«На лепестках Цветов написано посланье». Цветы как символ в искусстве.

0 99
Мечтательность. Альфонс Муха. 1897.

Изысканные натюрморты и дивные растения на полотнах живописцев — цветы могут не только украсить вид, но и открыть тайный смысл, передать послание внимательному исследователю. Листаем пленительный гербарий, изучая таинственный сад цветочных символов.

Флора. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1634.

Гимн красоте божественного творения

Силу воздействия живописных образов на религиозные чувства верующих прекрасно понимали отцы церкви. И, несмотря на аскетизм ранних сюжетов, роза и лилия одними из первых стали пользоваться особым вниманием.

Алтарь Барди. Сандро Боттичелли. 1485.


Благовещение. Левая створка триптиха. Ян ван Эйк. 1434

Лилия — любимица древних властителей и императоров. С расцветом христианства ее белоснежным лепесткам было доверено символизировать непорочность Девы Марии. Цветок стал практически неизменной деталью сцен Благовещенье в европейском изобразительном искусстве.

Праздник четок (Праздник венков из роз)Альбрехт Дюрер1506

Роза — покорительница сердец, — никогда не была лишена внимания. Ее насыщенный красный цвет и шипы красноречиво повествовали о страданиях Христа. Сплетённые же вместе белые (символ чистоты Марии) и алые розы знаменовали собой объединение в вере всех христиан.  

Ирис — белый символизирует чистоту, синий — материнскую скорбь.

Дева и дитя с четырьмя ангелами. Герард Давид. 1510-1515.

Изображение цветов в религиозных сюжетах позволяло навеки запечатлеть красоту мудрости и щедрости самого Творца, напоминая и о бренности земной жизни.

Цветы в стеклянной вазе, распятие и череп. Ян Давидс де Хем. 1645.

 Эта христианская идея отражена в картине Яна Давидса де Хема «Натюрморт с распятием и черепом». О скоротечности жизни в цветочном memento mori, как правило, напоминает изображение часов или черепа. В натюрморте же с другим набором предметов в этой роли выступает сам цветок. 

Включенный в букет хлебный колос символизирует не только хлеб Причастия, но и Воскресение, поскольку человек, подобно зерну, возрождается к новой жизни после погребения в землю. В композиции другой картины Яна Давидса де Хема «Букет цветов в стеклянной вазе», — очевидно доминирование алого мака и белой гвоздики. Внимательному зрителю мак напоминал о скоротечности живой красоты, а скрытые в нем семена — о смерти и забвении. Белая гвоздика символизировала чистую и ясную христианскую жизнь.

Цветы в вазе. Ян Давидс де Хем. 

На протяжении XVI столетия светская символика в искусстве постепенно отвоевывала все больше прав. Так, красная гвоздика — в христианском искусстве символ любви и страдания, ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом, уже все чаще в портрете XV—XVI вв., особенно в парном, сопровождает влюбленных и служит указанием на обручение. Цветок стал общепринятым, и по сей день сохранившим свое значение атрибутом доблести и отваги, революции, причем, не только Октябрьской, но, прежде всего, Французской.

Портрет купца Георга Гиссе. Ганс Гольбейн Младший. 1532.
Мужской портрет. Ян ван Эйк. 1435.
Мадонна с гвоздикой, Леонардо да Винчи, 1478.
Мужчина с розовой гвоздикой. Андреа Соларио. 1495.
Портрет Помпеюса Окко. Дирк Якобс. 1531.
Автопортрет. Отто Дикс. 1912.

В случае многозначности символа принимается во внимание то из его значений, которое соответствует общему духу картины. 

Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом).  Альбрехт Дюрер. 1493.

Например, чертополох в Германии указывал на помолвку — этот намек и усматривали раньше исследователи известного автопортрета Альбрехта Дюрера с чертополохом. Однако надпись в верхней части картины — «мои дела определяются сверху» (стар. нем.), — указывает на еще одну символику растения — Страсти Христовы. Так художник выразил преданность Богу, подчеркнув свою мысль чертополохом в руке.

Братья Лимбург

В миниатюрах календарей франко-фламандских часовников XV в., цветы — признанные атрибуты апреля и весны вообще в позднейших циклах картин на тему «Месяцы» или «Времена года». 

Один из самых изысканных образов возрождающейся природы запечатлен в миниатюре «Апрель» («Роскошный часослов герцога Беррийского») братьев Лимбургов: дамы в изящных платьях собирают цветы на яркой зелени луга.

 

Антонис ван Дейк

Но что нам «скромные цветы»? Довольно неожиданно выглядит «Автопортрет с подсолнухом» Антониса ван Дейка. Дело в том, что подсолнух был только-только завезен испанцами в Европу из Перу (произошло это в 1569 г.), и еще столетие его выращивали в садах как диковинку. Заметив, что подсолнух поворачивается вслед за небесным светилом, его стали считать символом солнца (Творца, монарха) и судьбы, а также верности. Видимо, изображение растения на автопортрете придворного живописца — свидетельство непоколебимой преданности мастера своему покровителю, английскому королю Карлу I.

Автопортрет с подсолнухом. Антонис ван Дейк. 1632.

«Я вышла в сад …» Белла Ахмадулина

Появление и распространение «несерьезной» цветочной живописи в Европе было результатом интенсивного развития садоводства — как научного, так и любительского. Растительный мир, окружавший художников, с середины XVI века начал изменяться. Путешественники и торговля сделали свое дело.  Одними из первых преобразили сады восточные луковичные растения, а затем к ним стали постепенно прибавляться диковинки из Нового Света.

Цветы в китайской вазе. Йоханна Хелена Херольт.

Ботаника обрела самостоятельность, отделившись от медицины, составной частью которой была до этого. И художники обратили особое внимание на цветочную живопись, к тому же ученые, большинство из которых работали в Голландии, заказывали рисунки растений для исследовательских целей.

«Чудесный гость далекого Ирана»

«Портреты» цветов заказывались и владельцами садов, чтобы увековечить диковинные и экзотические и просто прекрасные цветы, собранные или выведенные хозяином. Садоводы, занимавшиеся разведением и выведением редких видов, заказывали рисованные каталоги для презентации покупателям посадочного материала. Особую актуальность такие каталоги приобрели в период пресловутой тюльпаномании. Спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии во второй половине 30-х годов XVII в. достигла поистине степени безумства, когда за луковицу тюльпана редкой новой окраски закладывали дом. Неудивительно, что тюльпаны можно увидеть практически в каждом букете, написанном в первые сорок лет XVII столетия, и больше всего сохранилось альбомов именно с этими цветами. Одна из таких книг — «Тюльпановая книга» Якоба Маррела (1642) — содержит лист с ценами на тюльпаны в 1635—1637 гг., в самый разгар тюльпаномании.

Колесница Флоры. Гендрик Пот. 1640.

Аллегорическая картина Гендрика Пота (1580−1657) — популярный лубочный сюжет, высмеивающий простаков-спекулянтов. Повозка с богиней цветов (только тюльпаны) и её праздными спутниками катится под уклон в пучины моря. За ней бредут ремесленники, забросившие орудия своего труда в погоне за лёгкими деньгами

Первые станковые натюрморты появились в 1600-е гг. в творчестве Яна Давидса де Хем, Якоба де Гейна, Руланта Саверей, Яна Брейгеля, Амброзиуса Босхарта и представляли собой искусные композиции из разнообразных цветов в изысканной вазе. Такие букеты кажутся написанными с натуры, однако присмотритесь: они составлены из растений, цветущих в разные сезоны. Живописцы выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, и затем использовали эти наброски в различных работах

Ваза с цветами. Ян Давидс де Хем. 1660.

Цветы. Ян Давидс де Хем. 1660.

Ян Брейгель Младший

Корзина с цветами. Ян Брейгель Младший. 1620.
Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры. 
 Ян Брейгель Младший, 1640.
Флора в цветах. Ян Брейгель Младший. 1640-е
Пять чувств: Запах. Ян Брейгель Младший. 1617.
Пять чувств: Зрение. Ян Брейгель Младший. 1617.

Рассматривая изысканные букеты, знатоки с любопытством читали цветочные «письма». Уж они-то знали, что орхидеи затаили ревность, подозрительность, и обман. 

Ирис уже перестал напоминать о скорби Божьей матери и начал воспевать Весну и возрождение.

Лаванда символизирует деревенскую жизнь, крестьянство, и, в то же время, желание, порок, разврат, потерю невинности. 

А вот тюльпаны, памятую о своем бурном коммерческом прошлом, преобразились в символ богатства, процветания, торговли, и это объяснимо самой историей бытования цветка.

Святое семейство под пальмой (Мадонна под пальмой). Рафаэль Санти. 1506.

Одуванчик, из символа младенца Христа (на тондо Рафаэля изображен слева у края плаща Иосифа) трансформировался в трогательное напоминание о детстве, тоске по прошлому.

Орест Адамович Кипренский

Символика активно использовалась в искусстве до второй половины XIX века. «Говорящий гербарий» можно увидеть на полотнах Ореста Кипренского. «Бедная Лиза» нежными пальчиками держит хрупкий красный цветок — это ее любовь и судьба.

Бедная Лиза. Орест Адамович Кипренский. 1827.

Балерина Екатерина Телешова в образе Зелии — героини балета «Приключение на охоте», — демонстрирует идеализированный букетик полевых цветов, намек на простодушие театрального образа. 

Портрет танцовщицы Е.А. Телешевой. Орест Адамович Кипренский. 1828.
 Цыганка с веткой мирта. Орест Адамович Кипренский. 1819.

Цыганка прижимает ветку мирта — атрибут Афродиты. Однако у мирта есть еще одно значение — символ язычника обращенного в христианство. И, пожалуй, это наиболее вероятное объяснение присутствия детали на портрете цыганки (как известно, ромы принимают религию страны, где они проживают).

Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. Орест Адамович Кипренский. 1823

На портрете Е. Авдулиной отчетливо видна одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта. Его белый цвет — символ нравственной чистоты, но, в то же время и смерти: осыпающиеся лепестки — уже ставший хрестоматийным намек на быстротечность молодости и красоты. Художник грустил: ему довелось покинуть солнечную Италию и вернуться в Петербург.

Тамара Лемпицка.

Цветы, учитывая, заложенную в них природой идею роста и плодородия, издревле связывали с женской сексуальностью.

Портрет Иры П. Тамара Лемпицка. 1930.
Весна. Тамара Лемпицка. 1930.
Натюрморт с портретом Арлетт. Тамара Лемпицка. 1930.
Каллы. Тамара Лемпицка. 1931.

Тамара Лемпицка считала каллы самыми женственными и эротичными цветами и постоянно включала их в свои натюрморты. 

Джорджия О’Кифф

В картинах Джорджии О’Кифф критики практически единодушно усмотрели эротические намёки. А известный фотограф Альфред Стиглиц считал работы О’Кифф манифестацией «вечной женственности».

Розовый душистый горошек II, Джорджия О’Кифф. 1940-е.
Канна красная с оранжевым. Джорджия О’Кифф. 1922.
Орхидеи. Джорджия О’Кифф. 1941.
Красная канна. Джорджия О’Кифф. 1919.
Дурман (Белый цветок №1)
Джорджия О’Кифф
1932 год

"Ладонь твоя росой окроплена, раскрылся пальцев розовый бутон..." - Данте Габриэль Россетти.

К XIX веку символика изображенных предметов в живописи утратила свое глубокое значение, и цветочные штрихи нам могут показаться всего лишь красочными акцентами живописного полотна. Тем не менее, в викторианскую эпоху развился свой специфический язык цветов. 

Символизм, отражённый на картине Данте Габриэля Россетти «Вероника Веронезе» (1872), включает освобождённую из клетки птицу, а ромашки в птичьей клетке— запертую энергию, примулы— символ юности, нарциссы— отражение мыслей.

Вероника Веронезе. Данте Габриэль Россетти. 1872.

Переполнено символикой и полотно Данте Габриэля Россетти «Леди Лилит» (1867). Идею картины раскрывает сонет «Телесная прелесть».

"Спокон веков она мужей влекла,

Улавливая души и тела

В силки страстей, как в наши времена. 

Ей любы мак и томных роз цветы; 

Кого, Лилит, не зачаруешь ты, 

Твой поцелуй и сонных грез настой». 

Роскошный цветок мака в черной вазе символизирует не только воображение и вечный сон, но также наслаждение и неизбежность смерти.

Леди Лилит. Данте Габриэль Россетти. 1873.

Фиалки — символ скромности и верности. Так, на портрете своей жены Эммы Хилл, Форд Мэдокс Браун вкладывает в руки своей возлюбленной, разрушенной алкоголизмом, букет из увядших цветов. Он писал: «Теперь, когда она лежит в постели разбитая лихорадкой, она выглядит прекрасной и молодой, как когда-то».

Выздоравливающая. Портрет жены художника.  Форд Мэдокс Браун. 1872.


Значение первоцвета изменяется в зависимости от окраски, но в картине Эдвина Лонгсден Лонга «Дочери нашей империи. Англия: первоцвета» (1887) желтый задуман как символ молодости и любви.

Дочери нашей империи. Англия. Первоцвет.  Эдвин Лонгсден Лонг. 1887.

Картина Джона Эверетта Милле «Офелия» известна благодаря детализированному изображению растительности реки и на речных берегах. Когда художник рисовал обреченную Офелию Шекспира, в пышной сцене смерти он изобразил все цветы в соответствии с оригиналом текста и ботанической точностью. В каждом из растений закодирован определенный смысл: лютики означают неблагодарность, плакучая ива, склонившаяся над девушкой, — знак отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность. Розы традиционно говорят о любви и красоте, кроме того, один из героев трагедии называет Офелию «роза мая»; ожерелье из фиалок знаменует скромность и верность, так же как и растущие на берегу незабудки; алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе.

Офелия. Джон Эверетт Милле. 1852.

И, хотя, сегодня в большинстве живописных сюжетов натюрмортам, цветам и растениям определена второстепенная роль, попробуйте прислушаться к тихому разговору детей Флоры: они вам расскажут много интересного.

Автор Елена Настюк

Мда. Какое-то "минорное" окончание сего повествования. Надо чем-либо его подвести, хотя бы чуть-чуть, к "мажору". "Дерево счастья". 

"Дерево счастья"


«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...