Чувство прекрасного можно не только наработать, с ним можно родиться.
Художник Евгений Антонов (1930-1998) был сыном паровозного машиниста, не имел никаких условий для погружения в мир искусства, но оно все равно произошло.
В совсем юном возрасте он увидел в журнале «Огонек» репродукцию с картины Карла Брюллова.
Это был первый художник и первое живописное произведение, с которыми Антонов познакомился.
Пятнадцатилетнего Евгения настолько впечатлили работы великого русского мастера, что он скопировал его «Всадницу» и поступил с ней в художественное ремесленное училище.
Так началось становление разнопланового живописца, до последнего дня экспериментировавшего и попробовавшего себя в совершенно разных жанрах.
Творческий путь Антонова совпал с развитием социалистического реализма, художник всего на два года старше этого направления.
К ведущему методу страны Советов он возвращался на протяжении всей своей жизни, хотя и не всегда полностью следовал ему.
На примере трех картин с названием «Солдаты революции» можно проследить как менялась не только техника художника, но и его мысли по поводу всего сюжета.
Первый вариант был написан в 1955 году, в ранний период творчества. Здесь фигуры и здание размыты, половину холста занимает темное небо.
О нем сложно что-либо сказать, перед нами только эскиз композиции, которая в дальнейшем осталась практически неизменной.
В 30 лет художник снова воспроизвел этот сюжет.
Несмотря на обилие черного цвета, в целом полотно выполнено все-таки в теплых тонах.
Центральное место на нем занимают солдаты.
Они все очень крупного телосложения, с огромными ручищами и суровыми лицами, но при этом не вызывают отторжения или неприязни.
В них чувствуется сила, они – воины, именно эти солдаты вершили историю.
Остальные ненужные для идеи детали просто вынесены за кадр.
Художник вернулся к сюжету только в позднем периоде, в 1989 году. Здесь и небо не такое темное, и солдаты нормального телосложения.
И это потому, что главное тут — другое.
Внимание зрителя сразу устремляется на горящее здание.
Когда-то оно было дворцом, в его создание вкладывали душу талантливые архитекторы и живописцы, в нем жили люди великих умов, а сейчас оно объято пламенем.
Антонов участвовал в реставрационных работах, он лично видел, как ужасны поврежденные произведения искусства.
Поэтому на картине нет геройства и бравости.
Солдаты показаны не воинами, а простыми людьми: лежит снег, им некомфортно, а из-за двух четко прорисованных костров создается впечатление, что им очень холодно.
Важной деталью являются два новых ранее не появлявшихся персонажа – это дети в левом нижнем углу полотна.
Они совсем маленькие, их не должно быть при осаде здания.
Наверное, художнику было важно показать отношение молодого поколения к происходящему. По лицу старшего мальчика можно понять, что оно ему очень даже по душе, он улыбается. А если задуматься, то чему? Уничтожению культуры? Массовым убийствам?
Страшно это. Становится видна вся бессмысленность и весь ужас процесса революции. Вот через такое переосмысление прошел автор в своей жизни.
У Антонова отлично получались и бытовые сцены, самая удачная картина «Свадьба в Ханты-Манси».
Перед нами свадебное застолье в деревенском доме.
Среди многочисленных родственников есть все поколения.
Совсем юные счастливы, событие вызывает у них радость, они танцуют перед гостями.
Люди постарше играют на музыкальных инструментах или просто стоят вокруг стола.
Им нельзя сесть, потому что за столом места для людей старшего поколения и молодоженов.
На общем фоне выделяется персонаж слева от невесты.
Он не местный, ветеран и явно отличается от всех остальных.
Скорей всего, мужчина — отец невесты, ведь кто еще может сидеть по правую руку от нее?
И, наконец, на переднем плане можно увидеть самых старших — две бабушки, совсем как молодые, пускаются в пляс от переполняющих их эмоций.
Очень интересная, кстати, параллель просматривается между ними и девочками сзади.
Перед нами в ряд стоят представители начальной и конечной точки жизни, но при этом как же они похожи!
Обе пары танцуют, в их глазах видны счастье и радость.
Если провести воображаемые линии по головам их и молодоженов, то получится некое подобие тоннеля, в который молодые двигаются.
Вот какую жизнь, с сегодняшнего дня и до глубокой старости, они должны провести вместе — в легком танце и с улыбкой на лице.
Антонову замечательно удалось передать этнические особенности этого народа.
В деревне свадьба — большой праздник, сопровождающийся играми и развлечениями.
В левом окне можно увидеть группу людей, это, скорее всего, ряженые, бегущие к избе веселить молодоженов.
А в правом углу — розовые от мороза личики детей, которым очень интересно узнать, что же внутри за праздник.
Ведь свадеб они, возможно, никогда раньше не видели.
Особенности просматриваются также в росписях платьев, оконных рам, рушников, которые являются атрибутами местных обрядов.
Даже гуляющий олень в правом окне является частью экзотики того мира.
Интересной деталью является арбуз.
Его можно увидеть между бабушками.
Откуда он там взялся?
Ведь дело происходит зимой и в деревне.
Опять деталь, которой быть не должно, но может быть он является символом чего-то приятного, «сладкого»?
Второе вполне вероятно, ведь «Свадьба в Ханты-Манси» искрит яркостью и нежностью, в ней много света, воздуха, легкости.
Всё указывает на будущее благополучие этих молодоженов.
Художник писал не только людей, довольно значительную часть его творчества составляют пейзажи. Картина «Ветка яблони». На первый взгляд в ней нет ничего особенного, но интерес появляется, если посмотреть на дату создания – 1996 год. Меньше чем через два года Антонов умер.
И тогда ветка на переднем плане, которая от тяжести плодов низко склонилась к земле, смотрится не так плоско. В ней художник мог запечатлеть себя. За довольно долгую жизнь он оставил большое наследие картин-плодов, он устал от этого груза, у него него не осталось сил нести бремя своего творчества и продолжать расти все выше к голубому небу. Он «падает» на землю, отдавая все свои полотна нам, людям.
Такое человеческое решение, безусловно, печально, однако на холсте отсутствует какая-либо трагедия. Практически вся картина выполнена в теплой гамме, свет на ней очень мягкий, без резких теней. Яблоки переливаются на солнце, выглядят спелыми и сочными.
Тревоги нет. Окончание своего творческого пути Антонов не драматизировал, уходил скромно, без пафоса. Он ведь даже и яблоней себя не считал — так, всего лишь ветка. Одна из многих веток-художников.
У Евгения Антонова еще огромное количество работ.
Он писал портреты, натюрморты, исторические полотна, этюды, портреты в стиле ню.
Оценили 0 человек
0 кармы