависть к деяниям еретиков-николаитов: «То в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу... Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откр. 2:6, 15).
+ + +
У философа И.А. Ильина на этом христианском отношении к врагам построена одобренная архиереями РПЦЗ книга "О сопротивлении злу силою", в которой (в противоположность псевдолюбви к врагам у пацифистов) применение силы для защиты от зла наших ближних, православного Отечества и наших святынь трактуется как проявление любви к ним.
Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250972998
Оценили 3 человека
5 кармы