Один из главных представителей Северного Возрождения.
В 1491 вступил в гильдию живописцев Антверпена и открыл собственную мастерскую.
Среди его заказчиков были нидерландские гильдии и религиозные братства, португальские монастыри, датский король, учёные-гуманисты, со многими из которых Массейс был знаком лично.
В работах прослеживается сильное религиозное чувство, характерное для традиционных фламандских произведений, а также реализм на грани гротеска.
Его картины отличаются вдумчивым подходом к выразительности, подробнейшей визуализацией и приглушенными светотеневыми эффектами.
Как и большинство фламандских художников того времени, он уделял большое внимание украшениям, окантовке одежды и орнаментам в целом.
Прославился как жанровый портретист.
Каждый его герой представляет собой комментарий к человеческим чувствам, поведению и обществу в целом.
Такие картины пользовались большой популярностью и часто копировались.
Был одним из самых влиятельных художников своего времени, которому удалось соединить чёткость предыдущей голландской эпохи с инновациями итальянского Возрождения.
Известные картины Квентина Массейса «Уродливая герцогиня», «Меняла с женой», «Портрет пожилого мужчины», «Дева Мария с младенцем и четырьмя ангелами», Алтарь гильдии краснодеревщиков, Алтарь святой Анны.
Квентин Массейс (Quinten Matsijs; 1466 год, Лёвен, ныне Бельгия – 1530, Антверпен, ныне Бельгия) – фламандский художник, первый из главнейшиx мастеров Антверпенской школы.
Большинство ранних сведений о жизни Массейса больше напоминают легенды.
Известно, что он родился в Лёвене (4 апреля – 10 сентября 1466 года) и был одним из четверых детей кузнеца.
Как повествует историк искусства своего времени Карел Мандер, Массейс работал в кузнице своего отца, но его постигла болезнь.
Она была настолько сурова, что долгое время Квентин не мог даже вставать с постели.
Когда он начал поправляться, речи о тяжёлом труде кузнеца идти не могло.
Молодому человеку необходимо было кормить не только себя, но и старушку-мать (отец художника к тому времени уже умер).
Друзья посоветовали Массейсу попробовать себя в раскрашивании деревянных фигурок святых, популярных среди простолюдинов.
Это было началом обретения себя как художника.
Есть и другая, более романтичная версия того, как кузнец Массейс стал великим живописцем.
Юноша полюбил молодую девушку, которая отвечала ему взаимностью.
Однако у него был соперник-живописец, чья профессия казалась избраннице Квентина более привлекательной.
Узнав о предпочтениях любимой, Массейс решился оставить кузнечное ремесло и взять в руки кисть.
Какая из этих версий правдива, сказать сложно.
Исследователи предполагают, что частично имела место и та, и другая.
В какой-то момент будущий художник оставил кузню, вынужденный это сделать из-за болезни и пожеланий любимой девушки.
Сменив молот на кисть, Массейс быстро стал делать успехи. Искусствоведы предполагают, что его учителем был Дирк Баутс Младший, чьё влияние ярко прослеживается в работах художника.
В 1491 году Массейс уже состоял в Антверпенской гильдии святого Луки, что было весьма почётно для живописца.
Большой, богатый приморский Антверпен в то время нуждался в художниках, поэтому бывший кузнец не оставался без заказов.
В первом пятилетии 90-х годов он открыл собственную мастерскую.
В 1507 году художник начинает работу, первую из дошедших до нас – «Алтарь святой Анны». Несмотря на переезд в Антверпен, Массейс создавал его для лувенской церкви святого Петра. Эту работу он почитал для себя большой честью, ведь для Синт-Питерскерк писал и его незабвенный учитель – Дирк Баутс. «Алтарь святой Анны» — удивительно лёгкое, стройное по композиции творение, полное атмосферой почти домашнего уюта и спокойствия.
Почти прозрачна в преклонных летах святая Анна, невинной красотой сияет Дева Мария, а многочисленные домочадцы ведут себя непринуждённо и естественно.
Есть версия, что Массейс писал детей, глядя на своих собственных, ведь в первом браке у него было шесть, а во втором десять наследников.
Около 1515 года появилось полотно «Пилат показывает Христа народу» живописца на евангельскую тему – «Се Человек», изображающее мучения Иисуса Христа перед крестной смертью.
Эта картина близка по духу произведениям знаменитого Иеронима Босха.
Если «Алтарь святой Анны» воздушен и грациозен, в нём много света, строгость и прозрачность, то эта картина поражает свой сложной, многофигурной, изобилующей прихотливыми деталями композицией.
Разгул звериных страстей отражается на лицах мучителей Христа, лик которого, кроткий, бледный и печальный единственный противостоит злобе, которую поддерживают даже архитектурные детали.
Христа окружают богатые иудеи, а не простой народ, поэтому исследователи полагают, что здесь можно говорить и о социальных мотивах в живописи Массейса.
Предатели Христа – люди в золоте и дорогих одеяниях, полные ненависти и подлости.
На примере этой картины можно говорить о том, насколько ясно видно следование формы за содержанием произведения в творчестве художника.
Триптих: Христос на кресте. 1520
Живописец принадлежит к числу тех личностей, чей дух и интеллект находили себе дорогу из самого низшего социального положения. Кузнец и сын кузнеца, обладал не только острым умом, он умел видеть и чувствовать свою эпоху, её направление.
Своих сыновей он воспитывал в гуманистическом духе, в доме царила достаточно вольная для своего времени атмосфера.
Это сослужило плохую службу Яну – одному из сыновей живописца.
Он был изгнан из Антверпена за подозрение в еретических убеждениях. Сестру Квентина Катерину с супругом казнили в 1543 году за чтение Библии, запрещённое мирянам.
Жизнь и вольнодумство сводят Массейса с «князем гуманистов» Эразмом Роттердамским.
В 1517 году художник написал его портрет, заказанный известным английским гуманистом Томасом Мором.
Массейс преклонялся перед автором «Похвалы глупости», не раз беседовал с ним и полностью разделял его воззрения.
Как и Эразм Роттердамский, живописец не принял тезисов Мартина Лютера, не хотел реформации и раскола в католической церкви -
xудожнику была близка мечта великого гуманиста о её очищении и обновлении, о приближении к идеалам первых христиан.
Изображённый на полотне философ задумчив и погружен в работу, а более чем скромный интерьер оживляют лишь книги, в беспорядке лежащие на полках.
«Меняла с женой» (1514) – это, по словам исследователей, первое жанровое произведение в истории нидерландской живописи.
Оно вырывается далеко за границы принятого и характерного для своего времени живописи.
Меняла, человек презренной профессии, занимается своей работой, тщательно взвешивая монеты.
Его жена только что оторвала взгляд от чтения украшенного миниатюрами Часослова, её одухотворённое лицо задумчиво, мысли витают где-то далеко.
Работа считается одной из жемчужин творчества Квентина Массейса.
Небезызвестную картину Квентина Массейса «Уродливая герцогиня», выполненную в гротескной манере.
Достоверно не известно, кто был реальным прототипом изображенной на полотне старухи с огромным чепцом на голове и туго затянутой в корсет дряблой грудью.
Но, несомненно, это была известная персона, чье сатирическое изображение также запечатлено на одном из рисунков, приписываемых Леонардо да Винчи.
Квентин был знаком с известными людьми своего времени: художниками, поэтами, музыкантами.
Он обожал творчество Леонардо де Винчи и Альбреxта Дюрера.
Их художественные произведения его вдохновляли.
Работал с Иоахимом Патиниром, у ниx были совместные работы –
Патинир изображал природу в религиозных темах.
В его пейзажах Массейс создал несколько элементов к алтарной композиции «Искушение святого Антонио».
Талантливо и одарёно художник написал портреты короля Дании и учёного Эразма Роттердамского.
Эти работы ему принесли заслуженный успех.
На Массейса словно снизошёл святой дар.
Он так виртуозно, легко и блистательно писал картины, что они «оживали» прямо на глазах – образы людей на портретах «живые», одухотворённые...
Художник писал много религиозных сюжетов.
Женщины-Мадонны были одной из его излюбленных тем.
Живописец мирно закончил свои дни в Антверпене, окружённый почётом, уважением и любящей его семьёй в 1530 году. Будучи проездом в городе, его дом посетили Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн – великие мастера своего века. Это свидетельствует о том, как высоко ставили творчество Квентина Массейса современники...
Картины Квентина Массейса
Голова старика. 1525
Неподходящие любовники. 1525
Иисус выгоняет торговцев из храма
Иоанн Креститель и святая Агнесса
Мария Магдалина в скорби
Мадонна с младенцем в пейзаже. 1518-1520
Мадонна с младенцем и агнцем. 1513
Мадонна с вишнями
Мадонна с младенцем. 1485-1495
Мария обнимает мертвого Иисуса
Мать Долороза. 1510
Дева Долорес
Старуха, рвущая на себе волосы
Парацельс
Оплакивание Христа. 1500-1510
Каноник Стефан Гардинер. 1510
Мужской портрет
Мужской портрет (2)
Женский портрет
Портрет Питера Гиллиса. 1517
Портрет нотариуса
Мария Магдалина. 1520-1525
Алтарь Святого Иоанна. 1507 -1508
Святой Христофор. 1490
Магдалина. 1525
Распятие. 1515
Оплакивание Христа
Сборщики податей
Пейзаж с искушением святого Антония. 1520 — 1524
Ростовщики
Дева с младенцем на троне в окружении четырех ангелов
Богородица с младенцем, окруженные ангелами. 1509
Богородица с младенцем, окруженные ангелами. 1500-1509
Триптиx??? Богородица с младенцем в окружении святых и ангелов
Богородица с младенцем и святыми Варварой и Екатериной. 1515-1525
Богородица с младенцем
Триптих Святого Себастьяна
Оценили 0 человек
0 кармы