Маркантонио Раймонди создавал гравюры по работам Рафаэля и сделал невероятно популярным искусство печатания в XVI веке. График выпустил первый в истории тираж эротических гравюр, сидел в тюрьме за распространение порнографии и пережил судебное разбирательство с Дюрером за подделывание его гравюр.
Выставка предприимчивого графика эпохи Ренессанса Раймонди впервые проходила в галерее «Уитворт» Манчестерского университета под названием «Маркантонио Раймонди и Рафаэль» летом 2017 года.
История жизни и творчества автора привлекает публику не меньше, чем «запретные» гравюры, которые поставили крест на карьере художника.
Итальянский рисовальщик и гравёр на меди. «Первый крупный мастер, посвятивший себя популяризации произведений других художников». Известен как автор более трёхсот гравюр с произведений художников эпохи Возрождения, в том числе по рисункам Рафаэля, и памятников античности: архитектуры, ваз, орнаментов.
Работы предоставили крупнейшие музеи страны — среди них Британский музей, Музеи Виктории и Альберта, Фитцуильяма, Кэмбриджа, Ашмола, Оксфорда и Королевская коллекция, а также зарубежные государственные собрания.
Маркантонио Раймонди (ок.1480−1534) учился в мастерской известного ювелира и художника Франческо Франча в Болонье, и был тесно связан с кругом поэтов и ученых Болонского университета. Вскоре он оставил карьеру ювелира, чтобы заняться более перспективным и новым искусством — печатанием, которое открывало новые горизонты — возможность многим людям приобретать, любоваться и коллекционировать выдающиеся произведения.
Во время своего пребывания в Венеции в 1506—1508 гг. он исследовал творчество Дюрера — его энергичную линию, технику штриховки и моделирования. Мастер сделал копии около 70 гравюр Дюрера, ксилографий и гравюр на меди, — переводил даже монограмму немецкого графика.
Узнав об этом, в 1506 году Дюрер подал на него жалобу в синьорию и выиграл дело. Этот инцидент — едва ли ни первое в истории судебное разбирательство по делу об авторском праве.
В 1510 году Раймонди отправился в Рим, чтобы работать среди самых плодовитых и передовых художников своего времени. Он познакомился с творчеством лучших художников Ренессанса. Особенное впечатление на него произвели Микеланджело (в особенности его работа «Битва при Кашине«) и Рафаэль, с которым он вскоре подружился и начал создавать гравюры по фрескам и живописным произведением Рафаэля. Работа с Рафаэлем была огромным достижением для него и приносила выгоду обоим.
Гравюры Раймонди по работам Рафаэля очень широко распространились в Европе, они произвели сенсацию и способствовали быстрому росту популярности Рафаэля — художника.
Рафаэль, работая над росписями в Ватиканском соборе в 1510—1512 гг. изобразил своего делового партнера в Станце «Изгнание Элиодора из храма». Высокий мужчина с длинными волосами и бородой на первом плане, несущий носилки с папой Юлием II, — это Маркантонио.
В первые годы работы с Рафаэлем Раймонди создал лучшие свои работы.
Это гравюры на библейские тему и сюжеты из греческой мифологии по произведениям Рафаэля. В них сохраняются идеальные образы великого Мастера, а в той части работы, которая требовала самостоятельной работы гравера — закругления и затемнения, фон и ландшафт, — в резце Раймонди также чувствовалось высокое мастерство и свобода, внимательное отношение к деталям, присущее графикам Северного Возрождения.
Самые известные произведения Раймонди — «Избиение младенцев», а также «Аполлон и Гиацинт» — редкий эстамп, прибывший из Британского музея. В последующие годы его гравюрам характерны холодное, резкое использование цвета и менее дисциплинированный рисунок.
Куратор выставки 2017 года и преподаватель истории искусства Манчестерского университета Эдвард Вук (Edward Wouk) обнаружил альбом с графикой Раймонди в Библиотеке Джона Райландса:
«Никто не знал о его существовании. Вероятно, книга была одним из пяти художественных альбомов, приобретенных Миссис Райландс вместе с коллекцией эстампов».
Гравюры из альбома были оцифрованы и впервые зрители их смогли увидеть на выставке, «полистав альбом» на виртуальном стенде.
Рафаэль был очень успешным в финансовом отношении и привлекал к работе многих учеников.
Раймонди, присоединившись к Рафаэлю, завел собственную мастерскую, обзавелся помощниками.
Самыми талантливыми из них были Марко да Равенна и Агостино Венециано.
Их работы также представлены на выставке.
Серия порнографических гравюр, напечатанная Раймонди в 1524 году, стала чрезвычайно популярна, однако она поставила крест на его карьере.
Эротические рисунки были созданы на вилле банкира Агостино Киджи, где собирались художники и писатели, приверженцы свободных отношений в любви (позже ее назовут «Вилла Фарнезина»).
Пиры и празднества, которые устраивал в своей загородной вилле банкир Киджи, еще при его жизни обросли легендами. Виллу расписывали Рафаэль, Джулио Романо, Себастьяно дель Пьомбо и Джованни Бацци. Подчиняясь вкусам владельца, росписи рассказывали о чувственных земных и небесных удовольствиях, поэтому поэты нарекли райские сады и виллу Киджи новой обителью богов и муз.
В этой атмосфере гедонизма родилась идея изобразить чувственные наслаждения. «Почему глаз не должен видеть то, что его больше всего восхищает?» — спрашивал частый гость на вилле — поэт Пьетро Аретино.
Так, за разговорами о сладострастии, Джулио Романо, ученик Рафаэля, сделал эротические рисунки, а Маркантонио Раймонди сделал по ним 16 гравюр и напечатал большим тиражом. Серия получила название «I Modi. Позы» или «Любовь Богов» и иллюстрировала 16 разнообразных любовных поз.
Папа «закрывал глаза» на затею, пока гравюры были в ходу лишь на вилле, когда же они были напечатаны и стали массово доступны (а тем более — популярны), гравёра посадили в тюрьму, а листы уничтожили. Джулио Романо избежал наказания, — он благоразумно уехал из Рима и стал придворным художником в Мантуе.
Раймонди вскоре освободили по ходатайству кардинала Медичи, скульптора Бандинелли и Аретино. Но после выхода из тюрьмы его репутация пошатнулась. Он пережил еще один удар — пленение во время взятия Рима испанцами в 1527 году. После уплаты выкупа художник был разорен и уехал в Болонью, где умер в 1534 году.
На выставке зрители увидели фрагменты эстампов из серии «Любовь Богов», сделанные Раймонди.
Пьетро Аретино впоследствии напишет 16 «сладострастных сонетов» к рисункам. В 1527 году гравюры были напечатаны с сонетами Аретино и издание стало первым эротическим бестселлером в Европе.
Оно тоже было уничтожено, считаясь символом разврата. Несмотря на преследование цензурой и уничтожение тиражей, альбом был частично восстановлен и дополнен рисунками других художников.
Он был широко известен в просвещённых кругах Ренессанса, не утратив свою популярность в последующую эпоху. «Запретные красоты» лицезрел Шекспир, Пушкин, Гессе.....
Оценили 3 человека
8 кармы