• РЕГИСТРАЦИЯ

«Если мы такие хорошие, почему же мы такие плохие?»

4 599

Британский раввин Джонатан Сакс задается извечным вопросом: почему адепты всех трех авраамических религий, проповедующих мир, любовь и сострадание, бывают настолько нетерпимы друг к другу, что готовы творить насилие именем своего Бога? Предлагаем почитать фрагмент его книги «Не во имя Господа», в котором автор обращается к аргументам дарвиновской теории естественного отбора.

Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма — в том числе ради будущего России. Поэтому редакция «Горького» продолжит говорить о книгах, напоминая нашим читателям, что в мире остается место мысли и вымыслу.

Джонатан Сакс. Не во имя Господа. Против религиозного насилия. М.: Книжники, 2023. Перевод с английского Олега Алякринского. Содержание

Двое друзей, продираясь сквозь джунгли, слышат рычанье льва.
Один думает, где бы спрятаться. Другой надевает спортивные кроссовки. Первый говорит: «Ты воображаешь, что сможешь бежать быстрее льва». Другой отвечает: «А мне не нужно бежать быстрее льва. Мне достаточно бежать быстрее тебя».

Так шутит в фильме «Игра в имитацию» Алан Тьюринг, гениальный математик и разработчик компьютерной технологии, взломавший во время Второй мировой войны код немецкой шифровальной машины «Энигма». Но это больше, чем шутка, и понять это нам поможет человек, живший веком ранее, Чарлз Дарвин. Анекдот Тьюринга выражает одно из фундаментальных противоречий человеческого существования, которое стало самым серьезным вызовом дарвиновской теории естественного отбора.

Из двух друзей первый ищет коллективное решение. Он старается придумать, как спасти себя и друга. Второй выбирает естественный отбор. Он решает спастись за счет друга. Он знает, что все равно кому-то из них суждено погибнуть, и предпочитает, чтобы это был не он.

Такова, в сущности, дилемма, стоящая перед каждым человеком. Что на первом месте? Альтруизм или выживание? Общее благо или личный интерес? И кто мы под своей оболочкой — святые или грешники, ангелы или демоны, моралисты или макиавеллисты? Соль анекдота в том, что мы и то и другое. В этом и состоит фундаментальная двусмысленность человеческого бытия.

Дарвин видел проблему в следующем: если теория естественного отбора верна, если эволюция — это соперничество за дефицитные ресурсы, в котором выживают лишь наиболее приспособленные и они-то передают свои свойства следующим поколениям, тогда следует ожидать, что сохранятся исключительно эгоисты. Альтруисты же — те, кто рискует собой ради общей безопасности, — обречены на более раннюю смерть и не смогут передать свои гены потомкам. Это те, кого съедает лев.

Тогда, предполагал Дарвин, наиболее храбрые люди и добровольно рискующие жизнью для других «должны в среднем гибнуть в большем числе, чем другие», и самый благородный «часто не оставляет потомков, которые могли бы наследовать его благородную природу». Выходит, альтруизм со временем должен исчезнуть. Это скверная стратегия выживания. Пусть рискуют другие. Поступай так, чтобы, по крайней мере, ты был в безопасности.

Тем не менее Дарвин признавал, что альтруизм вызывает восхищение во всех известных ему сообществах. Даже животные рискуют собой ради своей группы. Тот, кто издает крик, предупреждая о присутствии хищника, помогает спастись другим, но рискует обнаружить себя. Каким же образом, говоря современным языком, эгоистичные гены могли соединиться и породить бескорыстных людей?

Мы можем подойти к этой проблеме и с противоположной стороны. Со времен Сократа философы задавались вопросом: зачем быть нравственным? Платон видел причину в знании. Люди поступают дурно по неведению. Аристотель считал это малоправдоподобным. Куда чаще мы страдаем от акразии — слабоволия. Иными словами, мы становимся хорошими людьми так же, как хорошими теннисистами или скрипачами, постоянно упражняясь и добиваясь того, чтобы поведение, к которому мы стремимся, стало естественным и инстинктивным. Быть нравственным — значит стяжать душевные свойства, которые мы называем добродетелями.

В Новое время Кант считал, что нравственными нас делает разум (понимаемый им особым образом). Правильный поступок — тот, который мы можем предписать в качестве универсального правила. Лгать не следует потому, что, если все начнут лгать, никто нам не поверит, тем самым общение, которое основывается на лжи, само себя подрывает. Аморальность — это своего рода внутреннее противоречие. Разум позволяет нам мысленно прокладывать дорогу к добродетели.

Давид Юм и Адам Смит полагали, что один лишь разум не может мотивировать наши действия. Это делают чувства или эмоции (которые Юм называл «страстями»). Именно чувства, которые мы разделяем с другими, делают нас нравственными. Вот как сформулировал это Адам Смит в начале своей «Теории нравственных чувств»: «Какую бы степень эгоизма мы ни предположили в человеке, природе его, очевидно, свойственно участие к тому, что случается с другими, участие, вследствие которого счастье их необходимо для него, даже если бы оно состояло только в удовольствии быть его свидетелем». Благодаря ли нейробиологии или биохимии, зеркальным нейронам или окситоцину, мы обладаем нравственным чувством.

В связи со всеми этими теориями, однако, естественно возникает вопрос: если быть нравственным так просто, если знание, привычка, характер, разум и эмоции указывают правильный и благой путь, почему же тогда люди во все века лгали, обманывали, грабили, воровали, оскорбляли, обижали, притесняли, эксплуатировали и убивали? Это тот же дарвиновский вопрос, только с противоположной стороны. Если мы такие хорошие, почему же мы такие плохие?

Третья точка отсчета, религиозная, — та, с которой я начал эту книгу. Как получается, что люди убивают во имя Бога жизни, воюют во имя Бога мира, ненавидят во имя Бога любви и поступают жестоко во имя Бога сострадания? Почему, если все мы — образ Божий, мы так часто причиняем вред Божьему творению, особенно нашим ближним?

Ответ по существу дал сам Дарвин. В «Происхождении человека» он писал: «Очевидно, что племя, заключающее в себе большое число членов, которые наделены высоко развитым чувством патриотизма, верности, послушания, храбрости и участия к другим, — членов, которые всегда готовы помогать друг другу и жертвовать собой для общей пользы, — должно одержать верх над большинством других племен, а это и будет естественный отбор».

Мы — общественные животные. Мы передаем свои гены индивидуально, но выживаем только коллективно. И люди в этом не уникальны. Муравьи, пчелы и большинство млекопитающих обследуют ареал обитания, питаются и живут группами. В дикой природе особь, отчужденная от группы, как правило, гибнет. Одинокий человек — тот, кого съедает лев.

Это наивысшее эволюционное преимущество Homo sapiens. Среди всех форм жизни мы намного искуснее других создаем и сохраняем группы себе подобных. Мы самые общественные среди животных. Более того, ради развития этой способности мы и выработали, как утверждают многие биологи, язык. Этим также объясняется невероятный размер нашего головного мозга, который на 300% больше, чем у наших эволюционных предков.

Мы и сотрудники, и соперники. Мы сотрудничаем, чтобы соперничать. В одиночку человек не одолеет льва. Но десять или сто смогут, если будут действовать слаженно. И главную опасность для них будет представлять не хищник, а другая группа людей, претендующая на те же дефицитные ресурсы: еду, прибежище и территорию. Чем сильнее группа, тем больше шансов у нее победить соперников. В дарвиновской борьбе за выживание побеждает наиболее сплоченная группа, умело сочетающая свои разнообразные навыки с задачами и подготовленная для новых битв за жизнь.

Из этого следует, что у нас есть два типа инстинктов, отшлифованных и усовершенствованных многими веками эволюционной истории. Один тип — дарвиновский «патриотизм, верность, послушание, храбрость и участие к другим» — склоняет нас к альтруизму. Мы трудимся для общей пользы, потому что от этого зависит наша жизнеспособность. Чем сильнее группа, тем выше шансы выжить и произвести потомство. Как сказал Дарвин, это и будет естественный отбор.

Другой тип инстинктов — наши простейшие реакции агрессии, страха, гнева и воинственности, наша готовность сражаться и наносить урон — формирует наши отношения с группами-соперниками, состязающимися с нами за ресурсы. Скорость и сила этих реакций жизненно важна, от них зависит успех в конкуренции на поприще естественного отбора.

Поэтому мы суть ангелы и демоны: ангелы для тех, кто на нашей стороне, и демоны для тех, кто с противоположной стороны. Это вытекает из человеческого — и не только человеческого — инстинкта собирания в группы. Группы объединяют и разделяют. Они разделяют, объединяясь. Каждая группа предполагает объединение множества лиц, формирующих коллективное «мы». В свою очередь каждое «мы» позиционирует себя по отношению к «ним», к тем, кто от нас отличается. Одно без другого немыслимо. Включение и исключение идут рука об руку.

Таков источник равно и насилия, и альтруизма. И таков ответ на вопрос Дарвина. Альтруизм играет важную роль в выживании группы. Действует ли естественный отбор на уровне индивида или существует такой фактор, как групповой отбор, — это было и остается горячо обсуждаемой темой в биологии. Но нет сомнения в том, что выживание индивидов зависит от готовности членов группы рисковать и жертвовать собой ради интересов группы как целого. Это биологическая функция лучшей стороны нашего естества.

К тому же выводу мы придем, если попытаемся объяснить от обратного, почему существует человеческое зло, коль разум или чувства нас побуждают руководствоваться моралью. Наша готовность делать добро другим, каков бы ни был ее источник, как правило, ограничивается кругом тех, с кем у нас общая идентичность. Греки, первые в мире философы и ученые, всякого, кто не был греком, называли варваром — словом, подражающим блеянью овцы. Диапазон нашего нравственного участия имеет свои пределы. Сколь малой или большой ни была бы группа, однако на практике, вопреки теории, мы склоны считать всех непохожих на нас не вполне полноценными людьми.

То же справедливо и в отношении религии. Все мировые религии говорят возвышенно о любви, сострадании, самопожертвовании и милосердии. Но эти благородные чувства часто ограничиваются единоверцами или, по крайней мере, потенциальными единоверцами. По отношению же к неверующим — приверженцам иной веры или атеистам, а также к тем, кто, будучи в лоне нашей церкви, отпал к еретикам, — религии могут быть жестокими и безжалостными.

© Горький Медиа


жирное многоточие

    Кишлачный беспредел в "Яндекс такси"

    Ехала только что в "Яндекс такси". Села назад, сотрудник редакции - на переднее место. Водитель его встретил словами - "А на заднее сиденье не?!".  Все промолчали. Водитель поехал и...

    Новый (да, опять!) план Зеленского

    Первый пункт — приглашение Украины в НАТО уже сейчас. Уже послали нахрен. Непонятно даже, зачем это озвучивать после прямо сказанного "Нет". Второй — оборона («На...

    Хорошо быть кошкою, хорошо собакаю, где хочу пописаю, где хочу покакаю 18+

    Виктор Анисимов Для затравки: Новая детская и подростковая субкультура захлёстывает Россию. На улицах многих наших городов минувшим летом появилось большое количество...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Елейная ЖиГраСкуФо
      16 октября 20:17

      Русский импрессионист: искрящийся и яркий Константин Коровин

      Константин Коровин, Зимние сумерки, 1916О феномене русского импрессионизма искусствоведы спорят до сих пор: французское течение не получило большого распространения в нашей стране, но повлияло на отдельных художников. Особенно – на Константина Коровина, работы которого поражали современников взрывом цвета и непосредственностью мазка. Как художник з...
      210
      Елейная ЖиГраСкуФо
      16 октября 13:39

      Сюрреалистический бал Леонор Фини

      Сюрреалистическим по духу было не только искусство Леонор Фини, но и стиль ее жизни и восприятие мира. Там, где появлялась Леонор, в воздухе веяло серой и ладаном. «Голова львицы, разум мужчины, бюст женщины, туловище ребенка, ангельская грация, дьявольский дискурс», — описывал Фини американский арт-дилер Джулиан Леви. В средние века ее, пожалуй, отправили б...
      1070
      Елейная ЖиГраСкуФо
      15 октября 22:44

      Солнце – это Бог: 7 знаковых работ Уильяма Тернера

      Фрагмент картины «Дидона, основательница Карфагена» Английский пейзажист Уильям Тернер за свою жизнь создал более 500 картин и двух тысяч акварелей. С их помощью можно проследить эволюцию творчества художника от умиротворенных романтических пейзажей к полному расщеплению форм. «Автопортрет», около 1799 Фрагмент автопо...
      247
      Елейная ЖиГраСкуФо
      15 октября 22:13

      Успокоительное без побочных эффектов: 9 произведений искусства, избавляющих от тревоги

      Сегодня многие деятели искусства стремятся к более четким высказываниям в своих творениях, находя силу в том, чтобы донести до людей свои мысли. Однако не менее важны произведения, призванные вызывать конкретные чувства и эмоции, дарить радость, будоражить, злить или напротив — успокаивать.Фредерик Лейтон «Пылающий июнь», 1895 Английский художник предста...
      1243
      Елейная ЖиГраСкуФо
      15 октября 19:35

      Золотая, тревожная, оптимистичная: 10 картин художников, которые видят осень по-разному

      Умиротворенная осень — Эдвард Хоппер «Октябрь на полуострове Кейп-Код», 1946 Американский художник имеет репутацию пессимистичного, но его портреты одиночества приносят умиротворение и поощряют искать плюсы в изолированности. Так происходит и с этой картиной: на ней заброшенный дом изображен будто из окна проезжающей мимо машины. Хоппер ча...
      207
      Елейная Православие
      15 октября 10:21

      День памяти священномученика Киприана и святой мученицы Иустины 15 октября

      Святые мученики Киприан и Иустина (Миниатюра из рукописи Менологий Василия II, 985, Ватиканская библиотека, Рим, ) Дата по старому стилю: 2 октября.В этот день отмечается память трех мучеников, погибших за веру в начале 4 века: Киприана, Иустины и Феоктиста. Киприан жил в Антиохии и с детства обучался языческой философии, а достигнув зрелости, был пос...
      87

      Покров. Сегодня, 14 октября

      Покров всегда считался в народе важным праздником Дата по старому стилю: 1 октября.В этот день православные люди отмечают большой праздник — день Покрова Пресвятой Богородицы. В его основе лежит предание о явлении Божьей Матери в константинопольском храме, где хранились ее риза и часть пояса, в 10 веке. К Покрову крестьяне старались завершить все...
      748
      Елейная Православие
      14 октября 14:06

      Покров Пресвятой Богородицы 14 октября

      Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, Москва Великий праздник Русской Православной Церкви — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется ежегодно 14 октября по новому стилю (1 октября — по старому).Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, к периоду, когда Византийская империя вела войну ...
      155
      Елейная ЖиГраСкуФо
      13 октября 15:03

      Брейгель, Климт, Сезанн, Тернер, Моне… Какие шедевры скрывает коллекция Пола Аллена, соучредителя Microsoft?..

      Теперь это уже не секрет: ценитель искусства, щедрый меценат и компьютерный гений... Живописные «Видения натуры» легендарных мастеров, пять столетий, 39 работ, и имена от Каналетто и Мане до Хоппера и Джорджии О’Киф… А еще заглянем и в коллекцию бывшего соратника — Билла Гейтса! Пейзаж на острове Сан-Мартин (1881). Клод Моне. Коллекци...
      458
      Елейная ЖиГраСкуФо
      13 октября 12:56

      Называли советским Сезанном; сумел избежать репрессии. Художник Петр Петрович Кончаловский

      Не многим живописцам, оказавшим неповиновение социалистическому режиму во времена кровавых репрессий, удалось избежать наказания. Сегодня хотелось бы припомнить имя одного из них - Петра Петровича Кончаловского. Художник в те страшные годы умудрился остаться «чистым» живописцем, избежавшим воплощения в своих творениях социалистической действительности и...
      707
      Елейная ЖиГраСкуФо
      12 октября 22:51

      Ожившие сказки Виктора Низовцева

      «Я надеюсь, что мои картины дадут людям почувствовать вкус своего детства и вдохновят их на собственные истории, которые, возможно, не похожи на мои. Мы взрослые завидуем детской способности приостановить веру и видеть мир без предвзятых понятий. Я надеюсь, что мои картины обеспечат маленькое путешествие в мир детства….» (Виктор Низовцев)Что может быть лучше бабу...
      570
      Елейная ЖиГраСкуФо
      12 октября 22:16

      Художник Борис Индриков: "Это мой мир, в который я вернусь"

      01 Борис Индриков уверен, что картины – это дверь в другой, совершенно другой, мир. И художник предлагает заглянуть в неведомое.Работы художника Бориса Индрикова не спутаешь ни с каким другим художником. Настоящий талант, он выработал свой собственный стиль. Текущие линии, пластика, немного мрачноватый фон. Всё это создаёт необычное настроение, похоже...
      637
      Елейная Hijo de la chingada!
      10 октября 15:55

      Коты-иxтиандры

      https://t.me/savanichi/48180...
      170
      Елейная ЖиГраСкуФо
      9 октября 12:23

      Знаменитая актриса и неизвестный скульптор. Сара Бернар.

      Исключительный актерский талант принес Саре Бернар титул «Божественной Сары». Однако звезда «Комеди Франсез» добилась успеха еще в одной творческой профессии, редкой для женщины XIX века — она была скульптором.Мраморный рельеф «Офелия», представленный среди топ-лотов аукциона эротического искусства Sotheby’s в феврале 2017 года (еще один экземпляр был представлен...
      508
      Елейная ЖиГраСкуФо
      9 октября 11:14

      Франц Марк — художник, видевший мир глазами животных

      Франц Марк (08.02.1880— 04.03.1916) был известным немецким художником-экспрессионистом начала XX века, одним из основателей художественной группы «Синий всадник». Творчество Франца Марка всю жизнь было предано животным, которых он считал высшими существами. Его картины удивляют необычными анималистическими образами, которые мастер использовал для глубоких философских ...
      265
      Елейная ЖиГраСкуФо
      6 октября 18:28

      Мастера современного искусства. Тимоти Барр (1957 - …).

      Тимоти Барр( Timothy Barr) — современный американский художник, достойный продолжатель традиций Мастеров знаменитой Барбизонской школы. «В своих работах я стремлюсь к ритму, чтобы зритель мог слышать красоту природы, как музыку(Тимоти Барр)Он с раннего детства мечтал стать профессиональным художником. Мечтают многие, но далеко не у всех получается воплотить свою ...
      271
      Елейная ЖиГраСкуФо
      6 октября 16:34

      «Умение вызвать эмоцию зависит только от внутренних качеств художника» - Андре Балион

      Андре Балион — современный голландский художник, анималист, достойный продолжатель традиций великих голландских мастеров.Живописи учился начиная с раннего детства под руководством местных мастеров.Очень любит писать голландскую сельскую местность и её природу, а также любит, и главное, умеет писать животных.Его работы демонстрировались на крупнейших художественных фор...
      174
      Елейная ЖиГраСкуФо
      6 октября 15:26

      Варичев Иван Михайлович (1924-2016). «Пейзаж – моя жизнь, моя любовь...»

      Иван Михайлович Варичев — замечательный советский и российский живописец, мастер пейзажа, народный художник России, один из лучших представителей Ленинградской школы живописи.Его педагогами в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина были Иван Степашкин и Виталий Вальцев, а институт он закончил по мастерской самого Юрия Михайловича Неприн...
      145
      Елейная ЖиГраСкуФо
      5 октября 21:11

      Академия Жюлиана и её знаменитые ученицы

      Высокий уровень обучения, космополитизм и отсутствие сексизма – краеугольные камни успеха парижской художественной Академии Родольфа Жюлиана. Французский художник и педагог, воспитавший именитых мастеров живописи, создал свое учебное заведение вопреки всем устоявшимся канонам педагогической и художественной практики своего времени. Рассказываем о замечательном уч...
      1181
      Елейная ЖиГраСкуФо
      5 октября 17:26

      Какое послание зашифровал в своём гениальном полотне «Триумф смерти» Питер Брейгель Старший

      Он писал масштабные мифологические и библейские сюжеты, а прославился своими картинами, где изображал обычных крестьян и сельские пейзажи. Можно попробовать представить такой сюжет: армия скелетов совершает насилие над живыми, грабя их, повсюду сея смерть и страх. Похоже на дешёвый фильм ужасов? Нет! Гениальное полотно Питера Брейгеля Старшего «Триумф с...
      1182
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика