18 признаков того, что перед вами романтическая картина

0 288
Кораблекрушения и мировые катастрофы, кудри и тревожные лица, волны и руины — некоторые шаблоны, по которым можно узнать произведение художника-романтика

1. Конец света и вселенские катастрофы

Романтики любят опасность; чем тревожнее и зрелищнее, тем лучше. Главные специалисты по апокалиптическим сценам — англичане, особенно Джон Мартин, соперник Уильяма Тернера.

Уильям Тернер. Всемирный потоп. Не позднее 1805 года © Tate

Джон Мартин. Великий день Его гнева. 1851–1853 годы © Tate

Сэмюэл Колман. На краю гибели. 1836–1838 годы. Brooklyn Museum

Томас Коул. Путь империи: Крушение. 1836 год. New-York Historical Society

Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 год. Государственный Русский музей

2. Толпы страдальцев — жертв войны, революции, стихийных бедствий и так далее

На картинах романтиков в массовых сценах чаще всего нет главного героя, вместо него — сама стихия толпы.
Страдающие люди пассивны, они бегут от несчастий и бед, их преследуют, судят, наказывают, а им не остается ничего, кроме как взывать к небу.

Эжен Делакруа. Резня на Хиосе. 1824 год. Musée du Louvre

Франсиско Гойя. Третье мая 1808 года в Мадриде (Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года) 1814 год. Museo Nacional del Prado

Уильям Блейк. Вихрь любовников. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1824–1827 годы. Birmingham Museum and Art Gallery

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 год. Государственный Русский музей

Франсиско Гойя. Пожар в ночи. Около 1793 года. Colección Abelló

3. Ночные пейзажи

Ночь как таинственное время очень любима романтиками, особенно Каспаром Давидом Фридрихом.
Часто ночные пейзажи — спокойные, созерцательные, но случаются и бури.

Каспар Давид Фридрих. Двое, созерцающие луну. 1819–1820 годы. Galerie Neue Meister

Юхан Кристиан Даль. Вид на Дрезден в лунном свете. 1839 год. Galerie Neue Meister

Максим Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника. 1842 год. Государственная Третьяковская галерея

Альберт Бирштадт. Лагерь охотников. 1861 год. Yale University Art Gallery

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 год. Государственный Русский музей

4. Огромные панорамы

Контраст между маленьким и большим — один из основополагающих принципов романтической живописи. Чтобы подчеркнуть масштаб, художник может добавить в панораму крохотные фигурки людей и животных.

Юхан Кристиан Даль. Вид с горы Люсхорнет. 1836 год. Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

Карл Брюллов. Итомская долина перед грозой. 1835 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Каспар Давид Фридрих. Остра-Гехеге. 1832 год. Galerie Neue Meister

Фредерик Эдвин Чёрч. Ниагара. 1857 год. National Gallery of Art, Washington

Архип Куинджи. Днепр утром. 1881 год. Государственная Третьяковская галерея

5. Необычные эффекты освещения: радуги, метеоры, северное сияние, туманы, закаты, молнии и прочее

В романтизме акцентируется все яркое, неожиданное и драматичное, вызывающее эмоции — от тихого религиозного восторга до ужаса.

Уильям Тёрнер. Замок Арундел с радугой. Около 1824–1825 годов. © Tate

Каспар Давид Фридрих. Нойбранденбург. 1816–1817 годы. Pommersches Landesmuseum

Джон Констебл. Стоунхендж. 1835 год. © Victoria and Albert Museum, London

Фредерик Эдвин Черч. Северное сияние. 1865 год. Smithsonian American Art Museum

Джон Мартин. Разрушение Содома и Гоморры. 1852 год. Laing Art Gallery

6. Грозовые тучи и бури

Грозы в горах, штормы на море, тяжелые тучи — все это есть у романтиков. Абсолютные чемпионы по части облаков — англичане Джон Констебл и Уильям Тернер.

Джон Констебл. Ливень над морем. Около 1824–1828 годов. Royal Academy of Arts

Уильям Тернер. Метель (Переход Ганнибала через Альпы). Не позднее 1812 года. © Tate

Эжен Изабе. Шторм у берегов Нормандии. Предположительно, 1850-е. The Metropolitan Museum of Art

Юхан Кристиан Даль. Эльба под дождем. Предположительно, XIX век Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

Альберт Бирштадт. Буря в горах. Около 1870 года. Museum of Fine Arts, Boston

7. Бурные волны

Все знают Айвазовского и его бесконечные морские пейзажи, но Айвазовский не изобрел волны, а только развил мотивы, разработанные другими европейцами, и превратил их в устойчивый шаблон.

Уильям Тернер. Волны, бьющие против ветра. Около 1840 года. © Tate

Ричард Паркс Бонингтон. Рыбацкие суда в неспокойном море. 1825 год. Szépművészeti Múzeum

Кнут Бааде. Остров Трена в Нурланне. 1838 год. Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

Томас Коул. Французова бухта, остров Маунт-Дезерт, Мэн. 1844 год. Albany Institute of History & Art

Иван Айвазовский. Корабль среди бурного моря. 1887 год. Государственный Эрмитаж

8. Кораблекрушения

Крушение кораблей — один из самых популярных романтических сюжетов; художники-романтики переняли его у голландцев XVII века, правда не всегда сохраняя изначальный поучительно-религиозный смысл — аллегорию тщеты человеческих усилий и непредсказуемости божественной воли.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 год. Государственный Русский музей

Фрэнсис Дэнби. Кораблекрушение. Около 1850 года. Yale Center for British Art

Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1819 год. Musée du Louvre

Уильям Тернер. Бедствие на море. Около 1835 года. © Tate

Джон Уилсон Кармайкл. Жестокий шторм. Маяк Ирвин. 1851 год. Wikimedia Commons.

9. Извержения вулканов и пожары

Художники полюбили вулканы еще в XVIII веке благодаря сенсационным раскопкам Помпеев и Геркуланума — античных городов, которые погибли в результате извержения Везувия.
Яркие эффекты освещения плюс гигантские масштабы катастрофы — вот рецепт драматичного зрелища.

Джозеф Райт из Дерби. Извержение Везувия, с видом на острова в Неаполитанском заливе. Около 1776–1780 годов. © Tate

Уильям Тернер. Пожар в здании палаты лордов и палаты общин 16 октября 1834 года. 1835 год. The Cleveland Museum of Art

Юхан Кристиан Даль. Извержение Везувия в декабре 1820 года. 1826 год. Städelsches Kunstinstitut

Джон Мартин. Разрушение Помпеев и Геркуланума. 1822 год. © Tate

Фредерик Эдвин Черч. Котопакси. 1862 год. Detroit Institute of Arts

10. Взбесившиеся или борющиеся животные

Битва с или между животными — тема, которая пришла к романтикам от художников эпохи барокко. Фоном часто служит мрачный или динамично изображенный пейзаж: дует ветер, колышется вода или надвигается гроза.

Теодор Жерико. Лошадь, атакуемая львом. Около 1821 года. Musée du Louvre

Джеймс Уорд. Дерущиеся лошади. 1808 год. National Museum Cardiff

Орас Верне. Начало скачек необъезженных лошадей. 1820 год. The Metropolitan Museum of Art

Эжен Делакруа. Конь, испуганный грозой. Между 1825 и 1829 годом. Szépművészeti Múzeum

11. Живописные горы и скалы

Величие и причудливые формы гор и скал позволяли художникам показать, как мал человек на фоне непостижимого Божьего мира.

Каспар Давид Фридрих. Меловые скалы на острове Рюген. 1818 год. Kunstmuseum Winterthur

Уильям Тернер. Перевал Сен-Готард, вид с Чертова моста. 1804 год. Abbot Hall Art Gallery

Томас Коул. Скалистое ущелье, Шаваганк. 1846 год. Amon Carter Museum of American Art

Альберт Бирштадт. Река Мерсед, долина Йосемити. 1866 год. The Metropolitan Museum of Art

Иван Айвазовский. Дарьяльское ущелье. 1862 год. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»

12. Средневековые руины

До романтиков культуру Средневековья не очень-то ценили.
Она ассоциировалась с чем-то варварским, неправильным, диким, — а «хорошей» считалась Античность.
Романтики уравнивают в правах античное и средневековое, часто отдавая первенство второму: самоопределявшиеся нации интересовались собственным прошлым и нередко находили его в Средних веках.

Томас Гёртин. Линдисфарнский монастырь. 1796–1797 годы. © The Trustees of the British Museum

Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу. 1809–1810 годы. Alte Nationalgalerie

Джон Констебл. Замок Хедли, устье Темзы. Наутро после ночной бури. 1829 год. Yale Center for British Art

Джон Селл Котман. Руины аббатства Риво, Йоркшир. 1803 год. © Victoria and Albert Museum, London

Карл Густав Карус. Руины аббатства Эльдена и деревенский дом рядом с Грайфсвальдом в лунном свете. 1819–1820 годы. Pommersches Landesmuseum

13. Замок, башня или церковь на горе

Замок — постройка, и одновременно он похож на часть скалы; он напоминает о средневековом прошлом, а чем больше руин, тем лучше он вписывается в живописный природный пейзаж.

Карл Фридрих Лессинг. Рыцарский замок. 1828 год. Alte Nationalgalerie

Джон Мартин. Пейзаж с замком. Между 1815 и 1820 годом. Yale Center for British Art

Уильям Тернер. Замок Норэм на реке Твид. Около 1822–1823 годов. © Tate

Джузеппе Пьетро Багетти. Аббатство Сакра-ди-Сан-Микеле в Турине. Первая треть XIX века. Palazzo Reale di Torino

Иван Айвазовский. Вид Вико близ Неаполя. 1855 год. Тверская областная картинная галерея

14. Одинокий путник или созерцатель

Маленький человечек на фоне панорамного пейзажа в пути или в медитативном созерцании (а может быть, и молитве) — любимая тема романтиков, особенно немецких.

Сэмюэл Палмер. Кукурузное поле при лунном свете с вечерней звездой. Около 1830 года. © The Trustees of the British Museum

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. Около 1817 года. Hamburger Kunsthalle

Кнут Бааде. Сцена времен эпохи норвежских саг. 1850 год. Nordnorsk Kunstmuseum. 

Юлиус фон Лейпольд. Путник во время грозы. 1835 год. The Metropolitan Museum of Art

Иван Айвазовский. Морской берег. 1840 год. Государственная Третьяковская галерея

15. Контрасты светотени

Чисто формальный прием — яркий свет на фоне тьмы — провоцирует зрителя на сильную эмоцию.
Это не изобретение романтиков: они подсмотрели этот контраст у живописцев XVII века — например, караваджистов.

Эжен Делакруа. Автопортрет. Около 1816 года. Musée des beaux-arts de Rouen

Архип Куинджи. После дождя. 1879 год. Государственная Третьяковская галерея

Орест Кипренский. Автопортрет (?). Около 1809 года. Государственная Третьяковская галерея

Джон Констебл. Портрет Мэри Фрир. 1809 год. Yale Center for British Art

16. Расстегнутый ворот рубашки

На мальчишеских портретах и в изображении творческих натур (например, поэтов или художников) расстегнутый ворот рубашки создает ощущение естественности и свободы.

Василий Тропинин. Портрет Арсения Васильевича Тропинина. Около 1818 года. Государственная Третьяковская галерея.

Филипп Отто Рунге. Автопортрет с коричневым воротником. Около 1802 года. Hamburger Kunsthalle

Джеймс Барри. Автопортрет в образе Тиманфа. Около 1780–1803 годов. National Gallery of Ireland

Теодор Жерико. Портрет молодого человека. Около 1818 года. Minneapolis Institute of Art

Франсиско де Гойя. Автопортрет. 1815 год. Museo Nacional del Prado

17. Развевающиеся кудри или взъерошенная прическа у мужчин

Кажется, что романтик должен быть лохматым, а рациональный обыватель — аккуратно причесанным.
Но на самом деле «романтические» прически носили не только романтики, а вообще все — это была главная мода после исчезновения париков в конце XVIII века.
Сначала носили короткие и взъерошенные волосы, позже в моду войдут длинные локоны.

Анн-Луи Жироде-Триозон. Портрет Шатобриана, размышляющего среди римских руин. После 1808 года. Musée d’Histoire de la Ville et du Pays Malouin

Александр Орловский. Автопортрет. 1809 год. Государственная Третьяковская галерея

Орест Кипренский. Портрет поэта Василия Андреевича Жуковского. 1816 год. Государственная Третьяковская галерея

Эжен Делакруа. Портрет композитора Фридерика Шопена. Около 1838 года. Musée du Louvre

18. Взволнованные, тревожные или вопросительные выражения лиц

Часто в портретах — и особенно автопортретах! — романтиков лица выглядят напряженно, эмоционально.
Внимание перемещается с внешнего антуража на внутреннюю жизнь и на то, как лицо может ее отражать.
Чаще всего это встречается на неофициальных портретах, особенно мужских.

Сэмюэл Палмер. Автопортрет. 1826 год. Ashmolean Museum

Франсиско Гойя. Сеньора Сабаса Гарсиа. Около 1806–1811 годов. National Gallery of Art, Washington. 

Каспар Давид Фридрих. Автопортрет. Около 1810 года. Kupferstichkabinett der Staatlichen Museen zu Berlin

Орест Кипренский. Автопортрет. 1820 год. Galleria degli Uffizi

Карл Брюллов. Портрет Александра Брюллова. Середина 1820-х годов. Государственный Русский музей

Материал подготовлен совместно с Третьяковской галереей к выставке «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»


Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...