С.Есенин, “Еду, тихо, слышны звоны…” (часть 2)

39 6331

“Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком”.
(Максим Горький)


Сегодня мы разберём предыдущее литературное задание – стихотворение Сергея Есенина “Еду, тихо, слышны звоны…”



Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.


© Сергей Есенин, 1914 г.


В минувшие выходные прошёл очередной вебинар по технологии анализа и другим технологиям работы с информацией, и мы на нём коснулись темы данного стихотворения, а также работы над классическими литературными произведениями в целом.


Прежде всего, хотелось бы обратить внимание читателя на то, что участие в работе над литературными произведениями крайне важно по целому ряду причин.

В русской классической литературе, как верно заметил в одной из своих программ “Бесогон” Михалков, поставлены и решены все основные вопросы, стоящие перед человеком. Их не так много, этих вопросов – в чём смысл жизни, что в жизни самое ценное, что такое на самом деле свобода, ответственность, любовь и другие базовые вещи и понятия… По этому поводу Валерий Викторович Пякин говорил, что литература – это уроки нравственности. В общем-то, это разными словами об одном и том же. Знать всё это важно потому, что нравственность человека помогает ему ориентироваться в жизни, чувствовать, что хорошо, а что плохо, куда следует двигаться в жизни, а куда нет. Даже если человек не понимает, почему, то нравственное чувство подскажет ему правильную дорогу интуитивно и поможет утвердиться в своём решении.

Литература помогает посмотреть на происходящее другими глазами, сместить фокус восприятия с привычных вещей на те, которые не принято замечать. Это развивает гибкость восприятия.

Литература сама по себе является одним из исторических документов. Классики описывали реальную жизнь, поэтому изучение литературы помогает знанию истории. Это две разных стороны одной медали.

Литература помогает знать культуру, развивает чувство прекрасного, понимание, чем настоящее искусство отличается от подделок под него и фальсификаций искусства. Человек, разбирающийся в литературе, никогда не скажет также, что какой-нибудь рок или рэп – это “тоже музыка”, а какие-нибудь Малевич или Пикассо – это “тоже художники”. Ему будет очевидно, что это не так.

Литература помогает почувствовать свою национальную принадлежность, связь со своим родом, предками, потому что показывает, как они жили и чем дышали.

Литература помогает увидеть взаимосвязи в жизни, потому что настоящий классик всегда показывает какой-то вопрос по существу и цельно. Именно этим настоящая классика отличается от посредственной литературы. Например, Достоевский был великолепным знатоком человеческой натуры, психологии, философии. Его образы полны, в них видно, откуда берут свои истоки те или иные проблемы, и к чему они приводят в результате. Знающий это человек, будет куда лучше ориентироваться в процессах, протекающих в сегодняшнем мире, будет понимать их глубинный смысл, причины возникновения и неизбежные результаты.

Возможно, я перечислил не все значения от изучения классической литературы, но даже перечисленного должно быть с лихвой достаточно, чтобы думающий человек понял, насколько это важно, и какую колоссальную роль это играет в его жизни. Изучать классику надо не для какого-то абстрактного “культурного уровня”, чтобы выглядеть умным и культурным. Это необходимо для выживания здесь и сейчас. Это такие же знания, как и всё остальное, причём, знания важнейших областей – социологии, истории, психологии, философии и многого другого. Всё это способна дать человеку классическая литература.


Хочу подчеркнуть ещё раз всё сказанное выше и призвать читателей блога к участию в нашей работе с классической литературой, а также, по-возможности, привлекать к этой работе молодёжь, школьников, студентов, которые наверняка есть в круге друзей и знакомых, либо являются детьми друзей и знакомых. Мы берём для разбора небольшие произведения, которые можно достаточно быстро прочитать. И мы отводим для их разбора достаточно большое время, не устраивая гонок, как это делается в школьной программе, чтобы напихать в головы школьников такое количество литературы, чтобы вызвать у них естественную рвоту и отторжение прочитанного, а также нежелание читать когда-либо ещё в жизни.


Возвращаясь к стихотворению Есенина, которое было дано в качестве литературного задания, обращаю внимание на следующее. Это стихотворение прежде всего ценно своими образами, передачей взгляда автора на природу. Подумайте о том, что для того, чтобы описать зимнюю природу так, как это сделал Есенин, мало просто быть писателем. Нужно иметь совершенно другой взгляд на окружающий мир. Одна из читательниц правильно заметила в своём комментарии, что если бы на месте Есенина был какой-нибудь современный человек, он всё увидел бы совершенно другими глазами: “Зима, холодно! Надо быстрее ехать! Куда смотрит этот чёртов ямщик? Надо погонять лошадей! Опять дует ветер, да ещё прямо в лицо! И этот снег! В такую погоду плохой хозяин собаку на улицу не выгонит!” – и так далее. Нас давно приучили на всё смотреть как потребители. Всё должно быть для нас, для какого-то удобства и результата, который надо получить побыстрее. Нас не учили чувству прекрасного, чувству красоты. Нас не учили видеть красоту в окружающем мире. Не в музее, не в каком-то храме или соборе, а в повседневной жизни, в природе. В той самой природе, которую мы называем сегодня не иначе, как “дикой”. Вдуматься только! – насколько смещены акценты. Мы настолько отдалились от природы, что называем её дикой. Это мы дикие со своим взглядом на мир, а не природа. Природа – это наша мать, и это самое прекрасное творение в мире. Человек в своих лучших творениях имеет только очень грубое приближение к той красоте, утончённости и совершенству, которые есть в природе. Искренне считать природу дикой может только человек с совершенно искажённым и неадекватным отношением к миру.

Мы отучились смотреть на мир так, чтобы видеть в нём красоту. Мы намерены видеть только то, что даст нам какую-то выгоду, какой-то результат. То, что нам чем-то выгодно, нас интересует. То, что нам выгоды не приносит, оставляет нас равнодушными. Это и есть хищнический взгляд на мир. Когда люди спорят о том, вегетарианец человек или хищник, они не учитывают то, как человек смотрит на мир, а это самый натуральный взгляд хищника. Причём, не просто хищника, а жесткого и равнодушного хищника. Как вегетарианцы пожирают свои растения? Думают ли они о том, что растения тоже живые, как и животные? Думают ли они о том, что у растений есть своё осознание и своя душа? Да им наплевать на это с высокой башни! Они поедают растения сырыми, рвут их при этом на части руками и зубами. Это куда более зверское отношение к живым существам, чем поедание приготовленного мяса. Это то же самое, как если бы обычные люди живьём пожирали животных, отрезая от них, живых, куски мяса, при этом равнодушно глядя на боль и страдания этих животных.

Взгляд сегодняшнего человека на мир – это вне всяких сомнений взгляд хищника, который берёт в расчёт только то, что диктуют ему его хищные звериные желания. Это не взгляд творца, это не взгляд разумного человека, это не взгляд существа, желающего жить в гармонии с окружающим миром. Это взгляд жестокого и равнодушного паразита, который намерен только потреблять, и которого не интересует ничто иное.

В стихотворении Есенина показано, что так было не всегда. И что были люди, которые смотрят на мир совершенно иначе. В зимнем ветре и снеге они видят не проклятие, а красоту. В зимнем лесу они видят не одиночество, пустоту и мрачность, а сон, дрёму, сказочные образы и какую-то тихую музыку жизни.


Такие стихотворения помогают осознать, какие колоссальные изменения произошли в нашей жизни и в нашем восприятии окружающего мира, и что изменения эти – отнюдь не в лучшую сторону. Является ли наш сегодняшний взгляд на мир неким “прогрессом” или “развитием цивилизации” по сравнению со взглядом автора стихотворения? Риторический вопрос. Техника – это ничто, это просто средства, обеспечивающие жизнь. Какова жизнь по своей сути, совершенно не зависит от уровня развития техники. Жизнь – это то, что люди делают, и то, как они смотрят на мир. И это стихотворение отличная иллюстрация, как деградировал человек в своём взгляде на мир за те сто с небольшим лет, которые прошли с момента написания данного стихотворения.

Зато “Ты достоин!” – слышим мы сегодня с экранов телевизора. Кто мы? Кто эти мы, “достойные”? И почему, с какой радости мы чего-то достойны, если мы так убоги в своём взгляде на мир, и в своём образе жизни?


Я предлагаю читателю подумать над всем этим.

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Классика делает нас чище, лучше, здоровее. А в здоровом организме нет места социальным глистам. Но они очень хотят паразитировать. Поэтому изо всех сил отравляют токсичным ядом "модернизма" и "современного искусства". Так чего мы достойны, на самом деле?
  • :thumbsup: :thumbsup:
  • Прекрасное стихотворение, прямо прочувствовала все это, пока читала. Со статьёй согласна - нас учат быть потребителями и полностью искореняют в нас Человека
  • "Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу." Я стесняюсь спросить а последнее слово , что Есенин имел ввиду? в данном контексте.
  • "...с какой радости мы чего-то достойны, если мы так убоги в своём взгляде на мир, и в своём образе жизни?" - очень верные слова. Прогресс у большинства ассоциируется только с развитием техники и телесным комфортом. Антропоцентризм поставил человека на уровень "Бога" и сделал для большинства ненужной "дикую" природу. Выросло целое поколение смотрящих вниз в смартфон, которое не только не видело звёзд, но даже не подозревает об их существовании. Классика - это литература (музыка, искусство) на все времена. Поэзия - её квинтэссенция, несколько строк порождают такие чувства, такую мысленную картину, что порой можно сравнить с живописной. На мой взгляд, японские тристишия (как форма) просто вершина поэзии: 15 слогов и такие образы возникают в сознании. Поэт, в моём понимании, не только тот, кто пишет стихи, но и тот, кто воспринимает Мир как единое гармоничное целое. А тот, кто может передать это своё со-чувствование другим - так просто великий Поэт.