Путин во Вьетнаме. Детали в тг Конта

Волков Ефим Ефимович (1844-1920). «Поэт русской осени и туманов...»

6 500

В своём творчестве Ефим Волков всегда избегал изображений бурного проявления стихии, его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворенности природы.

Передвижник и академик Петербургской Академии художеств, автор более 500 пейзажей, талантливый художник-иллюстратор, именно таким был выдающийся русский живописец, Ефим Ефимович Волков.

Летний пейзаж с рыбачком. 1890-е годы, холст, масло, Частное собрание

Ефим Ефимович Волков родился 23 марта 1844 года в Петербурге, в семье фельдшера. С раннего детства Ефим увлекался живописью, но семья не одобряла этого увлечения. Будущий художник воспитывался в частном пансионе и в петербургской Введенческой гимназии.

«Река на Украине», 1880-е годы, холст, масло, частное собрание

Некоторое время Волков работал канцелярским чиновником в Министерстве юстиции, а также в Департаменте государственных имуществ. В чине губернского секретаря, в возрасте 22 лет, вышел в отставку.

«Летний день после дождя». 1881 год, Частное собрание

В 1866 году Ефим Волков поступил в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где проучился один год. Великовозрастный ученик за один год сумел к удивлению многих освоить четырехлетний курс обучения школы и в 1867 году стал вольнослушателем императорской Академии художеств.

«В конце зимы», 1890-е годы, Холст, масло. 32 x 58 см, Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

За картину «Вид в окрестностях Петербурга» в 1870 году Волков получил звание «не классного художника». В этом же году Волков уходит из академии, чтобы вплотную заниматься живописью, которую можно создавать «прямо с природы».

«Заросший пруд», 1880-e годы, Холст, масло, Частное собрание

Почти два года он работает не покладая рук и в 1872 году выставляет на выставке Общества поощрения художеств свою картину «Болото осенью». Унылый скучный пейзаж производит огромное впечатление на публику. Полотно отправляют в Лондон на Всемирную выставку, где картина получает бронзовую медаль. В этом пейзаже Волков впервые применил эффект едва уловимой дымки, который в дальнейшем часто будет повторяться в его осенних и весенних пейзажах. Через год «Болото осенью» получает вторую премию (первую премию получил Алексей Саврасов) на конкурсе Общества поощрения художеств.

«Болото осенью», 1871 год, Холст, масло 42 х 80, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Помимо болотистой местности, излюбленным образом в художественном творчестве Ефима Волкова являлся лес, его живописные опушки, полянки в окружении деревьев, маленькие озера и берега извилистых речушек.

«Начало осени, Пейзаж с рекой», Нач. ХХ века, Размер: 93,5х136, Холст, масло. Частное собрание

В 1875 году художника вновь ждет успех — ему вновь присуждают вторую премию выставки Общества поощрения художеств за картину «На базаре», а в 1877 году он получает уже первую премию выставки Общества поощрения художеств за картину «В лесу. По весне».

«В лесу. По весне», 1877 год, Холст, масло 88,5 х 53, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Март 1879 года ознаменовался торжественным событием в творческой биографии Ефима Ефимовича Волкова: 21 марта на общем собрании передвижников его избрали членом Товарищества передвижных художественных выставок, а чуть ранее, в основном благодаря настойчивым хлопотам Д.В.Григоровича, секретаря Общества поощрения художников, Ефиму Волкову была назначена стипендия.

«Пейзаж с болотом», 1898 год, Холст, масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Художник много (и успешно) работает, регулярно участвует в выставках передвижников, осваивает новые приемы пейзажной живописи.

«Зимний пейзаж», Холст, масло, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой

Ефим Волков вообще прославился в первую очередь своими чарующими пейзажами. Неброские на первый взгляд виды в руках умелого мастера становились торжественными, поражали зрителей своим величием, удивляли загадкой или погружали в умиротворение.

«Летний пейзаж с девочкой», 1910-e годы, Холст, масло, Частное собрание

Летом 1879 года Ефим Волков вместе с друзьями-художниками предпринял путешествие в Крым. Среди его друзей были Иван Шишкин со своей семьей и Андрей Шильдер. Художник много работал, часто писал, но его не впечатляла южная природа, его сердце отдавало предпочтение природе средней полосы России, которую он изображал с любовью и особым душевным трепетом .

«Речной пейзаж с лодками». 1880-e годы, холст, масло, Частное собрание

Волков особенно любил изображать смену природы во время закатов, рассветов или при перемене погоды. Под рукой Волкова невзрачные пейзажи расцветали и манили зрителя своей удивительной гармонией. Не зря его называли поэтом русской осени.

«Осень». 1897 год, холст, масло, Частное собрание

1880-е годы были наиболее плодотворными в творческой деятельности художника. В 1883 году Волковым была создана картина «Октябрь», «свежая по мотиву и тонкая по выраженному в ней чувству природы». Написанная на станции Сиверской под Петербургом, где у Волкова была собственная дача, картина экспонировалась на XI Передвижной выставке.

«Октябрь», 1883 год, Холст, масло 38,2 х 55, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Его пейзажи о высокой тихой одухотворённости природы, без буйства красок и неистовства стихии: нежное ранее утро или грустный закат, звенящая тишина над лесными омутами или тусклая бронза осени над заросшим прудом. Он много лет был известным и любимым публикой художником, репродукции с его картин печатали модные столичные журналы, издательства приглашали его для иллюстрации книг

«Деревенский пейзаж». 1870 год, частное собрание

Ефим Волков с большим мастерством писал не только осень, но и лето с его разнотравьем, богатством оттенков и деталей. Работа над летними пейзажами требовала от него большого напряжения и самоотдачи, так как ему приходилось кропотливо прорисовывать листву и веточки деревьев, не обходя вниманием полевые цветы со всем их разнообразием и богатством колорита.

«Пейзаж с прудом», 1887 год, Холст, масло. 46 x 64 см, Таганрогская картинная галерея

Именно таковы его настоящие шедевры: «Полдень в лесу», «Поле ромашек»,

«Поле ромашек», Этюд, Холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

«Летний пейзаж с рыбаком» «Лунная ночь в лесу». Картины на летнюю тематику также были полны очарования, поэтому Волкова еще называли песенником русского лета.

«Лунная ночь в лесу», 1899 год, Холст, масло. 45 x 67.5 см Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Творческий успех, признание зрителей, счастье в семейной жизни – казалось, художник имел все, о чем можно было мечтать. Беда пришла неожиданно. В 1884 году трагически погибла обожаемая малолетняя дочь художника.Несчастье настолько потрясло это несчастье, что он едва сумел выжить. В этот период его творчество характеризуется печальным настроением, рисованием монахов и старцев, схоронившихся от мирской суеты за монастырскими стенами. Ярким примером является полотно «Скит», доминирующей темой которого являются уединённость, отрешённость и одиночество.

«Скит». 1889 год, Холст, масло. 101 x 91 см, Сочинский художественный музей

В 1889 году журнал Художественные новости, очень авторитетное издание того времени писал, что «при взгляде на картину Ефима Волкова «Скит» вспоминаются стихи раскольников, воспевающих пустынь, куда не долетают ни жалобы, ни стоны из здешнего мира, где так величественна и спокойна природа, где страсти не смущают бедное человеческое сердце». Подобные ассоциации вызывает и картина Волкова «У монастыря».

«У монастыря», Холст, масло. 53 x 42 см, Частное собрание

В конце 1880-х и в 1890-е годы Волков путешествовал по Волге. Особенно ему полюбились места возле города Плеса.

«Речка», 1880-е годы, холст, масло, 78,5 х 117,5 Костромской государственный объединенный художественный музей

В 1888 году по приглашению Великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича в качестве художника-пейзажиста Ефим Волков совершил путешествие на Ближний Восток. Из этой поездки художник привез несколько пейзажей, которые экспонировались на XVII Передвижной выставке в 1889 году.

«Sailing boats on the shore at sunset», 1888 год, Частное собрание

В 1895 году Ефим Волков был избран в действительные члены Академии художеств, а в 1899 году «за известность на художественном поприще» ему присуждено звание академика.

«Сумерки». 1896 год, Холст, масло. 67 x 106.5 см Дальневосточный художественный музей

Ефим Ефимович Волков, как и подавляющее большинство воспитанников Академии художеств, был сильным рисовальщиком. Известны его графические работы:
офорты
«Дорога в деревне» (1871) и
«Вид окрестностей Петербурга»;
рисунки (карандаш)
«Моя дача на Сиверской» (1881),
«Набережная на Васильевском острове» (1889), «Пейзаж» (1900), «Деревенский пейзаж»,
«На Валааме» и
«Охотник с собакой»;
иллюстрации  к стиxотворениям М. Ю. Лермонтова (1891).
Его рисунки и гравюры часто появлялись на страницах известных столичных журналов: «Нива», «Север» и других.

«Лес» , Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова , 1903 год , Бумага, карандаш

15 января 1902 года в залах Императорской Академии художеств открылась выставка двух передвижников, членов Академии художеств – Е. Е. Волкова и В. Е. Маковского.
Волков представил на ней 417 полотен, написанных в период с 1875 по 1901 год.

«Осень», 1890 год, Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Через некоторое время последовала разгромная статья в модном и дорогом петербургском журнале того времени «Художественные сокровища России» в которой было сказано: 
«…. живопись Вл. Маковского очень мало имеет общего с искусством, а то что г. Волков, хотя и действительный член Академии, едва ли может считаться художником». 
Выставка была очень холодно встречена публикой. Передвижничество перестало быть модным и популярным: в живопись стремительно ворвался модерн, а из просвещенной Европы агрессивно наступал импрессионизм.
«Хуторок»,1880-e годы, Холст, масло, Частное собрание

Ефим Ефимович очень тяжело воспринял случившуюся неудачу. Он ещё продолжал много работать, но писал больше «для себя», практически не экспонируя свои работы.

«Теплый вечер», 1913 год, Холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь
Разочаровавшись в публике, резко потерявшей интерес к творчеству художников-передвижников, Волков сильно похудел в последние годы своей жизни, осунулся, стал хмурым...
Но не изменил себе и до конца своих дней рисовал болотистые пейзажи окрестностей любимого Петербурга, находя в них тишину, очарование и покой...
«Пейзаж с рекой», холст, масло, 92 х 125 см, Частное собрание
«Во время сенокоса», холст, масло, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Творил потому, что не писать не мог, однако «просвещённой» публике его творчество было уже не интересно.

«На 53 версте», 1912 год, Холст, масло, Днепропетровский художественный музей


Умер Ефим Ефимович Волков в Петербурге 17 февраля 1920 года..

«Старые березы», 1880-е годы, Холст, масло, Частное собрание

Бросивший Академию художеств Ефим Ефимович Волков в итоге станет академиком, его картины окажутся в Третьяковской галерее.

stydiai

никогда не видела такиx крупныx полевых ромашек. 

А они были! 

я верю Е. Е. Волкову.

Наш человек в Пхеньяне
  • pretty
  • Вчера 17:25
  • В топе

ОЛЕГ  ЛАВРОВ Добрый день, Империя.Признаюсь, я ждал от визита Путина в КНДР чего-то этакого, прорывного - но чтобы так откровенно объединенный Запад послали по известным адресам, дл...

"Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь!". Как старший лейтенант усмирил генерала НАТО и все его войска

12 июня 2024 года исполнилось 25 лет со дня знаменитого марш-броска на Приштину, осуществлённого российскими десантниками с целью установления контроля на косовским аэропортом "Слатина" до прихода туд...

Обсудить
  • "Осень" 1897 года :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :clap: :clap: спасибо!
  • Боже, как красиво! Во многих картинах очень чувствуется эффект стерео, 3 D. Изумительное чувство пространства! Особенно выразительны пейзажи, где присутствует вода. Просто ощущаешь кожей эту влажность! Браво! :thumbsup:
  • :clap: :clap: :clap:
  • Картина его учителя И.Ендогурова. Ранняя весна.
  • Спасибо. Вдохновило... Тихо стелется туман Утром над рекой. Ещё солнце не взошло, Тишина, покой... Лишь рыбак один сидит, У него клюёт. Но он дремлет, И сазан от него уйдёт.