• РЕГИСТРАЦИЯ
Шойгу сняли с министра обороны, наши окружают Волчанск. Следим за ситуацией в телеграм

История одной картины. «Иван Грозный и сын его Иван» / Не для ДБ

8 1174
В Третьяковской галерее в мае 2022 года открыли знаменитую картину Репина, которую реставрировали четыре года после очередного покушения.
Почему с самого начала она вызывала такие бурные чувства — у обычных зрителей, представителей власти, художников, писателей, критиков?..

На видео исландского художника Рагнара Кьяртанссона, показанном на выставке «В Москву! В Москву! В Москву» в ГЭС-2, музейные служители оттаскивают от работы Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» злоумышленника, стремящегося уничтожить картину.

Этим злоумышленником может быть Абрам Балашов, душевнобольной иконописец-старообрядец, осуществивший покушение в 1913 году, а может — Игорь Подпорин, безработный из Воронежа, попытавшийся сделать то же самое в 2018-м.
И если первый кидался на картину с криком «Довольно крови!», то второй объяснял свой мотив более пространно и, так сказать, с идеологической стороны:

«Про эту картину я давно уже слышал. Даже Путин по телевизору говорил: то, что на ней, — неправда. И Иван Грозный же святой. В книгах написано. <…>
Очень меня возмутила картина этого Репина. Иностранцы же туда ходят, увидят такое — и что они про нашего русского царя подумают? И про нас?
Это провокация против русского народа, чтобы к нам плохо относились».

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Картина Ильи Репина. 1885 год. Государственная Третьяковская галерея

История картины Репина есть, по сути, история откликов на нее — от восторженных до критических и от критических до криминальных.
И в этих откликах все время сталкиваются, а нередко и соединяются две позиции.
С одной стороны, автора упрекают в искажении исторической правды (сыноубийство не доказано), и такие обвинения то и дело соскальзывают в претензии вполне сервильные — обвинения в клевете на власть и в неуважении к власти.
В России 1880-х годов очевидно, что, как писал Иван Крамской, «исторической картиной… затрагивается животрепещущий интерес нашего времени». С другой стороны, сомнения вызывает сам художественный строй композиции — и здесь тоже вопрос о правдоподобии (насколько вероятно, что царевич еще жив?) соединяется с вопросом более общего свойства: допустимо ли пугать публику подобным сюжетом, вдобавок столь экспрессивно трактованным?

Реакция властных инстанций однозначна: запретить показ. Обер-прокурор Святейшего синода Победоносцев пишет Александру III:

«Стали присылать мне с разных сторон письма с указанием на то, что на передвижной выставке картина, оскорбляющая у многих нравственное чувство: Иван Грозный с убитым сыном.
Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения. <…>
Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».

По сути, тот же тезис об «оскорблении чувств» оказывается повторен в маргинальном документе 2013 года — адресованном в Министерство культуры и в Третьяковскую галерею письме группы «патриотически настроенных» православных граждан с требованием убрать из экспозиции полотно, содержащее «клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых царей и цариц». Адресаты письма 2013 года на него никак не отреагировали, а вот царь, посетив 13-ю передвижную выставку, согласился со своим ближайшим советником.
В результате его вмешательства при переезде выставки из Петербурга в Москву картину из экспозиции убрали.
Владелец, Павел Михайлович Третьяков, получил высочайшее предписание не выставлять ее в открытой для посетителей галерее. Журналу «Нива» запретили репродуцирование:

«…представляется неудобством напечатание в недорогом, имеющем 170 000 подписчиков, журнале такого снимка в том отношении, что этим как бы увековечивается все зверство, на которое способен был русский царь, хотя бы и отдаленного времени. Что же поучительного такая картина может дать юному читателю? Едва ли задача таких журналов, как „Нива“, — популяризировать идею о царском самосуде и зверской несдержанности».

Вместе с «Иваном Грозным» под запрет — опять же, по доносу Победоносцева — попал и «Христос и Пилат» («Что есть истина») Николая Ге

Что есть истина? Христос и Пилат. Николай Николаевич Ге •  1890, 233×171 см

И, хотя запрет не продлился более трех месяцев, это был первый в России случай цензуры по отношению к изобразительному искусству.

Экспозиция Третьяковской галереи. Зал № 8 с картинами Ильи Репина. 1902 год. Государственная Третьяковская галерея

Характерно, что в восторженных отзывах о картине в основном обнаруживалось безразличие к «статусу» изображенных лиц.
Репина превозносили за выразительную персонализацию психологических коллизий «убийца — убитый» или «отец — сын». Первая коллизия — собственно, следующий из нее внятный нравственный призыв «не убий» — важна для Толстого:

«…молодец Репин, именно молодец.
Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. <…>
У нас была геморроидальная, полоумная приживалка-старуха, а еще есть Карамазов-отец — и Иоанн ваш это для меня соединение этой приживалки и Карамазова, и он самый плюгавый и жалкий, жалкий убийца, какими они и должны быть, и правдивая смертная красота сына, — хорошо, очень хорошо… сказал вполне и ясно, и, кроме того, так мастерски, что не видать мастерства».

Вторая — для Крамского, соответствующим образом выстраивающего свои «экфрасисы»:

«Этот зверь отец, воющий от ужаса, и этот милый и дорогой сын, безропотно угасающий, этот глаз, этот поразительной привлекательности рот, это шумное дыхание, эти беспомощные руки! <…> …В картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он… вот уж не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребенок, хочет ему улыбнуться: „Ничего, дескать, папа, не бойся!“».

Сапожки царевича. Этюд Ильи Репина. 1883 год. Государственная Третьяковская галерея

Но и противники, и почитатели картины в равной мере не могут не учитывать контекст ее появления — террор, недавнее цареубийство, казнь народовольцев. Как писал Блок в поэме «Возмездие», «Победоносцев над Россией простер совиные крыла». И за невозможностью сказать об этом контексте впрямую (разве что глухо, как сам Репин — «чувства были переполнены ужасами современности») фокус обсуждений композиции с очевидными евангельскими аллюзиями перемещается на прагматический уровень. Начинаются дебаты о количестве пролитой крови: способен ли царевич после такой кровопотери утешать, согласно словесной реконструкции Крамского, своего нечаянного убийцу? Никак не способен, говорит Суриков:

«Вон у Репина на „Иоанне Грозном“ сгусток крови — черный, липкий… <…> Ведь это он только для страху. Она ведь широкой струей течет — и светлой. Это только через час она так застыть может».

С тем же мнением в дискуссию вступают врачи: профессор Зернов утверждает, что при подобном ударе в висок крови вытекает совсем немного, и ему вторит в специальной лекции профессор Ланцерт (много позже искусствовед Игорь Грабарь объяснит разницу между кровью, написанной корпусно — то есть запекшейся — и написанной лессировочно, то есть свежей). А Крамской сбивчиво пытается дезавуировать эти медицинские соображения:

«Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском, что за дело, что ее еще будет целый таз — обыкновенная вещь! Человек смертельно раненный, конечно, много ее потеряет, и это вовсе не действует на нервы!» 

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Эскиз Ильи Репина. 1883, 1899 годы. Государственная Третьяковская галерея

Иной поворот в рассуждениях о крови обнаруживается в знаменитом докладе Максимилиана Волошина «О художественной ценности пострадавшей картины Репина», произнесенном в Политехническом музее 12 февраля 1913 года на диспуте и устроенном художниками «Бубнового валета» по случаю иконоборческой акции Абрама Балашова 16 января того же года. В своей речи Волошин не просто обвиняет художника (присутствовавшего на диспуте) в том, что тот своим «душераздирающим зрелищем» спровоцировал вандала, вызвав у него приступ душевной болезни, — он хочет разобраться в самой природе зрелища. И здесь его выводы очень любопытны.

Первое, что отмечено, — оперная условность композиции, например, в изображении глаз Иоанна.
«Они неестественно расширены и круглы, как глаза хищной птицы; они светятся фосфорическим блеском. В жизни реальной такой выкат глаз возможен только у женщин, страдающих базедовой болезнью. Но в опере для изображения ужаса он возможен и у баса». О крови Волошин пишет:
«Ее так много, как будто здесь зарезали барана. И хотя она только что пролита, она успела уже стать черной и запекшейся. Но раз мы знаем, что это не кровь, а „клюквенный сок“, текущий в таком количестве и такого цвета, как необходимо режиссеру для достижения совершенно определенного сценического эффекта, — то мы не будем слишком придирчивы к анатомической реальности».

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Авторский повтор. 1909 год. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

По мнению Волошина, такой эффект внеположен собственно искусству, а живописный натурализм (в отличие от реализма) попросту опасен.

«Представьте себе, что вы случайно натыкаетесь на улице на один из тех обыденных фактов, которыми каждый день полны газеты: на человека, разрезанного поездом или раздавленного трамваем. В газетах этих случаев так много, что впечатлительность наша уже мало реагирует на эти статистические известия. Но наткнись мы на них на улице сами — они нас потрясут до глубины души. Иллюзия личной безопасности, на которой построена вся европейская культура, настолько отучила нас от зрелища крови и смерти, что, с одной стороны, сделала их для нас в десять раз ужаснее, а с другой — пробудила в глубине души тайное и стыдное любопытство».

Волошин полагает, что картина Репина как раз и удовлетворяет эту «жажду ужасного». Есть высокая позиция свидетеля несчастья («Стыдно жить, когда людей убивают… Стыдно наслаждаться искусством, когда есть неграмотные… Стыдно веселиться, когда люди умирают от голоду. Или, как у американца Торо: „В той стране, где существует рабство, — единственное почетное место для свободного гражданина — тюрьма“»), но читатель, «пробегающий отдел несчастных случаев в газете, или посетитель паноптикума, находятся в безвыходном положении случайного прохожего, на глазах которого трамвай переехал человека» и последствия этого зрелища для него разрушительны. Балашов, по убеждению автора, и оказался разрушен натуралистическим эффектом, вызвавшим аффект:

«Он был обманут натуральнейшим, естественнейшим изображением ужасного случая и не смог вынести состояния безвольного и праздного свидетеля. Он разбил то безопасное невидимое стекло, которое отделяет нас от произведений искусства, и кинулся внутрь картины, как если бы она была действительностью».

В итоге же Волошин со своей стороны оказывается согласен с «запретителями» и цензорами тридцатилетней давности. Он писал о картине так:
«Ей не место в Национальной картинной галерее, на которой продолжает воспитываться художественный вкус растущих поколений. <…> …Заведующие Третьяковской галереей обязаны по крайней мере поместить эту картину в отдельную комнату с надписью: „Вход только для взрослых“».

Уведомление московского обер-полицмейстера от 2 апреля 1885 года. Государственная Третьяковская галерея

Деморализованный Репин пытался ответить на эту критику — но не по существу, а по частностям: например, сообщив залу, что идея картины зародилась вовсе не на представлении «Риголетто», как считалось, а на концерте Римского-Корсакова, где исполнялась фантазия «Месть». Трудно, конечно, в подобной ситуации ждать от «обвиняемого» хладнокровной логики, но и в спокойном расположении духа автор вряд ли был готов сформулировать природу собственного замысла. Разве что — простодушно-легкомысленно, как в «Далеком близком»:

«В то время на всех выставках Европы, в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой сейчас же принялся за кровавую сцену: „Иван Грозный с сыном“ И картина крови имела большой успех».

Впрочем, в феврале было уже ясно, что реставрационные усилия успешны и произведение будет жить, а общественное мнение всецело на стороне художника — еще 29 января Репин пишет Поликсене Стасовой:
«Какой бенефис выпал на мою долю! Конца нет телеграммам, письмам со всех концов России!».
Пресса, возмущенная диспутом в Политехническом, с невиданной силой обрушилась на Волошина, который сперва пытался оправдаться в «Письме в редакцию», а позже посвятил анализу газетных откликов специальную главу в своей брошюре «О Репине»; глава именовалась «Психология лжи».

В итоге единственной подлинной жертвой этой истории оказался Егор Хруслов, хранитель Третьяковской галереи. Чувствуя свою ответственность за повреждение вверенной ему картины, он бросился под поезд и погиб. Стоит запомнить его имя.

arzamas.academy

жирное многоточие

    "Как раньше" уже не получается: Мигранты взвыли из-за проверок при перемещении из России домой
    • Hook
    • Вчера 20:09
    • В топе

    После теракта в "Крокус Сити Холле" сотрудники правоохранительных структур усилили контроль над миграционными потоками, направленными в нашу страну. Однако "ценных иностранных специ...

    Обзор наступления армии России на Харьков. Карты

    Предупреждение, карта не отражает на 100% точность реальной границы и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.Итак, карты по Харьковско...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      ...Kape — этo кoгдa в дeнь cтpижки и уклaдки — ты вcя тaкaя ceкcи, зaгaдкa, oгoнёк...   A наутро — Гoгoль....
      1133

      Группа «Пикник» // «Квартирник НТВ у Маргулиса» // 19 марта 2023

      Группа «Пикник» // «Квартирник НТВ у Маргулиса» // 19 марта 2023 Группа «Пикник» // «Квартирник НТВ у Маргулиса» // 19 марта 2023 1. 00:00 Сияние2. 05:48 Только не плачь, палач3. 12:18 Играй, страна, играй!4. 20:29 Разноцветные ленты5. 26:24 Дивись же, какими мы стали!6. 34:26 У шамана три руки7. 40:02 Нет берегов8. 48:51 Немного ог...
      286

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      ... Моя пишет: «Щас лифчик…» Заинтриговала. Спрашиваю: «Снимаешь?…Покупаешь?» … Оказалось, что щаслифчик - это я....
      1682

      И о погоде.

      ...
      684

      "Просто так" (1976) Мультфильм

        Мультфильм "Просто так" (1976) ...
      215

      Голос мой услышь – Трибьют Муслима Магомаева (Альбом, 2024)

      В память жертв теракта в «Крокусе». 28.03.24. Как сообщила пресс-служба VK, которая выступила организатором записи, в альбом попали 12 песен одной из наиболее известных звезд советской эстрады Муслима Магомаева.В записи приняли участие такие российские музыканты, как Баста, Валерия, Ваня Дмитриенко, «Любэ», «Три дня дождя», Полина Гагарина, MACAN, ...
      465

      Пикник. "Гитары тихие рыданья" /премьера/

      На съёмки видео на песню “Гитары тихие рыданья” мы приехали, можно сказать, с корабля на бал. Утром прилетели из Архангельска, а вечером – уже на сами съёмки. Работа, собственно говоря, заключалась в сочинении нехитрого сценария. Мы хотели создать определенное настроение. И наверное каждый, кто увидит это видео, почувствует его, надеемся....
      721

      Две подружки, которые знакомы с фронта

      ... Дружба сквозь десятилетия! Лётчица и медсестра.  Пишут, что разные люди... А пусть будет! Желаемое....
      139

      СЕМЁН ПЕГОВ. БЛИЗНЕЦЫ

      БЛИЗНЕЦЫ…и неважно какого веса длины осанкиматерями выращенные или отцамидаже не братья сгорая в танкеавтоматически становятся близнецамиполуседые отцы и молочные мальчикиочень быстро вкушают как это веселовзять и стереть возрастные датчикипопадая во фронта чумное месивои пускай окопы сгущают краскив артиллерийского ада каменоломнемой неназванный братец...
      222

      Везде к столу. Путешествие «Любительницы абсента» по знаменитым картинам

      Если вы смотрели фильмы о Гарри Поттере или читали книги Джоан Роулинг, то наверняка помните, как герои «живых» полотен, украшавших стены Хогвартса, ходили друг к другу в гости из одной картины в другую. Приблизительно то же самое происходит в работах Андрея Сикорского из новой серии «Арт-трип Любительницы абсента». Правда путешественница здесь только одна, но куда ее...
      97

      Конец эпохи прекрасных: как мы потеряли женщин поразительной красоты

      Фото: Валентин Мастюков / ТАСС Михаил Дряшин. 07 апреля 2024, 09:00О смене типажа в кино и на телевидении – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.В британской корпорации Би-би-си давно уже решили, что ведущие новостей в телике не могут быть слишком красивыми. В эфир вместо эффектных берут никаких, среднестатистических. Мол, главное – содержание выпуска,...
      140

      Сладкая парочка

      Не удержалась. Сладкая парочка, а главное - неожиданная......
      324

      Художник

      ...
      88

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      Кот, который может отбить у тебя жену......
      190

      Владимир Высоцкий. Романс (Было так – я любил и страдал…) 1968

      ... ... Было так — я любил и страдал.Было так — я о ней лишь мечтал.Я её видел тайно во снеАмазонкой на белом коне.Что мне была вся мудрость скучных книг,Когда к следам её губами мог припасть я!Что с вами было, королева грёз моих?Что с вами стало, моё призрачное счастье?Наши души купались в весне,Плыли головы наши в вине.И печаль, с ней и...
      141

      Владимир Высоцкий. Песня о двух красивых автомобилях

      Без запретов и следов, Об асфальт сжигая шины, Из кошмара городов Рвутся за город машины, - И громоздкие, как танки, "Форды", "линкольны", "селены", Элегантные "мустанги", "Мерседесы", "ситроены". Будто знают - игра стоит свеч, - Это будет как кровная месть городам! Поскорей - тольк...
      113

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      ...На эти выходные я запланировала ничего не делать… и всё успела!Вот, что такое целеполагание и адекватная оценка своих возможностей!...
      133
      Елейная КиноиТеатр
      30 апреля 11:36

      ПоросЁнок. МультсериаЛ. КлЁвый ! ДоОбрый...

      В одном замечательном мире, в самом замечательном его месте живет замечательный маленький поросенок. Все, что с ним случается, интересно и радостно, его окружают милые и добрые создания... ну, каждый по-своему милый и по-своему добрый. А если и происходит с ним что-нибудь плохое, то оно все равно оборачивается чем-то хорошим. Во всяком случае, на его, п...
      114
      Елейная Православие
      30 апреля 09:51

      30.04.2024. Вторник. Божественная Литургия.

      Полунощница. Параклис. Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров....
      53
      Елейная Рок-музыка
      30 апреля 09:41

      Агата Кристи / Live — Концерт "15 лет" (2003)

      агатакристи ...
      73
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика