Лавров троллит секретаря ООН, сравнивая его с завхозом — видео в Телеграм Конта

Резное искусство в русской церковной традиции. Часть 1

0 230

Наташа Kaprizi

Гость публикации — Светлана Капанадзе, мастер резной иконы.

— Светлана, расскажите, пожалуйста, про икону на рези, про ее историю.

— Традиция изготовления резных икон пришла на Русь в XI веке вместе с православием из Византии, где подобные изображения датируются еще первыми веками христианства. На новом месте традиция не только прижилась, но и получила развитие. Для этого были все условия: обилие высококачественной древесины, большое количество мастеров, умеющих обращаться с этим капризным материалом, быстро растущая паства. Способствовала распространению церковной резьбы также дороговизна и редкость настоящих писаных икон, малое количество местных иконописцев.

Все это делало резную икону все более популярной. Появились именные образа, кресты, складни, нательные образки, мощевики. Рельефные иконы расписывали красками и покрывали сусальным и творёным золотом, серебром, тонировали природными пигментами, обжигали, украшали тиснением, драгоценными камнями и прекрасными поделочными минералами, речным жемчугом, янтарем, металлическими вставками с чеканкой, дорогими и богато украшенными тканями. В качестве образцов широко использовали иллюстрации из отечественных и зарубежных Библий и других священных текстов, прориси икон, подлинные писаные образа. К XVI — XVII векам относится период наивысшего расцвета русской «иконы на рези».

Начало 1880-х г.г.

Иоанн Богослов 17-18 в.в., Томск

Из Никольской церкви во Ржищах, Музей Ростовского Кремля

Господь Саваоф, пророки, праздники. Русский Север, конец 17 века

Ветхозаветная Троица, 16 век

Великий Новгород, перв. пол. 16 века. Чудов монастырь

Знамение Пресвятой Богородицы и Троица,16 век, ГИМ

Архангельский музей, 16 век

Вологда, 16 век

.
.
.
.
.
.
.
.

Архангельск, 17 век

Успение Богородицы, 18 век, ГИМ

Св. Георгий с житием из Балаклавского монастыря. 11-12 вв. Византия. Национальный художественный музей Украины

Распятие 10 век. Афонский монастырь Дионисиат

— С 11 века и благополучно до наших дней?

— Были в истории резной иконы и черные дни, когда в ней видели то пережитки языческого прошлого, то влияние «латинянства». Не щадили её ни войны, ни городские пожары, ни восстания.

Но самый страшный удар по этому виду искусства был нанесен никонианской церковной реформой 1650-1660 годов. Согласно новым правилам, введенным патриархом Никоном, категорически запрещалось изготавливать и держать в домах и церквях объемные иконы и скульптуры (исключение делалось только для крестов и панагий). Именно в это время была уничтожена большая часть русской православной «рези на дереве»: её рубили топорами, жгли в синодальных кострах. Лишь немногое удалось спасти в старообрядческих семьях и тайных молельных домах раскольников.

Кое-что уцелело на далеком от столичных новшеств, независимом в своих суждениях, Русском Севере и в чтящей древние заветы Сибири. Здесь на значительном расстоянии от общественных и политических катаклизмов в условиях патриархального жизненного уклада и непрерывности художественных устоев бережно и ревностно хранились традиции русского христианского резного искусства. На архангельской, поморской, соловецкой, пермской, каргопольской, уральской земле продолжали работать мастерские резьбы по дереву, обучались новые резчики. Доморощенные и пришлые мастера подолгу жили в местных монастырях, выполняя их заказы на резные киоты, иконостасы, иконы. Нередко они принимали постриг и оставались в обители, трудясь на благо братии и обучая послушников, монахов и местных мальчишек художественной обработке дерева.

Также войны и революции начала XX века вновь сделали церковную резьбу недоступной роскошью. Что уж говорить о последующих десятилетиях правления воинствующих безбожников! Рельефная икона в это непростое для всей русской православной церкви время почти исчезла.

Однако, не смотря ни на что хрупкое, такое уязвимое для огня и воды, беззащитное перед человеческим невежеством и предрассудками, искусство выжило и сейчас переживает новый расцвет.

Продолжение беседы с мастером в следующей части.

Наталия Смирнова, член Творческого Союза Художников России, дизайнер


Разные победы. Разные подходы

Некоторые наши коллеги полагают, что господство частной собственности предполагает сугубо индивидуалистический подход в выстраивании производственных, личных и политических отношений, э...

Путь бандеровской "Волыны"

Сергей Волынский, с погоняловом «Волына», может стать картиной украинского командира. Уважения от подчиненных нет, есть ненависть за поборы, есть брезгливость за употребление и торговлю...