Обеспокоенный решением новой власти сделать церковное имущество народным достоянием, в январе 1918-го добрейший патриарх Тихон пишет послание к верующим, в котором предаёт большевиков анафеме. За время Гражданской войны Патриарх подписал от имени Всероссийского собора 16 антисоветских посланий. И «кровавые палачи» наказали его домашним арестом. Какое зверство! Впрочем, обо всём по порядку.
В сети не так много статей, посвящённых советскому разведчику Сергею Карину-Даниленко. Поэтому очерк г-на Веденеева о «страницах биографии» этого выдающегося чекиста я начал читать с огромным интересом.
Список литературы, это ж прямо-таки слюнки текут — архивы, архивы, архивы, сборники документов, опять архивы… Смутила, правда, ссылка на «Новую газету», но тут же успокоил титул автора очерка. А г-н Веденеев не просто погулять вышел, он — целый Доктор Исторических Наук, это вам не хрен с грядки… Чтиво обещало быть интересным. Напрасно обещало. Интерес пропал уже после первого абзаца:
На скрижали хрестоматийного жизнеописания заслуженного чекиста не принято было заносить его ведущую роль в изощрённой борьбе безбожной власти со Святою Соборною и Апостольскою Церковью, с единством Православия в Украине в 1923 — 1931 годах…
Да, как-то так. По вступлению сразу ясно, что в очерке не будет ни новой, интересной информации, ни аналитики. Зато можно с уверенностью сказать, что встретятся там сотни раз перепетые антисоветские байки, почерпнутые из источников типа ТАСС (не того ТАСС, которое «Телеграфное Агентство Советского Союза», а того ТАСС, которое «Тётя Аня Соседке Сказала») да «Новой газеты» (которая, кстати, недавно порадовала свеженькой сенсацией: Савинков не совершал самоубийства, это Ленин приказал выбросить его из окна). Смотрим…
Так и есть. Я зналЪ!
Г-н Веденеев называет истребителя террористов Павла Судоплатова «террористом СССР № 1», пишет об истязаниях и пытках в ЧК, ссылаясь на бредни алкоголика-дегенерата Оси Брика, но самая вкусняшка начинается, когда Дохтур переходит к излюбленной теме антисоветчиков — «Адские Страдания Святой Церкви Под Сапогом Безбожных Коммуняк». Начинает он сразу с ужастиков:
«Гибель православного клира носила поистине мученический характер. „24 декабря 1918 года епископов Феофана Соликамского и Андроника Пермского заморозили в проруби. В Свияже епископа Амвросия замучили, привязав к хвосту лошади. Епископа Исидора Самарского посадили на кол, епископа Никодима Белгородского забили железным прутом, епископа Ревельского Платона, обливая водой на морозе, превратили в ледяной столб. В январе 1919 года был повешен на царских вратах церкви архиепископ Воронежский Тихон, и вместе с ним замучено 160 иереев. Такая же участь ожидала и простых священнослужителей. В Богодухове Харьковской губернии монахинь бросили в яму и похоронили живьём, в Херсонской губернии трёх священников распяли…“»
Мамочки, жуть какая! А где г-н Веденеев это вычитал? Ааааа, статейка г-на Анисимова. Где ещё сказано, что Патриарх Тихон в январе 18-го года предал анафеме «организаторов красного террора», не взирая на то, что оный террор начался в сентябре 18-го года. Источник, достойный Доктора Наук, какой разговор…
Вот так вот и ходят байки из статьи в статью. Один г-н высасывает из грязного пальца «сенсацию», потом сочинения г-на цитирует какая-нибудь «Новая газета», потом материалы из «Новой газеты» перепечатывает в своём очерке Научный ПрофЭссор, а следующий сочинитель уже ссылается на очерк ПрофЭссора — как на солидный, достоверный источник. Круговорот антисоветчины в природе.
Если уж начинать травить байки, то почему слово предоставляется только одной стороне конфликта? Давайте выслушаем страшилки от коммунистов:
«В Сызрани толпа, натравливаемая священниками, ворвалась в детдом, где стала осматривать детей на наличие у них нательных крестиков, после чего забила до смерти шестерых детей, у которых их не было. „Этих молодых змеёнышей необходимо извести с лица земли“, — кричали детоубийцы. В Раифской пустыни (в одном из казанских монастырей) монахи сожгли живьём семерых представителей Рабочего Совета. В Солигаличе попы расстреляли председателя местного Совета Вилузгина, а его тело разорвали на куски. В результате организованных попами погромов только зимой 1918–1919 годов было убито 138 коммунистов».
Можно ещё вспомнить рассказы о смиренном отце Ионе, возглавлявшем контрразведку у атамана Дутова; можно упомянуть о присвоении законченному палачу-дегенерату Семёнову звания «Кавалер Святого Гроба Господня»; можно рассказать страшилки о банде священника Кузнецова…
Думается, подобного рода клише основаны, хотя бы частично, на правде. В стране шла Гражданская война и народ озверел в самом прямом смысле. Чекисты при допросах полагались не только на Ленинскую Правду, но и на Товарища Маузера, да. Однако и контрразведка белых развязывала язык не молитвой и увещеванием. Глупо оспаривать тот факт, что в Гражданскую погибло множество священников, но объяснять их гибель «преследованиями за веру» просто нелепо. Всероссийская чрезвычайная комиссия 11 июня 1918 г. оповещала население:
«…ни один священник, епископ и т. д. не был и никогда не будет арестован только за то, что он духовное лицо; те же, кто ведёт контрреволюционную деятельность, независимо от своей принадлежности к духовному званию, будут привлекаться к ответственности, но не за религиозную, а за антиправительственную деятельность».
Кто-нибудь захочет оспорить тот факт, что РПЦ с самого начала заняла враждебную позицию по отношению к большевикам? «Гидра большевизма и после всех ударов, нанесённых ей нашими доблестными армиями, стоит ещё с поднятой головой… Церковь должна поднять и крест и палицу свою против этой гидры, как подняла бы она все оружие своё против антихриста…» — как-то так. В белых армиях священники занимались идеологической работой и поддержанием боевого духа бойцов. Были своего рода комиссарами. Напомнить об участи красных комиссаров, попадавших в плен к белогвардейцам?
Продолжим изучать душераздирающие истории от г-на Веденеева. А он, рассказав о неописуемых зверствах большевиков, переходит к личности Патриарха Тихона.
«Сам Патриарх Тихон подвергался аресту и допросам во внутренней тюрьме ГПУ».
Какое неслыханное беззаконие — живого человека (а тем более — Патриарха!) сажать в тюрьму, да ещё и допрашивать! Вот негодяи эти гэпэушники. А за что же это они так с Тихоном? Что он им, гадам, сделал? Давайте посмотрим на историю непростых взаимоотношений Патриарха и советской власти.
Итак, большевики приходят к власти и вскорости издают «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Этот декрет Всероссийский священный собор объявил «злостным покушением на весь строй жизни православной церкви и актом открытого против неё гонения». Вот текст самого декрета:
«1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными Обрядами или церемониями.
5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.
7. Религиозная клятва или присяга отменяется.
В необходимых случаях даётся лишь торжественное обещание.
8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений.
9. Школа отделяется от церкви.
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.
12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ сбавляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».
Где тут «сатанинские гонения», о коих вопиет священный собор? Я-то думал найти в декрете положения типа такого: «категорически запрещается христианская вера вообще и Православная Церковь в частности, церковные иерархи объявляются врагами народа 1-й категории и подлежат немедленному распятию на крестах в административном порядке, верующие объявляются врагами народа 2-й категории и подлежат высылке на Соловки и клеймению малой печатью антихриста (ГОСТ № 666/13-М). Мва-ха-ха-ха-ха!» А декрет вполне себе нейтральный, если только… А, весь шум из-за пунктов 12 и 13, не так ли? Не нравится иерархам «бесплатно пользоваться» «зданиями и предметами», хочется непременно ими владеть? То есть, будем откровенны, разговор идёт не о свободе совести, не о проповеди Евангелия, а о деньгах, ценностях и недвижимости. Так бы и говорили, а то — «гонения, гонения»…
Обеспокоенный покушениями новой власти сделать церковное имущество народным достоянием, добрейший патриарх Тихон пишет послание к верующим, в котором предаёт революционеров анафеме. Патриарх призывает верующих людей встать на защиту «попираемых ныне прав Церкви Православной» и противопоставить большевикам «силу своего святого воодушевления». Причём Патриарх вполне себе понимает, что «силы воодушевления» может оказаться недостаточно, если власть прибегнет к жёстким мерам. «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовём вас, возлюбленные чада Церкви, зовём вас на эти страдания вместе с собою словами святого Апостола: „Кто разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?“ (Рим. 8,35)». Всего за время Гражданской войны Патриарх успел подписать от имени Всероссийского священного собора 16 антисоветских посланий, обращений и воззваний. И кровавые палачи наказывали его помещением под домашний арест. Неслыханное зверство, да.
Но в феврале 1922-го года Тихон пишет очередное послание — против изъятия церковных ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья.
«Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство — миряне отлучением от Неё, священнослужители — извержением из сана».
Вот так. «Не можем одобрить» даже ради помощи голодающим, ага. (Приходит на ум евангельское: «Просящему у тебя хитон — отдай и гиматий»…) Как там Чичагов писал? «Последние верующие — содрогаются от развращения или бесчувствия духовенства», так? Патриарх уже учёный, он не анафематствует, он просто пишет, что, мол, «не может одобрить» действия власти.
Но результат — многочисленные кровавые эксцессы при изъятии ценностей, в том числе и с человеческими жертвами (всего было зарегистрировано 1414 инцидентов). Самое крупное столкновение произошло в Шуе. События в этом маленьком городке даже обсуждались на заседании Политбюро. Дзержинский писал в докладной записке: «Патриарх и его банда открыто противодействуют изъятию церковного имущества… Сейчас уже более чем достаточно оснований для ареста Тихона и наиболее реакционных членов Синода».
А Ленин на шуйские события откликнулся знаменитым секретным письмом членам Политбюро: «Если сопоставить то, что сообщают газеты об отношении духовенства к декрету об изъятии церковных ценностей, а затем то, что нам известно о нелегальном воззвании патриарха Тихона, то станет совершенно ясно, что черносотенное духовенство во главе со своим вождём совершенно обдуманно проводит план дать нам решающее сражение именно в данный момент».
Именно тогда Патриарха и заключили под стражу — обвинив в саботаже и антисоветской деятельности. А как ещё следует расценивать послание, в коем под страхом отлучения от Церкви запрещено выполнять распоряжения правительства? Если ЭТО не назвать саботажем, то что такое саботаж вообще?
Причём и в данном случае речь идёт не о свободе совести и не о праве на христианское мировоззрение. В послании Тихон зовёт «возлюбленных чад» отстаивать имущество РПЦ, не щадя живота своего. Иронично, что при этом сам Патриарх, как пишет г-н Веденеев,
«Под угрозой применения санкций, вплоть до высшей меры наказания… …выступил с заявлением от 16-го июня 1923-го года в Верховный Суд РСФСР с ходатайством об изменении принятой в отношении него меры пресечения, и выражал раскаяние в „поступках против государственного строя“».
Ага, здорово. «Под угрозой применения санкций»… А как же «страдать за дело Христово», презирая скорбь, тесноту, гонение, глад, наготу, беду и меч? Типа как — «под угрозой смертной казни, апостол Пётр обратился к императору Нерону с раскаянием в преступлениях против Римской Империи и просьбой о помиловании».
Впрочем, что тут сравнивать — во времена Нерона речь шла о праве христиан исповедовать свою веру и нести людям Слово, а в 1923-м году речь шла о праве РПЦ владеть недвижимостью и считаться юрлицом. Почему и не пойти на компромисс, правда ведь?
Кстати, риторический вопрос. Непреклонность Патриарха Тихона в вопросах защиты церковного имущества — чему способствовала? Умиротворению страны, скатившейся в жуть и мрак Гражданской войны? Или разжиганию той самой войны? Чуть ниже мы увидим, что по этому поводу говорил сам Патриарх.
А пока — продолжим изучать очерк г-на Веденеева. Продолжим. «Кровожадные большевики» освободили Патриарха из узилища и не присудили ему даже условного срока. Повод порадоваться за Тихона, счастливо избежавшего «санкций вплоть до etc»? Нет, это повод посетовать, что даже публичное покаяние
…не спасло Патриарха от дальнейшей «разработки»… Ему планировали вменить в вину «сношение с иностранными государствами или их отдельными представителями с целью склонения их к вооружённому вмешательству в дела Республики, объявлению ей войны или организации военной экспедиции», что влекло высшую меру наказания с конфискацией имущества.
Читатель должен сделать вывод, что кровавая гэбня норовила сжить со свету несчастного, невинного Патриарха и с этой целью хотела предъявить ему вымышленные, высосанные из пальца обвинения в преступлениях, которых Тихон и не думал совершать.
Однако, кровавая гэбня из статьи г-на Веденеева явно не способна к логическому мышлению. Патриарх Тихон УЖЕ признался в антисоветской деятельности и сношениях с «внутренней и внешней контрреволюцией», зачем было выпускать его, а потом снова сажать, но уже по сфальсифицированному делу? ЗАЧЕМ? Чекистам что, заняться больше нечем было? Или им сам процесс фальсификации нравился? Второй вопрос — если хотели посадить, так почему не посадили? Поводов не было? Поводы были. И дело не только в абстрактных измышлениях чекистов.
ГПУ в своих сводках фиксирует всё новые и новые случаи антисоветской деятельности последователей Тихона:
Июнь 1924-го года. Среди тихоновцев выявляется ряд религиозно-монархических организаций. В Воронежской губ. имеется такая организация под названием «Комитет спасения», в своих воззваниях прямо призывающая к восстанию. В Иркутской губ. попами и кулаками было подкуплено лицо, бросившее гранату в клуб РКСМ во время антирелигиозного вечера (несколько человек ранено). В Тамбовской и Актюбинской губерниях попы призывали к выступлению во время закрытия церквей. В ряде других губерний ими велась агитация против Советской власти, налогов, кооперации, проповедовался конец мира, поминался в богослужениях Николай Николаевич, распространялась антисоветская литература. Отмечена также попытка связаться с заграницей (Приморская губ.).
Июль 1924-го года. В Иркутской губ. тихоновцами распространялись черносотенные воззвания.
Август 1924-го года. Случаев черносотенной и антисоветской агитации было немного, они наблюдались в Орловской, Архангельской, Иркутской, Вятской, Алтайской губерниях и Сибири.
Сентябрь 1924-го года. В Саратовской губ. отмечены случаи антисоветской деятельности со стороны тихоновцев. В Мар[ийской] области путём обложения местных крестьян собрано 1900 пуд. ржи на постройку церкви.
Октябрь 1924-го года. Повсюду тихоновцы ведут антисоветскую агитацию, распространяя всякого рода провокационные слухи. Епископ Ярославский произносил обличительные речи против «безбожного правительства». Используется всякое неблагоприятное Советской власти событие (недород, наводнение и т. п.) для подчёркивания проявления «кары божьей» (Орловская губ.), в Приморской губ. отмечена агитация попа среди красноармейцев.
Ноябрь 1924-го года. За отчётное время тихоновцами распространялись воззвания: епископа Соловья (в Череповецкой губ., отпечатанные на стеклографе), брошюры обличительного характера против большевиков (в Акмолинской губ.). В Приморской губ. найдено до 2000 экз. антисоветского воззвания, распространяемого монахами Щацкого монастыря. Кроме того, в ряде мест велась монархистская агитация, распространялись разные ложные и провокационные слухи и т. д.
В последнее время среди верующего населения наблюдается некоторый подъем религиозного чувства… Черносотенные церковники в лице попов, монахов и церковно-приходских советов используют эти настроения при всяком удобном случае в антисоветских целях, стараясь вооружить верующую массу против Советской власти или даже толкнуть её к агрессивным действиям. За последние 4–5 месяцев имели место до 20 случаев крупных столкновений верующих, натравливаемых черносотенными церковниками, с представителями власти, причём эксцессы сопровождались набатным звоном, угрозами по адресу представителей власти, нападением на последних, а в некоторых случаях даже убийствами. Наряду с этим черносотенными церковниками (тихоновцами) ведётся и систематическая антисоветская работа под флагом борьбы с атеизмом путём проповедей, бесед, лекций и т. д., устраиваемых в церквах, в которых развивается мысль об антихристовой сущности Советской власти и необходимости в силу этого борьбы церкви с последней.
Весьма большую роль в создании антисоветского настроения среди верующих играют церковно-приходские советы, которые, сконцентрировав в себе почти весь активный монархический элемент и в силу своего легального существования, имеют большие возможности в области влияния и руководства верующей массой.
Это — выдержки из ежемесячных обзоров политического состояния РСФСР, подготовленных информационным отделом ОГПУ. Подчёркиваю — ЭТО НЕ ПРОПАГАНДА, нацеленная на разжигание неприязни к Церкви, а совершенно секретные документы, предназначенные исключительно для глаз первых лиц государства.
«В настоящее время тихоновщина — наиболее сильная и многочисленная из оставшихся в СССР антисоветских группировок», — докладывало руководству 6-е отделение СО ОГПУ. Антиправительственная агитация, саботаж, терроризм, вымогательство — прямо не священники, а сиднеи рейли какие-то. Странно было бы, если бы при всём при этом слежка за Тихоном НЕ велась.
Впрочем, сам Патриарх, видимо, был непричастен к подрывной деятельности (что подтверждается отсутствием каких-либо репрессий со стороны власти). Публично покаяться перед Советами, получить прощение, а потом взяться за старое — это было бы совсем по-иезуитски. А Тихон был честным и порядочным человеком и собирался выполнять данные Верховному Суду обещания. Говорят, он даже повесил на дверь своего кабинета бумажку с надписью: «С антисоветскими предложениями не входить».
Продолжим изучать исторический триллер от г-на Веденеева. Итак, по официальным данным, Патриарх Тихон скончался от сердечной недостаточности… ИЛИ НЕТ?!!!
«Имеются свидетельства, что именно настойчивые требования СО ГПУ к Патриарху подписать разработанный чекистами документ (известный как „Завещание“ Патриарха Тихона и существующий в нескольких редакциях, в том числе — с правками Е.Тучкова), переданный через митрополита Крутицкого Петра (Полянского, будущего местоблюстителя Патриаршего Престола, после 12 лет ссылок расстрелянного в октябре 1937-го), привели к резкому ухудшению здоровья и ускорили смерть владыки».
Да зачем же некоторым историкам непременно хочется, чтобы Патриарха «уморила кровавая гэбня»? Очевидно, эти историки считают: домашнего ареста и пары месяцев на Лубянке недостаточно для того, чтобы Тихон выглядел «пострадавшим от безбожной власти». И смерть от «заурядной» сердечной недостаточности — это как-то не очень романтично. Нужно что-нибудь позабористее. Добавим детектива! К примеру — «злые чекисты огорчили Тихона до смерти», во! Отличный сюжетный ход. Ещё одно преступление коммунистов раскрыто. Детский сад, чесслово. Давайте вообще всех, кто умер в 20-е годы от болезней сердца, запишем в жертвы коммуняк. Явно же люди неспроста померли — это их Советская власть расстроила. Можно вообще всех умерших с 1917-го по 1991 объявить жертвами репрессий. «Советский строй ворвался даже в сны монархиста!»
Если уж рассматривать версию, что причиной ухудшения здоровья Тихона стало душевное потрясение — почему нужно считать его причиной именно требования подписать какой-то документ? У Патриарха было много других поводов для стресса. Например — попытка ограбления его дома в Донском монастыре. В декабре 1924-го двое грабителей пытались ворваться в покои Тихона, похитили с вешалки в прихожей шубу, и застрелили келейника Патриарха, Якова Полозова. Почему бы не считать именно это событие роковым? Потому, что тогда в истории не будет злых чекистов? Ладно, рассмотрим документ, коим, по мнению упомянутых г-ном Веденеевым «исследователей», гэпэушники умучили несчастного Тихона.
Существует семь редакций «Завещательного послания Патриарха Тихона». Историки до сих пор не могут придти к единодушному мнению по поводу того, какая из редакций принадлежит перу самого Патриарха, а какая — перу начальника 6-го отдела СО ОГПУ Евгения Тучкова. Конечно, завещание такого авторитетного иерарха, каким был Тихон — документ архиважный. И чекисты, несомненно, принимали участие в редактуре. Существует даже версия, что Тихон вовсе писал «завещания», уж больно скандальными кажутся исследователям отдельные положения «послания».
Патриарх кается перед Советской властью:
«Противу распространяемых врагами нашими ложных и суетных мнений, Мы в полном сознании былых заблуждений, чистосердечно в них раскаявшись, торжественно и всенародно признали новый порядок вещей и Рабоче-Крестьянскую власть народов, правительство коей искренно приветствовали».
Затем призывает православных отмежеваться от контрреволюционеров:
«Мы особенно обращаемся и призываем церковно-приходские общины, в особенности их исполнительные органы церковно-приходские советы, прекратить антиправительственные замыслы, не питать надежды на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть — это действительно народная Рабоче-Крестьянская Власть, а потому прочная и непоколебимая».
Сильно, да. Но ничего нового. Ещё летом 1923-го года Патриарх выпустил два воззвания, подлинность коих не оспаривается. Первое гласило:
Получив ныне возможность возобновить Свою прерванную деятельность служению Святой Православной Церкви и сознавая Свою провинность перед Советской властью, выразившуюся в ряде Наших пассивных и активных антисоветских действий, как это сказано в обвинительном заключении Верховного Суда, т. с. в сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, анафематствовании Советской власти, воззвании против Брестского мира и т. д. Мы по долгу христианина и архипастыря — в сем каемся и скорбим о жертвах, получившихся в результате этой антисоветской политики. По существу, виноваты в этом не только Мы, но и та среда, которая Нас воспитала, и те злоумные люди, которые толкали Нас на эти действия.
С самого начала существования Советской власти, как враги её, они старались свергнуть её через Церковь нашу, для чего, как Главу последней, старались использовать. Будучи бессильными побороть Советскую власть открыто и прямо, они хотели добиться её уничтожения окольными путями, прибегая к Церкви и Её пастырям.
Сознав Свою провинность перед народом и Советской властью, Я желал бы, чтобы так поступили и те, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные действия с врагами трудового народа — монархистами и белогвардейцами и, желая свергнуть Советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий. Как ни тяжко сознаваться в этом преступлении, но Мы должны сказать хоть и горькую, но истинную правду сию.
Мы осуждаем теперь такие действия и заявляем, что Российская Православная Церковь аполитична и не желает отныне быть ни «белой», ни «красной» Церковью. Она должна быть и будет Единою, Соборною, Апостольскою Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены.
Через два месяца вышло новое воззвание, в котором Патриарх ещё более категоричен:
Ныне Церковь решительно отмежевалась от всякой контрреволюции. Произошла социальная революция. Возврат к прежнему строю невозможен. Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они ни жили — дома или за границей, которые вспомнили о Ней только тогда, когда были обижены русской революцией, и которые хотели бы Ею (Церковью) воспользоваться для своих личных политических целей. Церковь признает и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти.
Так что ничего принципиально нового в «завещательном послании» нет. В нём Патриарх просто обобщил и повторил то, что он уже не раз говорил ранее. Почему же Тихон должен был распереживаться до смерти из-за очередной редакции?
В заключение хочется отметить один интересный момент. «Исследователи» типа г-на Веденеева обычно льют на советский период истории России вёдра чёрной краски. При этом исследователи наивно считают, что измажут только коммунистов, а излюбленные самими исследователями персонажи останутся чистыми. И что получается на деле?
Приведу цитату из сочинения Патриарха Сергия (Страгородского) «Правда о религии в России»:
«За годы после Октябрьской революции в России бывали неоднократные процессы церковников. За что же судили этих церковных деятелей? Исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисоветскую работу. Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего общего с чисто церковной жизнью религиозных организаций и чисто церковной работой отдельных священников».
Хочется задать прямой вопрос не только г-ну Веденееву, но и всем историкам, кричащим о «гонениях на Православие в СССР»: Патриарх Сергий НАГЛО И БЕЗОТВЕТСТВЕННО ВРЁТ? И если ответ на этот вопрос будет утвердительным, то возникает следующий: Как назвать Патриарха, который предал и оболгал тысячи «мучеников, пострадавших за веру»? Да что Сергий… А сам Тихон, каявшийся в антисоветских преступлениях? Кто он после этого?
Если мы признаем, что советская власть была властью антихриста, то Патриарх, канонизированный РПЦ, выглядит со своим покаянием — трусливым приспособленцем, готовым ползать на брюхе перед «антихристом» ради спасения своей шкуры. «Апостол Пётр покаялся за преступления христиан вообще и за поджог Рима в частности, а также вознёс молитвы за великого императора Нерона», да. Так кто он — Патриарх Тихон? Трус и предатель? Или человек, осознавший свои заблуждения и имевший мужество публично признать ошибки? На этот вопрос лучше ответить словами самого Тихона:
«Наши враги, стремясь разлучить нас с возлюбленными чадами, вверенными Богом нам — пастырям, распространяют ложные слухи о том, что мы на патриаршем посту не свободны в распоряжении словом Нашим и даже совестью, что мы засилены мнимыми врагами народа и лишены возможности общения с паствою, Нами ведомою. Мы объявляем за ложь и соблазн все измышленья о несвободе Нашей, поелику нет на земле власти, которая могла бы связать Нашу Святительскую совесть и Наше патриаршее слово».
К сожалению, современных «докторов исторических наук» мало интересуют цитаты из первоисточников. Если факты противоречат их «теориям», то тем хуже для фактов. «Докторов» интересует лишь мнение отщепенцев и раскольников. А сама Церковь вообще вернулась к риторике Гражданской войны.
Этот пост является антирекламой клерикальных фальсификаций.
Помните, товарищи:
Рот Фронт!
Оценили 46 человек
74 кармы