Вопрос читателя:
На Преображение были на службе в небольшом сельском храме, который посещаем летом в дачные выходные.
После службы все шли ко кресту и священник кропил святой водой.
Я пошла в числе последних и сказала батюшке, что приложиться не смогу, т.к. «женские дни» и попросила только окропить.
Но священник сказал: «Ты что, в таком виде в храм пришла?»
Я ответила утвердительно.
Он сказал с возмущением, что нельзя и святой водой меня окропить нельзя и самое неприятное с какой-то брезгливостью: «пошла, пошла», то есть просто выгнал, при других людях.
Я молча вышла из храма, муж не слышал, он шёл впереди, я ему ничего не сказала.
Поскольку действительно превозносилась и укоряла себя в этом, стоя на службе, то говорила себе, что Господь смиряет таким образом.
Фактически, священник, который со мной грубо обошелся, унизил меня.
Я это заслуживаю безусловно.
Более того, я в очередной раз «возгордехся» и «развеличахся» как раз в этот день, укоряла себя за это и раскаивалась.
Поэтому постаралась воспринять случившееся как от руки Божией.
Но все равно обида есть. Зла не держу.
Но общения с этим человеком больше не хочу иметь.
И смущение вот от чего: я читала у святых отцов, что, терпя болезненные уколы самолюбия, потихоньку смиряешься.
А если я чувствую обиду, более того, считаю, что поступок действительно грубый, хотя в ответ промолчала, то с пользой ли я воспринимаю эту ситуацию?
Но как совсем не чувствовать обиды?
В этот храм ходить больше не хочу, в округе есть другой, слава Богу.
Тут тоже стала думать, нужно ли преодолеть в себе это чувство и все-таки ходить?
Как исполнить про другую щеку заповедь иначе?
Или это другое?
Но я не смогу с доверием исповедоваться больше этому отцу.
Не могу разобраться внутренне в ситуации.
Но обиды не держу.
Просто больше нет доверия.
И, если человек был как бы орудием в руках Божиих, но я все равно не хочу его видеть, надо ли через это переступить и продолжать общение? Будет ли это выполнением заповеди о подставлении второй щеки?Заранее спасибо за ответ.
Ольга
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Ольга, я бы вообще Вашу ситуацию отнес совершенно к другой категории, это совсем не про щеку.
Если говорить собственно о смирении, то вспомним, что смирение, по большому счету — это способность максимально, говоря современным языком, адекватно воспринимать происходящее вокруг и внутри тебя и реагировать на все это также максимально адекватно.
Суть не в том, что человек просто терпит обиды и тренирует терпение в отрыве ото всего — нет.
Суть в том, что, молясь, исповедуясь, приобщаясь к Телу и Крови Христовой, человек постепенно (а иногда и огромными шагами — как Бог даст и как сам человек может вместить), человек начинает понимать, что на самом деле важно, что нет, и видит, что во многих ситуациях действительно нет пользы во вспышках гнева и эмоций, а польза происходит от спокойного конструктивного анализа и обсуждения ситуации.
Что было бы адекватным в Вашем случае?
Например, Вы отдыхаете на море или приехали в командировку в гостиницу с бассейном.
Я не думаю, что, если все сотрудники или вся Ваша компания пойдет купаться на море или окунуться в бассейне,
Вы будете шефу, или его заму, или коллеге по офису докладывать, что у Вас критические дни, поэтому Вы просто останетесь на берегу или посидите в шезлонге, верно?
Вы вряд ли станете так делать, потому что такая декларация будет выглядеть неадекватно.
Скорее всего, Вы просто посидите на берегу или у кромки бассейна, возможно, и вовсе не пойдете к воде, а останетесь в номере, в лобби отеля или пройдетесь по улице.
Вот точно так же и здесь.
Совершенно лишним было докладывать священнику о том, что у Вас критические дни.
Я понимаю, что это священник, батюшка, да, но все-таки...
Ну мужчина взрослый, рядом в очереди другие мужчины стоят, женщины, дети — зачем нужно говорить о своем состоянии?
Это просто неуместно и не нужно.
В принципе, критические дни не являются причиной для того, чтобы не идти в храм, уже много раз об этом писали.
Если все в норме, Вы не можете причащаться в эти дни, но если ситуация критическая, то допустимо и причастие, «страха смертнаго ради».
Все остальное можно делать совершенно спокойно, потому что во многом все эти запреты на посещение храма в таком состоянии связаны именно с гигиеной, а с этим сейчас, слава Богу, проблему у женщин нет, потому что все средства для того, чтобы в таком состоянии куда-то пойти, имеются.
Все!
Если Вы воспитаны на приходе, в котором к пребыванию к храме в эти дни относились особенно строго — тогда для Вас более естественно и привычно в таком состоянии ко кресту не прикладываться, ладно.
Но тогда незачем и подходить, как бы искушая себя или священника. Но если Вы воспитаны так, что приходите и подходите — тогда уж прикладывайтесь спокойно ко кресту и не переживайте.
Я предполагаю, что да, священник мог сказать Вам все это резко и грубо, но Вы представьте себя на его месте: все идет своим чередом и тут одна из женщин решает посвятить его в тонкости своей физиологии (при том, повторюсь, что прикладываться в таком состоянии на самом деле можно).
Думаю, батюшка опешил от такого поворота и логично спросил, а если Вы так считаете, что Вам ничего нельзя — зачем тогда подошли-то?
Ну проходите тогда, раз так, что ж с Вами еще делать-то...
Но, может быть, священник разделяет Ваши страхи по поводу ритуальной нечистоты, может быть, даже в более категорической форме, может быть, он груб с прихожанами вообще.
Тогда надо постараться простить нанесенную обиду, но до времени стараться близко с ним не общаться.
Так что думаю, дорогая Ольга, что польза для Вас от этой ситуации — в том, что Вы поймете теперь, что совершенно спокойно можно прикладываться, когда у Вас критические дни, но если лично для себя Вы считаете, что лучше не прикладываться, тогда не стоит и смущать других людей и себя, например, подходя ко кресту, но докладывая, что приложиться Вы не можете, вот и все.
Надеюсь, что после этого ответа и обида Ваша пройдет — просто представьте себя на месте священника и перенесите эту ситуацию на любую рабочую.
Если Вам станет неловко и стыдно — не нужно.
Ситуация вся понятна, думаю, что не только Вы с таким или с еще чем-то более ярким могли подойти к священнику, и за неделю все это забудется, потому что у священника столько всяких хлопот на приходе, что помнить о таких ситуациях ему незачем.
И, если этот храм, в котором Вы были на Преображение, Вам дорог, то и приходите спокойно помолиться в нем, а об этой ситуации можете со спокойным сердцем не вспоминать.
С Богом!
Оценили 0 человек
0 кармы