«Мир искусства». Ностальгия по прекрасному далеко.

4 419
Групповой портрет художников общества «Мир искусства». Эскиз неосуществленной картины, Борис Михайлович Кустодиев.  1910-е

«Мир искусства» — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы.

Коллективный фотопортрет мирискусников в 1914 году. 

Наследники Пиквика

Кажется, феномен, подобный объединению «Мир искусства», мог зародиться только в Петербурге. Именно там в частной школе Карла Мая, из стен которой в разное время вышли три десятка будущих членов Академии наук или Академии художеств, в 1887 году образовался кружок «Невские пиквикианцы». 

Ученики школы — Александр Бенуа, Вальтер Нувель, Дмитрий Философов и Константин Сомов, а также примкнувшие к ним позднее Сергей Дягилев и Леон Бакст собирались, чтобы совместно изучать историю искусств (главным образом живопись и музыку).

Благодаря энергии и организаторскому дарованию Дягилева узкий круг избранных любителей искусства, названный в честь первого романа Чарльза Диккенса, перерос в более солидную группу «Мир искусства». К ней присоединились московские художники Константин Коровин, Валентин Серов, братья Васнецовы, Михаил Врубель и Михаил Нестеров.

Дягилев, к тому моменту уже вовсю увлекшийся коллекционированием картин, в 1898 году организовал для последних выставку в Петербурге, где были представлены также работы финских художников. Позже экспозицию увидели в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.

Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
1906, 161×116 см

Мероприятия, организованные «Миром искусства», стали пользоваться большим успехом, что позволило Дягилеву год спустя провести масштабную выставку, на которой вместе с картинами русских творцов были показаны работы четырех десятков художников из Европы, таких как Моне, Дега, Уистлер, Бёклин и другие. 

Имена, представленные на выставках "мирискусников", не всегда можно было объединить стилистически или хронологически. Помимо личного вкуса самого Дягилева и его единомышленников, в формировании художественного пантеона, а также появлении новых членов объединения, были и другие мотивы.


Полет Фауста и Мефистофеля
Михаил Александрович Врубель
1896, 290×240 см

Рассказывая о процессе образования «Мира искусства», Бенуа писал: «Нами руководили не столько соображения „идейного“ порядка, сколько соображения практической необходимости. 

Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки — академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий… 

И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. К „непризнанным“ присоединились те из „признанных“, которым было не по себе в утвержденных группах. 

Главным образом, к нам подошли Левитан, Коровин и, к величайшей нашей радости, Серов. 

Опять-таки, идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного „передвижнической окраски“. 

Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».

 Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом) 
Константин Сомов
1912, 96×87 см
Женщина в красном фартуке
Филипп Малявин 
1900-е
Третья выставка картин журнала «Мир искусства» в Академии художеств, 1901 год.
Фото: Государственный Русский музей

Сила в красоте

Все амбиции мирискусников концентрировались в области эстетики. Романтизм и символизм, английские прерафаэлиты, югендштиль или ар-нуво (а также другие национальные проявления модерна разных стран). 

Только все самое красивое и утонченное в живописи, начисто лишенное социального или идеологического контекста.

Словно пытаясь избежать мыслей о тревожных настроениях на рубеже столетий, они обращали взор в прошлое, казавшееся беззаботным временем, преисполненным рафинированной красоты.

Показательны в этом отношении предпочтения Бенуа: на его картинах царили Франция времен Людовика XIV, Россия в период правления Екатерины Великой, дворцовая роскошь Версаля и царская охота.

Маскарад при Людовике XIV
Александр Николаевич Бенуа
1898, 10.4×73.5 см

Утрированны, но не менее показательны ремарки Константина Сомова, которыми он одаривал заграничных коллег: «Гоген мне очень понравился, Матисс же совсем нет. Его искусство — не искусство вовсе!» 

Досталось и Сезанну: «Кроме одного, а может быть, и трех прекрасных натюрмортов почти все скверно, тускло, без валеров, несвежими красками. Фигуры же и его голые „купанья“ прямо прескверны, бездарны, неумелы. Гадкие портреты». 

Ван Гог получил вердикт: «Не только не гениально, но и не хорошо».

Отвергалось всё, что хоть немного заходило на территорию экспериментального, авангардного искусства.


Портрет Ефимии Павловны Носовой
Константин Андреевич Сомов
1911, 138×88 см

Что касается деятельности самих художников «Мира искусства» — она лежала скорее в прикладной области. 

Помимо живописи, художники объединения черпали вдохновение и в других сферах искусства — театре, балете, книгопечатании — и оказывали в них существенный вклад, создавая декорации, костюмы и иллюстрации. 

Им удалось в корне изменить подход к созданию книжных иллюстраций, требования к которым ранее были весьма невзыскательными, и превратить их в предмет искусства.


Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная".
Иван Яковлевич Билибин
1900

То же самое можно сказать и в отношении театрального костюма и декораций: после гастролей «Русских сезонов» Дягилева в Париже модные дома французской столицы получали заказы на пошив одежды, вдохновленной эскизами балетных костюмов Льва Бакста.

Эскиз костюма Пери к балету Поля Дюка "Пери" 
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
1911, 68х48 см
Эскиз костюма баядерки с павлином к балету Райнальдо Гана "Синий Бог"
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
1911, 58х43 см
Эскизы костюмов для трагедии Софокла "Эдип в Колоне"
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
1904, 44 × 28 см
Эскиз костюма для еврейского танца к балету "Клеопатра"
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) 
 1910, 28×21 см

Александр Бенуа пошел еще дальше — художник принимал участие в создании эскизов для росписи Казанского вокзала и даже работал над либретто для театральных постановок. 

Совместно с Дягилевым он также выполнял обязанности редактора в ежемесячном журнале «Мир искусства» (выходил с 1898 по 1904 год). Издание публиковало как труды художников объединения — Грабаря, Кандинского, Бенуа и других, — так и статьи иностранных искусствоведов, рецензии и материалы по философии и так далее. И, конечно, важную часть журнала составляли роскошные иллюстрации "мирискусников".


Иллюстрации к сказке Жар-Птица
Елена Дмитриевна Поленова
1900

Начало конца

Начиная с 1907 года Дягилев почти все время пропадает в Париже, занимаясь популяризацией «Русских сезонов». Если прежде вся организационная деятельность в «Мире искусства» лежала на его плечах, то теперь полномочия перешил к Бенуа, который был не настолько одаренным организатором, как Дягилев, и отвечал больше за идеологию. 

В 1910 году руководителем объединения становится Николай Рерих, человек несколько из иной идеологической и мировоззренческой оперы.

Ангел последний
Николай Константинович Рерих
1912, 52.5×73.8 см

«Мы слишком любили мир и прелесть вещей, и не было тогда потребности нарочито искажать действительность, — писал Мстислав Добужинский. 

"То время было далеко от всяких „измов“, которые попали (к нам) от Сезанна, Матисса и Ван-Гога. Мы были наивны и чисты, и может быть в этом было достоинство нашего искусства». 

Возможно, из-за своей наивности "мирискусники" были открыты всем веяниям у себя на родине, и охотно сотрудничали с художниками совершенно чуждых им взглядов. 

Во втором десятилетии 20 века они проводят совместные экспозиции с художниками-символистами и даже представителями авангарда.

Городские типы Мстислав Валерьянович Добужинский 1908, 22×29 см
Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе
Евгений Евгеньевич Лансере
1905, 43×62 см

В итоге в 1921 году главой объединения становится Илья Машков из «Бубновых валетов», от «Мира искусства» фактически останется одно лишь название и всего три года спустя группа окончательно распадется.

В погоне за идеалом чистой красоты "мирискусники" оказали ощутимое влияние на микроклимат в изобразительном искусстве и восприятие эстетики на рубеже веков как в России, так и за ее пределами.






























Не ЦИПСО, не!

Мигранты притесняют ррррруских людей. Фотофакт Я, 6леать, сегодняшний день хотел тихонечко посвятить праздничным мероприятиям в семейном кругу. У меня для этого, например, стейк из красной рыб...

Боги спустились с небес и сели в Шереметьево

В Телеге появилась новая группа «Отказники Шереметьево» — для украинцев, пытающихся попасть из Европы в Россию. Публика делится опытом друг с другом, прежде всего тем, как обмануть н...

На Харьков: Армия России начала наступление от границы (КАРТА)
  • voenkorr
  • Сегодня 12:09
  • В топе

Армия России начала наступление в Харьковской области от границы с РФ. После массированной артподготовки и ударов авиации группировка «Север» атаковала позиции врага в Харьковской о...

Обсудить
  • Спасибо!
  • За идеалы чистой красоты поднимем мы бокалы!