Андеграунд (от англ. underground — «подпольный») — совокупность направлений в современном искусстве, чьи последователи намеренно противопоставляют свое творчество официальному и популярному массовому искусству. Андеграунд — это своеобразный протест музыканта, поэта или художника против цензуры и устоявшихся моральных ценностей общества. Сторонники такого искусства игнорируют любые ограничения, создают неформальные, независимые и запрещенные для широкого показа произведения.
Искусство провокаций, эпатажа и бунтарства, для которого не существует запрещенных тем, будь то религия, сексуальные отношения или наркотики... Его сторонники живут по собственным правилам, часто конфликтуют с властями и открыто выказывают неуважение к официальной идеологии государства.
Особенности андеграунда.
Андеграунд включает в себя самые разные виды, жанры и формы искусства. Невозможно определить четкие границы это культурного феномена, а многие работы, которые принадлежали к андеграунду несколько десятилетий назад, в наши дни признаны классикой современного искусства.
Произведения андеграунда можно классифицировать по следующим признакам:
Виду искусства (живопись, скульптура, литература, музыка, кино, фотография).
Месту демонстрации (в салонах, на выставках, на улице, негласный показ для ограниченного круга лиц и не предназначенные для публичной демонстрации).
Отношению к ним властей (законные и незаконные, санкционированные и несанкционированные).
Лояльности к режиму (имеющие или не имеющие политическую направленность).
Существует мнение, что любое субкультурное течение имеет право быть причисленным к андеграунду только в том случае, если у него нет коммерческой составляющей. Для обозначения произведений, созданных с помощью спонсоров с целью зарабатывания денег, существует другой термин — «альтернативное искусство».
История андеграунда.
Андеграунд в искусстве имеет давние исторические корни. Во все времена существовали художники-новаторы, чье творчество не вписывалось в официальные каноны живописи, скульптуры или музыки. Произведения, созданные такими авторами, не признавались критиками и публикой, а наиболее активные хранители моральных устоев общества требовали уничтожить ужасные творения.
Серьезным нападкам со стороны представителей академического искусства в живописи в разные годы подвергались:
- реалисты и импрессионисты;
- экспрессионисты и дадаисты;
- фовисты и абстракционисты;
- примитивисты и постимпрессионисты.
Официально термин «андеграунд» в искусстве появился лишь в конце 1950-х годов. Его впервые использовал американский художник, писатель и критик Мэнни Фарбер (Manny Farber) в одной из своих статей для обозначения кинофильмов, посвященных острой тематике сексуальных меньшинств. Название не только прижилось, но и обрело впоследствии более широкий смысл.
В западном обществе андеграунд быстро приобрел массу сторонников в среде музыкантов и художников, отвергающих традиционные ценности буржуазного общества. Среди них было много сторонников идей хиппи, наркоманов, гомосексуалистов, представителей нетрадиционных религиозных конфессий.
Последователи андеграунда смело экспериментировали со стилями и жанрами, совершали эпатажные и даже откровенно провокационные поступки. Несмотря на противодействие властей, со временем у таких исполнителей и художников появились свои поклонники, а их творчество стало неотъемлемой частью истории искусства.
В Советском Союзе и других странах социалистического лагеря авангардное искусство вплоть до начала 1990-х годов находилось под строжайшим запретом. Хотя его первые образцы появились еще во времена «хрущевской оттепели» в 60-х годах ХХ века. Ярким примером советского андеграунда может служить знаменитая «Бульдозерная выставка», которая состоялась в Москве в сентябре 1974 года. К андеграундному искусству также можно отнести творчество советских писателей-диссидентов и рок-музыкантов эпохи застоя.
В наши дни андеграунд является частью культурной жизни современного общества, а отношение к нему стало более терпимым. В атмосфере всеобщего веселья происходит общение людей из разных стран, художники представляют на суд зрителей оригинальные произведения современного искусства, а музыканты исполняют песни.
Оценили 12 человек
16 кармы