Верёвкина Марианна Владимировна (Marianna Verevkina) (1860-1938).

0 358

"Именно пройдя через личные страдания, мы, художники, должны примириться с жизнью и принять её во всех её формах.
<…> Мы должны страдать за всех и со всеми; другие не должны страдать вместе с нами, а находить в наших произведениях веру, любовь, надежду.
Это мой путь: он крут, но даёт смысл моей жизни", – написала в дневнике Марианна Владимировна Веревкина незадолго до смерти.

«Автопортрет». 1910

«Я верю и хочу, чтобы за мной верили и другие, что кроме суетного мира переходящих форм есть мир незыблемого покоя истины, мир примирений, куда тянет меня всей душой. Это – мое чувствование и моя вера, моя художественная суть...» (Марианна Верёвкина).

«Весеннее воскресенье», 1907 год, бумага на картоне, темпера, 56×73, Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

Творчество Марианны Веревкиной широко известно и высоко ценится в наши дни на Западе.
Большая часть ее картин хранится в Германии и Швейцарии, в Мюнхене её именем названа улица.
При этом на родине художника в России ее работы долгое время оставались неизвестными широкому кругу, что не может не огорчать любителей живописи и поклонников её удивительного таланта.

«Вечер в Мурнау», 1907-1910 годы, картон, темпера, Замок-музей Мурнау.

Марианна Владимировна Верёвкина родилась 29 августа (10 сентября) 1860 года в Туле в семье крупного военачальника и государственного деятеля царской России Владимира Николаевича Верёвкина, генерала от инфантерии, геройски отличившегося во время Крымской войны, а в 1863-1867 годах — витебского военного губернатора.
Мама Марианны Елизавета Дараган происходила из старинного княжеского рода, была хорошо образованной женщиной, увлекалась музыкой, иконописью и портретной живописью на любительском уровне, что впоследствии позволило ей дать дочери первые уроки рисования.
Дед Марианны по материнской линии в свое время служил губернатором в Туле, бабушка Анна Дараган прославилась книгами для детей.

«Женский пансион», 1907 год, бумага на картоне, темпера, 55х73,5, Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

Рисовать Марианна начала спонтанно в возрасте четырнадцати лет во время своей болезни.
Её первые работы были навеяны видениями, вызванными высокой температурой.
Выздоровев, Марианна не потеряла интерес к рисованию, что обрадовало родителей, приложивших все силы для поощрения ее увлечения живописью — в четырнадцать у девочки уже был свой дом-студия в поместье «Благодать» в Литве, куда семья переехала вслед за отцом-военным, получившим в 1868 году назначение на должность начальника Виленского военного округа.
В 1872 году Марианна была принята в Мариинское высшее женское училище в Вильно, в котором обучалась до 1876 года.

«Женщины в чёрном II», 1907 год, картон, гуашь, 29 × 41 см., частное собрание.

В 1879 году главу семьи перевели по службе в польский город Люблин, куда переехала и семья, а в 1883 году семья Верёвкиных обосновалась в Москве, где Марианна начала брать частные уроки у Иллариона Прянишникова, посещая его занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Также она занималась натюрмортом под руководством Василия Поленова.

«Каменоломня», 1907 год, картон, темпера, 50×71 см., частная коллекция.

В 1885 году после скоропостижной смерти матери Марианна вместе с семьей переехала в Санкт-Петербург, где генерал от инфантерии Веревкин получил назначение на должность коменданта Петропавловской крепости.
В столице Верёвкина знакомится с Ильей Репиным, у которого начинает брать уроки рисования.

«Пивная под открытым небом», 1907 год, бумага на картоне, темпера, 55×73 см., Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

В 1888 году Марианну постигает несчастье: во время охоты она по случайности прострелила себе ладонь правой руки, с тех пор она учится держать кисточку между средним и безымянным пальцами.
В музее Висбадена находится работа Репина, на которой изображена Верёвкина с перевязанной рукой.
Чтобы вернуться к рисованию, она вынуждена была прервать свои занятия и отправиться в Германию проходить длительный курс реабилитации.
В Германии она знакомится с передовыми течениями в живописи и пересматривает многие свои взгляды на современное искусство.

«Лошадка», 1907 год, темпера, картон, 56×79 см., частная коллекция.

После возвращения в Петербург Марианна продолжила свое обучение у Репина, хотя классическое искусство уже начало ее тяготить.
В мастерской Марианны, располагавшейся на территории Петропавловской крепости, все также собирались шумные и веселые компании столичных художников и артистов.
Бывали здесь Константин Сомов и Николай Рерих, заезжали Филипп Малявин и Осип Браз.
В 1891 году состоялось знакомство Марианны Верёвкиной с Алексеем Явленским, который тоже был учеником Репина и которому суждено было сыграть в ее жизни определяющую роль.

«Портрет Веры Репиной», 1881 год, холст, масло, 89×58 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Молодой художник Явленский был на четыре года моложе Верёвкиной. За короткое время он стал для Марианны смыслом жизни.
Он сопровождал ее в поездках, не раз признавался ей в любви, в ответ на что Марианна уверяла его в своей безмерной дружбе.
Алексею Явленскому суждено будет сыграть в жизни Марианны одновременно прекрасную и ужасную роль.
Им суждено будет прожить вместе долгих и нелегких тридцать лет, но их союз так и не был оформлен юридически (Марианна могла получать финансовую поддержку отца только до момента вступления в брак) и, как утверждают многие, вероятно, оставался платоническим.

Портрет девушки а русском костюме», 1888 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«Я творю людей, меня окружающих, я создаю чувства, которые ощущаю или которые внушаю, я создаю ситуации и впечатления»,
— писала она позднее в своей автобиографии «Жизнь наизнанку».
Эти слова в полной мере относились и к ее непростым отношениям с Явленским.
Марианна была убеждена в гениальности своего избранника и в то, что именно ему суждено создать «искусство будущего», о котором она грезила.
Несомненно, это была великая цель, ради которой по ее мнению, она должна была пожертвовать собственным талантом, хотя в 1892 году после ее участия в XX выставке ТПХВ, Репин сказало Верёвкиной, что она «русский Рембрандт», и сравнил ее с Веласкесом и Франсиско де Сурбараном…

«Портрет Алексея Явленского», 1896 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1896 году после кончины отца Марианна получила его пенсию и, став состоятельной и независимой женщиной, вместе с Явленским уехала в Европу, где поселилась в Мюнхене, на несколько лет фактически прекратив свои занятия живописью.

«Автопортрет в матросской блузке», 1893 год, холст, масло, частное собрание.

Марианна наивно идеализировала своего Алексея Явленского. «Благодаря любви ко мне он сделался монахом»,— говорила она и, как показала жизнь, горько ошибалась.
Странные и возвышенные отношения с Марианной не устраивали Явленского.
В 1894 году в имении генерала Верёвкина («Благодать» близ Ковно) Явленский встретил воспитанницу его владельцев — 13-летнюю Елену Незнакомову, которая позднее находилась в услужении у Марианны.
В 1902 году Алексей провел больше года в Прибалтике, где Незнакомова родила ему сына Андрея.
Елена Незнакомова была воспитанницей, кухаркой и горничной Веревкиной еще в России и уехала в Мюнхен вместе с ней, чтобы помогать по хозяйству.

«Покинутый», 1907 год, бумага на картоне, темпера, пастель и жирные карандаши, 23,6 × 20 см., Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

История грозила скандалом — Елена была несовершеннолетней, и все действующие лица даже на год вернулось в Россию, чтобы избежать огласки.
Как бы там ни было, но отношения Явленского и Верёвкиной не прекратились: они продолжили жить вместе.
Однако предательство любимого потрясло Марианну, и в 1905 году она вернулась к живописи, чтобы обрести опору в жизни, а в следующем году познакомилась с художниками Ф. фон Ленбахом и Ф. фон Штуком. В 1906 году ей исполнилось сорок шесть лет, и она неожиданно осознала, что слишком долго откладывала свою собственную жизнь, которая безвозвратно проходила…

«Память», 1902 год, бумага на картоне, темпера, 50 х 70 см., частная коллекция.

Марианна решительно отреклась от своих прежних идеалов, от всего, чему её учили, и приступила к созданию «искусства будущего» уже своими собственными руками.

///

Верёвкина выбрала темперу — яркую, плотно ложащуюся краску, и с этого момента именно ей она будет отдавать предпочтение в своей живописи.
Она решилась на эксперименты, изображая не реальный мир, а свое восприятие, а обширные познания в искусстве стали ей серьезным подспорьем.
И успехи не заставили себя долго ждать. Первым признанным шедевром Марианны Верёвкиной стала «Осень. Школа», написанная в 1907 году только основными цветами.

«Осень. Школа», 1907 год, бумага на картоне, темпера, Музей современного искусства, Аскона.

Большую часть лета 1908 года Верёвкина провела вместе с Явленским и Кандинским в доме у Габриэль Мюнтер в поселке Мурнау.
В том же году Марианна приняла участие в выставке Берлинского сецессиона и в салоне в Санкт-Петербурге.

«Литовский город», 1910 год, бумага на картоне, темпера, частное собрание.

22 марта 1909 года вместе с Кандинским, Явленским, Канольдтом и Эрбслё Верёвкина основывает Новое Мюнхенское художественное объединение (Neue Künstlervereinigung München, N.K.V.M.).
Первая выставка объединения состоялась в Галерее Танхаузер в Мюнхене.

«Шторм», 1908 год, бумага на картоне, темпера, Музей современного искусства, Аскона.

В 1910 году работы Верёвкиной выставлялись в Риге и Санкт-Петербурге, а в 1911 году вместе с Явленским Марианна посетила Париж, где встретилась с Анри Матиссом.
В 1912 году Марианна выставляет свои работы совместно с группой «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) в галерее «Der Sturm» в Берлине.
В начале декабря 1912 года Верёвкина и Явленский выходят из Нового Мюнхенского художественного объединения.
В 1913 году приняла участие в выставке в Будапеште и в Первом немецком осеннем салоне в Берлине.

«Танцовщик Александр Сахаров», 1909 год, бумага на картоне, темпера, частное собрание.

Начавшаяся Первая мировая война серьезным образом повлияла на творческие планы Верёвкиной и Явленского.
Они продолжали оставаться вместе, сохраняя хорошие отношения.
С началом войны их материальное положение ухудшилось — пенсии из России поступали нерегулярно.
Семья переехала в Цюрих, а позже в 1919-м году на юг Швейцарии, в курортный поселок Аскона на берегу Лаго Маджоре.
Климат здесь был более теплый, чем на севере Швейцарии, и этот климат полностью подходил Явленскому, который ничем иным, кроме живописи, не занимался.
 Марианна вынуждена была устроиться на работу в фармацевтический концерн: пенсии упразднили окончательно, и надо было на что-то жить.

«Конькобежцы», 1911 год, холст, бумага на картоне, частное собрание.

В 1921 году после успешной выставки, которую новый секретарь Явленского Эмми Штейер устроила для него в Висбадене, художник решил остаться там навсегда и вызвал к себе Елену Незнакомову с сыном Андреем, собираясь официально оформить с ней свои отношения и признать сына.
Марианна в этой ситуации оказалась третьей лишней и была шокирована предательством любимого человека.

«Просёлочная дорога», 1907 год, бумага на картоне, темпера, 69 × 105 см., Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

Явленский оставил 61-летнюю художницу в одиночестве и без средств. Оставшись одна, она не опустила руки, а постепенно начала обретать новые жизненные смыслы.
Она рисовала почтовые открытки и продавала их курортникам и по-прежнему много писала темперой.
В своем дневнике Веревкина писала:
«Аскона научила меня уважать всё человеческое, любить счастье созидания и нищету бытия, носить всё это в себе как большое духовное богатство».

«Фантастическая ночь», 1917 год, бумага на картоне, темпера, Музей современного искусства, Аскона.

В 1922-м Марианна Веревкина вместе со швейцарским художником Эрнстом Кемпером создала в провинциальной Асконе небольшой музей современного искусства.
Воспользовавшись своими дружескими связями, она попросила знакомых живописцев подарить музею по одной работе, повторив известный опыт Алексея Боголюбова, организовавшего Радищевский музей в Саратове.

«Праздник в саду», 1907 год, бумага на картоне, темпера, карандаш и пастель, 56 × 75,5 см., Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

Однако в отличие от своего предшественника Веревкина не прибегала к поддержке влиятельных институций или высокопоставленных особ. Первая выставка будущего музея проходила в Асконе на вилле Панкальди, где теперь музей располагается постоянно.
Сегодня картины, подаренные Алексеем Явленским, Паулем Клее и другими художниками вместе с самой значительной в мире коллекцией произведений Марианны Веревкиной, а также работами Ришара и Ули Зеевальдов, составляют основу коллекции Музея современного искусства Асконы.

«Снежный вихрь», 1916 год, бумага на картоне, темпера, частное собрание.

В 1924 году Веревкина вошла в местное объединение художников «Большая медведица», которое успешно выставлялось в Швейцарии и Берлине.
В конце жизни Веревкина познакомилась с коммерсантом из Берлина Эрнестом Альфредом Айе.
Их встречи были редкими, но именно Санто — как называла своего спутника Марианна — вернул ей смысл жизни, и именно ему она завещала большую часть своих произведений.
Её картины вновь заиграли яркими красками.

Преклонные годы Марианны Верёвкиной были освещены доброй дружбой с берлинским служащим Эрнестом Айе (она нежно звала его Санто).

В последние годы жизни Марианна Владимировна много болела.
Жила она скромно, пенсию за отца уже не получала, не стеснялась браться за «несерьезные» заказы: писала почтовые открытки и продавала их туристам, картины свои продавала очень редко и только тем, кто был способен их оценить.
Без сожаления дарила картины — раздала более пятисот.
Она стала местной знаменитостью, горожане её называли баронессой и асконской бабушкой.

«Воскресенье после полудня», 1908 год, бумага на картоне, темпера, 36,5 × 50,5 см., Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

В конце 1920-х годов Марианна Верёвкина познакомилась с Кармен и Диего Хагманами, ставшими собирателями её работ, отличавшихся драматичностью и насыщенными красками.
Несмотря на влияние многих современников, Марианне все-таки удалось выработать собственный стиль — яркий и узнаваемый.
Новые друзья поддерживали Верёвкину, когда та уже не могла работать, а в 1937 году вывезли из Мюнхена её работы, созданные там еще до Первой мировой войны, и тем самым спасли их от неминуемой гибели, поскольку её живопись попала в список так называемого дегенеративного искусства.

«Прачки», около 1909 года, бумага на картоне, темпера, 50,5 × 64 см., Городская галерея в доме Ленбаха.

6 февраля 1938 года жители швейцарского городка Аскона собрались на главной улице города, чтобы проводить в последний путь баронессу фон Верёвкин — добрую и странную женщину, рисовавшую красные деревья и синие горы.
Когда-то великий Илья Репин называл её русским Рембрандтом и полушутя говорил, что завидует её таланту.
Когда-то она писала в своем дневнике: 
«Я творю с утра до вечера, с вечера до утра»
Её звали Марианна Верёвкина, и она была одной из самых ярких русских художников ХХ столетия.

На похороны Марианны Верёвкиной пришел весь город.

В городке Аскона сегодня хранится самая большая коллекция работ Марианны Верёвкиной.
Около ста картин, сотни графических работ и личные дневники.
Будете проездом в Асконе, непременно загляните в местный музей — не пожалеете, поскольку время будет потрачено не зря.

«Красный город», 1912 год, бумага на картоне, темпера, частное собрание.
«Чёрные женщины», около 1911 года, бумага на картоне, темпера, 48,5 × 62 см., Городская галерея в доме Ленбаха.


Студия-И

Мем о релокантах

Вы наверняка обратили внимание, что далеко не все поуехавшие приживаются на новых местах, все чаще критикуют местные порядки. Мне запомнился один диалог, скопированный, видимо, из Фейсбука. Примерно т...

Ужасы Евровидения. Странная украинка бьется яйцами с трансом-ведущим/ей

Нет, все-таки хорошо, что мы во всем этом больше не участвуем. Просто оторопь берет, глядя на то, что сейчас происходит на всех этих евровидениях и олимпиадах. Не пойму, то ли это цирк уродов, то ...

Инаугурация Президента. Новая политическая эпоха наступает

Инаугурация Президента в нынешних реалиях – это больше, чем просто формальная юридическая процедура, пусть и весьма торжественная. Это точка отсчёта. Годы нам предстоят трудные. Возможно ...