В предыдущие выходные мы с вами обратились к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Парус». Выражаю благодарность всем, кто принял участие в обсуждении в комментариях и изложил свою точку зрения на содержание и внутренний смысл стихотворения. На мой взгляд, уровень понимания тех литературных произведений, которые мы рассматриваем, становится выше, и это замечательно.
Сегодня (через неделю) я поделюсь своей точкой зрения на это стихотворение Лермонтова.
На мой взгляд, это стихотворение о каждом из нас, людей. Неважно, молодой ли это человек или нет, и как сложилась его жизнь.
Прежде всего я хотел бы отметить, что это стихотворение через образ одинокого белеющего паруса «в тумане моря голубом» даёт взгляд на фундаментальный внутренний конфликт каждого человека.
Как говорит одна хорошая восточная поговорка: «В конце концов каждый из нас остаётся один, и вот тут-то и важно, кто этот один».
На каком-то глубоком внутреннем уровне мы всегда одни, один на один с этим миром. Мы можем иметь друзей, можем иметь семьи, детей, можем ходить на работу или учёбу и общаться там с кем-то. Но все люди в нашей жизни приходят и уходят, и чаще всего мы не знаем, когда кто-то придёт в нашу жизнь, а когда уйдёт. Большинству окружающих людей многого не рассказать, потому что видно, что их интересует другое, и даже понять нас они вряд ли смогут, да и «неуместно» это в силу того, что общение с ними имеет совсем другую почву, не личную. С какой стати каким-то посторонним людям прилагать усилия, чтобы понять что-то важное для нас? Некоторые люди находятся с нами в более близких отношениях (друзья, родственники). Но даже им многие вещи мы никогда не рассказываем по разным причинам. И одна из причин в том, что мы многие вещи даже сформулировать толком не можем. Как говорится, «хотел бы поговорить о том, сам не знаю о чём». А даже если знаем, о чём хотим поговорить, то часто понимаем, что другой человек нас всё равно понять не сможет.
Помните, как в фильме «Доживём до понедельника» один из героев написал в сочинении, что «счастье – это когда тебя понимают»?
Мы вырастаем в обществе, и являем собой во многом продукт этого самого общества. Но при этом на определённом внутреннем уровне всегда остаёмся одни, и не можем с этим обществом на таком уровне взаимодействовать.
Именно в описании этого конфликта мне видятся первые две строчки стихотворения.
Риторический вопрос двух следующих строчек: «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?» – показывает, что человек проживает свою жизнь не осознанно, не понимая, в чём смысл его существования. И ведь для подавляющего большинства людей это действительно так. Редко кто может сказать, что он нашёл в своей жизни ответ на этот вопрос.
Тема «странствия» по жизни вообще имеет широкое отражение в литературе. И это странствие имеет две «оси» измерения. Прежде всего, человек даже в примитивном «физическом» смысле редко проживает свою жизнь на одном месте. Чаще всего в какой-то момент человек покидает «отчий» дом и начинает искать своё место в жизни. Он отправляется из села в город, или из города в какой-то другой город (например, поступать в институт), или идёт в армию, или с ним происходит что-то ещё. Также как мы путешествуем по жизни физически, перемещаясь с места на место, мы путешествуем в своём взгляде на мир. Одни наши взгляды устаревают, другие разбиваются, третьи мы пересматриваем и изменяем. Мы уходим от того, что хотели наши родители, но куда мы идём – опять-таки большинство этого не знает, и редко когда об этом задумывается. Для большинства жизнь представляет собой нескончаемую цепь случающихся событий, а потом в какой-то момент всё заканчивается. Процессы, в которые мы оказываемся вовлечёнными, отнимают максимум времени и сил, и мы не считаем нужным остановиться и посмотреть на свою жизнь, подумать, куда и зачем мы идём.
Таким образом, в обоих смыслах путешествие человека по жизни оказывается путешествием «из ниоткуда в никуда». Мы забыли, откуда мы, и не знаем, куда идём (плывём).
«Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрыпит. Увы, он счастия не ищет, и не от счастия бежит…»
Это четверостишие мне видится развитием обозначенной выше темы путешествия. Лермонтов, как мне кажется, или осознаёт, или интуитивно чувствует, что именно поиск счастья должен стать для человека истинной целью в жизни, и сожалеет, что люди не живут такими понятиями, в результате чего жизнь для них остается лишь «потоком событий», «суетой». Здесь, правда, остаётся за кадром вопрос, что же такое счастье с точки зрения Лермонтова. Однако, сложно в каждом произведении писать сразу обо всём, да и нужно ли? Недосказанность оставляет читателю возможность подумать о более важном – а что же счастье именно для него. Это ведь тоже своего рода дорога, выяснить, в чём же заключается счастье.
Помните, например, как этот вопрос решил для себя Садко? – «Весь мир обошёл, а земли лучше своей родной не нашёл – вот оно счастье!»
У другого человека может быть другой ответ на данный вопрос, и это означает лишь, что разные люди живут разными вещами, и их внутренние миры различны. Каждый в поиске.
«Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой, а он мятежный ищет бури, как будто в бурях есть покой».
Мне кажется, что здесь автор указывает на то, что полнота жизни – в текущем мгновении, что человеку необходимо увидеть жизнь вокруг себя в её прекрасном разнообразии, ощутить истинную ценность того, что его окружает, что он привык считать «само собой разумеющимся». На самом деле всё это мимолётно и преходяще, и нам действительно стоит научиться проживать каждое мгновение жизни, сознавая его неповторимость и чудесность.
Человеку свойственно всю жизнь куда-то бежать, и каждое мгновение для большинства является лишь промежуточным на пути к «более важным делам», которые ожидают где-то «там», впереди. Так мы и пробегаем всё время мимо, мимо, мимо… Мимо каждого мгновения, из которых и состоит наша жизнь. Как говорится: «Не заметил, как пролетел день, а потом понимаешь, что это не день пролетел, а жизнь».
Возможно, что Лермонтов хотел выразить мысль, что отсутствие понимания смысла своей жизни заставляет человека заполнить её этим непрекращающимся бегом по кругу, внешне насыщенными событиями (бурями), которые придадут жизни ощущение наполненности, тогда как на самом деле наполненность эта – кажущаяся, о чём и свидетельствует последняя строчка: «Как будто в бурях есть покой».
Таким образом, вопрос о смысле жизни остается актуальным для каждого человека, и требует решения в ином ключе, чем непрерывный бег от одного события к другому.
Вот такое стихотворение Лермонтов написал в семнадцать лет…
Обратите внимание на язык Лермонтова, насколько он музыкален в лучшем смысле этого слова. Текст его стихотворений как будто льётся сам собой как чистая музыка без единой фальшивой ноты. Мне кажется, что можно получить удовольствие даже просто от чтения написанного, безотносительно содержания. Недавно мне довелось перечитать поэму «Мцыри», и этот безупречный чистый язык просто бросается в глаза, обращает на себя внимание.
Впереди три выходных дня, и мне кажется, что у читателя вполне может найтись время, чтобы открыть томик стихов Лермонтова или какой-нибудь литературный сайт в интернете, и почитать другие замечательные стихотворения этого выдающегося поэта-классика.
P.S.
С сентября 2018 года блог продвигается только в рамках того бюджета, который он приносит. Возможности инвестировать в него свои средства у автора больше нет.
Поэтому частота появления новых материалов и их продвижение зависят напрямую от поддержки читателей.
На сегодняшний день возможны четыре формы:
Пополнение карты Сбербанка 5469 4000 4064 2295
Пополнение яндекс-кошелька 4100 1126 170 091,
Взнос через систему PayPal на пользователя regul01pay@yandex.ru (в середине цифры 0 и 1).
Пополнить рублевый кошелек WebMoney (WMR) R412238946091
P.P.S.
Обращаю внимание, что в группе «Регул» в ВКонтакте можно следить также за репостами материалов других авторов, которые я считаю заслуживающими внимания, а также быть в курсе планируемых мероприятий.
Следите за информацией в группе.
До новых встреч!
Оценили 153 человека
172 кармы