Страна бесшабашного Бога

68 4187

Никогда не удивлялся тому, что крутейшую фразу «Россия управляется непосредственно Господом Богом - иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует» сказал немец.
Обрусевший, но всё же немец.
Потому, что именно сумрачный немецкий гений на службе у светлой русской души мог сформулировать эту гениальную максиму...

* * *
Россия - страна невероятно сложная.
Беспощадная к себе и милосердная к побеждённым врагам.
И Бог, управляющий ею, тоже весьма и весьма не прост.
И пути его всё так же неисповедимы - ну, не дано нам понять ни начальный, ни промежуточный, ни конечный его замысел, не дано.
Но вот дано ли самому Богу знание последствий своих деяний?

Думаю, что нет.
Иначе какая же это была бы адски скучная у него жизнь – знать всё наперёд?
Может же Бог иногда пошалить и спутать самому себе карты?
Может, может – на то он и Бог…
И если в мире, созданном Богом, присутствует некая Случайность, не значит ли это, что она угодна Богу?

Помните – «И посмотрел Бог и сказал, что «Хорошо весьма».
То есть Бог выдал оценочное суждение самому себе и своему Творению.
А необходимость оценки полученного результата говорит о том, что конечный результат и его соответствие неким критериям был вовсе не так уж предопределён. 
Бог не был до конца уверен, что у него всё получится так, как было задумано им - и каждый раз проверял соответствие задуманного и осуществлённого.

Бог прекрасно понимает вероятностный характер созданного им Мира и учитывает наличие в нём, этом Мире, некой постоянной Неопределённости. 
Нравится нам это или нет, но мы живём в вероятностном мире, в котором нет ничего невозможного.
Все события, даже самые, на первый взгляд, непоколебимо неизбежные или, наоборот, совершенно немыслимые, являются всего лишь вероятными - просто вероятность одних стремится к 1, а других к 0.
И мы об этом, в общем-то, осведомлены и мы ложимся спать, не беспокоясь о том, что Солнце может и не взойти - а ведь существует и такая вероятность…

* * *

Любое, самое просчитанное и выверенное решение всё равно таит в себе «авося».
«Авось» есть погрешность измерения вероятности, искусственно вводимая смелыми и решительными людьми, понятия не имеющих о теории вероятности.
Это очень тонкая, исчезающая иногда, грань между смелостью и глупостью, но что это было на самом деле, могут сказать только результаты.
Результат положителен – читай «смелость».
Результат плачевен – ergo, глупость…

Авось – это также некая иррациональность, возведённая в архетип. То есть рассвистайство, ставшее культурным феноменом.
И это не так плохо, как это может кому-то показаться.
Как говорил один из самых глубоких исследователей русской души и духа, некто Лесков:

«Зачем же так пренебрегать авоськой с небоськой? Нехорошо… Во-первых, они очень добрые и тёплые русские ребята, способные кинуться, когда надобно, и в огонь, и в воду, а это чего-нибудь да стоит в наше практическое время».

Ох, Спасибо, Николай Семёнович.
Вы себе даже не представляете, как нужны эти «тёплые русские ребята» в НАШЕ циничное и лицемерное время!

Готовность к рассвистайству и готовность к подвигу как устранению последствий этого рассвистайства создаёт мистическую пару полюсов, между которыми гудит и искрит вечная вольтова дуга Русской Силы - то самое «томление духа», которое осуждает мудрый Екклезиаст и ставит его на одну доску с «суетой сует».
Но здесь я не согласен с Екклезиастом: "суета сует" и "томление духа" - это полные противоположности, те самые два полюса - полюс "Томления духа"(как квинтэссенция подспудной внутренней работы души) и полюс "Суеты сует" (как символ избыточной внешней активности тела).

А русский человек не суетлив.
Но пытлив.
Русский человек ищет ответы на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» в любом состоянии и в любое время суток.
И, найдя виновного и решив, что с ним делать, русский человек пьёт водку и бьёт морду назначенному виновнику. Но, набив её, русский человек запросто может потом выпить с тем же терпилой  той же водки. 

Потому, что русский человек не злопамятен.
В русских традициях нет ничего подобного европейской или азиатской вендетте – злобной одержимости местью, замешанной на ветвистых и раскидистых психологических комплексах.
Для русского человека битие морды – цельный и законченный процесс. В русской драке нет скрытого послания и желания навредить больше, чем нужно, и, завершив процесс мордобития, русский человек спокойно переключается в мирный режим.
Он не рыскает по Вселенной на всяких там «Энтерпрайзах», «Дискаверях» и «Галактиках» в поисках недругов.
Русский человек принимает всяческую залётную нечисть-несправедливость у себя на дому – и там же с ней разбирается.
И, разобравшись, опять-таки переключается в режим ожидания новой встречи с новым представителем вселенского Зла.
Поэтому то, что принято считать посконно-исконной «русской ленью», на самом деле является именно состоянием томления духа в преддверии нового подвига этого самого духа.
Вон, Илюша Муромец совершенно спокойно провёл на печи тридцать три годочка, не имея достойного повода с неё слезть.
Но когда повод нарисовался - мало никому не показалось...

А дорогие наши заокеанские антиподы вечно суетятся и лезут в чужие монастыри со своим грёбанным уставом, гадят там как могут и никогда не убирают за собой.
Полная противоположность «томлению духа» - суета сует и всяческая суета…
У англо-сакса душа становится шире щели между дверью и полом только для того, чтобы протащить в эту щель пачку долларов или кулёк с дурью.
А у русского эта дверь вообще не закрывается!
Наверное, как раз для облегчения движения истомлённого духа изнутри наружу и обратно - и потому движение этого духа так быстро и легко.
Это движение и есть та самая реализация концепции «Авось!», которая не только не погубила матушку-Русь за полтора тысячелетия её существования, а, наоборот, сделало её непобедимой.

Я бы сказал, что вся история Руси-России – это история «авося»...

Например, на «авось» топили тевтонов в Чудском озере - а если бы лёд не треснул? Ан нет - треснул...
На «авось» вышли на Куликово поле – один против четверых. А если бы Засадный ударил чуть раньше или чуть позже? Ан нет - в самый раз ударил...
На «авось» брали Сибирь – ушли несколько сотен мужиков на восток от Урал-камня, в земли диких бесчисленных племён... Ну, кто верил в их возвращение? А они взяли да и вернулись. И, в придачу, с переброшенной через седло прекрасной пленницей - Сибирью...

На «авось» рубанули «окно в Европу» - под Нарвой чуток облажались, но потом отпоили «авося» и выпустили его порезвиться под Полтавой – и прежнего здоровья у Швеции уже никогда не было...

* * *

...Авось, натурально, ни разу не лампа Алладина.
Чуть не так или не там потрёшь - и всё, готов результат.
Обратный и плачевный.
Но так бывает не от злобности или жестокости Авося.
А из чисто педагогических побуждений - чтобы не борзели уж совсем беспредельно.
Всё-таки Авось – бог в чём-то по-прежнему языческий.
Олдскульный, я бы сказал.
А потому - жёсткий и суровый.
И когда мы пытаемся ухватить пёрышко из его хвоста, он частенько не только добродушно ёжится, но и клюёт по ручкам шаловливым - до крови...
Но эти пёрышки заветные того стоят!
Потому, что без этого Авося мы превратимся в стадо жвачечных двуногих, плетущихся на горизонт с одной лишь целью – чего бы за этим горизонтом пожевать.
Но мы – не стадо.
Мы – стая.
Стая Охотников за Будущим.
Мы рыщем, мы нюхаем воздух – пытаясь предвидеть.
И мы берем след – тоненький, еле различимый, в несколько молекул...
Запах Будущего.
И мы идём по этому следу, не зная, куда он нас приведёт.
Идём, молясь нашему Авосю.

И принося ему жертвы…


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Обсудить
  • :thumbsup: :innocent:
  • +++ :thumbsup:
  • "И мы берем след – тоненький, еле различимый, в несколько молекул... Запах будущего. И мы идём по этому следу, не зная, куда он нас приведёт. Идём, молясь нашему Авосю. И принося ему жертвы…" (с) Браво, маэстро! :clap: :clap: :clap: :clap: :clap: Не зря вы писали так долго :sunglasses:
  • Истинно так.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: