Уникальные видеокадры участия натовского спецназа в СВО в телеграмм

АЛЬФОНС МУХА. "... человек, чтобы поднять себя из мрака к божественному свету и дойти до его высот, обречен на долгую и мучительную борьбу."

0 74

Альфонс Муха (1860 — 1939) – чешский художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер, плакатист, один из основоположников стиля Ар-Нуво в живописи.

Альфонс Муха родился в городке Иванчице в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника, мораванина Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Семья Мухи жила в здании, в котором находилась местная тюрьма. Трое из братьев и сестер художника умерли от туберкулеза. Мать, глубоко верующая женщина, водила Альфонса по святым местам. В возрасте одиннадцати лет он был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Мистическая атмосфера, звуки божественной музыки, символизм действа, богатое убранство собора производили сильное впечатление. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна д’Арк»).

Моравия, как и вся Чехия, находилась под управлением Габсбургов в течение сотен лет. Политические и религиозные власти Германии подавляли чешскую культуру и истребляли язык. В 1860-х годах Чешское Национальное возрождение, патриотические и националистические силы восстановили культуру Чехии г добились автономии внутри политической структуры Австро-Венгерской империи. В Иванчице население восставало с особой страстью, борьба шла за школы на чешском языке, создание городского совета и за моравские народные традиции, включая экзотический фольклор, яркие народные костюмы и беленые дома, украшенные цветочным и растительным орнаментом.

По окончании гимназии Альфонс пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. В 1879 году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве театрального художника. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, приведшего к гибели около 500 человек и уничтожившего мастерскую, декораторская фирма разорилась. Альфонс был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль. Там Альфонс Муха расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.

Мадонна в лилиях. 1905

После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 году переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Однако, в том же 1887 году граф Куэн-Беласси покончил с собой. 

Муха остался без средств к существованию. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Его мастерская находится над рестораном мадам Шарлотты, в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом. Здесь же, у Шарлотты, Муха познакомился с художниками Выспяньским, Веркаде, Мехоффером, Подковиньским и Слевиньским.

Иногда случались серьёзные заказы. Так, в 1892 году Муха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историка Шарля Сеньобоса. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением — «Славянской эпопеей».

Поворот в судьбе Мухи наступил в 1894 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. 

За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.

Пророчица. 1896

В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров — от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д.). От заказов не было отбоя. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas». 

Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах… Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). 

Одно из известнейших парижских графических издательств заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Центром композиции зачастую является молодая славянка в свободном одеянии, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. 

Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. Нарочито длинные женские волосы, словно разбросанные ветром по полотну извивающиеся пряди и локоны, образуют с другими деталями орнамента причудливые узоры, свойственные стилю художника. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.

Под влиянием той духовной среды, которая окружала художника на протяжении его жизни, он верил, что человек, чтобы поднять себя из мрака к божественному свету и дойти до его высот, обречен на долгую и мучительную борьбу. 

Он считал также, что путь к небесному идеалу озарен божественным присутствием «великой души мира», которая воздействует на мысли, соединяя небо с землей, видимое с невидимым, вечное со смертным. Ее посредничество озаряет человека и ведет к искусству. Для художника, принявшего эту веру, цель искусства состоит не в том, чтобы просто изобразить лицо или милую сценку, а в том, чтобы внушать моральный императив, ясно запечатлевая в нашем мозгу точные и высокие символы.

Портрет Ярославы и Джири — детей художника. 1919

С этой точки зрения женщина Мухи в антропоморфной форме воплощает великую душу мира и ведет к скрытому и неосознанному пониманию, что Космос доброжелателен, жизнь прекрасна и что счастье доступно, если знать, как удержать его. 

В 1895 году Муха входит в круг символистов «Салон ста», группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии, и Стриндберг. Начиная с 1897 года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер. В 1900 году Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».

В 1906 году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее — известный журналист, писатель, сценарист, умер в 1991 г.). Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910 года и считался крупнейшим художником современности. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке… 

Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерциализмом, и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян.

Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен, изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». 

В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.После образования в 1918 году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты.

В 1928 году Муха заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит её городу Праге. Вследствие того, что в тогдашней Праге не нашлось галереи, которая могла бы разместить её всю целиком, она временно экспонировалась в Дворце ярмарок, а после войны была помещена в замке в городке Моравский Крумлов.

К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 1930-х годов (период расцвета функционализма) его творчество считалось устаревшим и чрезмерно националистическим.

Общеславянский патриотизм художника был настолько известен, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов III Рейха — несмотря даже на весьма значительный вклад Альфонса Мухи в немецкую культуру. 

После захвата Праги в марте 1939 года гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939 года. Альфонс Муха был похоронен на Вышеградском кладбище.

Во время нацистской оккупации его произведения были запрещены. Полотна из «Славянской эпопеи» были обнаружены лишь спустя двадцать лет после освобождения Чехии от фашизма, и нуждались в реставрации.

Через шестьдесят лет после смерти Мухи на родине художника создан музей, посвященный исключительно его работам. Альфонс Муха, безусловно, один из самых знаменитых и еще во многом непонятых чешских художников. С последнего десятилетия двадцатого века выставки живописца проходят по всему миру.

Автопортрет-1897

Автопортрет-1899

Аллегория весны

Век любви. 1938

Век мудрости. 1938

Весенняя ночь. 1910

Геральдическое рыцарство

Девушка с распущенными волосами и тюльпанами. 1920

Дух весны. 1908

Женщина в красном плаще. 1902

Женщина с горящей свечой. 1933

Зимняя ночь. 1920

Отче наш (1). 1899

Отче наш (2). 1899

Отче наш (3). 1899

Отче наш (4). 1899

Отче наш (5). 1899

Отче наш (6). 1899

Пасха. Пробуждение природы. 1896

Портрет А. Тачева. 1926

Портрет Джири. 1925

Портрет жены художника Марушки. 1917

Портрет Милады Герни. 1916

Портрет миссис Мухи с омелой. 1903

Портрет юной девушки в моравском костюме. 1908

Портрет Ярославы, дочери художника. 1925

Портрет Ярославы. 1930

Рождество в Америке. 1919

Судьба. 1920

Франция обнимает Богемию. 1918

Художница. 1920

Чародейка

ГРАФИКА И ПЛАКАТЫ

ЗНАКИ ЗОДИАКА


trailart



Стало хуже, чем в 90-е: После очередного провала Голиковой, не выдержал даже Путин. Ждем громкую отставку?
  • Beria
  • Вчера 11:17
  • В топе

О результатах трудовой деятельности Татьяны Голиковой сказано уже пересказано. Столько сколько «полезного» сделала она для нашей страны, не сделал пожалуй никто. Достаточно вспом...

Израиль сам не понял, как сильно он подставил Запад
  • pretty
  • Вчера 07:21
  • В топе

ПРОСТО  О  ГЛАВНОМЧем дальше, тем сильнее убеждаешься, что людей, способных мыслить стратегически, остается все меньше и меньше, и им на смену приходят те, кто не может ничего видеть дальше ...

Почему в США пользуются гвоздями, а не саморезами: что они знают, чего не знаем мы?
  • sam88
  • Вчера 06:17
  • В топе

Помните старый престарый анекдот:Муж бегает, носится по дому из угла в угол:- Да где же они?- Не пойму, куда они делись?Жена спрашивает:- Что ищешь?- Саморезы куда-то делись, найти не ...