Всё его творчество обращено к духовной стороне жизни человека. Нестеров внес в отечественное искусство совершенно особую щемящую ноту.
60 лет труда, самоотверженного, упорного, каждодневного, отразили его понимание истинного предназначения Святой Руси.
Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в купеческой семье.
Мальчик рос болезненным.
На чем только душа держится — переживали родственники — на ладан дышит.
И действительно, спустя два года сердце малыша вовсе перестало биться.
Его обрядили, положили на стол под образа, зажгли свечи.
Мать положила ему на грудь образок святого Тихона Задонского, начала молится и вдруг Мишенька ожил.
Все несказанно обрадовались, начали благодарить бога, святого Тихона и преподобного Сергия Радонежского, которого в семье очень любили и почитали.
В 1874 году двенадцатилетний юноша поступает в московское Реальное училище К. П. Воскресенского.
На втором году учебы он посетил пятую выставку художников-передвижников.
Картины знаменитых русских мастеров его ошеломили.
Особенно поразила юного Михаила «Украинская ночь» Куинджи. Нестеров был настолько восхищен увиденным, что по возвращению в пансион был полон решимости посвятить себя рисованию.
В 1877 юный художник поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился три года.
«Я не знал тогда, — писал художник в последствии, — каких трудов, какой затраты сил, времени потребуется чтобы преодолеть все преграды и встать в ряды избранников».
Учился Михаил Нестеров вместе с Исааком Левитаном и братьями Коровиными.
Преподавали в училище знаменитые Илларион Михайлович Пряничников и Василий Григорьевич Перов.
В 1881 году Нестеров перебрался в Петербург, в Академию Художеств. Здесь царили консерватизм и рутина.
Молодой художник невыносимо скучал, находя утешение только в посещениях Эрмитажа.
Окончательно разочаровавшись в Академии, Михаил Васильевич вернулся в Москву.
Лето 1883 года он проводит в Уфе, где знакомится с М. И. Мартыновской, своей будущей женой.
С 1884 года, живя и работая в Москве, художник пишет в основном жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» и «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным».
В то же время Нестеров трудится над иллюстрациями для книг и журналов.
В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» он получает звание свободного художника, а в следующем году за полотно «До государя челобитчики» удостаивается звания классного художника.
К концу 80-х, благодаря своим историческим полотнам Нестеров приобретает первую известность у публики.
В 1896 году, спустя год после свадьбы, умерла его супруга Мария, оставив осиротевшего мужа с новорожденной дочерью Ольгой на руках.
«Любовь к Маше и потеря её сделали меня художником, вложили в моё художество недостающее содержание и чувства, и живую душу, словом всё то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве», — писал художник.
Смерть жены заставила Михаила по-иному взглянуть на мир. Евангельские сюжеты стали основными темами его картин.
Святые, монахи и паломники — их главными героями.
«Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж.
Человека, живущего внутренней жизнью.»
На фоне такого осеннего пейзажа в «христовой невесте» появляется женский образ, который пройдет линией по всему творчеству художника.
«С этой картины, — писал живописец, — произошёл перелом во мне. Появилось то, что позднее развилось в нечто цельное, определенное, давшее мне свое лицо».
Без «христовой невесты» не было бы того художника, имя которому — Нестеров.
Впоследствии критики скажут, что это момент рождения в русском искусстве темы метущейся души, готовой скрыться от мирских волнений и горестей за стенами тихой обители.
Следующим значимым произведением, подтвердившим творческую зрелость художника, стала картина «Пустынник».
По прибрежной тропинке, медленно переставляя ноги, опираясь на палку, бредет древний старец в ветхом монашеском одеянии.
Задумчив его взгляд, обращенный в неведомые глубины.
Природа на полотне не только безгрешна, в ней полнее, чем в чем либо, чувствуется непостижимая цельность божественной гармонии.
Уйти от мирской суеты, слиться с природой, вознести вместе с нею хвалу творцу, пребывать в тишайшем созерцании – вот путь, избранный русскими пустынниками...
Картина была куплена самим Третьяковым ещё до показа её широкой публике, что было настоящим признанием, о котором только могли мечтать начинающие живописцы.
На деньги, полученные от Третьякова, Нестеров отправляется за границу.
Он побывает в Австрии, посетит Италию, Францию и Германию.
Для своей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890)
Нестеров долго искал прообраз отрока, пока не встретил бледную девочку, с большими изумленными глазами и худенькой фигуркой. Картина стала сенсацией, а художник открыл цикл полотен, посвященных православному святому преподобному Сергию Радонежскому.
Над триптихом о преподобном Сергии живописец трудился долгие десять лет.
В своих работах художник писал Святую Русь, где человек и природа одухотворены и едины в общей молитве.
Свыше 22 лет своей жизни Нестеров отдал росписи храмов и иконописи.
В Киеве он расписывал Владимирский собор вместе с еще одним выдающимся живописцем той эпохи — Васнецовым.
Именно храмовая роспись принесла Нестерову широкую известность. Однако сам он весьма сурово высказывался о своей церковной живописи.
Новаторством для фресковой живописи того времени стало написание художником святых на фоне природы.
В 1898 году мастер получает приглашение цесаревича Георгия, брата Николая II, расписать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумани в Грузии.
В это время с дочерью художника Ольгой, достигшей двенадцатилетнего возраста, случилось несчастье.
Девочка тяжело заболела скарлатиной и находилась при смерти…Нестеров все это время был на грани срыва.
Дочь являлась для него последней надеждой на счастье в этой жизни. Спустя пять месяцев горячки, к великой радости, девочка поправилась и вернулась к жизни.
В 1901 году художник посещает Соловецкий монастырь.
В это время Нестеров вынашивает замысел знаковой для себя картины «Святая Русь».
На киевском показе «вчерне» законченной «Святой Руси» живописец знакомится с пришедшей на просмотр Екатериной Петровной Васильевой.
Вскоре она стала его женой, от брака с которой родилась дочь Настя.
В 1905, в год революционных бунтов, Нестеров присоединяется к монархическому движению «Союз русского народа».
В том же году в Париже, куда художник отправился со своей женой и старшей дочерью, Нестеров получает известие о кончине младшей дочери Насти.
Эти новые душевные страдания живописец переживает, погружаясь с головой в работу.
Октябрьская революция подвела свой итог в жизни 55-летнего художника.
Во время Гражданской войны семья Нестеровых перебирается на Кавказ.
В 1918 году, оказавшись в Армавире, он захворал, и долгое время не мог писать.
Возвращение в столицу состоялось только в 1920 г.
При советской власти художник уже не мог открыто писать библейские сюжеты и в своем творчестве переключается на портретную живопись. Однако лицам на его портретах присуща все та же одухотворенность, что и в ранних его работах.
Что удивительно, Нестеров избегал брать заказы на портреты, предпочитая независимость в творческом процессе, и никогда не шел на сделку с совестью.
Это были тяжелые времена.
Советские репрессии не обошли стороной и семью Нестеровых.
В 1938 году состоялся арест Михаила Васильевича.
Две недели живописца продержали в Бутырской тюрьме.
По подозрению в шпионаже был задержан и расстрелян зять художника, известный московский юрист.
Дочь Ольгу отправили в ссылку в Джамбул.
Можно сказать, что народная любовь к Нестерову оберегла художника от иных репрессивных действий власти по отношению к нему.
Известен факт телефонного разговора в 1940 году живописца со Сталиным. На вопрос вождя, когда художник сможет написать его портрет, Нестеров ответил, что видимо никогда, потому-что ему давно не нравится лицо Иосифа Виссарионовича. Как не странно, Сталин оценил прямоту живописца и этот разговор остался для Нестерова без последствий.
В 1941 году за портрет академика И. П. Павлова художнику была присуждена Сталинская премия. А 18 октября 1942 года Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице.
До последних дней жизни художник продолжал рисовать.
Картины Михаила Васильевича Нестерова
Девочка в белом платье и с цветком
Портрет протодьякона Михаила Кузьмича Холмогорова. 1914
Адриатическое море. 1893
Алёша Нестеров. 1919
Амазонка. (Портрет дочери). 1906
Ангел, сидящий на гробе. 1908-1911
Апостол Иоанн. 1909
Автопортрет. 1928
Бахчисарай. 1932
Богоматерь с Младенцем. 1890
Больная девушка. 1928
Девушка. 1888
Девушка в кокошнике
Домик в Уфе. 1884
Думы. 1900
Два лада
В осеннем лесу
В скиту. 1915
Вечерний звон. 1910
Великий постриг. 1898
Весна-красна. 1922
Видение отроку Варфоломею. 1889
МИХАИЛ НЕСТЕРОВ. КАРТИНА «ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ» (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ)
В своих картинах 1890–х годов М. В. Нестеров часто возвращается к образу преподобного Сергия Радонежского, который воплощал для художника чистую и праведную жизнь.
Самым значительным полотном цикла стала картина «Видение отроку Варфоломею», где Сергий Радонежский изображен еще не святым, а отроком Варфоломеем, маленьким пастушонком.
Произведение впервые было представлено широкой публике на восемнадцатой Передвижной выставке.
Сюжетной линией к картине послужило религиозное предание: по поручению отца отрок Варфоломей отправился в поле за лошадьми. Мальчик любил уединение, поэтому с радостью отправился за жеребятами.
На своем пути, под старым дубом, он заметил незнакомого ему удивительного старца-черноризца, погруженного в молитву.
То был ангел господень, представший в образе монаха.
Потрясенный увиденным, отрок подошел к нему, а тот, по окончании молитвы, благословил юношу и спросил чего тот хочет.
Не знавший грамоты, но страстно желающий изучать слово Божие, Варфоломей ответил, что больше всего хотел бы получить разум к учению.
Старец сотворил за него молитву и дал вкусить просфоры, сообщив, что просьба его будет исполнена.
Видение отроку Варфоломею. Вариант
Воскресение. 1894
Воскресение Христа. 1922
За Волгой. 1905
За приворотным зельем. 1888
Капри. Весна. 1908
Капри. Море. 1908
Лето. 1905
Лисичка (Три старца). 1915
Молчание. 1903
Мыслитель. Портрет Ивана Александровича Ильина. 1921-1922
На Руси (Душа народа). 1914-1916
Наташа Нестерова на садовой скамейке
Начало весны (Ранняя весна). 1905
Несение креста. 1912
Одиночество. 1932
Осенний пейзаж. 1906
Отцы-пустынники и жены непорочны. 1932
Под Благовест. 1895
Покров Богоматери. 1914
Портрет А. М. Щепкиной. 1925
Портрет академика А. Н. Северцова. 1925
Портрет академика физиолога И. П. Павлова
Портрет жены, Е. П. Нестеровой. 1905
Портрет Л. Н. Толстого. 1907
Портрет О. М. Нестеровой, дочери художника. 1905
Портрет скульптора В. И. Мухиной. 1940
Портрет художника В. М. Васнецова. 1925
Послушницы на берегу реки. 1920-е
Преподобный Сергий Радонежский. 1891-1899
Путник. 1921
Распятие. 1908
Святой Пафнутий Боровский. 1890
Сказание о невидимом граде Китеже. 1917-1922
Скитник. 1909
Соловки. 1917
Сошествие во ад. 1897
Странники. За Волгой
Три всадника (Легенда) 1932
Троица Ветхозаветная. 1897
Труды преподобного Сергия
У озера. 1921
Философы (С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский). 1917
Христос у Марфы и Марии. 1908-1911
Христос, благословляющий отрока Варфоломея. 1926
Царевич Дмитрий. 1924
Элегия (Слепой музыкант). 1928
Юность преподобного Сергия Радонежского. 1892-1897
Явление Богоматери. 1910-е
Странник Иисус
Оценили 12 человек
20 кармы