Резное искусство в русской церковной традиции. Часть 4

0 142

Наташа Kaprizi

Гость публикации — Светлана Капанадзе, мастер резной иконы.

— Светлана, как происходит выбор дерева для иконы, для креста?

— У меня два основных материала: иконы - липа, кресты — кипарис.

.С липы обычно начинается обучение резьбе. Равномерная по плотности, мягкая и не слишком дорогая липа – то, что надо для старта. Она легко поддастся начинающему древорезу — хоть женщине, хоть ребенку.

Но и опытные резчики относятся к этому дереву с большим уважением. Поверхность липы хорошо режется и органично принимает любую отделку, что позволяет изготавливать работы разнообразные, не похожие одна на другую.
Особенно ценят липу мастера, которые делают резные иконы вручную. Ее древесина — матовая, светлая, с почти невидимыми, равномерно расположенными, одинаковой плотности волокнами и небольшим количеством сучков — благодатнейший материал для иконореза. Цвет хорошей липовой доски можно назвать телесным, что позволяет не закрашивать глухо поверхность, а оставлять ее в натуральном виде. Стоит лишь немного подчернуть ее достоинства деликатным тоном и ненавязчивым покрытием (масло, воска), и можно любоваться ее естественной красотой. Мне порой кажется, что природа специально создала этот материал для нежных, как бы светящихся изнутри, богородичных и ангельских ликов.
На латыни липу называли Lignum sacrum - «святое дерево» и часто использовали в Европе во времена поздней готики для изготовления скульптур, орнаментов, декоративных элементов в храмах.
Это дерево издавна считалось священным и у славян, а с приходом на их земли христианства, оказалось, что нет лучше материала для иконных досок, и для резных украшений внутри церквей.
Но простота и мягкость липы обманчива. В неопытных и небрежных руках она легко может стать белесой, невыразительной — никакой. Не потерпит она и плохо заточенного ножа – будет рваться, расщепляться на срезе, а под неподходящим абразивом станет шершавой и комковатой.
Но если к этому материалу прислушиваться, то он отплатит добром.

— Светлана, часто рядом с иконами случаются чудеса. Есть ли место чуду в вашей жизни?

— В моей жизни много чудесных историй, связанных с иконами и крестами. Расскажу одну из них.
Вырезала нательный образок-иконку со святой Матронушкой. Работа рядовая, обычная, кроме того, уж не помню какой по счету, повтор. Все шло как всегда, но когда начала тонировать выявился необыкновенный эффект - низ образка, где древесина оказалась более свилеватая, неожиданно стал совсем темным, а ближе к середине тонирование совершенно не бралось и появилось как бы золотистое свечение вокруг головы Матронушки. С нанесением воска и масла это явление только усилилось. Пришлось сходить в Покровский монастырь и просить на секундочку приложить образок к мощам блаженной старицы, чтобы поблагодарить — сама бы я такого точно не придумала.

— Благодарю Вас за интереснейшую беседу, Светлана. Удачи вам и счастья!

Наталия Смирнова, член Творческого Союза Художников России, дизайнер




А ситуация с просьбой Абхазии к грузинам поставить им электричество еще смешнее, чем кажется

Абхазская сторона на днях обратилась к Грузии с просьбой поставить им электроэнергию. А они все вернут, но летом.Учитывая напряженные отношения между грузинами и абхазами ситуация выгля...

«Россия выплачивает Абхазии компенсацию и закрываем вопрос»: в республике нашли выход из кризиса

В Абхазии нашли решение кризиса с Россией. Надо просто, чтобы наша страна выплатила местным жителям компенсацию за свою имперскую геополитику в регионе, тогда, нас так и быть, простят.Н...

В Киеве – истерика и жёсткие проверки

После ракетных ударов по зданию СБУ погибли высокопоставленные чиныПодполье сообщает о последствиях ракетных ударов по Киеву, в результате которых наши силы разнесли пункт управления СБ...