Л.Н.Толстой, «После бала» (часть 2)

37 5382

"Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святости – живет среди нас".
(Александр Блок)


Сегодня мы возвращаемся к рассказу Льва Николаевича Толстого «После бала» чтобы вместе с читателем ещё раз поразмышлять над тем, что хотел донести до нас великий писатель.


Название рассказа “После бала” явно указывает на то, что именно после бала случилось то, что с чем связана суть рассказа, и на что хотел обратить внимание читателя Лев Николаевич. Сам герой рассказа говорит, что вся его жизнь изменилась одним утром, и вообще как он считает, многое в жизни человека определяет случай, в частности, именно случай помогает понять, что такое добро и зло (что хорошо, а что дурно). Случай, произошедший ранним утром после бала, о котором рассказывает герой, всё и изменил в его жизни.

Широко известно высказывание французского писателя Анатоля Франса: “Случай – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться собственным именем”. Таким образом, когда Лев Толстой устами своего героя говорит, что в жизни человека всё решает именно случай, он имеет в виду, что всё в жизни человека происходит по воле Божьей, и именно то, что угодно свыше, то и происходит в жизни человека, чтобы раскрыть перед ним те или иные стороны мира. Лев Николаевич Толстой был не только писателем, он был большим философом, и одной из основных мыслей, которую он всегда стремился донести до своих читателей было то, что именно в устремлении к Богу есть единственный смысл человеческой жизни, потом что только душа остается жить, всё же остальное человек теряет со смертью, и поэтому нет никакого смысла в накоплении богатств или других выгод в обществе. Верховенство случая, то есть Бога, есть первая и основная мысль рассказа. Дальнейшее повествование является иллюстрацией этой мысли.


В чём ещё одна важнейшая смысловая линия рассказа? Весь основной сюжет рассказа, по сути, разбит на две яркие картины, каждая из которых описана во всех её подробностях, чтобы полностью погрузить читателя в состояние героя в данный момент.

Сначала мы наблюдаем сцену бала, где единственным центром внимания героя рассказа является девушка, в которую он влюблён. Вся жизнь Ивана Васильевича, тогда ещё молодого, вращается вокруг этой влюблённости. Герой настолько погружён в это состояние влюблённости, что ему кажется, что он готов любить весь мир. Он, например, сожалеет, что окружающие, например, его брат, не испытывают такого состояния, занятые какими-то своими делами.

Затем мы наблюдаем глазами героя сцену жестокой расправы над совершившим побег солдатом. Герой оказывается свидетелем этой сцены, отправившись гулять ранним утром после бала, будучи не в состоянии уснуть от переживаемых им эмоций. Испытав состояние шока от увиденного, он возвращается домой, но опять не может уснуть, и засыпает только вечером, напившись с приятелем.

Что же здесь происходит с героем? Происходит с ним то, что мир, повернувшись к нему двумя совершенно разными и во многом противоположными гранями, показывает одинаковую неестественность обоих сторон жизни человеческого общества. С одной стороны – фальшивая благостность светской жизни с её роскошью, улыбками, “хорошими манерами” и всем прочим, за которой скрывается абсолютно холодная бесчеловечная сущность, равнодушие к живому человеку. С другой стороны – фальшивая “справедливость” устройства общества, в котором можно за что-то зверски истязать человека, не обращая внимания на его мольбы о прощении. Как говорит герой: “Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал, — думал я и старался узнать это; но, сколько ни старался, — и потом не мог узнать этого”.

Осознание героем фальши жизни окружающего его общества и своих чувств, связанных с этим обществом, возвращает его к той единственной точке опоры, которая остаётся – к Богу. Просто потому, что ничего другого у него не остаётся. Перед каждым человеком стоит этот выбор, но не каждый доходит до его осознания – выбор между двумя жизнями. Одна жизнь – светская, другая жизнь – жизнь в служении. Под второй жизнью я не имею в виду жизнь священнослужителя. Напротив, для многих из них их “служение” – на самом деле та же самая светская жизнь. Жизнь в служении означает жизнь с осознанием неизменного присутствия Бога в жизни во всём, что окружает человека. Вторая жизнь начинается только тогда, когда заканчивается первая. В некотором смысле окончание первой жизни может быть названо смертью личности человека. Жизнь с постоянным осознанием присутствия Бога начинается тогда, когда личность человека умирает. Именно этот смысл заключён в названии книги Конкордии Антаровой “Две жизни”, которую я упоминал в статье про литературу. У Кастанеды этот же момент описан в книге “Активная сторона бесконечности” в главе “Неизбежная встреча”. Позволю себе привести оттуда отрывок, потому что он очень важен:


Затем дон Хуан воспроизвел слова своего учителя, добавив, что эта история о человеке, страдающем от глубочайшей меланхолии. Этот человек ходил по лучшим врачам того времени, и ни один из них не смог помочь ему. Наконец он явился в приемную главного доктора — целителя души. Этот доктор предположил, что, возможно, его пациент сможет найти утешение, душевный покой и исцеление от меланхолии в любви. Человек возразил, что любовь никогда не составляла для него проблемы, и что он любил так, как, очевидно, не любил никто в мире. Тогда доктор предложил ему отправиться в путешествие, чтобы взглянуть на разные уголки мира. Печальный пациент ответил, что может сказать без преувеличения, что уже посетил все уголки мира. Врач порекомендовал завести хобби: заняться искусством, спортом и тому подобными вещами. На каждый совет пациент отвечал, как и прежде: он уже прошел через все это и не испытают облегчения. У врача возникло подозрение, что, возможно, тот страдает не чем иным, как патологической лживостью. Он не мог успеть испытать все то, о чем говорил. Но доктор был хорошим целителем, и его наконец-то осенило. «Ах, — воскликнул он, — у меня есть прекрасный рецепт для вас, сэр. Вы должны посетить последнее выступление величайшего из комедиантов наших дней. Оно вам доставит такое удовольствие, что вы совершенно забудете о своей, меланхолии. Вы должны явиться на представление Великого Гаррика!» Дон Хуан сказал, что тот человек взглянул на доктора с самым печальным видом, который только можно вообразить, и произнес: «Доктор, если это ваш последний совет, я пропал. Я и есть Великий Гаррик».


Таким образом, вторая смысловая линия рассказа связана с тем, что это рассказ о том выборе, который стоит перед каждым человеком – между светской жизнью личности и жизнью в служении (жизнью с постоянным осознанием присутствия Бога). Случай, произошедший с героем рассказа, подвёл эту черту в его жизни, закончив жизнь его личности, и обозначив начало жизни в служении.

Надо заметить, что это очень сложный период в жизни человека. Если у него нет достаточной внутренней силы, конец жизни личности часто приводит к смерти, например, в форме самоубийства. Эрих Фромм, например, обратил внимание, что среди различных социальных групп самый высокий процент самоубийств – среди детей обеспеченных родителей (так называемая “золотая молодёжь” по-нашему). Он исследовал этот феномен и пришёл к выводу, что причиной является ощущение этими детьми пустоты жизни. У них с самого начала всё есть, и им не нужно за что-то бороться. Они быстро пробуют все “наслаждения” благодаря своей обеспеченности и приходят к ощущению пустоты жизни. Обычному “простому” человеку “везёт” больше, и у него вся жизнь уходит на зарабатывание куска хлеба, благодаря чему, у него просто не доходит дело, чтобы испробовать все удовольствия жизни. В результате обычный человек часто даже не задумывается о пустоте жизни. Ему кажется, что его жизнь “пуста и скучна” только потому, что у него почти ничего нет. На самом же деле – это его спасительный круг, благодаря которому он не тонет.

В момент смерти личности человека всё решает один единственный вопрос – это вопрос истинной любви. Истинная любовь человека может быть только к своему первоисточнику, Творцу, Создателю, который есть внутренняя суть всего, что нас окружает в своём внешнем проявлении. Если эта связь у человека складывается, то он продолжает жить. Если эта связь у человека не складывается, то шансы на то, что он покончит с жизнью, велики. Или его намерение умереть создаст такие жизненные обстоятельства, что он погибнет. По сути это тот же “суицид”, только силой обстоятельств. Именно это имел в виду Великий Гаррик, который говорил доктору: “Если это Ваш последний совет, я пропал!” Кстати говоря, история про Великого Гаррика – это реальная история в том смысле, что у Великого Гаррика был реальный исторический прототип. Для тех, кто вознамерился осилить все книги Карлоса Кастанеды, замечу, что этот момент является одним из так называемых “абстрактных ядер” и называется “требования намерения”. Если простыми словами, то это один из неизбежных этапов развития осознания человека (доходят до которого в конкретной жизни, правда, далеко не все). Кстати говоря, этот порог неизбежно пересекают (и успешно) те люди, которые испытали в своей жизни естественную (клиническую) смерть. Именно поэтому такой момент всегда приводит к значительному изменению жизни человека. Хочу обратить внимание, что в одной из статей из цикла про суверенитет мы говорили о книге Раймонда Моуди “Жизнь после жизни”, в которой он описывал опыт людей по переживанию клинической смерти, и там есть масса примеров, что действительно отношение человека к жизни после такого момента резко меняется.


Поскольку истинной любовью человека может быть только любовь к Творцу и ко всей созданной им жизни, то вторая смысловая линия рассказа “После бала” – это тема любви. Истинная любовь сменяет внешнюю дутую юношескую любовь (влюблённость). Истинная любовь в том, чтобы любить мир во всех его проявлениях, во всём осознавая присутствие Бога и некую часть Его замысла, которую нужно безусловно принять и по-возможности понять. Сказанное совершенно не отрицает, что с определёнными вещами в мире не нужно бороться – это та самая диалектика восприятия, о которой много сказано у С.Н.Лазарева. Внутренне нужно принимать всё, ибо всё – от Бога. Внешне же можно и нужно развиваться, преодолевая несовершенство в себе, и помогая делать то же самое окружающим.


Именно это мне видится в мольбе татарина, обращённой к окружающим: “Братцы, помилосердствуйте!”

Нас всех так воспитывают, что мы совершенно не смотрим на мир с этой стороны. Часто ли мы задумываемся в жизни о том, что нам нужно проявить милосердие? Думаю, что это слово вполне может претендовать на то, что оно является одним из самых редко употребляемых сегодня в мире. А ведь это самое важное, что мы должны делать – быть милосердными. Все люди есть дети Божьи, а раз так, значит, нет ничего в нашем обществе ценнее человеческой жизни. Но как раз эта самая жизнь ни в грош не ставится. Под жизнью я подразумеваю не только физическую жизнь, хотя и это тоже, но и жизнь души, внутренний мир человека. При этом сказанное про жизнь души означает необходимость сохранения лучших устремлений человека, а отнюдь не удовлетворение его желаний. Последнее не имеет к жизни души никакого отношения.

Мы привыкли делать множество вещей, совершенно ужасных как для нашей души, так и для души других людей. Все знают, что словом можно ударить гораздо большее, чем рукой или ногой. Но как часто мы привыкли высказывать “правду-матку” своим близким; как метко заметил психолог Н.И.Козлов в одной из своих книг: “Всё от сердца – и в самое сердце”.

Нам крайне необходимо почаще вспоминать о милосердии в своей жизни, потому что именно оно есть проявление истинной любви к окружающему миру. И нет ничего такого, что могло бы оправдать немилосердное отношение: “Стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал, — думал я и старался узнать это. Но, сколько ни старался, — и потом не мог узнать этого”.


При этом ведь каждый из людей, даже самый последний негодяй, прекрасно знает, где и в чём он поступает немилосердно. В частности, в рассказе “После бала” чётко показано, что отец Вареньки, в которую был влюблён герой, прекрасно осознавал всю бесчеловечность совершаемой расправы, несмотря на то, что внешне он играл роль палача и надсмотрщика абсолютно уверенно в себе. Однако один прямой взгляд в глаза героя тотчас выдал его внутреннее состояние. Так и со всеми нами – всегда где-то внутри есть голос, который говорит нам, что есть что. Но часто мы решаем не слушать этот голос, и продолжать делать то, что делаем, хотя при этом точно знаем, что поступаем неправильно.


Милосердствуйте. Это никогда не может быть неправильно.

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Сегодня 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
    • Alex
    • 21 декабря 2018 г. 06:27
    "Милосердствуйте. Это никогда не может быть неправильно". :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Он исследовал этот феномен и пришёл к выводу, что причиной является ощущение этими детьми пустоты жизни. У них с самого начала всё есть, и им не нужно за что-то бороться. Они быстро пробуют все “наслаждения” благодаря своей обеспеченности и приходят к ощущению пустоты жизни. Обычному “простому” человеку “везёт” больше, и у него вся жизнь уходит на зарабатывание куска хлеба, благодаря чему, у него просто не доходит дело, чтобы испробовать все удовольствия жизни. В результате обычный человек часто даже не задумывается о пустоте жизни. Ему кажется, что его жизнь “пуста и скучна” только потому, что у него почти ничего нет. На самом же деле – это его спасительный круг, благодаря которому он не тонет. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Достаточно выпукло именно эта мысль по-моему разработана в пьесе Чапека "Средство Макропулоса".
  • Потрясающая по глубине осмысления статья! И ведь всё это мы в глубине души чувствуем, но нередко сознательно глушим голос совести и следуем доводам рассудка, а по сути - выбираем сиюминутную выгоду эгоиста в ущерб истинным потребностям души и духа. И действительно, слово милосердие почти ушло из нашей жизни. Разве что встретишь его в романе 19 века. А ведь до революции медсёстры назывались не иначе, как сестры милосердия. Спасибо!
  • Я не смогла сделать вывод о том, что герой посвятил свою дальнейшую жизнь служению. Меня сбила с толку вот эта его фраза: "Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился." Мне показалось, что он просто сломался, раз оказался "никуда не годным". Спасибо за глубокий разбор. Учимся читать...
  • А ведь это самое сложное - разглядеть в других себя. Заглянуть за ту роль, за эго личность. Особенно когда ты видишь, как тебе грубят или в чем-то обманывают. В сознании в этот момент просыпается и преобладает свои такая же больная эго личность. Как говорят внутренний демон или демоны. Вот самоубийцы и не справляются с ними в себе, потому что себя истинного и связь с Богом теряют.