В Мадриде, перед входом в знаменитый музей Прадо стоит памятник.
Мужчина с густой шевелюрой курчавых волос восседает на удобном кресле.
Его поза свободна, в одной руке – палитра, в другой – кисть.
Поперёк колен лежит длинный муштабель.
На мужчине средневековый колет, панталоны и чулки.
Это Веласкес. Диего Родригес де Сильва.
Энциклопедия Британика называет его самым важным художником 17-го века и гигантом западного искусства.
Существует церковная запись.
Вот и всё, отсюда следует отталкиваться.
Нет нужды строить догадки насчёт точной даты рождения будущего гения живописи.
«Диего Родригес де Сильва Веласкес крещён 6 июня 1599».
Младенец Диего впервые увидел свет божий в Андалусии (Севилья), на улочке Кале де ля Горгоха.
Батюшка его – урождённый Жоао Родригес де Сильва (в новом гражданстве Хуан), адвокат, сын евреев из Португалии.
Матушка – Жеронима Веласкес, представительница знатного аристократического рода.
Диего рос мальчиком послушным и богобоязненным.
Получил отличную подготовку в области языков и философии. Наиболее ярко его таланты проявились в искусстве.
Уже в одиннадцать лет родители отправили своё чадо в обучение к экстравагантному художнику Франсиско де Эррера-старшему, человеку талантливому, энергичному и несдержанному на язык.
Через год юный Диего покинул мастерскую первого учителя.
Он был прилежен, схватывал всё буквально на лету, перенял от Эрреры умение писать кисточками с длинным ворсом.
И был абсолютно точно уверен, что нельзя застывать в стагнации, если впереди ждут новые знания и новые возможности.
Перспективного подростка тут же взял учеником другой знаменитый живописец Севильи, Франсиско Пачеко, оказавшийся лучшим выбором из всех возможных.
Хуан Родригес де Сильва подписал с ним пятилетний контракт на обучение сына.
Прекрасно воспитанный, отзывчивый, Пачеко славился далеко за пределами родного города как художник-академист с отличными связями.
Главное, он был замечательным педагогом.
Написал книгу об искусстве живописи, его величии и древности.
Пачеко первым смог разглядеть в Диего Веласкесе дар прирождённого живописца, научил его видеть красоту во всём, что создал Бог, познакомил его со знаменитостями того времени – художником Франческо де Сурбараном и его другом, архитектором Алонсо Кано.
Влияние Сурбарана потом долго прослеживалось в ранних работах Веласкеса.
Впрочем, нисколько не умаляя их оригинальности.
Первым поверил в будущее Веласкеса-творца и Веласкеса-человека именно Франсиско Пачеко.
Всего через несколько лет после знакомства он даже выдал за Диего свою дочку Хуану де Миранду.
К этому времени Веласкес уже был принят в корпорацию севильских мастеров кисти имени Святого Луки.
Восемнадцатилетний мальчишка, желторотый юнец, он начал успешно преподавать живопись собственным ученикам.
Писал в жанре «бодегонес» (испанцы называют «бодегонами» харчевню или трактир).
Тёмный фон, обыденная жизнь кухарок и подмастерьев, простая посуда, скудная пища.
Это была эпоха, позже названная «золотым веком испанской живописи», молодые художники изображали пастушек в ярких бликах солнца.
Но Веласкес выделялся из всех.
Он шифровал в своих работах нечто секретное, известное только ему одному.
Уже тогда он нащупывал свой оригинальный стиль.
Картина в картине.
Шарада.
Загадка.
Тайна.
В восемнадцать лет он пишет свою первую известную работу: «Крестьянский ужин» (хранится в Эрмитаже).
Предметы рождаются в резких контрастах между тенью и светом, персонажи немного скованны, словно их заставили позировать.
Но сколько в этом сюжете истории!
Кто эти юноши, севшие перекусить?
Кем им приходиться пожилой господин?
Уважают ли его или смеются над ним?
Каждый увидит в «Ужине» что-то своё, стоит только отпустить на волю фантазию.
Веласкес мастерски использует эффект так называемого «погребного освещения».
То есть позволяет свету коснуться только тех образов или форм, что наиболее важны.
Простолюдинов он пишет гораздо чаще, чем знать – какая-то изначальная правда прячется в складках их одежды, в морщинах стариков, в уголках губ.
За три года, по 1620-ый, из-под кисти Веласкеса выходят «Волонос», «Служанка-мулатка», «Старуха-кухарка», «Музыканты», «Поклонение волхвов».
Последнюю считают слабой в исполнении, но не судите строго художника, которому было всего лишь двадцать лет, и которые впервые взялся написать религиозную сцену на большом холсте два метра высотой.
Несмотря на все минусы – неважно прописанный Иосиф, слишком однотипные складки на платье Марии – картина полна смысла.
И не своего ли ребёнка положил Веласкес на руки Матери Божией?
1621 год принёс в Испанию большие перемены.
Умер Филипп Третий, освободившийся престол занял молодой Филипп Четвёртый.
А Диего уже звал вперёд его вечный червячок практичности.
Он мечтал пристроиться при королевском дворе.
Думал, будет полезен Филиппу Четвёртому не только умением смешивать краски для рисования.
Вечное стремление двигаться вперёд побудило Веласкеса добыть рекомендательные письма к капеллану короля дону Хуану де Фонсека и отправиться в Мадрид в первой половине апреля 1622 года.
Он подготовился как следует!
Написал портрет известного поэта Луиса Гонгоры-и-Арготе с лавровым венком на голове (Филипп весьма благосклонно относился к его виршам), сочинил стихотворение по случаю смерти Эль Греко.
Но пробить себе местечко при дворе всегда было не просто, знаете ли. На счастье, сама судьба благоволила Диего: уже в декабре скончался придворный художник.
Достойный дон де Фонсека «подсуетился», Филиппа познакомили с талантами Диего Веласкеса – тот написал парадный портрет короля – и в самом скором времени художник получил триста дукатов из королевской казны, чтобы оплатить переезд своей семьи в Мадрид.
Диего удалось найти удивительно выгодное место для своего нового дома
Возле площади Пласа Майор, где проходили все народные гульбища, турниры и вершились аутодафе.
Мастерскую Веласкесу выделили в одном из корпусов дворца Алькасар. Другие придворные мастера кисти «выскочку-конкурента» моментально возненавидели.
Они шептались, что новичок не умеет ничего прилично писать, кроме голов.
А вот простолюдины тут же дали Диего прозвище: «художник истины».
К тому же на зависть коллег Веласкес никогда не обращал ни малейшего внимания.
В ответ на их обвинение он ответил лично королю:
«Это комплимент. Потому что я считаю, что нет никого, кто умеет хорошо изобразить голову модели».
В 1628-ом Веласкес познакомился с Питером Паулем Рубенсом. Живописцы обменялись добродушными колкостями, обсудили искусство и дипломатию, Диего получил от своего нового знакомого роскошную идею – написать «Триумф Вакха».
Картина получилась не просто отличной, она жила и дышала.
У одного из персонажей размыто лицо (потерял облик по причине необузданного пьянства).
Другой раскраснелся от выпитого так, что его наверняка скоро хватит удар.
Третий едва лежит.
Четвёртый склонился перед богом виноделия, получая виноградный венок, и тень Вакха совсем закрыла его голову.
Говорящий образ.
Но вершиной творчества Веласкеса были великолепные, загадочные «Менины».
Говорят, сам король Леопольд Первый написал крест ордена Сантьяго на груди художника, стоящего перед мольбертом.
Потому что титул рыцаря Сантьяго Веласкесу был присвоен почему-то только через год после смерти.
По инвентарной описи эпохи Филиппа Четвёртого картина названа «Семейным портретом», но при чём здесь семья?
Маленькая инфанта Маргарита стоит почти в центре.
Она немного склонила головку, словно выжидающе.
Опустившись на одно колено, одна из фрейлин подаёт ей кувшин с питьём.
Другая фрейлина приседает в реверансе, с другой стороны.
Справа стоят придворные карлица и карлик, шуты.
Причём у первой в руках игрушка, а второй толкает ногой собаку.
На заднем плане прячутся в полумраке строгая наставница и гвардадамас.
Слева стоит сам художник.
Почти все перечисленные персонажи смотрят вперёд – на королевскую чету, которая отражается в маленьком зеркале позади всей компании.
Тайный посыл этой картины пытаются разгадать уже три столетия. Объяснений и толкований скопилось сотня, если не больше.
Главный секрет полотна: откуда берётся свет, если в комнате на полотне нет ни единого его источника.
Окна плотно зашторены, крепления для люстр пусты.
Но ведь ни один художник не будет писать при плохом освещении. Неужели Веласкес пытался сказать нам, что работает «во мраке», не имея возможности выйти на свет, да ещё под присмотром самого короля.
Или наоборот: Филипп оказался единственным источником света?
Кем был Диего Веласкес?
Большой мастер, тонко чувствующий человек, семьянин, отец, успешный политик (он и умер-то, простудившись во время ответственной дипломатической поездки во Францию), любимец королей и простонародья.
Сильная личность, заслуживающая уважения.
Его полотна можно разглядывать часами, находя в них новые и новые смыслы.
В 1999 году, в честь его четырёхсотлетия, благодарные любители живописи хотели устроить художнику пышные похороны номер два, но останков так и не нашли.
Сначала при поисках полагались на «церковные записи» и «воспоминания современников» и перерыли всю площадь Рамалес, где до 1809-го стояла церквушка Сен-Хуан (якобы, могила находилась в ней).
Есть даже описание одежды, в которой художника положили в гроб. Блоки фундамента древней церкви нашли, но никаких захоронений в ней не оказалось.
Потом припомнили указ Жозе Первого брата Буонапарте, который исполнял должность испанского короля 1808-1813 годы.
Он так боялся эпидемий в разрушенном войной Мадриде, что повелел выкопать всех имеющихся мертвецов с городских кладбищ и перезахоронить их за чертой столицы.
Указ бредовый и бесконечно усложняющий всю затею.
Пришлось нашим современникам углубиться в архивы… а воз и ныне там.
Было ли, не было.
Жили ли, не жили.
Есть картины и они великолепны.
Их автор сгинул без следа, ещё раз подтвердив мудрый постулат о том, что человек смертен, а искусство – нетленно.
Картины Диего Веласкеса
Святой Павел. 1619-1620
Святой Томас. 1620
Двое молодых людей за небольшим столиком. 1622
Портрет Дона Луисе де Гонгоры. 1622
Портрет Франсиско Пачеко. 1619-1622
Явление Богоматери Илдефонсу и укрытие его робой. 1620
Портрет мужчины. 1623
Портрет Филиппа IV, короля Испании. 1624
Портрет священнослужителя. 1623
Водонос из Севильи. 1623
Торговец. 1625
Портрет принца Карлоса. 1626-1627Е
Дон Гаспар Гузман граф Оливарес. 1622-1627
Христос страдает за христианскую душу. 1628-1629
Портрет мужчины. 1628
Портрет Филиппа IV. 1626 — 1628
Демокрит. 1629
Приношение окровавленных одежд Иосифа Якову. 1630
Конный портрет маркиза де Леганес. 1628
Шут Хуана де Калабасаса. 1628-1629
Кузница Вулкана. 1630
Вилла Медичи в Риме, фасад грота Loggia. 1630
Вилла Медичи в Риме, Павильон Ариадны. 1630
Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии. 1630
Портрет Хуаны Пачеко, жены художника, в образе Сивиллы. 1631
Распятие. 1631
Молодой испанский джентельмен. 1631
Распятие. 1632
Дон Карлос Бальтасар с карликом. 1632
Донна Антония де Ипеньяррьета-и-Гальдос и её сын Луис. 1631
Портрет Филиппа IV. 1631-1632
Принц Карлос Бальтазар. 1632
Портрет Педро де Барберана. 1632
Портрет Диего дель Коррал Ареллано, судьи Верховного совета Кастильи. 1631
Портрет мужчины. 1630-1635
Фердинанд Австрийский. 1633
Портрет королевы Изабеллы де Бурбон, супруги Филиппа IV. 1632
Портрет дамы. 1630
Филипп IV охотится на кабана. 1632-1637
Искушение святого Томаса Аквинского. 1631-1632
Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме. 1635
Голова косули. 1634
Святая Руфина. 1630-1635
Хуан Матеос. 1634
Конный портрет Гаспара де Гусмана, графа-герцога Оливареса. 1635
Портрет шута, называемый ‘Хуан Австрийский’. 1632
Испанский джентльмен. 1635
Конный портрет королевы Маргариты Австрийской, супруги Филиппа III. 1631
Конный портрет Филиппа IV. 1631-1636
Конный портрет Филиппа III. 1631
Портрет молодой женщины. 1635
Конный портрет королевы Изабеллы де Бурбон. 1635-1636
Конный портрет принца Бальтазара Карлоса. 1635-1636
Портрет Хуана Мартинеса Монтанеса. 1635-1636
Сдача Бреды. 1635
Святой Антоний в гостях у первого отшельника Павла Фивейского. 1634
Белый конь. 1635
Принц Бальтазар с герцогом Оливарес у королевских конюшен. 1636
Портрет принца Бальтазара Карлоса в образе охотника. 1635-1636
Портрет шута Пабло из Вальядолида. 1635
Портрет шута Франсиско Лезано. 1640
Святой Антоний. 1638
Портрет шута Хуана Калабасаса. 1636-1637
Портрет Франсиска II де Эсте, герцога Модены. 1639
Портрет шута с собакой. 1650
Эзоп. 1638
Портрет дона Бальтазара Карлоса. 1640
Портрет маленькой девочки. 1640
Портрет дамы с веером. 1640
Марс. 1641
Менипп, гадаринский циник и сатирик. 1639-1640
Рукодельница. 1640-1650
Портрет шута Кристобаля де Кастанеды и Перния по прозвищу Рыжебородый. 1635
Портрет Филиппа IV, короля Испании. 1644
Коронация Богоматери. 1635
Портрет шута Диего де Аседо, называемый ‘Кузен’. 1635
Портрет архиепископа Фернандо де Вальдеса. 1640-1645
Аллегорический портрет Филиппа IV. 1645
Портрет Марии Терезы, принцессы Испании. 1644-1645
Женщина в образе Сивиллы. 1648
Франциско Бандреса де Абарки. 1638-1646
Портрет шута Себастьяна де Морры. 1646
Портрет Хуана Франсиско де Пиментеля, десятого графа Бенавенте. 1648
Туалет Венеры (Венера перед зеркалом). 1647-1651
Кавалер ордена Сантьяго. 1645-1650
Портрет Хуана де Пареха. 1650
Портрет мужчины, называемый Папский парикмахер. 1650
Кардинал Камилло Массими. 1650
Портрет кардинала Камилло Астали Памфили. 1650
Портрет папы Иннокентия X. 1650
Портрет инфанты Марии Терезы
Юная крестьянская девушка. 1650
Портрет Марианны Австрийской. 1652
Портрет принцессы Марии Терезы. 1654
Мастерская гобеленов. 1657
Портрет принцессы Марии Терезы. 1653
Портрет Марии Терезы, принцессы Испании в голубом платье. 1659
Портрет Филиппа IV. 1656
Меркурий и Аргус. 1659
Портрет принца Филиппа Просперо. 1659
Портрет Марии Терезы, принцессы Испании в розовом платье. 1659
Оценили 2 человека
4 кармы