• РЕГИСТРАЦИЯ

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942).

3 218

«Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью...» (Михаил Нестеров)
Творческая судьба Михаила Васильевича Нестерова кажется не только незаурядной, но порой и исключительной.
Художник прошел многие этапы в развитии русского искусства и в каждый из них он внёс свой вклад.
Поиски этического идеала в религиозной вере, в уходе от суеты мира в мир внутреннего самоуспокоения, единства с природой сочетались у него с утверждением красоты человеческих деяний, творчества, активного разума.
Михаил Васильевич Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в состоятельной семье, быт которой отличался патриархальностью и религиозностью.

В доме особенно почитались святые угодники Сергий Радонежский и Тихон Задонский.
Этот семейный уклад и красота величавой уральской природы наложили неизгладимый отпечаток на мировосприятие будущего художника, уже в детстве обладавшего редкостной фантазией и впечатлительностью.

Сергий Радонежский, 1899, Государственный Русский музей, С-Петербург.

С самого детства Михаил Нестеров проявлял интерес к природе и искусству.
Родные, друзья и знакомые удивлялись его способностям и художественному таланту.

«Дмитрий-царевич убиенный», 1899 год, Холст, масло 197 х 175, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Осенью 1872 года Михаил Нестеров был принят в местную гимназию, где впервые получил уроки рисования.
В двенадцать лет родители отвозят сына в реальное училище К. П. Воскресенского, где он постепенно становится известным своими способностями к живописи.

«Выбор царской невесты», 1887-1888 год, Музейное объединение, Архангельск

В 1877 году пятнадцатилетний М. Нестеров впервые побывал на пятой Передвижной выставке, где был потрясен «до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой «Украинской ночью» Куинджи».
Осенью того же года М. Нестеров становится учащимся головного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где на него обратил внимание замечательный художник В. Г. Перов, во многом определивший его творческий путь.
В училище Нестеров впервые встретился с И. Левитаном, которого он высоко ценил как художника и человека.
Из учителей наибольшее влияние на Нестерова оказал Василий Перов – его искусство волновало начинающего художника умением проникнуть в человеческую душу.

«Под Благовест», 1895 год, Холст, масло 159 х 124, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1881 году М. В. Нестеров уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств, где ему оказывает горячую поддержку И. Н. Крамской.
Но в 1883 году по совету Крамского Нестеров возвращается в Московское училище, более близкое характеру его дарования. 
И, наконец, весной 1885 года М. В. Нестеров получает звание свободного художника. 

«На горах», Холст, масло 160 х 160, Государственный музей русского искусства, Киев

Вернувшись из краткой поездки в Европу, Нестеров приступает к работе над новой картиной «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890). 
Этим произведением он начал ряд картин, посвященных жизни и трудам Сергия Радонежского – выдающегося деятеля Древней Руси, способствовавшего её объединению, основателя Троицкого монастыря, причисленного церковью к лику святых.

«Видение отроку Варфоломею» (1889-1890). 

Проникновенный певец русского духа и русской природы М. Нестеров не остался равнодушным к пышной южной природе Кавказа, где бывал достаточно регулярно. 
Впервые М. В. Нестеров приехал на лечение в Кисловодск по приглашению Н. А. Ярошенко. 
Супруга художника встретила гостя на тройке в Минеральных Водах. 
В своих воспоминаниях М. Нестеров пишет: 
«Вот и Пятигорье, как на ладони, слева Машук, справа Бештау, а там далеко на горизонте, как стая облаков в солнечных лучах, сияла снежная цепь с великолепным Эльбрусом, царившим над этими, еще невиданными ландшафтами»

«Осенний пейзаж», 1906 год, Холст, масло 101 х 134, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник снял небольшую комнату поблизости от «Белой виллы» Ярошенко и каждый день бывал на знаменитом «помпеянском» балконе дома, где постоянно встречались очень разные, но равно интересные друг другу люди – ученые, философы, писатели, актеры, певцы, музыканты.

«Лисичка». Холст, масло 101 х 127, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Но все же Нестерову гораздо милее были среднерусские и северные пейзажи. 
«В природе Кавказа, – пишет он Е. Г. Мамонтовой, – нет той тихой песни Севера, которая мне так любезна и понятна у нас… 
Правда, я не видал «настоящего Кавказа»… 
Грандиозное имеет свою неоспоримую красоту, но в Кисловодске, где я и живу теперь, Кавказ еще не носит на себе следов «величия и, говорят, не характерен…».

«За Волгой», 1922 год, Холст, масло 83 х 104,5 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Но лечение М. В. Нестерова было успешным, и он стал частым гостем Кавказских Минеральных Вод. 
В его «Воспоминаниях» мы найдем свидетельства поездок в Кисловодск, Железноводск и Ессентуки в 1890, 1897, 1899, 1902, 1908, 1913, 1915, 1916, 1925 годах. 
В 1902 году именно в Кисловодске Михаил Васильевич венчался с Е. П. Васильевой. 
Его шафером был Л. В. Собинов, а свадебный обед состоялся на «Белой вилле». 
В этот же день Нестеровы уехали в Грузию, где художник длительное время расписывал дворцовую церковь в Абастумани.

«За Волгой», 1905 год, Астраханская художественная галерея

За свою жизнь Нестеров успел пожить и поработать как в Уфе, Москве, так и в Подмосковье, Киеве, Франции, Италии, Западной Европе и т.д. Везде он пытался найти что-то своё, что могло бы послужить развитием его таланта и вдохновением для очередного произведения. 
В разных городах и странах он учился чему-то новому, что брал как из окружающей среды, так и у местных художников. 
Кроме того, Михаил Васильевич Нестеров являлся активным членом «Товарищества Передвижников». 

«Старец. Раб Божий Авраамий», 1914 год, Холст, масло 114 х 110, Самарский областной художественный музей, Самара

Если ранние исторические картины Нестерова были еще передвижнически достаточно бытописательны; 

«Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886, Третьяковская галерея, Москва

(«Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886), то позднее, художник усиливает в своих образах фольклорные черты,

 «За приворотным зельем», 1888, Художественный музей, Саратов,

атмосферу религиозной легенды («Пустынник», 1888).

«Пустынник», 1888 год, Холст, масло 142,8 х 125, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Среди более старшего поколения передвижников лучше других отнесся к «Пустыннику» Н. А. Ярошенко, знакомство с которым постепенно переросло в теплую дружбу.
Нестеров на протяжении многих лет, как в родной семье, проводил время у Ярошенко в Петербурге и Кисловодске.
На петербургских «ярошенковских субботах» он познакомился со многими выдающимися людьми своего времени:
Д. Менделеевым, Г. Успенским, Ф. Достоевским, Л. Толстым и другими.

«Труды преподобного Сергия», 1897 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Нестеров активно работал и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества.
Росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма Александра Невского в Абастумани, росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве.

«Богоматерь с Младенцем», 1890 год, Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве
«Великомученица Варвара», 1894 год, Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве

В больших, «соборных» картинах Нестеров стремился выразить чаемые рубежи великого духовного обновления («Великий постриг», 1898 год, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва),

«Великий постриг», 1898 год, Холст, масло 178 х 195, Государственная Третьяковская галерея, Москва

(«Святая Русь», 1901–1906, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

«Святая Русь», 1901–1906, Холст, масло 233 х 375. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Самое большое полотно мастера – «На Руси. Душа народа.» 1914, Холст, масло 206 х 484 (первоначальное название «Христиане» 1914-1916) – включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева.

 «На Руси. Душа народа.» 1914, Холст, масло 206 х 484

Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играл лирический пейзаж. 

«Осенний пейзаж», 1934 год, Холст, масло 79 х 76, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины «Святая Русь».
Братия монастыря — крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью.
«С топором да пилой в лесу Богу молимся», — говорили они о себе.
Вся природа была для них святым храмом.
Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности.
Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин «Молчание» 1903.

"...Залив у подножия Рапирной горы.
Таинственный свет белой ночи.
В неподвижных водах отражается тёмная, поросшая лесом гора.
Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши..."

Молчание. 1903

К моменту свершения Октябрьского переворота М. В. Нестерову исполнилось 55 лет, он был академиком живописи, выполнял заказы царского дома и высших сановников.
Его работы находились в Третьяковской галерее и Русском музее. Лишившись привычного образа жизни и круга общения, художник отрицательно отнесся к новой власти, к разрухе, войне и голоду.
Е. П. Нестерова вместе с детьми осенью 1918 года уехала к родственникам в Армавир.
В это время город оказался в эпицентре самых ожесточенных боев, сюда стекались силы контрреволюции.

«Отцы-пустынники и жены непорочны», 1932 год. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск

М. В. Нестеров чувствовал себя чужим и одиноким в Москве.
В октябре 1918 года он решился ехать в Киев, чтобы потом пробраться в Армавир.
Вскоре после его приезда город был взят белыми и художник смог вернуться в столицу только летом 1920 года.

«Сказание о невидимом граде Китеже», 1917-1922, Нижегородский музей

Нестеров долго и болезненно входил в новую, чужую для него жизнь. Но тяга к творчеству оказалась сильнее смятения и апатии.
В 1921 году и позже он пишет в своей традиционной манере «Путник»  (1921, Тверская областная картинная галерея),

 «Путник», 1921, Тверская областная картинная галерея,

и «Послушницы на берегу реки» (1920-е, частное собрание).

«Послушницы на берегу реки», 1920-е, частное собрание

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве.
Религиозные сюжеты (где мастер варьировал прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная постреволюционная выставка картин Нестерова в 1935 году носила исключительно закрытый характер. 

«Портрет сына в испанском костюме», 1933 год. Холст на картоне, масло 46 х 34, Тульский художественный музей, Тула

Стоит отметить, что в эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах.
Написанная летом 1923 года «Девушка у пруда. Наталья Михайловна Нестерова» открыла новую серию работ,

«Девушка у пруда. Наталья Михайловна Нестерова», 1923 год

прежде всего портретов он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой силы и энергии (портреты художников П. Д. и А. Д. Кориных (1930), скульпторов И. Д. Шадра (1934) и портрет Мухиной Веры Игнатьевны, 1940 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Портрет Мухиной Веры Игнатьевны, 1940 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

портрет академика Павлова Ивана Петровича (1930-е, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Портрет академика Павлова Ивана Петровича, 1930-е, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Умер Михаил Нестеров в Москве 18 октября 1942 года...

«Философы», 1917 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Васильевич Нестеров, проживший восемьдесят лет, пережил в своей долгой и многотрудной творческой биографии два пика — признание как
одного из первых религиозных художников рубежа веков и как одного из
лучших портретистов, классика советского искусства предвоенной поры.
Нестеров прожил долгую жизнь, большую часть которой он посвятил искусству.
За это время им было создано несколько сотен произведений, ныне украшающих выставочные залы Москвы,
Санкт-Петербурга,
Киева,
Казани,
Уфы,
Минска,
Новгорода
и многих других городов...

«Два лада», 1905 год, Нижегородский художественный музей

Студия-И

жирное многоточие

    Уезжайте: Главу Мытищ выгоняют из России после вручения сертификата на квартиру многодетной семье

    Глава администрации Мытищ Юлия Купецкая вместе с пресс-службой прямо сейчас активно чистят соцсети от негативных комментариев, которые обрушились на чиновницу после того, как она вручила сертификат на...

    ГЕНЕРАЛЫ, ПОЛКОВНИКИ МЕРТВЫ: УНИЧТОЖЕН ШТАБ КОМАНДОВАНИЯ КУРСКОЙ ОПЕРАЦИЕЙ. ЭШЕЛОНЫ СКОРЫХ. РУССКИЕ В СУМЩИНЕ. МОЩНАЯ ОПЕРАЦИЯ БЕЛОУСОВА

    Спустя два дня после новостей о прорыве русской армии в Сумскую область подоспели не менее впечатляющие новости. Ракетным ударом уничтожен штаб командования Курской операцией ВСУ в Сума...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Лёба — Волшебник Василий и новая бабушка (рассказ)

      да ладно? ...
      105
      Елейная Музыка всё...
      13 января 18:32

      Лёба. Создатель причудливых музыкальных миров

      Лёба — музыкальный проект режиссера и писателя Игоря Лебедева, создателя проекта «Другое кино», автора к/ф «Закрытые пространства и книжного цикла «Сыщикъ Ардовъ» (ЭКСМО).Песни Лёбы — маленькие спектакли, полные эмоций и прикровенных смыслов. Он увлекает слушателя в причудливые миры, сотканные из нетривиальной поэзии и завораживающей музыки. Лёбе удаетс...
      441

      Как правильно встретить старый Новый год. Традиции, приметы, обряды и гадания

      Старый Новый год принято отмечать в ночь с 13 на 14 января. Праздник с таким противоречивым названием впервые появился в России в 1918 году. И с тех пор Старый Новый год считается неофициальным поводом для торжественного застолья и веселых гуляний, призванных продлить праздничное настроение и укрепить семейные и дружеские связи. Любопытно, что его отмеч...
      789

      Тайны Спящей красавицы – жуткий оригинал сказки и её реальная основа СКАЗАНИЯ

      Каждого из нас с детства сопровождают сказки. Волшебные, а порой и пугающие истории мы уже в раннем возрасте любили слушать и перечитывать. Одна из таких захватывающих сказок – о Спящей красавице. Но задумывались ли вы, почему подобный сюжет встречается в сказочных преданиях самых разных народов? А ведь действительно, и у Шарля Перро, и у нашего классик...
      2823

      Александр Блок - Скифы

      Панмонголизм! Хоть имя дико,Но нам ласкает слух оно…Вл⟨адимир⟩ С⟨оловьев⟩Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.Попробуйте, сразитесь с нами!Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,С раскосыми и жадными очами!Для вас — века, для нас — единый час.Мы, как послушные холопы,Держали щит меж двух враждебных расМонголов и Европы!Века, века ваш старый горн ковалИ за...
      357

      Саша Чёрный - Рождественское

      В яслях спал на свежем сенеТихий крошечный Христос.Месяц, вынырнув из тени,Гладил лен Его волос…Бык дохнул в лицо МладенцаИ, соломою шурша,На упругое коленцеЗасмотрелся, чуть дыша.Воробьи сквозь жерди крышиК яслям хлынули гурьбой,А бычок, прижавшись к нише,Одеяльце мял губой.Пес, прокравшись к теплой ножке,Полизал ее тайком.Всех уютней было кошкеВ яслях...
      190
      Елейная ПолитЭкономОбщесМнен
      31 декабря 2024 г. 15:23

      Борис – за победу! Когда мы станем добрее к Ельцину

      Фото © Александр Сенцов / Александр Чумир / ТАСС Андрей Перла, 31 декабря 2024, 12:00 К 25-летию новогодней отставки первого президента – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла. © Абзац / Борис – за победу: когда мы станем добрее к Ельцину«Я устал, я мухожук». Давно мне не встречались люди с доброй памятью о Борисе Николаевиче. Лет тридцать пять...
      184
      Елейная Музыка всё...
      31 декабря 2024 г. 15:03

      Новелла Матвеева – Мой сборник

      01. Караван 4.12 00:0002. Платок вышивая цветной 3.18 04:1503.Цыганка-молдаванка 3.23 07:3704. Дома без крыш 3.30 11:0405.Девушка из харчевни 3.39 14:3706. Кораблик 3.02 18:2007. Водосточные трубы 5.50 21:2508. Реченька 2.49 27:1909. Звездочка 2.45 30:1110. Баллада о розе 4.35 ...
      156
      Елейная Музыка всё...
      31 декабря 2024 г. 14:55

      Вадим Утемесов – Я сочиняю ночь (песни на стихи Григория Хубулавы) 2024

      01. Я сочиняю ночь 00:0002.  Я - мягкий воск, ты - медленное пламя  02:4803. Наша осень почти облетела  05:2604 Позови, назови  08:5405. Слова мертвы, душа устала  12:0206. Осень выкована из стали  15:3607. Когда настанет час седых камней  19:3108. Настанет истинная осень мена  24:5510. Пусть ск...
      134
      Елейная Hijo de la chingada!
      27 декабря 2024 г. 23:04

      Жиза.

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь" ...
      331
      Елейная Музыка всё...
      25 декабря 2024 г. 20:21

      Прощание с YouTube в нашей деревне...

      /?r=plwd ОСЕРЧАЛА И ОГОРЧИЛАСЬ. ЛИШИЛИ РАДОСТИ. Сегодня слушала и за и против. Говорили так, чтобы потом не в чем было оправдываться. ПрофессионалЫ...
      261

      День зимнего солнцестояния 21 декабря 2024

      Дата события уникальна для каждого года. В 2024 году эта дата — 21 декабряДень зимнего солнцестояния отмечается 21 или 22 декабря в зависимости от года.Это астрономическое событие, в настоящее время наиболее интересное астрономам, в древности считалось одним из важных в годовом цикле наряду с тремя другими такими же знаковыми астрономическими явлениями:...
      139

      Джек Лондон — Любовь к жизни (новелла)

      Прихрамывая, они спустились к речке, и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность — след долгих лишений. Плечи им оттягивали тяжёлые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нёс ружьё. Оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз.— Хо...
      274
      Елейная Православие
      13 декабря 2024 г. 00:27

      День святого апостола Андрея Первозванного 13 декабря

      Святой апостол Андрей Первозванный (Фото: pravoslavie.ru) 13 декабря (по новому стилю) Русская Православная церковь чтит память Апостола Андрея Первозванного – одного из двенадцати апостолов. Прозвали же его так, потому что именно его Спаситель позвал первым вслед за собой для несения проповеди по городам и странам.В России память святого Андрея ...
      356
      Елейная Народный календарь
      13 декабря 2024 г. 00:24

      Андрей Зимний 13 декабря

      Считалось, что если в Андреев день пойдет снег, то он пролежит еще 110 дней (Фото: Imagentle, по лицензии Shutterstock.com) Дата по старому стилю: 30 ноября.В этот день отмечается память апостола Андрея Первозванного — одного из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа и брата апостола Петра. Братья родились в Вифсаиде, городе на берегу Галилейског...
      283

      Праздники России. День медведя - 13 декабря

      Хозяин леса День медведя отмечается ежегодно 13 декабря во многих регионах России. Праздник, посвященный этому животному, не случайно появился в календаре — ведь медведь издавна почитается русскими людьми и считается символом России за свою силу и мощь.Дата же выбрана с связи с тем, что 13 декабря, как принято считать, все косолапые окончательно устра...
      313

      Эффект Моулда или фонтан из цепочки

      Длинную (минимум несколько метров) цепочку укладывают в банку, поднимают банку высоко (минимум на высоту человеческого роста), и конец цепочки перебрасывают через край. Определённые типы цепочки, выползая из банки, зависают в воздухе и начинают «фонтанировать», не опираясь на край. Если цепь достаточно длинная, а банка поднята достаточн...
      347

      Девушка и косатка

      ...
      382
      Елейная Обо всём понемногу.
      8 декабря 2024 г. 19:43

      Фёдор Тютчев — Не рассуждай, не хлопочи

      ***Не рассуждай, не хлопочи —Безумство ищет — глупость судит;Дневные раны сном лечи,А завтра быть чему — то будет…Живя, умей все пережить:Печаль, и радость, и тревогу —Чего желать? О чем тужить?День пережит — и слава Богу!<1850>...
      256

      Врио губернатора Курской области Александр Евсеевич Хинштейн

      *** После того, как вся страна целую неделю горячо обсуждала, почему президент Путин в июле 2006 года поцеловал мальчика Никиту в живот, он, наконец, объяснил, что ему хотелось "потискать его, как котенка". Зачем Xинштейн нянчил младенца? Съесть, поди, хотел? ...
      353
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика