Виллевальде Богдан Павлович (1819-1903).

0 145
Портрет профессора батальной живописи Б. П. Виллевальде – Я. Д. Андреев, 1903, Бумага; офорт
«Это был очень представительный и красивый старик, высокого роста, худощавый держался прямо, одет был по моде сороковых годов в бархатный пиджак, всегда был очень опрятен. Крахмальный воротник рубахи повязан черным атласным широким галстуком и штаны, как носили при Наполеоне III, со штрипками, на голове черный цилиндр. Николаевская шинель c большой пелериной серого цвета, а зимой такая же шинель на меху. Говорил с сильным немецким акцентом и не совсем правильно по-русски»(Н. С. Самокиш «О времени и о себе»).

Автопортрет. Богдан Павлович Виллевальде
Картины художника-баталиста Б. П. Виллевальде, эффектные и размерами, и исполнением, прославляют победы русского оружия или посвящены выдающимся событиям в жизни страны. Во многих своих работах он отходит от помпезности в пользу изображения жанровых сцен.
«Рядовой лейб-гвардии Павловского полка» 1840-е, Государственный мемориальный музей имени А. В. Суворова, Санкт-Петербург.
Картины художника-баталиста Б. П. Виллевальде прославляют победы русского оружия или посвящены выдающимся событиям в жизни страны. Он старался отойти от помпезности при изображении государственных лиц, важных исторических событий и военных действий. И во всем, что он писал, мы видим его горячую любовь к Отчизне, сочувствие к тем, кто добывал её славу на полях сражений.
Сражение при Быстрице (Эпизод из русско-венгерской войны 1849 г.) 1881
Он любил наблюдать жизнь военных, и в жанровых сценах, написанных мастерской рукой, нередко появлялся добрый юмор, возникающий при общении русских воинов с местным населением. 
Карточка почтовая «Б. П. Виллевальде. Сражение при Быстрице». Издательство «Richard», г. С.-Петербург
Его преподавательская деятельность строилась на четко выверенных художественных позициях, однако своим ученикам он позволял пробовать себя во всем, к чему лежала душа каждого из них. И ученики, среди которых будет много известных живописцев, любили своего умного и благородного наставника.
«Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году», 1884, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.
Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде родился 12 января 1819 года в городе Павловске под Санкт-Петербургом в богатой дворянской семье с баварскими корнями. Рано увлекся рисованием, показывая зрелую для его возраста технику. Родители мальчика, в особенности мама, старались всячески способствовать развитию художественных способностей сына, наняв для него учителя – профессионального художника.
«Сражение при Париже 17 марта 1814 года», 1834, Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

Основы художественного образования Богдан Виллевальде получил посещая уроки известного в те годы в столице художника-фотографа датского происхождения Карла Юнгштедта, тестя отца-основателя, в прямом смысле этого слова, самой знаменитой ювелирной фирмы всех времен и народов Густава Фаберже. 

Базовое же художественное образование талантливый Богдан получал уже в Императорской Академии художеств, куда он поступил в 1838 году, и где его педагогами выступили живописец-монументалист, представитель классицизма и романтизма Карл Павлович Брюллов и профессор батальной живописи Императорской Академии художеств Александр Иванович Зауервейд.

«Здравствуй, любимая Франция», 1898, Национальный музей Грузии, Тбилиси.

Получив в 1842 году большую золотую медаль и звание художника за программу «Сражение при Фер-Шампенуазе», Богдан Виллевальде был также премирован пенсионерской поездкой за границу за счет Академии для продолжения обучения. 

Работал в Дрездене над сюжетами войны 1813 года, но в 1844 году после скоропостижной кончины своего бывшего наставника Зауервейда он был отозван в столицу для завершения начатых А. И. Зауервейдом работ по истории борьбы с Наполеоном.

«Вид Владикавказа», 1860, ГРМ, Санкт-Петербург.

После возвращения в Санкт-Петербург Виллевальде получил звание академика и был приглашен на преподавательскую работу вначале в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а затем и в саму Императорскую Академию художеств, где в 1848 году получил звание профессора 2-й степени по батальной живописи, одновременно став руководителем класса батальной живописи. 

Преподавательская работа художника в Академии продолжалась до 1894 года, когда он вышел в отставку со службы, оставшись при этом членом Академического Совета Академии.

«Лейб-гвардии Конный полк в сражении при Фершампенуазе 13 марта 1814 года», 1891, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва.

Обращаясь к творчеству живописца, необходимо отметить, что первоначально оно находилось под влиянием немецких мастеров, в особенности мюнхенского художника Петера Гесса(1792—1871), в духе которого была написана большая картина «Битва при Гиссгюбеле», и уже позже образцом для подражания молодого живописца стал общепризнанный «король баталистов» Орас Верне (1789—1863), но, правда, образцом недосягаемым в особой легкости кисти и непревзойденном французском изяществе. Капитальными трудами Виллевальде в этот первый период его творчества являются четыре громадных полотна из истории 1813—1814 годов, висящих в Александровском зале Зимнего дворца: «Кульм», «Лейпциг», «Фершампенуаз» и «Перед Парижем».

«Взятие Шумлы», 1860 год,, Калужский областной художественный музей.

Впоследствии не раз возвращаясь к этой эпохе («Русские на Монмартре», «Лейб-гвардии Конный полк при Аустерлице»), Виллевальде писал
и усмирение польского восстания 1831 года («Грохово», «Остроленка»),
и венгерский поход 1849 года («Сдача Гергея под Вилагошем», «Сражение при Быстрице», «Вступление в Кронштадт» и другие),
и Крымскую войну (три картины посвященные осаде Силистрии),
и борьбу на Кавказе («Башкадыклар», «Под Карсом», «Шамиль на Гунибе», «Сдача Шамиля»).

«Бой под Лейпцигом в 1813 году», 1886, Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств.

Войны 1870-х годов также нашли себе отражение в живописи художника, хотя и сравнительно малое («Гравелот», «На Дунае в 1877 году», «Разъезд улан в Болгарии»). 

Его картины, внешне эффектные своими размерами и исполнением, прославляли победы русского оружия или были посвящены выдающимся событиям в современной художнику жизни — например, торжественному открытию памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде или коронации императора Александра II в Москве.

«Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году», 1864, Нижегородский художественный музей.

Батальное творчество Виллевальде резко отличается от картин Туркестанской и Балканской серий В. В. Верещагина. Оно просто другое.

«Блюхер и казаки в Бауцене», 1885, Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник.

Сам Виллевальде стремился сделать свои картины более реалистичными. Он часто выезжал на место боев бесконечной для России в XIX веке Кавказской войны, чтобы получить непосредственное впечатление от нее.

Охотно отходил от помпезности в своих работах в пользу изображения жанровых сцен военных походов, подчеркивания «разноплеменности» российской армии и нормальных бытовых отношений простых солдат и офицеров с местным населением.

Художник, много путешествуя по местам событий, кропотливо собирал материал для своего творчества. Побывал в Венгрии, на Дунае, под Севастополем, на Кавказе в 1860 году. И даже в Малой Азии и на Дунае в последнюю русско-турецкую войну. Большинство его картин про 1812 год написаны по рассказам очевидцев или по сохранившимся документам.

«Атака лейб-гусар под Варшавой в 1831 году», 1872, ГТГ, Москва.

В 1859 году Виллевальде был удостоен звания профессора 1-й степени,
а в 1888 году — заслуженного профессора. Среди его учеников были:
П. Н. Грузинский, К. Гурский, Н. А. Зауервейд, П. О. Ковалевский,
 А. И. Шарлемань, К. Н. Филиппов, Н. Г. Шильдер,
В. И. Штернберг, А. Н. Попов, Н. С. Самокиш,
В. В. Мазуровский, Ю. Бродовский и другие.
Виллевальде руководил батальным
классом академии художеств
вплоть до ее реформы в 
1890-х
годах.
Был действительным статским советником с 17.04.1870 года. Удостоился орденов Святой Анны 1-й степени (1879), Святого Станислава 1-й степени (1876), Святого Владимира 3-й степени (1873).

«Сражение при Грохове 13 декабря 1831 года», 1850-е годы, Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

У художника в браке с Августой-Маргаритой, урожденной девицей Шооб, родилось два сына Александр и Павел (Павел-Карл-Константин), последовавших по стопам отца.

«Портрет генерал-фельдмаршала М. С. Воронцова», 1856, Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Полотна Виллевальде экспонировались на Всемирных выставках в Париже (1867), в Вене (1873), в Антверпене (1885), в Берлине (1886). 

В последний период своей деятельности художник вновь обратился к своей любимой и хорошо им изученной эпохе Наполеона и, отдаваясь преимущественно изображениям военно-бытового характера, проявил новую симпатичную черту своего таланта — мягкий юмор в изображении таких живых военно-идиллических сцен, как «Лейб-гусар и савояр», «Казаки на Рейне», «Казаки везле дома», «Не бойтесь, мы — казаки», «Они попали в плен» и так далее.

«Они попали в плен в 1814 году», 1885, Таганрогская картинная галерея.

Особняком в творчестве Виллевальде стоят две картины написанные им в 1880-х годах по личным воспоминаниям, далекие от батального жанра, — «Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1850 году» и «Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году». 

Как и два полотна, отражающие современные художнику события, — «Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году», а также «Торжественный въезд императора Александра II в Москву для коронации в 1856 году», — эти работы интересны, прежде всего, как близкие к документу свидетельства эпохи.

«Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году», 1884, Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Богдан Павлович Виллевальде скончался 24 марта 1903 года в Дрездене в возрасте 84 лет. Сегодня полотна художника украшают экспозиции Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, других музеев нашей страны, а также многочисленные частные собрания в России и за её пределами.

«Эпизод из Заграничных походов русской армии 1813-1814. Офицеры гвардейской кавалерии в европейском городе», 1890-е годы, частное собрание.
«Переправа через Березину. Бегство французов из России в 1812 году», 1891, Иркутский областной художественный музей.

Студия-И


На хитрых партнеров найдется что-нибудь с левой резьбой
  • pretty
  • Вчера 07:09
  • В топе

КВАДРАТУРА  КРУГАРазговоры о переговорах напоминают перебрасывание друг другу горячей картошки из костра. Держать ее долго никто не хочет: можно обжечься, каждая сторона пытается поскорее от нее ...

"Идея, спасавшая жизни". Зачем российские солдаты в Чечне чулки от радиации носили

На фото и видео времен чеченской войны можно увидеть любопытную вещь. Российские солдаты часто носят не сапоги или берцы. А весьма необычную зеленую обувь, вроде длинных чулок.На самом ...

Начинается строительство колоссальных газопроводов в Иран мощностью в два «Севeрных потока» или чего добилась Германия

На днях иранская сторона раскрыла детали соглашения между Россией и Ираном по газу. Стали известны подробности о мощности и месте строительства новых колоссальных газопроводов, которые ...