Национализм

46 2653


Сегодня мы поговорим о таком заезженном, однако больном политическом понятии, как национализм. Что он из себя представляет? Каково его прошлое, настоящее и будущее? Какова его политика и экономика в случае завоевания власти? Почему марксизм-ленинизм категорически отрицает национализм и "половинчатые" течения в "левых" кругах? Что такое интернационализм, и почему он совершеннее национализма? На все эти вопросы мы постараемся ответить.

Исторические предпосылки

Первой нацией, в современном понятии этого слова, как ни странно, стали латиноамериканцы, которые объединились в один кулак в борьбе против притязаний испанской короны. Уже тогда Латинская Америка подверглась первым нападениям в виде абсолютизма и зарождающихся рыночно-торговых отношений. Однако серьезный удар нанесли именно северные американские колонии, которые вели освободительную войну против британской короны (1775-1783 гг.). В ходе этой войны и было поставлено на ноги такое понятие, как нация, взамен абсолютизму и церкви, ранее скреплявших все свои территории, и имевших непосредственную власть над народом. Позже за этим, уже в 1789-ом году грянула Французская Буржуазная Революция, которая основала сначала Генеральные Штаты, а позже - Национальное собрание. В ходе всего это была создана "Декларация прав человека и гражданина", которая провозглашала политические и социальные свободы для "всех" граждан ( третьего сословия, в основном).

Понятие "нация" и во Франции носило в себе скрепляющий характер, который был принят взамен абсолютизма - на тот момент, это все было очень прогрессивно, красиво, гуманно.

Через какое-то время наконец-то грянуло и южноамериканское сопротивление - Симон Боливар поднимает многочисленные восстания, добиваясь свободы для латиноамериканских колоний и общин.

В 1800-е годы возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810—20 годы), итальянский национализм (1830-е годы), в 1850—1900 годах национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX века — в страны Азии и Африки. Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев — их рождение пришлось на 1930—50 годы.

Самое смешное, что в России официально понятие "нация" стало распространяться только с переписью населения в 1897-ом году. Однако националисты не перестают кичиться "глубокой" историей своего движения, его величия и т.п.

Нация, и развенчание мифов

Для начала, давайте же все таки дадим официальное определение нации:

Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Звучит не очень конкретно, но скорее абстрактно. А раз так, давайте откроем статью И.Сталина "Марксизм и национальный вопрос", и узнаем, что же он писал:

Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. (c.296.Сталин И.В. Cочинения. – Т. 2. – М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1946.)

При этом само собой понятно, что нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, имеет свою историю, начало и конец.

Необходимо подчеркнуть, что ни один из указанных признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения нации. Более того: достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией.

Сталин нам помог "расчленить" нацию на отдельные части, а мы их попытаемся интерпретировать и связать воедино, дабы проследить роль самого капитализма в "святости" национализма, навязываемого народу.

Общность языка - есть естественный ход эволюции народов, исторически развивающаяся и обязательная взаимосвязь людей между собой. Ведь когда-то давно, отдельные племена, благодаря средствами коммуникационного общения смогли сообща выживать на диких территориях девственной природы. То есть, язык был не только средством общения когда-то, но и средством выживания прежде всего.

По пути к феодализму эта связь укреплялась с появлением родовых коллективистских общин. С того момента, началось классовое размежевание, которое и породило, в конце-концов, феодалов. С феодализмом пришли, кроме естественно-экономических объединений в одно графство или королевство и духовные объединения всей массы народа - это церковь. Язык тем временем стремительно развивался, однако не совсем был единым - на каждой отдельной территории королевства существовали свои диалекты и жаргонизмы, отличавшие народ друг от друга. Кроме этого, естественно, у каждого графства были свои экономические интересы, и поэтому на территории всегда велись междоусобные битвы, прекращавшихся только либо с церковными праздниками (церковь имела общее влияние на все разнородные территории), либо с внешним вторжением инородных войск.

С возникновением капитализма понятие "язык" стал также достоянием исторической и лингвистической науки, которая занимается его исследованием, а также реформированием на современный лад.

Территория. Капиталисты, фактически получившие бывшие абсолютистские территории в свои руки, объявили о территориальном суверенитете и праве нации на независимость. В чем на деле заключалось это обособление? А в том, что прежде всего, играло на руку новоявленным хозяевам - капиталистам, которые, во-первых, могли бы свободно проводить торговые махинации у себя в стране, во-вторых, могли бы держать свое собственное государство в "политических руках", объявляя о суверенитете, в третьих, огородить вмешательство извне в экономику и политику, однако сотрудничая на равной основе на рынках сбыта и обмена с другими государствами. Однако если копнуть глубже, то можно увидеть, что трудящееся большинство отнюдь нельзя назвать нацией, так как оно не имеет полномочий и прав на деле, и только при помощи давления на капиталистическую власть ему удавалось отвоевать для себя хоть крупицы этих прав и полномочий.

Экономическая жизнь. Сейчас, территориальные единицы можно назвать таковыми лишь символически, номинально - империализм породил "доминирующий" рынок, второстепенный, и наконец, сырьевой ( государство, которое пользуется благами второстепенных и доминирующих ( материнских и дочерних компаний), взамен на свои ресурсы.) Все это постепенно размывает территории, приводя к глобализации, ведь был создан экономический центр. И все это, естественно, принадлежит только капиталистам.

Но если таково положение сейчас, то ранее экономическая жизнь была намного менее стабильна - рынки первых капиталистических стран отличались "национальным" своеобразием. Все это исходит лишь из технической отсталости, которая, однако, была нивелирована с приходом индустриализации в 19-ом веке, которая эти рынки начала максимально сближать между собой.

Еще ранее экономическая жизнь была построена на феодальных, аграрных порядках, что порождало относительно сильную обособленность. Как мы говорили ранее, не было еще наций, потому что человечество в этом еще не нуждалось. Корона и церковь были объединяющим фактором территории и экономики. И только с приходом капитализма, как мы уже говорили выше, пришел термин "нация". Если при феодализме работала строго иерархическая система, бетонировавшая королевство, то при капитализме проявился чистый индивидуализм, конкуренция, что обуславливало его начальный прогресс в целом. Однако этот самый индивидуализм нужно было чем-то скреплять - и слово нация стало не только красивым революционным словом, но опорой капитализма рассчитанным на удержание политической и экономической власти в стране. Грубо говоря, нация - это детище только капиталистической общественной формации, которое являлось ему оружием сначала против власти монархии, а потом стало оружием против класса антагониста - рабочих.

Однако, как справедливо отметил И.В.Сталин, один пункт не может сосуществовать без другого - отними территорию - вы больше не нация, отними язык - вы больше не нация, отними экономические столпы хотя бы даже капитализма - вы больше не нация, заставь забыть историю, культуру и традиции - вы больше не нация. Поэтому, социалисты не могут попросту отнять или убрать нацию - она исчезнет со временем сама, как буржуазный пережиток, как экономически-социальная отсталость народов.

Итак, мы узнали что такое нация, и какую нишу она занимает в капиталистическом обществе. Однако, что же это такое - национализм? Опять - же, обратимся к официальному определению:

Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью.

Национализм начинает "возникать" и высовывать крысиную голову из дыры тогда, когда их либеральные "сотоварищи" начинают не справляться со своими властными полномочиями. Так обрели власть Муссолини и Гитлер. Однако все это, так или иначе играет на руку капиталистам, которые имеют баснословные прибыли, как тогда - с двух мировых войн, так и сейчас - с коричневых революций.

Потому, националистов можно с уверенностью назвать не революционерами, как они себя кличут - а всего лишь пособниками капитализма, демагогами, которые в погоне за абстрактной "национальной" свободой ввергают страну в еще более грязное, реакционное болото, торф которого объят огнем традиционалистских предрассудков.

Но они в этом не сознаются никогда - они упорно повторяют, что "нация - превыше всего". Однако, если бы они начали говорить более правдивую фразу: "нация - превыше всего, но мы оставляем рыночные отношения", то потеряли бы популярность как таковую. Таким образом, агрессивная риторика националистов "за" ущемление других, малых наций на своей территории, за создание, так называемого, крепкого национального государства не имеет под собой реальной почвы, если оно опирается все на те же экономические, капиталистические столпы - они лишь разжигают все более разгорающийся конфликт внутри страны, попросту уничтожая по настоящему революционный класс - класс рабочих, который на деле изменяет общественное устройство в стране, взяв в руки политическую власть, строящий свою новую экономику.

Из этого логически вытекает последующая мысль - национализм был создан лишь для удержания власти капиталистов в стране, и не более того. Это прямое контрреволюционное движение, поддерживаемое скрыто или явно ( зависит от политического момента), капиталистами, направленное против их врагов - честных рабочих людей.

Все это хорошо, но нам нужно разобраться еще глубже. Чем национализм того времени отличается от национализма нашего настоящего времени? Прежде всего тем, что вливанием действительно реакционных сил в национализм, оный обязан капитализму, который переходил в свою стадию империализма, и уже подготавливал все средства для того, чтобы максимально сблизить рыночными отношениями все страны, выявить "лидеров" экономики, посредством монопольной бойни между капиталистами ( а по сути - войной, куда был ввязан лишь рабочий класс, тогда как буржуа тем временем кушал жареных цыплят и запивал красным вином), выявить лучших из лучших.

Позже, после изначального передела рынков и выявлении лидеров, национализм опять таки становится виновником Второй Мировой Войны, после которой рынки окончательно были поделены. Но уже тогда, Муссолини и Гитлером были намечены те тенденции в политическом национализме, которые скрывались за ликом военного национал-патриотизма - национализм теперь отстаивает не только захватнические цели, но и воюет за "свободу" от финансового капитала, от рынка, от других национальных меньшинств, то есть приобретает демагогию, вырванную из далекого конца XVIII-ого века, где национальные движения давали поле для создания политической власти буржуазии . После двух войн именно это стало главной идеологической базой националистов второй половины XX-ого века, а также их отщепенцев-современников. Сейчас это превратилось в фарс в виде коричневых революций, где националисты бьются якобы с капиталистами за национальное государство, которое на деле оканчивается диктатурой тех же самых капиталистов, только с более "национальной" риторикой.

Теперь становится ясно, кто такие националисты - всего лишь одуревшие фанатики, над которыми стоят самые настоящие иуды, выполняющие свою роль в рамках системы. Они сделают все, чтобы сохранить власть капитала в стране, более того - в наказание тем же рабочим, которые начали ранее выступать против власти, они, при возможном захвате власти, ее начинают еще в большей мере ужесточать, скидывая все огрехи на "национальные нужды". И все ради того, чтобы страны - сырьевые придатки работали на транснациональный рынок, все ради того, чтобы прибыль текла также легко и беззаботно в стране, где глупые рабы будут думать, что все делают правильно, что их вожди - до конца с ними честны.

Вот что такое национализм на деле. Это плеть - рабочих, это геноцид большинства, это не спасение, но смерть нации.

Что такое коммунистический интернационализм?

Что же такое коммунистический интернационализм на деле? Националисты утверждают, что коммунисты "специально" уничтожают нацию этим марксистским понятием. Но как мы могли убедиться ранее, именно националисты, псы капитала только и делали в своей истории, что мучили и истязали свои народы, обоготворяя своих "истинных представителей" нации - капиталистов. Давайте - же, наконец, разобьем в пух и прах все доводы реакционных идеологов и кричащих фанатиков, обратимся к еще одному великому марксисту - В.И.Ленину, который в эпоху Первой Мировой Войны смог определить национальный характер буржуазии, неизбежно порождающий войны на определенной исторической стадии:

"Социалист, революционный пролетарий, интернационалист рассуждает иначе: характер войны (реакционная она или революционная) зависит не от того, кто напал и в чьей стране стоит «враг», а от того, какой класс ведет войну, какая политика продолжается данной войной. Если данная война есть реакционная империалистская война, т. е. ведомая двумя мировыми группами империалистской, насильнической, грабительской реакционной буржуазии, то всякая буржуазия (даже малой страны) превращается в участника грабежа, и моя задача, задача представителя революционного пролетариата, готовить мировую пролетарскую революцию, как единственное спасение от ужасов мировой бойни. Не с точки зрения «своей» страны я должен рассуждать (ибо это рассуждение убогого тупицы, националистского мещанина, не понимающего, что он игрушка в руках империалистской буржуазии), а с точки зрения моего участия в подготовке, в пропаганде, в приближении мировой пролетарской революции.

Вот что такое интернационализм, вот какова задача интернационалиста, революционного рабочего, действительного социалиста." - из статьи "Пролетарская революция и ренегат Каутский"

Но каков истинный характер интернационализма? Сейчас, капиталисты подготовили еще более твердую почву для подготовки интернационального объединения рабочих всех стран. То есть, интернационализм прежде всего - это объединение рабочих с целью уничтожения гнета капиталистов, которые, в свою очередь, тоже объединились при помощи монополий - трестов, корпораций и т.п.

Однако, интернационализм никогда не говорил о том, чтобы "стереть" культурные особенности того или иного народа в стадию социализма. Наоборот, в ленинской статье "О самоопределении наций" мы можем увидеть такие моменты, как "равноправие наций", "уважение наций друг к другу", "уничтожение привилегий одной нации по отношению к другой". Все это лишь значит сохранение национальных, культурных особенностей одного народа, с условием уважения к свободе сохранения национальных и культурных особенностей другого народа. А если все эти рамки сохраняются на подобных началах - значит нация в социализме все такие существует, причем, как мы должны понимать, она берет все самое лучшее из нескольких предыдущих общественных формаций, отбрасывая все самое гнилостное. Главная причина критики интернационализма, таким образом, скрывается за совершенно другим - как мы уже говорили выше, при социализме нацией начинает иметь право зваться не мелкая кучка капиталистов, имеющая непосредственную экономическую и политическую власть, но большинство народа, рабочий класс. До революции - она нацией зваться не может из-за того, что не имеет даже доступа к творческой организации государства, и участвует в его развитии не как управитель, а как раб. А разве рабы, например, в Римской Империи имели право называться свободными гражданами? Только за исключением редких случаев.

Но существуют предатели и в стане "левых", коими являются всяческие "левые" с припиской "национал". Те ставят выше классовых различий - также различия национальные, мешают в кашу одно с другим, не понимая что к чему. Этим самым, они не только затушевывают классовую борьбу, но превращаются в мелкобуржуазные течения, которые становятся на пользу лишь самим капиталистам. К сожалению, в нашей стране есть подобные "кашевары", которые либо сами попросту не понимают, за что и против чего они борются, либо извращают коммунистическую идею намеренно, в пользу капиталистов страны.

В заключении хотелось бы добавить, что классовое сознание всегда есть и будет сильнее национального, ибо классовость породила национальное, бесклассовое в будущем, его же и уничтожит. Это не значит, что все будет подчинено какой-либо идеологии и т.п., ведь и при абсолютизме не было наций, но были свои скрепляющие порядки и особенности. Поэтому и коммунизм, как бесклассовое общество, изначально будет строиться не на таких абстрактных национальных началах, прикрывая истинные злодеяния капиталистической экономики, а на плановой экономике, которая сама по себе уже подразумевает не конкуренцию - но братство и солидарность, которая взамен извращенному понятию национализма, дает возможность создания гуманного интернационализма, и стирания национальных границ, в конце-концов.


Политштурм



Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  • +++++++++++++++++++++!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Исключительно полезно и нужно! Если поймут!
  • Чем больше меня пугают национализмом, тем больше мне хочется русского национализма. С квотами на занятие государственных должностей и депутатских кресел, на участие в политической жизни, на прием студентов в ВУЗы, на ... Если есть в нашей стране некая народность в 1,5% от численности всего населения - вот вам два места в госдуме, и одну должность губернатора в соответствующей автономной области. И на каждый Вуз не более 3 -5 мест на курс. И вычистить эту народность из юстиции, МВД, судейского корпуса, преподавательского состава и здравоохранения. Чтобы не доводить дела до ситуации 1917 г., когда в правительстве русского национального государства из 20 наркомов только 1 (один!) был русским - А.В.Луначарский, а 17 (семнадцать!) наркомов - 85% - представители народности, составлявшей на тот момент всего 1 (один) % населения страны. Остальные - 1 грузин (которого мы все хорошо знаем) и 1 армянин. С интернационализмом мы за сто лет наигрались по самое небалуй. Результат известен. Я думаю, что национализм для России сегодня, жизненно необходим. P.S. Что интересно, в структурах армии и МВД, которые непосредственно каждый день рискуют жизнью, нет ни одного представителя этой "творческой" национальности.
  • н-дяяя, не путайте здоровый национализм-патриотизм с его социалистическим извращением национал-социализмом (нацизмом). как впрочем и 5естественную тягу к справедливому обществу с извращениями типа социализма-коммунизма
  • "В заключении хотелось бы добавить, что классовое сознание всегда есть и будет сильнее национального" провизжи это нацистам
  • В статье приведена ложная трактовка национализма. Национализм в буржуазном обществе примиряет экономически неравные страты общества (классами их назвать нельзя даже при одинаковом "отношении к средствам производства", поскольку их представители пребывают в конкуренции за блага). Примиряет тем, что позиционирует надличностную сущность (нацию) высшей ценностью по сравнению с эгоистичным представителем этой нации. В этом стабилизирующая общество суть национализма, которая заставляет всех приводить личные интересы в соответствие с интересами нации ради выигрыша межнациональной конкуренции. Для иллюстрации можно привести аналогию с организмом, в котором жизнедеятельность клеток регулируется потребностями организма. Организм зависит от клеток, а клетки - от организма. Сами по себе клетки не могут конкурировать с клетками других организмов либо объединяться с ними во имя доминирования клеток данного вида во всем мире. Национализм - фактор выживания нации (народа, рода, семьи, гражданина), а попытки расчленить организм или произвольно повышать или понижать роль отдельных органов ведет к болезни организма, потере его функциональности и в конечном счете к гибели, что мы неоднократно наблюдали даже в новейшей истории.