Восставшие гуситы, поверженные рыцари Тевтонского ордена, умиротворение славянской литургии и отверженная борьба с турецкими захватчиками… Эти картины кажутся вровень самому Колоссу! Цикл художника «Славянская эпопея» называют кульминацией развития живописного чешского искусства, а имя творца модерна давно стало культовым.
«Славянская эпопея»: 20 легендарных полотен Альфонса Мухи
1. Славяне на исконной Родине (1912)
2. Праздник Свентовита на острове Руга (1912)
3. Введение славянской литургии (1912)
4. Болгарский царь Симеон (1923)
5. Король Пржемысл Отакар Второй (1924)
6. Коронование царя Стефана Душана (1923)
7. Ян Милич из Кромержиржа (1916)
8. Проповедь магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле (1916)
9. Встреча в Кржижках (1916)
10. После Грюнвальдской битвы (1924)
11. После битвы на Витковой горе ( 1923)
12. Пётр Хельчицкий (1918)
13. Гуситский король Иржи Подебрадский (1923)
14. Николай Зринский защищает Сигет от турок (1914)
15. Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах (1914)
16. Ян Амос Коменский (1918)
17. Гора Афон (1926)
18. Присяга чешского общества Омладина под славянской липой (1926)
19. Отмена крепостного права на Руси 1914)
20. Апофеоз истории Славянства (1926)
Батальные сцены, исторические и религиозные эпизоды из общего прошлого чехов, русских и болгар: над этим грандиозным циклом Муха работал около 20 лет и впервые обнародовал его в 1928 году во время празднования 10 годовщины независимости Чехословакии.
Лебединая песня чешского модерниста
О декоративных работах Альфонса Мухи (Mucha Alphonse Maria) в Париже заговорили в конце XIX — начале XX века. Здесь его на французский манер называли нежным «Мюша». Творением всей его жизни стала серия из двадцати масштабных полотен, написанных маслом и яичной темперой — симбиоз мифологии и чешской истории. Чтобы поставить точку в живописном проекте всей своей жизни, Муха вынужден был отправиться в Америку и зарабатывать на жизнь изготовлением афиш и плакатов, рекламы алкоголя, бисквитов и папиросной бумаги. Там он заручился поддержкой промышленника Чарльза Крейна. Меценат, в свою очередь, принял благородное решение вернуть все 20 полотен на родину Мухи.
Первые грандиозные картины «Славяне на исконной Родине», «Праздник Свантовита» и «Введение славянской литургии в Моравии» стали достоянием Праги в декабре 1912 г. Герои фантазийного мира в сочетании с реальными историческими событиями сменили привычную и характерную для почерка художнка орнаментальность. Рядом с этими полотнами легко почувствовать себя Гулливером в стране великанов! Внушительный размер картин 8×6 метров потом пришлось заменить на более скромный: фабрика, производящая гигантские холсты по спецзаказу, пострадала во время бомбардировки.
Война музеев
За право обладать «Славянской эпопеей» Праге пришлось «повоевать» с правительством города Моравский Крумлов. Загвоздка была в том, что родственники якобы нашли письмо автора, в котором он отказывался презентовать цикл столице. К тому же, Муха хотел, чтобы для «Славянской эпопеи» воздвигли отдельное здание, однако требование выполнено не было. В связи с этим власти Моравского Крумлова в свое время опечатали помещение, в котором находились уже подготовленные для отправки работы. Несмотря на все перипетии, в мае 2012-го цикл все же был возвращен златой Праге.
Историк перед холстом
Для создания «Эпопеи» Муха много путешествовал. Российские впечатления уместились в полотне «Отмена крепостного права на Руси».
Мухе довелось услышать обвинения и в «неадекватном» изображении, преимущественно, страниц чешской истории, и в «панславянизме». Он же в действительности хотел отыскать идею объединения славян, что наиболее ярко отобразилось в полотне «После Грюндвальдской битвы» (1924), рассказывающем о победе объединенных славян над тевтонцами.
Один из самых знаменитых представителей стиля Арт-нуво, иллюстратор и дизайнер Альфонс Муха родился в 1860 г. в моравской Иванчице.
Серьезно взялся за кисть лишь в 25 лет, поступив сразу на третий курс Мюнхенской Академии искусств. Переехав в Париж, создавал театральные декорации для самой Сары Бернар.
Наиболее узнаваемые образы художника — женственные лики с цветочными нимбами.
В создании легендарной «Славянской эпопеи» художника-левшу поддерживал сам Огюст Роден.
Последние годы жизни Мухи были омрачены притеснениями со стороны немецких оккупантов, которым были не по душе высказанные красками идеи.
Жизнь художника в 1939 году оборвала тяжелая пневмония.
Плакат к первой выставке «Славянская эпопея» 1828 года хранится в музее Альфонса Мухи в Праге. Интересно, что для него художнику позировала дочь — Ярослава
Оценили 4 человека
8 кармы