РЕНЕ МАГРИТТ. МЫСЛИ, ЗАВИСШИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ.

2 255
«Жизнь предстаёт как одновременная путаница шорохов, красок и ритмов духовной жизни, которая без колебаний берётся на вооружение дадаи-стским искусством» (Р. Хюльзенбек, Дадаистский манифест 1918 года)

Рене Магритт – бельгиец, принадлежащий кругу дадаистов и сюрреалистов, один из самых узнаваемых художников 20 века.
Образы его полотен неоднократно тиражировались в рекламе и печатных изданиях. В
 своих работах художник предвосхитил появление поп-арта и концептуализма в искусстве.
«В детстве казалось, что нет ничего невозможного. 
Казалось, что с помощью мысли можно воплотить любую мечту – передвигать предметы, видеть будущее и даже летать. 
И не полетел я только потому, что недостаточно старался. Недостаточно сосредоточился. 
Вот и тогда, когда мать вытащили из реки, я подумал, что зря все плачут, ведь мне осталось совсем немного потренироваться, и я силой мысли верну её к жизни. 
Обязательно верну...»
Что такое жизнь и что такое смерть?
Что такое человек и что такое искусство?
Человечество посвятило этим вопросам много трудов, и каждый философ давал свой ответ, но не один из них не удовлетворил Магритта. 
Картина художника – это вопросы и ответы, это мысли, зависшие в пространстве, это дверь в потусторонний мир.

Рене Франсуа Гислен Магритт родился в конце девятнадцатого века, 21 ноября 1898 года, во франкоговорящей части Бельгии в семье коммерсанта.
Позже у Рене появилось два младших брата, Раймонд и Поль.
Жизнь их складывалась по-детски безмятежно и радостно.
Родители оберегали сыновей от насущных проблем.
"...Рене было всего 14 лет, когда одним прекрасным утром он вместе с братьями вышел к завтраку, но мамы на кухне не оказалось.
Не было её и в комнате, и у соседей — она исчезла.
Поиски были хаотичными.
Никто не знал, куда она могла уйти среди ночи.
Младшие тоже продолжали искать мать, не веря, что с ней могло произойти что-то серьезное.
Но вот раздались чьи-то крики и все устремились на берег реки.
Рене увидел безжизненное тело матери, которое мужчины доставали из воды.
Она утопилась.
Взрослые кинулись утешать мальчика.
Они понимали – с потерей матери детство его кончилось..."
Образ утопленницы на всю жизнь остался в его памяти, но не как страшное видение смерти, а как загадка, которую ему предстояло отгадать.
Много лет спустя художник напишет серию картин «Женщины-русалки».
Возможно, в этих работах и таится ответ на вопрос, почему погибла его мать.
«Я назвал её русалка наоборот. Тело её наделено всеми женскими атрибутами, а вот голова как у немой, слепой и глухой рыбы. У этой русалки есть только плотское начало. Её деградировали до предмета сексуального желания. Лишили души и воли.»
После смерти жены отец Магритта, чтобы унять свою печаль, увлекся амурными похождениями.
А Рене находил утешение в своем вымышленном мире, куда он погружался, благодаря своей фантазии.
Он придумывал невероятные сказки и игры для своих младших братьев в надежде, что жестокий мир реальности отступит.
Но брат Раймонд был не похож на Рене: он презирал его за поэтический склад ума, считал психом.
Это презрение с возрастом только усугубилось, и братья расстались. Куда девалось безмятежное гармоничное существование?

В один прекрасный вечер. 1964

Магритт быстро взрослел, хотя и сопротивлялся этому изо всех сил. 
Он хотел сохранить детский взгляд на мир, сохранить веру в чудеса. 
И иногда ему это удавалось. 
Однажды Рене отправился с друзьями на ярмарку. 
В сумерках города аттракционы, фейерверки, фокусники и шарманщики сливались в одно целое. 
И вдруг посреди этого хаоса Магритт увидел девушку. 
Она была одна, и казалась отстраненной от общего шума и веселья. Юноша пошел к ней навстречу, и девушка, как ни странно, не растворилась. 
К его счастью она была совсем-совсем реальной, и звали её Жоржетта Бергер. 
Это была любовь с первого взгляда.
Они часто гуляли по старому заброшенному кладбищу, приподнимали железную решетку и спускались под своды склепа. 
Однажды выйдя из тьмы на свет божий, они увидели художника. 
Он писал аллею кладбища. Магритт никогда не видел, как работает художник. 
Рене и Жоржетта стояли за спиной у чудотворца и не могли оторвать глаз от белого холста, который от прикосновения кисти проявлял скрытый в нем мир. 
Искусство художника казалось им волшебным, а сам он существом, наделенным силой свыше.
Но вот прошло лето. 
Рене было 15, Жоржетте – 13. 
Несмотря на их взаимную привязанность, они были слишком юны, чтобы решать сами за себя. 
И когда летние каникулы кончились, родители решили разлучить влюбленных.
Разлука с Жоржеттой стала для молодого Магритта настоящим ударом. Переполненный новыми чувствами, Рене делает первые рисунки.
А на следующий год уже твердо решает стать художником.
Он переезжает в Брюссель и поступает в Академию изящных искусств. Его окружают самые интересные люди того времени, и Рене впитывает в себя все новое.
Он восхищен живописью, околдован.
Рамки мира раздвинулись, перед ним открывается бесконечное изломанное пространство зазеркалья.
Наконец, молодой человек может дать выход своим фантазиям, грезам и даже превратить свои детские игры в профессию, в дело своей жизни.

Антракт. 1927

Магритт не принадлежал к числу художников, которые легко расставались со своей свободой ради признания.
У него была иная точка зрения на мир.
Чем дальше от общепринятого были его картины, тем больше он наслаждался.
Но вот учеба окончена, и пора зарабатывать самому на хлеб.
Одно дело рассуждать об искусстве в парниковых условиях академии, не заботясь о деньгах, совсем другое – пробивать себе дорогу в реальном мире.
Молодой художник пытается найти себе применение, и устраивается художником плакатов и рекламы на фабрику бумажной продукции, где он проработает до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.
Однажды, выйдя с работы, Рене решает прогуляться.
День стоит мрачный, облачный, накрапывает дождь.
Под гнетом собственных мыслей художник плетется в сторону Ботанического сада, и вдруг он видит знакомый силуэт.
Женская фигурка словно возникла из загустевшего тумана.
Сердце художника начинает неистово биться.
Не веря своим глазам, Рене идет навстречу ей и видит Жоржетту.
Это была удивительная встреча, чистая случайность, может быть промысел.
Они решили больше не терять друг друга.
Жоржетта стала не только женой, но и музой.
Ей суждено было вдохновить одного из самых гениальных художников эпохи.
Для четы Магриттов началась тихая семейная жизнь.
Рене был неисправимым домоседом, человеком замкнутым, меланхоличным.
Больше всего он не любил шумного общества.
Однажды Жоржетта уговорила мужа съездить с друзьями в Голландию на выставку популярного художника.
Но перед самым входом в музей Рене вдруг объявил:
«Моя собака Лулу не желает смотреть эту выставку.
Мы с ней подождем вас в кафе, попивая яичный ликер».
Магритт был не похож на других художников и в быту, и в искусстве.
У него не было своей мастерской и вообще не было конкретного места, где бы он работал.
Основной творческий процесс Магритт переживал еще задолго до того, как подойти к мольберту.
Когда философская концепция картины была найдена, художник не видел необходимости продолжать работу.
Многие его картины так и остались в его голове, а не на холсте.
Рене не только писал картины, он печатал свои теоретические труды в журналах, сотрудничал с неистовыми экспериментаторами-дадаистами, и, наконец, решился на смелый поступок – уволился с фабрики обоев.
А через год наступил долгожданный момент — его первая персональная выставка в Брюсселе.
Но критики признали выставку неудачной.
Расстроенные Рене и Жоржетта отправились в Париж.
Они знали, что Париж – это столица авангарда, и были уверен, что уж там-то они найдут единомышленников.

Воспроизведение запрещено. 1937

Во Франции дела художника складываются более удачно.
Он знакомится с Андре Бретоном, идеологом сюрреалистического движения и вступает в его кружок.
Главной темой сюрреалистов была тема смерти и сновидений.
Рене кажется, что он вытянул счастливый билет: возможно, именно здесь ему помогут приоткрыть завесу тайны потустороннего мира.
Но Магритт слишком самобытен, чтобы слушать кого-то другого.
И вот начинаются его первые разногласия с коллегами и наставниками. Главный теоретик сюрреализма Андре Бретон, по профессии врач-психиатр, придавал психоанализу Фрейда решающее значение.
Он стремился применить в искусстве те же методы, что и в лечении психических расстройств.
Но при таком понимании картины становились похожими на болезнь, а смысл искусства сводился к лечебному фактору.
Это вызывало негодование Магритта.
Однажды Рене с женой и Полем Элюаром отправился в гости к Бретону.
Элюар увидел на шее Жоржетты крестик и посоветовал ей снять его — этот предмет носит несюрреалистический характер и может оскорбить Бретона.
Жоржетта не послушалась, и вечеринка закончилась скандалом. Магритт выходит из кружка и запрещает именовать себя сюрреалистом.
Выставки бельгийского художника идут с большим успехом по всему миру.
Он широко известен в Нью-Йорке, в Лондоне, даже сюрреалисты вынуждены признать его победу.
Макс Эрнст говорил:

«Магритт не спит, не бодрствует, он освещает, завоёвывает мир мечтаний».

Несмотря на славу и признания, Магритт продолжал свои поиски в течение многих лет.
Задавая себе все новые и более сложные вопросы, он тренировал свою философскую мысль и, как ему казалось, был все ближе к заветной цели, преодолению невозможного с помощью живописи.
В 1938 году художник создает неожиданную, шокирующую картину. «Грядущее». 

Грядущее. 1938

На полотне – торжество смерти над жизнью, абсолютный конец всего, пустыня. 
Ни единого живого существа, даже травы. 
Палящее неумолимое солнце и одинокая могила без надписи. 
Когда Магритт показал работу Жоржетте, она нащупала на груди крестик и выбежала из комнаты. 
Это полотно – своего рода победа смерти над жизнью, сильно испугало её.
 Рене словно выкинул, перечеркнул все годы творчества философского поиска, предал им же созданный мир. 
Ему казалось, что он в тупике, но картине «Грядущее» не было суждено стать финальной точкой в творчестве Магритта.

Ноктюрн. 1925

В 1940 году началась немецкая оккупация.
Идет война, и смерть подкрадывается так близко, что у художника перехватывает дух.
Смерть, которая гуляет по Европе, гораздо страшнее той, которую он воображал с детства. 
Ни мать-утопленница, ни самые смелые его картины — ничто не может сравниться с ужасами войны. 
Магритт жаждет проникнуть в суть вещей, а сделать он это может единственным ему доступным способом. 
Он вновь берется за кисти и краски.
Однажды утром Жоржетта обнаружила Рене перед мольбертом — он проработал всю ночь как одержимый. 
Жоржетта взглянула на холст. 
На фоне яркого солнца парил голубь мира с букетом цветов вместо хвоста. 
Магритт мечтал о силе, которая положила бы конец войне. 
Так начинался новый этап в творчестве Магритта, период яркого солнца.
Но когда война кончилась, ему стало неинтересно создавать жизнеутверждающие образы.
В мирное время в них отпала необходимость.
Всю оставшуюся жизнь художник проведет в мучительном поиске сути вещей.
Его стремление постичь окружающий мир делает из него редкого, уникального художника – художника-философа.

Империя света (первая в серии), 1949
Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света»...

Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. 
Жоржетта говорила, обращаясь к мужу:
 «В одном ты ошибался – в конечности собственной жизни, в победе смерти надо всем. 
Ты остался жив не только для меня, но и для всех тех, кто смотрит на твои картины: ведь в них весь ты. 
Я смотрю на них и разговариваю с тобой, и спорю, как всегда. 
Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. 
Ты проник в зазеркалье, но остался. 
Ты победил смерть».

Коллективное изобретение. 1934

Недвижимость. 1966

Препятствие пустоты. 1965

Интимный разговор. 1945

Черная магия. 1946

Сын человеческий. 1964

16 сентября. 1956

Аргоннская битва. 1959

Атака. 1932

Беззаботность спящего. 1928

Белая раса. 1937

Белая раса. 1938

Благовещение. 1930

Богиня окрестностей

Большие надежды. 1940

Большие путешествия. 1926

Большое счастье. 1945

Будущее. 1936

В поисках истины

В поисках совершенства. 1960

Важность чудес. 1927

Вальс колебаний. 1950

Великая весть. 1926

Великая война. 1964

Вечная очевидность. 1948

Вечное движение. 1935

Взгляд изнутри. 1942

Вид сверху

Вкус слез. 1948

Влюбленные. 1928 (Канберра, Нац. галерея Австралии)

Влюбленные. 1928 (Нью-Йорк, Музей современного искусства)

РЕНЕ МАГРИТТ. КАРТИНА «ВЛЮБЛЕННЫЕ» (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ)

"Что может волновать больше, чем любовь, — рассуждал художник.
Но изображение влюбленных в привычном виде не имеет яркого художественного воздействия.
Я же стремился передать суть любви. Смятение чувств, будоражащее душу"
.

Фигура, накрытая полотном — один из постоянных образов в его работах.
Многие исследователи творчества Магритта склонны полагать, что ткань, закрывающая лица влюбленных на полотне — отголосок детской травмы, связанный с гибелью матери.
Рене видел, как бездыханное тело утопленницы накрывали простыней, и нежные чувства к ней отразились в произведении.

Возвращение. 1940

Вор. 1927

Воспоминание о путешествии. 1955

Воспоминание о путешествии. 1958

Воспоминание о путешествии. 1963

Вскармливание противника. 1926

Вторжение. 1938

Выход из школы. 1927

Галька. 1948

Гигантские дни. 1928

Главная встреча. 1947

Глаза гор. 1928

Голконда. 1953

Голос крови. 1959

Голос пространства. 1931

Голос тишины. 1928

Горизонт. 1950

Граница лета. 1938

Гробница борцов. 1960

Два торса на двух столах

Двойной секрет. 1928

Девушка, поедающая птиц. 1927

Детские страхи. 1942

Детство Икара. 1960

Доля огня. 1947

Дом предсказаний. 1926

Дорога в Дамаск. 1966

Драное небо, розовые колокола. 1930

Друзья по заказу. 1964

Дух геометрии. 1937

Дух комиксов. 1928

Дух странствий. 1926

Душевный комфорт. 1950

Ежедневно. 1966

Естественные встречи. 1945

Женщина-масон. 1958

Закат всадника

Запах из бездны. 1928

Запретный мир. 1949

Запрещенные материалы. 1936

Зачарованный мир. 1953

Изнасилование. 1945

Империя света. 1949

Искусство беседы. 1951

Искусство общения. 1950

Калека. 1948

Каникулы Гегеля

Капля воды. 1948

Катапульта пустыни. 1926

Клод Марси. 1937

Ключ к полям. 1936

Комната подслушивания. 1952

Красивые отношения. 1967

Красивый корабль. 1942

Красная модель. 1935

Кровь мира. 1926

Культивирование идей. 1927

Купальщица, от светлого до темного. 1935

Лес. 1927

Лиризм. 1947

Лицо гения. 1926

Личные ценности. 1952

Лола из Валенсии. 1948

Лунатик. 1928

Любовная перспектива. 1935

Магнит. 1941

Месть

Мир изображений. 1950

Модель жизни. 1953

Награда поэта. 1956

Назначение. 1937

Взгляд изнутри

Невежественная фея или портрет Анны-Марии Кроут. 1956

Невидимый мир. 1954

Неожиданный соблазн. 1942

Нескромные драгоценности

Номер мадам Суджейм. 1960

Ночь любви. 1947

Область Арнхейм II. 1962

Объяснение. 1952

Обязательство. 1950

Огонь. 1943

Окапи. 1958

Океан. 1943

Опасные связи

Опора на плечо. 1955

Открытие. 1927

Открытие огня. 1930

Открытка. 1960

Открытое окно

Память. 1954

Парк стервятников. 1926

Пейзаж Baucis. 1966

Персидские письма. 1958

Перспектива, балкон Мане. 1950

Перспектива, Мадам Рекамье Давида. 1950

Песня любви. 1962

Пиренейский замок. 1959

Плагиат. 1940

Платье Галатеи. 1961

Победа. 1939

Полночный брак. 1926

Понимание. 1946

Популярная панорама. 1926

Портрет. 1935

Портрет двух детей. 1935

Портрет Павла Гюстава ван Хеке. 1928

Последний созерцатель. 1927

Потерявшийся жокей. 1926

Поцелуй. 1951

Поэтический мир

Предвидение. 1936

Председатель

Репрезентация. 1937

Принцип неуверенности. 1944

Принцип удовольствия. 1937

Проводник. 1948

Прогулки Евклида. 1955

Продолжение. 1965

Пронзенное время. 1938

Пустая маска. 1928

Радостная встреча. 1950

Рассвет в Кайенне. 1926

Рыцарь на закате. 1926

Свобода духа. 1948

Смысл ночи. 1927

Сообщники мага. 1926

Состояние человека. 1935

Стеклянный дом

Стоящая женщина. 1917

Страсть к огню. 1927

Таинственные баррикады. 1961

Таинственный игрок. 1927

Терапевт. 1937

Территория. 1956

Трудный переход. 1926

Трудный переход. 1963

Убийственное небо. 1927

Увлеченная читательница. 1928

Угрожающая погода. 1929

Угроза убийце. 1927

Удар в сердце. 1952

Урожай. 1943

Усовершенствование. 1962

Фальшивое зеркало. 1928

Фантазии прогуливающегося одиночки. 1926

Фокусник (Автопортрет с четырьмя руками). 1951

Хорошее чувство. 1945

Цель стимуляции. 1939

Человек в котелке

Человек моря. 1927

Человек, размышляющий о безумии. 1928

Человеческие условия. 1935

Чёрный флаг. 1937

Чувствительная струна. 1960

Чувство реальности. 1963

Шедевр, или Тайны горизонта. 1955

Шесть элементов. 1929

Шехерезада. 1947

Шехерезада. 1948

Шпион. 1928

Эллипс. 1948

Эпоха удовольствий


trailart

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Мем о релокантах

Вы наверняка обратили внимание, что далеко не все поуехавшие приживаются на новых местах, все чаще критикуют местные порядки. Мне запомнился один диалог, скопированный, видимо, из Фейсбука. Примерно т...

Обсудить
  • Для меня - ОТКРЫТИЕ. Спасибо!
  • Просто блестяще!!!! Спасибо, Леночка!!! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Таких картин даже в его музее в Брюсселе нет!!! Когда я там была, то была очень разочарована и самой экспозицией и в т.ч. Магритом в сравнении с С.Дали! Но теперь.... Беру вашу статью в архив!! :point_up: