Поговорим о праздниках

104 8106

Праздник нужно всегда носить с собой.
(Эрнест Хемингуэй)

Каждый восход солнца – праздник, ведь заката может и не быть.
(Роберт Хайнлайн)


Первую статью в новом году мы посвятим разговору о праздниках. Эта тема кажется вполне логичной и своевременной.


Начиная разговор о чём-либо, прежде всего, необходимо “сверить словари”, то есть установить общую отправную точку. Рассматривать различные термины лучше всего в серьёзных толковых словарях, чтобы исключить возможность изначального введения в заблуждения. Например, очень хороший источник был в СССР – БСЭ, “Большая советская энциклопедия”. Также для многих случаев вполне подойдёт толковый словарь Даля или Ожегова; последним мы воспользуемся сегодня. Замечу, что источниками типа “Википедия” лучше не пользоваться, потому что качество информации в них оставляет желать много лучшего. Вообще, в серьёзных кругах ссылка на “Википедию” является дурным тоном (ввиду несерьёзности данного источника).

Что говорится о праздниках в толковом словаре Ожегова? Согласно данному источнику, у термина “праздник” есть три основных значения:

1. День радости и (или) торжества в честь или в память кого-то или чего-то (человека или события)
2. Выходной, нерабочий день
3. День игр, развлечений

Строго говоря, в словаре Ожегова указано пять значений, но они сводятся к этим трём, что нетрудно проверить пытливому читателю.


Нетрудно заметить, что само название термина “праздник” очень созвучно слову “праздный”, что соответствует второму и отчасти третьему пункту в нашем списке значений, взятых из словаря Ожегова. Таким образом, сам термин “праздник” акцентирует внимание на праздное времяпровождение (растрату времени) и во многом это соответствует сути различных праздников и праздничных мероприятий. Поэтому когда мы говорим, что собираемся что-то праздновать, то мы отмечаем тем самым, что не собираемся отмечать никакого события, а собираемся просто лоботрясничать.

Случайно ли всё это? Конечно же, нет. Вот с этим (и со всем другим, касающимся праздников) давайте и разберёмся.

Какие праздники нужны?

Праздник – это “красный день календаря”, как нас учили с детства. Во всяком случае, тех из нас, кто родился в СССР.

Следовательно, прямым назначением праздника является выделить определённые дни календаря как особенные, чтобы сохранить память о событиях, соответствующих этим датам.

А для чего нужна память о событиях? Это в той или иной форме память об ориентирах (маяках), которые должны (призваны) освещать и направлять жизнь общества. Эти ориентиры и маяки должны быть связаны с важными историческими событиями, оказавшими большое влияние на жизнь общества, а также с людьми, участвовавшими в данных событиях.

Тысячу раз прав Эрнест Хемингуэй, сказав, что “праздник нужно всегда носить с собой”. Это как раз и означает, что люди должны, прежде всего, знать, что означает тот или иной праздник, и это знание должно быть с ними постоянно, а не раз в году, когда подходит очередная “годовщина”.

Если такая память о празднике в народе есть, то такой праздник выполняет свою функцию. Если же такой памяти о празднике в народе нет, то такой праздник уже перестал быть ориентиром (маяком) для общества и государства, а значит, то, что такое государство однажды налетит на скалу и разобьётся – только вопрос времени.

Данные размышления кажутся достаточно очевидными.


Возможно, что читатели приведут другие основания, для чего нужны праздники. Мне будет любопытно ознакомиться с такими дополнительными основаниями. Но исходя из технологии анализа (любая дата всё-таки привязана именно к событию), полагаю, что других оснований для праздника нет и быть не может.


Идеальной представляется ситуация, когда все праздники в календаре объединены общей концепцией отношения общества к миру, и являются элементами этой концепции. Насколько я понимаю, например, именно такой подход к праздникам существует в любой серьёзной организационной среде. Например, все религиозные праздники служат одной картине, базирующейся на некотором миропонимании. Или все так называемые сегодня “языческие” славянские праздники тоже были объединены одной общей системой миропонимания и являлись её элементами.

В этом смысле очень интересным и полезным трудом представляется “Круг чтения” Льва Николаевича Толстого, который представляет собой некий литературно-философский вариант ежедневника, календаря на каждый год. Каждая дата посвящена рассмотрению некоторого вопроса отношения к миру – совести, разуму, вере, правде, лжи и так далее. Список этих понятий Л.Н.Толстого, возможно, не является идеальным, но виден целостный подход – систематическое ежедневное осмысление человеком набора понятий, составляющих основу его жизни. К календарю и к праздникам нужен подход такого типа, когда календарь помогает задуматься о жизни, а праздники служат маяками в наиболее важных точках.


Из выявленных и сформулированных выше требований к праздникам следует много очень интересных и важных выводов.


Прежде всего, заметим любопытный юридический казус.

В нашей Конституции имеется запрет на государственную идеологию. Но при этом утвержденные официально на уровне законодательства праздники есть. Но ведь праздник призван, как мы выяснили выше, служить ориентиром и направлять жизнь общества. Что это такое, как не идеология? Вот, например, чтобы далеко не ходить возьмём Новый год, который мы сейчас празднуем. Годовщиной чего он является? Или, другими словами, от какого события он отсчитывается? Как ни странно, но, между прочим, это знают (или осознают) не все. На самом деле, Новый год мы отмечаем от Рождества Христова. В этой связи очень забавно, что в нашем календаре есть отдельная дата для Нового года и отдельная дата для Рождества, потому что оба праздника являются годовщиной одного и того же события. Ещё хорошо, что Рождество мы празднуем только православное, а не католическое, а то у нас было бы три календарных годовщины одного и того же события. Но это уже шутка по ходу дела. Если серьёзно, то Запад находится в том же маразме (без всякого преувеличения) что и мы, потому что у них тоже есть две даты – 1-е января и Рождество (25-е декабря). Но обе эти разные даты для Запада также являются годовщинами одного события, что невозможно. Ну не мог Христос родиться два раза – 25 декабря и 1 января, точно также как он не мог родиться 1 января и одновременно 7 января. Это не что иное, как шизофрения. Празднование по церковному календарю Рождества в любой другой день кроме 1 января эквивалентно использованию собственного календаря, отличного от общепринятого календаря. Каждый может жить по собственному календарю, хотя это и очень неудобно. Но нельзя жить по двум календарям сразу. Поэтому когда бы человек ни праздновал Рождество, Новый год (от Рождества Христова) он должен праздновать в этот же день, повторюсь, потому что независимо от того, был Христос или нет, он не мог родиться дважды. То есть Рождество может быть только 1-го января и никак иначе.

Но рассмотрим теперь сам по себе праздник Нового года. Поскольку это празднование точки отсчёта от рождения Иисуса, то этот календарь изначально является христианским (неважно, православным или католическим). А значит, государство признаёт христианство как основную идеологию. Просто уже на том уровне, что оно утверждает Новый год как точку отсчёта в календаре и как ежегодный праздник. Соответственно, само наличие Нового года как праздника (да даже и само наличие Нового года в его нынешнем значении) означает существование и доминирование христианской идеологии, причём, не только в нашем государстве, но и во всех других государствах, которые также признают данный календарь и живут по нему. Я не обсуждаю вопрос о том, “хорошо” это или “плохо”. Я просто констатирую факт, что наличие в государстве календаря и Нового года в его нынешнем понимании означает автоматическое принятие государством христианской идеологии. А это в нашей стране (да и в ряде других стран) формально входит в противоречие с указанной статьёй Конституции.

Введение любого праздника в календарь на законодательном уровне, безусловно, означает принятие соответствующей идеологии на уровне государства. Это даже не логическое следствие, это просто одно и то же, просто разными словами. Выражаясь математическим языком, это тождество – “полностью идентичные вещи”.

Комплекс праздничных мероприятий.

Как мы выяснили выше, праздник – это память о важных исторических событиях, которые призваны служить ориентиром для жизни общества.

Соответственно, с этой точки зрения совершенно недостаточно просто отметить тот или иной праздник в календаре. Государство просто обязано, как механизм управления, обеспечить память в народе о данном событии, чтобы каждый гражданин чётко знал, что празднуется и почему празднуется, и почему это так важно помнить, и что из этого следует, и так далее. Иначе происходит подмена и профанация – люди празднуют, а что празднуют – не знают. А если знают – то как может, например, появиться у нас в стране какой-нибудь Коля из Уренгоя со своим “особым взглядом” на День Победы и вообще на войну с фашистской Германией?

Иными словами, в день праздника собственно праздничные мероприятия как таковые – это может быть и важная часть, но второстепенной важности. А первостепенной важности являются мероприятия просветительские, и они должны быть, как минимум приурочены к празднику, а как максимум – введены в образовательную систему и в информационное поле на уровне постоянных мероприятий. Чтобы, например, всю нужную информацию о Великой Отечественной войне граждане вообще и дети в частности получали не раз в году, а постоянно, по мере жизни, изо дня в день, везде, где это уместно и необходимо.

Если же праздник превращается просто в набор шествий, фейерверков и прочей показухи, то это подмена понятий и никакой памяти в народе такой праздник не создаёт, то есть не выполняет своего прямого назначения. Это очень хорошо видно на примере сегодняшнего дня народного единства. Очень многие вообще понятия не имеют, что это за праздник, и не могут даже двух слов на эту тему связать, не то чтобы внятно и понятно рассказать, что это за праздник, и какую память о каких исторических событиях он несёт.

По сути дела, в праздник вообще нельзя заниматься праздным времяпровождением, необходимо именно уделить время памяти о конкретном событии.

Также очень важным моментом является понимание человеком значения праздника для его сегодняшней жизни – как в целом жизнь сегодня зависит от памятного события, так и в частности, что должен делать человек в своей конкретной жизни в связи с этим. Без понимания такой связи прошлого с настоящим и с будущим целостное миропонимание разрывается и становится фрагментированным, выборочным и оценочным (как ещё говорят, калейдоскопическим). А в таком миропонимании человек не может действовать адекватно и неизбежно сталкивается с проблемами. Это то же самое, что ходить на корабле по морю без маяков – рано или поздно налетишь на мель или на скалу.

Название праздника, термин “праздник”.

Здесь мы сразу приходим к тому, что сам термин “праздник” очень неудачен, а термины никогда не появляются “случайно”, они всегда кем-то придумываются, и только потом уже утверждаются на нижестоящих управленческих уровнях. Поскольку терминологии данного типа в нашем законодательстве нет, то можно точно сказать, что это терминология надгосударственного глобального управления, и появилась она у нас совершенно не случайно. Она просто “спущена” (навязана) к употреблению и принята.

По сути дела, праздник должен объединять людей. В этом смысле английское название “celebration” куда более точное (на их языке). Александр Драгункин в своей книге “Пять сенсаций” высказал очень похожую на правду точку зрения, что (условно) “русский” язык (точнее, его прямой предок) является самым древним языком в сегодняшнем мире, а другие языки являются теми или иными его осколками. В частности, это касается английского языка. За доказательной базой отсылаю к данной книге. В этой картине слово “celebration” созвучно слову “целый”, то есть содержит прямое указание именно на то, что праздник должен объединять людей. Поэтому данное слово я и полагаю более точным.

Если обращаться к русским словам, то очень подошло бы просто слово “радость”, как это ни банально или непривычно для нашего слуха по данному поводу. Также вполне подошло бы слово “благая весть” (без всяких церковных ассоциаций), потому что праздник это самая что ни на есть благая весть. И кстати в случае принятия такого термина сразу встал бы вопрос о содержании этой самой вести в каждом конкретном случае. Слово же “праздник” настраивает на пустое времяпровождение, растрату времени без понимания сути праздника, и уже, поэтому, очевидно, что оно выбрано совершенно не случайно. Этот термин активно участвует в технологии подмены понятий и вырождении истинного смысла любого праздника.

Вредные праздники.

Из того что мы выше сформулировали о праздниках, должно быть понятно, что вредны те праздники, которые разъединяют людей, противопоставляя одних другим. Поэтому вообще к вопросу праздников надо подходить крайне осторожно.

Создавая огромное количество праздников, даже если они официально не утверждены как календарные праздники и выходные дни, мы создаём ситуацию противостояния различных частей общества друг другу. Особенно это касается праздников, которые изначально существуют в разной концепции. Например, с праздником 8 марта, имеющим подчёркнутую “гендерную” направленность прямо входят в конфликт различные праздники ЛГБТ. Соответственно, создание на любом уровне подобных праздников ЛГБТ (даже не утверждённых государством) уже есть мина, заложенная в общество, в котором праздник 8 марта существует как официально утверждённый государством. В полной мере сказанное относится, например, к Хэллоуину, который является реальным вызовом для всех христианских праздников вместе взятых. Такая же проблема противостояния заложена в различные профессиональные праздники. У одних специалистов профессиональные праздники есть, а у других нет. Значит, в обществе неминуемо возникает некоторое напряжение, что одни профессии ставятся выше других. Опять же, разные профессиональные праздники могут по-разному отмечаться. Читатель может возразить, что профессиональный праздник может быть связан как раз с неким событием. Например, день космонавтики – это день полёта в космос первого человека – Юрия Алексеевича Гагарина. Ну, так это очень просто решить. Надо просто назвать вещи своими именами. Это не день космонавтики, а день покорения космоса. Вот и всё. И сразу снимаются все вопросы – кто первый выходил в космос, когда, кто это был, и так далее.

Ещё одна категория крайне вредных праздников – это всевозможные “день влюблённых”, “день семьи”, “день верности”, “день знаний”, “день учителя” и так далее. Почему? Потому что всех людей неизбежно возникает мысль, что проявлять внимание к семье, к верности, к возлюбленным, к знаниям, к учителям и так далее – надо только один день в году. А в другие дни – что, не надо, разве? Почему день знаний – это только 1-е сентября? А что, 2-го сентября знания уже не в почёте? А почему день учителя – это 5-е октября? А что, 10-го октября учителя уважать уже не надо? А день верности – это что такое вообще? Один день в году надо быть верным, что ли? А остальные 364 дня в году можно спокойно изменять? А день семьи? Один день в году вспоминаем, что семья – это нечто важное для общества и для государства? Так и есть. Именно так и делается. Раз в году отметили – и забыли до следующего года. Эти праздники прямо работают против тех целей, на которые они якобы направлены. И механизм очень простой – людям на уровне подсознания вбивают, что обо всех этих вещах надо помнить только один день в году. Ну а потом просто в какой-то момент вообще помнить перестанем.


С пониманием всего сказанного выше очень полезно посмотреть на календарь, в котором мы живём, и на праздники, которые у нас есть – как “официальные”, так и “неофициальные”. Всего перечислить невозможно, да и не нужно. Задачей данного материала является дать читателю отправную точку для формирования собственного отношения к различным праздникам.

К задаче “минимум” можно отнести собрать информацию хотя бы по основным историческим событиям, лежащим в основе наиболее важных праздников, официально установленных как государственные праздники и выходные дни, чтобы знать, о чём эти праздники, и быть способным объяснить это окружающим.

К задаче “максимум” относится, конечно, знание глобального исторического процесса в целом, из которого и берут своё начало все праздники, как “официальные”, так и “неофициальные”. Но на это, конечно, не у каждого есть время.

Разумным компромиссом является знание задачи “минимум” и инструментария данной статьи, чтобы иметь возможность разобраться с любым праздником в случае возникновения такой необходимости. Помните, что календарь – это очень важная вещь, одна из фундаментальных в нашей жизни, и в нём нет вообще ничего случайного. Всё, что вставлено в календарь, вставлено не просто так, и преследует конкретные цели. Если вы не понимаете этих целей, значит, вы автоматически следуете тем целям, которые установили те, кто ввели в календарь эти (конкретные) события.


P.S.

С сентября 2018 года блог продвигается только в рамках того бюджета, который он приносит. Возможности инвестировать в него свои средства у автора больше нет.

Поэтому частота появления новых материалов и их продвижение зависят напрямую от поддержки читателей.

На сегодняшний день возможны следующие варианты:

1) Пополнение карты Сбербанка 5469 4000 4064 2295 (Visa, MasterCard)
2) Пополнение карты Сбербанка 2202 2024 8326 2949 (МИР)
3) Пополнение яндекс-кошелька 4100 1126 170 091,
4) Взнос через систему PayPal на пользователя regul01pay@yandex.ru (в середине цифры 0 и 1).
5) Пополнить рублевый кошелек WebMoney (WMR) R412238946091
6) Пополнить долларовый кошелек WebMoney (WMR) Z882719938327
7) Пополнить евро кошелек WebMoney (WMR) E099914820138


P.P.S.

Обращаю внимание, что в группе «Регул» в ВКонтакте можно следить также за репостами материалов других авторов, которые я считаю заслуживающими внимания, а также быть в курсе планируемых мероприятий.

Осталось 10 дней до окончания записи на январский вебинар по работе с информацией, который пройдёт 12-13 января 2019 года. Подробности здесь.

Следите за информацией в группе.


До новых встреч!

«Я даже не знаю их имен»
  • Nikkuro
  • Вчера 10:53
  • В топе

Сын композитора Таривердиева офицер спецназа ГРУ Карен Таривердиев    «Я был ранен в ногу. Снайпер стрелял точно, но хотел, чтобы меня взяли в плен. Он выстрелил и попал, лиши...

"50 лбов — и я, девочка": Лолите передали "горячий привет" с фронта. Чиновники слова о "москалях" забыли

Олег БеликовБойцы на передовой открыто обвиняют "властелинов коридоров власти" в предательстве. Очередным поводом для негодования героев стал концерт Лолиты Милявской в Ярославле. Парни в камуфляжах в...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Все верно - праздники должны быть единой системой, которая с свою очередь отражает миропонимание Общества и его целеполагание (идеология). Для примера далеко ходить не надо: СССР. По моему мнению все праздники в Союзе были как бы нанизаны на 7 Ноября - День Великой Октябрьской Социалистической Революции содержание которого - освобождение труда от угнетение капиталом. Соответственно: - 8 марта - освобождение женщин о угнетения; - День Конституции - основной закон страны Социализма, т.е. страны социального равенства, отсутствия эксплуатации человека человеком, что и было закреплено в основном законе; - 23 февраля - создание РККА - Рабоче-Крестьянской Красной Армии (в название уже заложена основа связи с Днем революции); - 9 Мая - в основе и 7 Ноября, и создание РККА, и как осознание общей борьбы всего Общества, всей Социалистической страны и именно под командованием Сталина ИВ! - Новый год - подведение итогов года трудовыми коллективами. - Рождество и пасха на государственно уровне не отмечались, но в семьях отмечали и эти христианские праздники на бытовом уровне как-то не мешали государственным. Как только победившая либеральная идеология выдернула основу из системы советских праздников, 7 ноября, то система и рассыпалась. А попытка навязать новую систему на основе 4 ноября - не складывается, ибо - день Конституции - это не праздник, ибо это не народная Конституция, тем более когда права народа повсеместно ущемляются (факт существования безработицы!, рост цен, повышение пенс. возраста, скукоживание сферы бесплатного образования, медицины и пр.); - 23 февраля и 8 марта - по инерции пока; - 9 Мая на государственном уровне с драпировкой Мавзолея - совсем уж позорище, потому как это с позволения сказать правительство к Дню победы вообще не имеет никакого отношения. И мне представляется, что в существующей сегодня системе координат стройной системы праздников создать не получится. А чтобы получилось, нужно менять координатную сетку, выдернув из нее либеральную основу.
  • Спасибо за статью. Очень нужная и полезная информация. И упакована очень целостно.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Не знаю, как в Европе, а у нас, за 70 лет Советской власти, произошёл разрыв Нового Года и Рождества. Новый Год воспринимается, как некая реперная точка, точка завершения одного цикла и начала следующего. А Рождество... большинством народа оно вообще никак не воспринимается (конечно кроме 3-х процентов воцерковлённых).
  • Для меня, чем больше праздников - тем лучше. Но только официальных. Поясняю: я рабочий и работаю по непрерывному графику. А это означает, что мне приходится работать в любой день согласно графика невзирая на праздники, а это в свою очередь означает, что в праздничные дни я получаю вдвое большую зарплату, а буржуины получают сответственно меньшую долю прибыли с меня в виде прибавочной стоимости. Поэтому для меня любой государственный праздник - это хорошо!