Байден всё. Детали в Телеграм Конта

Лучший продавец науки и ловец зрительских душ. Кино не для всех и для каждого

8 1386

Для постепенно вступающей в свои права эпохи струпного времени, несущей с собой и характерный масскульт – анти-, псевдо-, квази- «культуру», как образчик её новоявленной вехи в мировой истории, ядерный кин Нолана «Оппенгеймер», безусловно, событие яркое и заметное, почти полностью затмившее засилье сериальщины. И это не только самые передовые технологии в киноиндустрии, объемный звук с вкраплениями современных спецэффектов на 70-миллиметровой пленке IMAX. Напомню, Нолан это тот «золотой мальчик» голливудской киномастерской, который переснял, дал новую жизнь трилогии «Бэтмэн», у которого русский олигарх в фильме «Довод» ходил задом наперед и пакостил сквозь время. Законодатель мод в кинематографе. Самый кассовый режиссёр в истории.

Однако в данном случае под видом, казалось бы, несвойственной ему автобиографической ленты, нам предлагается попытка всучить зрителю «горе от ума» в идеологической обертке американского величия, заведомо оправданной в глазах всего «цивилизованного мирового сообщества».

Большое кино. Большого мастера. О большом ученом-первопроходце. Основанное на реальных событиях (в нужной заказчику интерпретации).

Собственно, фабула такова:

Мир так устроен, что большинство современных политиков - демагогов и популистов, своекорыстных искателей народной популярности, стремятся поставить себе на службу достижения науки и техники.

Л. Штраусс (Р.Дауни мл.)

Внутренняя дилемма доктора Оппенгеймера, как попытался показать (или, таким образом, завуалировать истинный смысл, умело играя на чувствах и человеческих страстях) Нолан заключается в том, что он, находясь в шаге от создания качественно нового, смертоносного оружия вошел во внутреннее противоречие с самим собой, как, прежде всего, ревностного и честолюбивого ученого-гения, который стоит на пороге грандиозного научного открытия (мирный атом никто не отменял), каковое навсегда изменит окружающий мир, и, собственно, живого эмпатирующего человека, не могущего не осознавать, что загнать это нечто обратно в ящик Пандоры потом будет попросту невозможно. Слишком велик соблазн использовать эту АДОВУ СИЛУ отнюдь не во благо, на службу людям и научному прогрессу. В конечном счете жажда славы в нем заглушила голос совести учёного.

Теперь по сути. Коллега, например, утверждает, что это «очень антиамериканское кино». Не соглашусь.

И я не считаю, что главный посыл фильма – это посыл пацифистский. Это ложный посыл. Прикрытие. Своего рода режиссерская контрадикция.

Только потому, что Оппенгеймер обуреваем душевными терзаниями, муками совести? Но ведь подлинного раскаяния не наступает, а трагедия, весь ужас стирания с лица земли Хиросимы и Нагасаки упомянуты режиссером постольку-поскольку, почти за кадром.

Или потому, что он изрекает сакраментальную фразу, явно рассчитанную на широкого неискушенного зрителя: «США и Советский Союз подобны двум скорпионам, они могут убить друг друга, но только за счет собственной жизни». Взывая якобы к здравому смыслу… Но ведь и это не совсем так. Его животный азарт, пьянение смертью в тот момент, когда он одержим созданием бомбы, на инстинктивно-биологическом уровне пересиливают разум.

И да, отмеченная многими «смелая» фиксация режиссера на том, что молодой Оппенгеймер (как, впрочем, и многие ученые того времени) симпатизировал коммунистическим идеям, как по мне, вмонтирована лишь с одной целью - показать, как он потом на протяжении всего фильма за это каялся.

Вот только некоторые цитаты доктора «плаксы» и его коллег, часть из которых на разных этапах пытается переубедить его, особенно после того, когда главный лейтмотив создания ЯО – «опередить немцев» утрачивает свою актуальность:

Что потом? Сила, которую ты собираешься выпустить, переживет нацистов и мир не готов к ней. Можно поднять камень и не быть готовым увидеть змею, что под ним. […]

Хоть создаем её мы - не нам решать, как её используют. История осудит нас, Роберт. Германия повержена. Япония не продержится долго. Производство оружия работает не так.

Ты лучший продавец науки, можешь убедить кого угодно в чем угодно. Даже самого себя. […]

И как сказал потом после успешных испытаний, выполняя приказ - во чтобы то ни стало успеть к Потсдаму, к встрече «большой тройки» полковник Грофс (герой Мэтта Деймона, который, надо отметить, очень точно попал в роль), упаковав и погрузив «толстяка» и «малыша» на грузовики и отправив их с полигона дальше по назначению: «Мы дали им козырь, дальше они играют сами».

Непосредственно перед бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки

«Не стоит недооценивать психологический эффект от атомного взрыва. Это столб огня в 3 км высотой, смертоносное излучение в радиусе 2-х километров. И это от одного устройства. Сброшенная с едва заметного Б-29, атомная бомба станет ужасным проявлением божественной силы».

Ну, а вскоре последовал эпизод, одновременно восхитивший и ужаснувший многих киноманов и не только: аудиенция создателя атомной бомбы, ставшего по случаю человеком года по версии журнала «TIME» у 33-го президента США Гарри Трумэна.

Сразу скажу, именно с этого места я стал сравнивать, проведя параллель с другим фильмом, который также касался тех событий. С одной лишь принципиальной разницей: показанной не однобоко, что выгодно исключительно супостату, а выпукло и правдоподобно, в соответствии с подлинной исторической правдой.

Мне вспомнилась блестящая советская картина, названная в честь действительно главного тогда праздника для всей нашей страны и её народа - «Победа», вышедшая на экраны в доперестроечном 1984 году. Считаю, незаслуженно забытая у нас, режиссера Евгения Семёновича Матвеева, больше полюбившегося зрителю, в свою очередь, как актера.

Где выдающуюся роль, полагаю, лучшее воплощение Сталина на экране исполнил великий советский и грузинский актер, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, награжденный также двумя орденами Ленина Рамаз Чхиквадзе.

«Не мстить побежденной стране, и не делить её Сталин ехал в Потсдам. Одной из главнейших задач, стоящих перед Советским правительством на конференции в Потсдаме – это обеспечение прочного мира и надежной безопасности народам Европы в будущем. И многое здесь зависело о того, какой станет послевоенная Германия. Сталин, как и все мы, хотел, чтобы это было наконец миролюбивое государство».

Я уж не говорю про безупречно подобранный актерский состав, палитру блистательных отечественных актёров театра и кино, занятых в картине. Чего стоит только Уинстон Черчилль в исполнении бессменного театрального служаки Георгия Менглета.

«Игра началась. И главная ставка в этой игре – Европа. Я хочу знать, какие у меня карты в руках, Монтгомери? К настоящему времени мы имеем достаточно трофейного оружия, чтобы оснастить им 2 500 000 пленных немецких солдат.

Теперь меня больше всего беспокоит, поддержит ли нас Америка? Я думаю, сэр, пока они не закончат свои дела на востоке с Японией, Трумэн вряд ли пойдет на обострение здесь в Европе. Американцы всегда боялись крови. Да пора же им, чёрт возьми понять, что это будет не наша кровь. В конце концов, всё это можно изобразить, как неожиданный бунт пленных немецких войск».

Да и Трумэн, как по мне, в нашем исполнении получился гораздо аутентичнее, нежели в воплощении Нолана, ибо был еще ко всему и паталогическим трусом.

А сколько прямых аналогий применительно к сегодняшнему дню, например, касательно натаскиваемой англосаксами русофобской Польши:

«Но главным камнем преткновения будет вопрос о западных границах Польши, и вообще – о будущем Польши. Чем ей предстоит стать? Снова послушной служанкой империалистических стран, как это очень хочется кое-кому? Берут: «не ради этого сотни тысяч поляков сгорели в печах Освенцима и Майданека!». Сталин: «и мы не можем согласится на существование в Польше враждебного нам правительства, к этому обязывает и та обильная кровь советских людей, которая пролита в Польше - ради освобождения Польши!»».

И наконец, центральная мысль - неоспоримый исторический факт:

«Эшелоны с советскими войсками уходили на Восток, но не всем этим солдатам было суждено вернуться в родные дома. Выполняя союзнический и интернациональный долг, они разгромят миллионную квантунскую армию. Именно они, эти солдаты. А не атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, решат исход войны на Дальнем Востоке. Именно наши солдаты принесут освобождение китайскому народу от гнета Японского милитаризма!».

И если фильм «Победа», показывая всю подноготную англосаксов, и, вместе с тем, весь ужас войны, говорит, буквально криком кричит - больше никогда! Достаточно просто послушать монологи главного героя А.Я. Михайлова советского военного журналиста Михаила Воронова. То Нолан отнюдь не так категоричен в своем киновысказывании.

И здесь не старина Оппи выступает в роли «великого уравнителя», и не его «изделие №1», а именно режиссер. Который, что ж, стоит признать, справился на отлично с порученным ему проектом.

Жертвуя, очевидно, малой частью американского наследия, в общем и целом, не отступив от главного – американской исключительности, монополии на правоту и применение силы. Божественной непогрешимости и привилегированности хозяев сияющего града на холме.

Кроме того, не нужно быть ученым или историком, чтобы знать за счет чего США, аккурат после окончания Второй Мировой войны качественно нарастили свой военный и промышленный потенциал, устремились в космос, создали ядерное и термоядерное оружие массового уничтожения. Во многом, этого удалось достичь благодаря разработкам ученых нацистов, кои получили политическое убежище в США, некоторых вывозили и доставляли в тайне, а большинству новоиспеченных «американских правительственных ученых» и вовсе, чтобы обойти действующие конвенции, правили их биографии. Как, к слову, и закрытые испытания японских милитаристов, чьи военные лаборатории по производству боевых отравляющих веществ также перешли потом на службу Америке.

Мы знали, что мир уже не будет прежним. Несколько человек смеялись, несколько человек плакали. Большинство молчали. Я вспомнил строку из священной книги индуизма, Бхагавадгиты; Вишну пытается уговорить Принца, что тот должен выполнять свой долг, и, чтобы впечатлить его, принимает свое многорукое обличье и говорит: «Я — Смерть, великий разрушитель миров…».

LJhttps://red-mskt.livejournal.c...

Дзенhttps://dzen.ru/a/ZVk0V3PUagIU...

Плюнул в русского, утрись
  • Hook
  • Сегодня 11:50
  • В топе

Игры в «шариатский патруль» закончились для юного «пришельца» и его семьи весьма предсказуемо. В Барнауле мигрант харкнул парню в лицо и ударил его из-за нестандартной п...

нечисть
  • pretty
  • Сегодня 08:46
  • В топе

ЛЮСИНЭ  АВЕТЯНПосмотрела в Телеге очередное видео того, как хохлы при помощи дронов пытаются ликвидировать автомобиль российских спасателей, направляющийся на помощь пострадавшим в ударе другим д...

Невоенный анализ-67. 21 июля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Обсудить
  • Вроде бы соли запретили? Вы под чем, афтор?
  • про фильм не буду. А про победу над Японией скажу. Решающим фактором сдачи были не разгром Квантунской армии, и даже не Хиросима с Нагасаки. Бомбардировка Токио, например, значительно внушительнее была. А разгром флота амерами. И СССР тут особо ничем похвастаться не мог. РИ, и то была получше.
  • Не смог досмотреть эту сказку... :eyes: :v:
  • Хороший анализ: не беглый, не сиюминутный, без частого здесь ненужного визга. Благодарю!