С начала 80-х годов 19 века в Европе восторжествовал модерн. Появилось направление, названное ар-нуво (или арт-нуво), это уже тонкости транскрипции и убеждений лично каждого, как произносить французское словосочетание L’Art Nouveau — новое искусство.
Живописцы решили отказаться от прямых линий, на полотнах зацвели фантастические лилии, нарциссы и орхидеи, по их картинам можно было проводить ботанические разборы. А образы...
Героинями стали жертвы трагической или неразделённой любви, прекрасные дивы, царицы, наложницы. Британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля») Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849–1917), Милле (John Everett Millais, 1829–1896), Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828–1882) прославили Англию.
Эти линии и волшебные образы и очаровали молодого никому не известного чешского паренька — Альфонса Муху.
Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910–1928). Но эти 20 огромных эпических полотен для людей практически недоступны. А вот «женщин Мухи» встречают посетителей не только в выставочных залах. Они и на посуде, и на шёлковых платках, и в ювелирных украшениях. В интерьерах висят репродукции его работ. На тему его картин разрабатываются схемы вышивок, эскизы деталей интерьеров, плафоны. В фильмах часто мелькают элементы его работ, но это — для тех, кто понимает. Почему он так популярен, что так цепляет? В чем суть его волшебного воздействия на нас?
Вообще, стиль ар-нуво был заимствован из японского искусства. Он включает использование отдельных элементов, японской живописи — изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения, ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени.
И вот приметой стиля ар-нуво стал орнамент. А приметой стиля Альфонса Мухи стала стилизованная фигура грациозной женщины, свободно вписанная в сложную раму из цветов, листьев, символов и арабесок. И постепенно «стиль Мухи» стал синонимом движения ар-нуво в целом.
Как сложилась карьера художника? Сложно представить, что если бы не случай, мы никогда бы не узнали о нем. И не получил бы развития этот красивый мир орнамента и свободных линий.
Чешский художник родился в 1860 году в городе Иванчице. Мальчик с детства хорошо рисовал и пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но безуспешно. После гимназии он работал писарем, затем нашел работу помощника декоратора в венском театре, там же он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням. После того, как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян. Там он познакомился с графом Куэн-Беласси — человеком, сыгравшем в его жизни очень важную роль. Муха занимался декорированием графского замка, и аристократ был очарован его работами. Граф помог художнику материально и в 1888 году Муха переехал в Париж и там продолжил образование. Но вскоре он остался без средств к существованию, перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась блистательная Сара Бернар. Достиг бы художник успеха без нее, кто знает…
Однажды перед Рождеством молодому, бедствующему и неизвестному Мухе предложили «горящий» заказ — афишу спектакля «Жисмонда», главную роль в котором играла Сара Бернар. Художник изобразил приму на необычном по форме плакате — длинном и узком. Это подчеркнуло ее царственную осанку. Распущенные волосы актрисы Муха украсил шикарным венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность, создав общее настроение нежности и неги. Ничего подобного до Мухи никто не делал.
Когда афиша была выполнена и развешена, она произвела фурор. Художник проснулся знаменитым. Тогда плакаты были очень модными. Коллекционеры перекупали плакаты у расклейщиков, а те срезали их по ночам со специальных тумб. Саре Бернар афиша тоже очень понравилась. Она привязала к себе художника эксклюзивным контрактом. Теперь Муха может рисовать театральные афиши только для нее, он обязуется также работать в ее театре «Renaissance» над декорациями и оформлением ее пьес.
В театре Бернар Альфонс Муха работал шесть лет. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио»
— все эти плакатные афиши, изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Их продают и перепродают как картины. Художник перестал нуждаться и стал знаменитым.
В год их знакомства Саре было пятьдесят, а Мухе — тридцать четыре. Несмотря на пересуды современников в высшем свете, художник и актриса сохраняли дружеские и деловые отношения. Скорее это было покровительство старшей знаменитой сестры к талантливому младшему брату.
Следующие серии работ принесли мировую славу художнику. Литографии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» переиздавались в виде почтовых открыток, игральных карт и расходились мгновенно.
Эти панно имеют вытянутую форму — они узкие и высокие; их печатают как в дешевых вариантах, так и в дорогих, использующих последнее слово полиграфической техники. Они задуманы как настенные украшения, как массовое искусство для каждого, которое «будет прекрасно смотреться и в прихожей, и на лестничной клетке», так писали о его работах критики. Искусство впервые поступает в серийное производство.
Муха много работал с моделями, которых приглашал в свою студию, рисовал и фотографировал их в роскошных драпировках или обнажёнными. Фотографии моделей он снабжал комментариями — «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль»… а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Нередко во время рисования Муха закрывал лица моделей платком, чтобы их несовершенство не разрушало идеальный придуманный им образ.
Параллельно он занимался созданием этикеток различных товаров и книжными иллюстрациями. Серия, созданная им для «Moët & Chandon», до сих пор копируется на всевозможных предметах — от ювелирных изделий до зажигалок. Он создает рекламные изображения для шоколада, сигарет, духов.
Работа в рекламе стала стратегическим маркетинговым ходом, превратившим его имя в бренд, гремевший по всей Франции, а впоследствии позволившим оставаться популярным занимаясь «подлинным» искусством.
Поздний Муха после переездов из Франции в США и из США в Чехию значительно меняет свою деятельность. Работает над циклом «Славянская эпопея»из 20 полотен, там уже нет и следа ар-нуво. На многих фотографиях и автопортретах художник одет в традиционную славянскую рубаху, он гордится своим происхождением.
В 1918 году Чехословакия провозглашает независимость. Художник разрабатывает эскизы первых банкнот, марок, вариант государственного герба. Он снова знаменит, и приносит пользу своей стране.
В тридцатые интерес к модерну стремительно уменьшается. Слава художника угасает.
Во времена захвата Чехословакии Муху несколько раз арестовывали и допрашивали, его патриотизм не устраивал гестапо. Испытания подкосили художника, он простудился, заболел пневмонией и умер 1939 году.
А сейчас даже кто не помнит имя художника, конечно, узнают его произведения, потому что они волшебно-красивые и понятные и по-прежнему популярны у дизайнеров всех направлений.
Муха выразил весь стиль модерн в легко запоминающихся формах...
Оценили 8 человек
10 кармы