• РЕГИСТРАЦИЯ

Анатолий Зверев. Непризнанный гений советской эпохи.

2 204

Анатолий Зверев ( 3 ноября 1931 — 9 декабря 1986 гг.) — советский художник-авангардист и график, легендарная фигура московской богемы второй половины XX века. Анатолий Зверев вошел историю живописи как мастер, сумевший соединить традиции русского авангарда с новейшими открытиями западного искусства. Биография художника — пример трагической судьбы гения в тоталитарном обществе, а его творчество до сих пор остается малоизвестным и недооцененным широкой публикой. 

Анатолий Зверев. Фотография художника 

Анатолий Зверев вошел в историю как родоначальник русского ташизма, разновидности абстрактного искусства, в котором экспрессия передается с помощью свободных мазков и цветовых пятен. В его пейзажах, натюрмортах и портретах сплавлялись самые разные авангардные направления, перерождаясь в неповторимый «зверевский» стиль. Характерная черта работ мастера — удивительно точно переданные движения и образы, которые он создавал на простой бумаге с помощью дешевых акварельных красок и гуаши. 

Анатолий Зверев. Картина «Автопортрет», 1980-е 

Биография Анатолия Зверева.

Анатолий Тимофеевич Зверев появился на свет 3 ноября 1931 года в ветхом деревянном доме на окраине Москвы. Мальчик рос болезненным и слабым и с раннего детства любил рисовать. Родители поощряли увлечение сына и старались выкраивать из скудного бюджета средства на покупку цветных карандашей. В школе Анатолий учился неровно, часто получал двойки, и очень гордился тем, что ему все-таки удалось окончить семилетку. 

Анатолий Зверев. Картина «Женщина с ведрами», 1950 

В военные годы Зверев потерял отца, и семья отчаянно нуждалась в деньгах. После окончания ремесленно-художественного училища юноша устроился оформителем в парк «Сокольники», причем в его обязанности входили в том числе и малярные работы. Свободное время Анатолий посвящал походам по музеям, где внимательно изучал картины своих кумиров: Леонардо да Винчи, Франсиско Гойи, Диего Веласкеса и Яна ван Эйка. Среди российских мастеров художник более других ценил передвижников, и влияние классиков заметно по его ранним работам — на небольших кусочках картона Зверев рисовал русские пейзажи, от себя добавляя в них динамику и напряжение. 

Анатолий Зверев. Картина «Пейзаж», 1950-е 

Талант помог юноше поступить в Московское областное художественное училище им. 1905 года, но проучился он там недолго. Уже на первом курсе Анатолия отчислили по причине частых споров с преподавателями и претензий к внешнему виду — из-за плохого материального положения молодой человек одевался слишком бедно даже для послевоенных времен. 

Переломный момент наступил в 1954 году, когда картины художника увидел известный актер и преподаватель института кинематографии Александр Румнев. Благодаря артисту о таланте живописца узнала вся столица. С середины 1950-х работы Зверева регулярно появлялись на богемных квартирных выставках, где их покупали ценители живописи. В этот период мастера не особенно волновали «чистые» цвета — акварельные краски и гуашь он смешивал в обычном блюдце, а вспомогательным инструментом служил таз с водой, где постоянно плавали кисти. Работал художник с невероятной скоростью, часто пуская в ход тряпку, нож или бритвенный помазок, но результат всегда был безупречный. При взгляде на картины трудно было догадаться, что создавались они столь необычным способом. 

Анатолий Зверев. Картина «Портрет Георгия Костаки», 1959 

Друг и коллекционер работ живописца Георгий Костаки называл конец 1950-х и начало 1960-х самым продуктивным периодом в творческой биографии Зверева. Каждая картина художника становилась поиском новых форм в авангардном искусстве. В 1957 году произошло знаковое событие в жизни мастера — его работы экспонировались на выставке Всемирного фестиваля молодежи и студентов, где заслужили признание известного графика и монументалиста Давида Сикейроса (José David Alfaro Siqueiros). 

Анатолий Зверев. Публикация о художнике в журнале Life, 1960 

В 1960 году благодаря публикации в журнале Life о русском гении авангарда стало известно всему миру. Спустя пять лет композитор и дирижер Игорь Маркевич организовал персональные выставки-продажи картин художника в Копенгагене, Женеве и Париже, и творчеством Зверева заинтересовались крупные американские и европейские музеи. Сам живописец никогда не выезжал за границу и не принимал участия в собственных вернисажах, зато в Москве его разрывали на части. Мастер много писал на заказ и брал за свои творения символические сто рублей, что позволяло ему не нуждаться в деньгах, несмотря на отсутствие обязательной в то время постоянной работы. 

Анатолий Зверев. Картина «Портрет Игоря Маркевича», 1963 

К концу 1960-х Зверев отошел от экспериментов и стал больше уделять внимания второстепенным деталям и чистым цветам, что не пошло его картинам на пользу. В то же время художник спокойно относился к критике и продолжал творить. Свои шедевры он часто создавал на полу, расстелив ватман и орудуя самыми неподходящими для живописи предметами — солью, мукой, веником и даже окурками.

 Анатолий Зверев. Рисунок «Жена и дети. Люся с сыном», 1962 

В СССР при жизни художника состоялось всего две крупных выставки с его участием. Одна прошла в 1975 на ВДНХ в павильоне «Пчеловодство», а вторая, персональная — в 1984 году в Горкоме графиков. Мастер не вписывался в рамки понятий о «советском искусстве», а авангардизм тогда находился под негласным запретом. Мастер не стеснялся публично критиковать власти и называл социализм «бардаком и обманом». В результате участковый неоднократно посещал его квартиру и угрожал отправить Зверева на принудительное лечение в психиатрическую больницу. 

Анатолий Зверев. Фотография художника с поклонниками на открытии выставки в Горкоме графиков, 1984 

Впрочем, поведение художника считалось чересчур экстравагантным даже в среде московской богемы. Несмотря на неплохой доход, Зверев одевался в одежду с чужого плеча, не любил свое жилье в Свиблово и большую часть времени проводил у многочисленных друзей и знакомых. Пребывание в гостях непременно сопровождалось застольем, и пьянство часто называли естественным состоянием мастера. Он кочевал из одной квартиры в другую, в благодарность оставляя хозяевам множество своих рисунков. 

Анатолий Зверев. Картина «Портрет Полины Лобачевской», 1978

Пристрастие к алкоголю стало причиной смерти художника. Анатолий Зверев скончался 9 декабря 1986 года от инсульта, который развился на фоне тяжелого абстинентного синдрома. На похоронах мастера присутствовал весь московский бомонд. На его могиле на Долгопрудненском кладбище до сих пор каждый год собираются друзья и почитатели таланта живописца. 

Самые известные картины Анатолия Зверева.

Анатолий Зверев — художник, которого Пабло Пикассо (Pablo Picasso) считал гениальным рисовальщиком, а Жан Кокто (Jean Cocteau) называл «китайским» Оноре Домье (Honoré Daumier). Самым интересным периодом в своем творчестве сам мастер считал увлечение ташизмом, когда картины создавались на эмоциях и обнаженных нервах без мыслей о том, что в итоге появится на холсте. Одним из главных принципов художника было убеждение, что все должно «рисоваться само собой, как в природе», а задача живописца — уметь расставить нужные акценты. Среди самых известных картин Анатолия Зверева: 

«Поле» (1955) — художник особенно любил писать природу в период затишья до или после грозы. В своих абстрактных картинах он передавал то напряжение, которое сам чувствовал от глубокого проникновения в мир натуры. 

«Портрет Игоря Маркевича» (1963) — в своих работах мастер не стремился соблюдать портретное сходство, но всегда передавал характер модели. 

«Женский портрет» (1967) — работу можно отнести к категории, которую в богемной среде принято было называть «типичным Зверевым». Среди хаоса беспорядочных линий и мазков просматривается хрупкий и трогательный женский образ. 

«Портрет Оксаны Асеевой» (1969) — Зверев написал сотни портретов своей подруги Оксаны Михайловны Синяковой, вдовы поэта Николая Асеева. Возлюбленная художника была почти в два раза старше мастера, что не помешало отношениям длиться более 17 лет. На его картинах пожилая женщина представала всегда молодой и прекрасной.

 Анатолий Зверев. Картина «Поле», 1955 
Анатолий Зверев. Картина «Женский портрет», 1967 
Анатолий Зверев. Картина «Портрет Оксаны Асеевой», 1969 

Анатолий Зверев оставил творческое наследие из нескольких десятков тысяч работ. В периоды подъема он мог создать за полтора часа 20-30 картин, которые раздаривал или продавал за копейки. Начиная с 1965 года, и вплоть до смерти художника его произведения выставлялись на Западе более тридцати раз. Сегодня творения Зверева экспонируются в залах крупнейших музеев мира, в том числе в Третьяковской галерее, в Ратгерском университете в Нью-Джерси и в The Museum of Modern Art в Нью-Йорке.

Источник.

El sueño de la razón produce monstruos

    Рефлексии

    Он свободен был и счастлив, Никому не сделал зла. Он только пел, хотя его Никто не звал Я тут порефлексирую немножко, ладно? Когда я был молодой и глупый, я всегда удивлялся сказке про &l...

    Пакет с пакетами или мечты о воровстве

    Садовод зигующий, маразматический, одна штука Вот неймётся нищим европейцам хоть как-нибудь отжать российских денег. Неможется просто, кушать не могут и компот не льётся в рот. Не мытьём, так к...

    Gooooooood morning, Украина!

    Украинские военные не нарадуются в соц. сетях количеству ежедневных ФАБов, выпускаемых только на Авдеевском направлении. России и не жалко, 100-150 планирующих бомб ежедневно прилетают ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      14 вещей, которые помнят все, кто жил до эпохи интернета

      Сейчас всего лишь при помощи одного небольшого устройства мы можем обмениваться мгновенными сообщениями, покупать книги или музыку, получать любую необходимую информацию и многое другое.И как люди обходились без Всемирной паутины?  Играли в волшебном месте под названием «улица», до тех пор пока не раздирали локти и колени.  ...
      551

      Сыровато — оригами от Хоанга Тьен Куета

      Вообще оригами — "геометрическое искусство", но вьетнамский художник Хоанг Тьен Кует с использованием сложной техники «влажного складывания» делает волнистые бумажные фигуры.Это придает его работам скульптурность, что делает его оригами-зверей поистине примечательными.Секрет мастера: воды надо мало, а бумага должна высыхать до того, как складывание завершено.  ...
      173

      Вот как надо вырезать из бумаги

      Индийский художник Парт Котекар (Parth Kothekar) из Ахмадабада творит настоящие чудеса из бумаги.Художник рассказал, что идея ему пришла во время экспериментов с трафаретами для граффити, и то, что начиналось как хобби, превратилось в конце концов в профессию.  Индийский художник Парт Котекар виртуозно вручную вырезает удивительные композиции из бум...
      231

      Гении, которые вырезают из бумаги шедевры

      Фигурное вырезание из бумаги — традиционное китайское искусство, первые упоминания о котором датированы VI веком нашей эры.Но и сейчас этот вид арта пользуется популярностью во всем мире.Эти люди — настоящие волшебники, способные превратить обычный лист бумаги в произведение искусства.Они часами могут вырезать витиеватые линии, наблюдая, как из обыкнове...
      203

      Жан-Батист Реньо — великий мастер аллегорий и основоположник собственной живописной школы

      Жана-Батиста Реньо Жан-Батист Реньо (Jean-Baptiste Regnault; 9 октября 1754 — 12 ноября 1829 гг.) — французский мастер живописи конца XVIII — начала XIX веков, выдающийся представитель исторического жанра в европейском искусстве той эпохи.Жан-Батист Реньо также написал массу прекрасных аллегорий и картин на мифологическую тематику.Кроме того, он оставил потомкам ряд п...
      70

      Павел Кашин "Белый камень" (клип)

      Павел Кашин "Белый камень" (клип) Белый каменьЖизнь прошла грядой трапецийПо немыслимым орбитам,Упираясь взглядом в детство,Завершается кульбитом.Обдана взрывной волноюНезависимых газет,Выпала из строяМордой в винегрет.Припев:И бледный, как белый камень,Я возражал стихами,Зима раздувала пламеньНеправдами обо мне.И всё где-то было мало...
      121

      Павел Кашин – Человек Z с Сергеем Михеевым

      Часть 1. Часть 2. Павел приятно удивил. Помнится, он такой не от мира сего был... Но! Человек служил в СА и вообще правильный человек, Человек Z. ...
      163

      "Снайпер пера и карандаша" художник Леонид Сойфертис

      Искусство этого художника невозможно представить без всепроникающей улыбки, обнажающей его «редкостное умение показать, как много интересного и смешного в обыкновенных человеческих действиях: в том, как люди едят, пьют, загорают…» Леонид Сойфертис. «Арбузы». 1979 Леонид Сойфертис (1911-1996) прошел цельный, интенсивный и последовательный...
      525

      Картины, по которым можно изучать историю Европы XVIII века: 800 виртуозных портретов дворян Антона Граффа

      Выдающийся мастер портретного жанра своей эпохи немецкий художник швейцарского происхождения - Антон Графф (Anton Graff) был любимцем немецкого, русского, польского и балтийского дворянства.По портретам, героями которых были сотни выдающихся деятелей искусства, политиков и титулованных особ, можно изучать историю Германии и Европы в целом.А самыми важны...
      102

      Павел Кашин. Большой кусок жизни / ранний Кашин /

      Концерт состоялся 22 ноября 1994 года в Петербурге в КЗ Карнавал и затем был издан на видеокассете с клипами и интервью под названием "Большой кусок жизни" ...
      98

      Павел Кашин – Йети (2024)

      Павел Кашин – Йети (2024) Йети Новый хлеб Весенний ветер Атолл Бедуины Лёд и пламя (Пустота) Солдат и танцовщица Йети-2 Si Tu lenGo fa (На Языке Roger) Кала...
      147

      «Ваш бургер, Мадонна»: герои полотен Ренессанса поглощают горы фастфуда

      Бразильский художник Габриэль Нарделли Араужо (Gabriel Nardelli Araujo) решил по-новому взглянуть на эпоху Возрождения — он предлагает фигурам на полотнах повысить свой уровень холестерина, отведав бургеров и картошки фри.  Таким образом Араужо, известный по проекту Canvas Project, в котором он вставляет картины эпохи Ренессанса в нашу реальность и ...
      53

      Странный шедевр Аньоло Бронзино

      «Аллегория с Венерой и Амуром» кисти итальянского художника — маньериста демонстрирует лихо закрученный сюжет, наполненный персонажами и сложными символами.Приоткроем дверь в мир герметического языка и алхимических секретов, скрывающихся за аллегориями и знаками — и обнажённые персонажи, как капуста, будут разоблачаться слой за слоем, обнажая свою живописную душу. ...
      1291

      Феликс Юсупов: «В одном глазу – Бог, а в другом – чёрт»

      В 1903-м Валентин Серов приехал в Архангельское, чтобы написать портреты мужа и сыновей княгини Юсуповой. В отличие от своей матери — княгини Зинаиды Николаевны, Феликс Юсупов вызывал неоднозначные эмоции и у современников, и у потомков. Одни считали его едва ли не мессией, другие — позором почтенного рода. С уверенностью можно утверждать только одно: жизнь его была у...
      1299

      Барон Ротшильд • Бумага, акварель, 27 февраля 2024

      Автор: Маргарита Макарова. Барон Ротшильд. Бумага, акварель, 27.02.2024artchive...
      1107

      28 продуктов, которые отчаянно не хотят быть съеденными

      Вы никогда не задумывались о том, что, возможно, у продуктов тоже есть чувства?Никогда не пытались представить себе, что испытывают продукты, перед тем как вы их съедите?  Лучше не пробовать, так как это будет чувство дикого ужаса и грядущей неизбежности закончить свою жизнь в вашем желудке.Предлагаем вашему вниманию смешную коллекцию фотографий с о...
      1137

      Коты и искусство

      Коты всегда были источником вдохновения для художников.Поэтому БигПикча не смогла удержаться от сочетания высокого и прекрасного, а именно с котов и искусства. От классических полотен до современных шедевров, каждый коллаж этой подборки демонстрирует удивительное сходство между искусством и повседневной жизнью котиков. Это не просто сравнение, это п...
      1111

      Наша Антарктида. Антарктида – наша

      Сегодня Антарктиду можно назвать всемирной научной лабораторией – на континенте действуют около 77 станций, которыми обеспечили своих учёных 29 стран.Они исследуют сам материк, закономерности климатических изменений на Земле и даже космос.Однако, приоритет в открытии Антарктиды навсегда останется за Россией.Благодаря современным технологиям, сегодня, в ...
      239

      Сергей Бобунец, Джанго - Мы вернёмся

      Всем, кто сражается за Родину, посвящается.Сергей Бобунец, Алексей Поддубный (Джанго) и продюсерский центр «Интеграция» представляют клип на песню «Мы вернёмся».Продюсер проекта: Михаил БорзинРежиссёр: Александр ЮрасовОператор: Артем АнисимовСлова и музыка: Сергей БобунецАранжировка: Евгений Никулин ...
      105

      ПОЛЕНОВ ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ. ЗЕМНОЙ ПУТЬ ХРИСТА

      "Книга, из которой я черпал содержание моих работ, учит нас милости и прощению, а не осуждению и нетерпимости, она учит относиться строго к себе и снисходительно к другим..." (В. Д. Поленов) Портрет В. Д. Поленова работы Н. Д. Кузнецова, 1888 Василий Дмитриевич Поленов (20 мая [1 июня] 1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульск...
      177
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика