Варичев Иван Михайлович (1924-2016). «Пейзаж – моя жизнь, моя любовь...»

0 112

Иван Михайлович Варичев — замечательный советский и российский живописец, мастер пейзажа, народный художник России, один из лучших представителей Ленинградской школы живописи.
Его педагогами в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина были Иван Степашкин и Виталий Вальцев, а институт он закончил по мастерской самого Юрия Михайловича Непринцева.

«Пейзаж – моя жизнь, моя любовь»,
– говорил сам художник о своём творчестве.
Они, его пейзажи, написанные в Старой Ладоге, Тверском крае, на Вологодчине, незамысловаты по мотивам и всегда искренни.
А работы, овеянные поэзией, – негромкая задушевная песня художника Варичева о родной земле…
«У стога», 1960 год, картон, масло, 40 х 50 см. частное собрание

Иван Михайлович Варичев родился 15 января 1924 года в деревне Нижняя Лощиха Мещовского уезда Калужской губернии в простой крестьянской семье.
Как отмечал впоследствии сам художник, с раннего детства стали привычными для него и размеренный деревенский быт с неспешным течением времени и нелёгкий крестьянский труд на родной земле-кормилице.

«За водой». 1964 год, картон, масло, 30х40 см, частное собрание

Пролетят годы и все эти бесценные детские впечатления и увиденные детскими глазами картинки из повседневной жизни, прочувствованные и переосмысленные уже взрослым человеком, станут тем бесценным жизненным багажом и достоянием, на которое будет опираться в своём творчестве художник-пейзажист Иван Михайлович Варичев.

«Старая Ладога», 1957 год, Картон, масло, 40 х 58 см, частное собрание.

Когда Ивану исполнится семь лет, семья Варичевых в полном составе переедет на постоянное местожительство в Ленинград, где для деревенского паренька наступит новая жизнь, и где он пойдёт в школу. В это же время у него проявится и интерес к рисованию, который приведёт его в на первых порах в художественный кружок Дома пионеров, а позднее и в Художественное училище.

«У колодца», 1975 год, Фанера, темпера, 49 х 64.5см, частное собрание.

Уже в Училище педагоги обратят внимание на природное дарование юного художника, а его первые детские работы, посвящённые природе родной Лощихи, написанные под впечатлениями деревенского детства заставят обратить на него самое пристальное внимание со стороны педагогов. Эту любовь к природе, родной, деревенской, исконно русской, к этой земле с её лугами, рощами и неказистой речушкой, пронесёт он в дальнейшем через всю свою творческую жизнь.

«Ахматова гора», 1962 год, Картон, масло, 50 х 80 см, частное собрание.

В 1942 году Иван Варичев уйдёт на фронт защищать то, что ему было так дорого с раннего детства. Он будет сражаться рядовым пулемётчиком на Ленинградском фронте среди тех, кто освободит Ленинград от удушающей блокады, будет неоднократно ранен в боях с захватчиками, будет освобождать от них Прибалтику, и заканчивать войну на Японском фронте.

«На Волхове», 2002 год, холст, масло, 90 х 69 см, частное собрание

В 1947 году солдат-освободитель Иван Варичев вернётся в Ленинградское художественно — педагогическое училище, которое окончит в 1951 году с дипломом учителя рисования, и в этом же году поступит в Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, где его педагогами станут Иван Степашкин(1882-1960) и Виталий Вальцев(1917-1989), а институт он закончит по мастерской самого Юрия Михайловича Непринцева(1909-1996) — советского живописца, графика, педагога, профессора…

«Ранний снег», 1979 год, холст, масло, 80 х 70 см, частное собрание

В 1957 году Иван Варичев успешно заканчивает институт с присвоением квалификации художника-живописца. С этого же года начинается его активное участие в различных художественных выставках, где он экспонирует свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1960 году Варичев был принят в члены Ленинградского Союза художников.

«У крыльца. Этюд», 1962 год, картон, масло, частное собрание.

Жанр, которому отдавал предпочтение Иван Варичев на протяжении всего своего творчества был пейзаж. В его пейзажах всегда главным действующим лицом предстаёт перед нами Россия — «избяная»,тихая, словно вслушивающаяся в себя, всматривающаяся в свои поля, перелески, дали речные — Россия, осененная русскими березами, древними храмами и крестьянскими избами.

«Солнечный день», 1962 год, картон, масло, 36 х 62 см, частное собрание

С начала 1960-х годов Иван Варичев подолгу работает на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге. Берега древнего Волхова, природы и жизнь Приладожья становятся ведущей темой в творчестве художника.

«У сарая. Старая Ладога», 1960-е годы, картон, масло, 52 х 73 см, частное собрание

В период 1963-64 годов Иван Варичев трудится в творческой мастерской профессора Андрея Андреевича .Мыльникова — крупнейшего советский живописца, народного художника СССР, профессора. Работы Варичева в эти годы неизменно появляются на Ленинградских и Всесоюзных выставках, они всегда узнаваемы по светлому лирическому настрою, по живописи — темпераментной, гармоничной в цвете.

«Уборка сена», 1960 год, картон, масло, 42 х 55 см, частное собрание

Пейзажи эти, написанные в старой Ладоге, В Тверском крае, На Вологодчине, почти всегда незамысловатые по мотивам, очень искренние, овеянные поэзией — негромкая, сердечная исповедь художника Варичева о родной земле.

«Весенний день», 2000 год, холст, масло, 80 x 85 см, Государственный Русский музей.

Увлеченность красотой природы центральной России, ее северо-запада, всегда заставляла художника искать новые темы для своих работ, с тем, чтобы с любовью(а иначе тон просто не умел) переносить на холст то прекрасное, что он видел в окружающем его мире. Поиски таких мест и привели художника в 1972 году на Спировскую землю, которая поразила его своим умиротворением и невиданной тишиной,…

«Март», 2000 год, холст, масло, 80 x 85 см, частное собрание.

Здесь и купил художник вместе со своей супругой, тоже художницей, домик с мезонином в 1973 году, который как бы был предвосхищен на многих его ранних полотнах. Поселившись в Застенье, художники (так их стали называть местные жители) принялись писать окрестности.

«Берег реки», 1970-е годы, картон, масло, 50 х 70 см, частное собрание

Сельчане к их ремеслу относились с иронией, считая, что они пишут картины забавы ради, не зная, чем занять себя в деревне. Сами колхозники в те годы жили трудно. Им приходилось работать в колхозе и одновременно ухаживать за большим домашним хозяйством.

«Посёлок», 1974 год, холст, масло, 60 x 85 см, Государственный Русский музей.

И это не ускользало от внимательного взгляда художников. Они замечали все. Нелегкую работу пастухов, которые в любую погоду, от зари до зари, находятся при стаде; незаменимую рабочую силу в деревне, главных помощниц – колхозных лошадок, пасущихся неподалеку от сараев, набитых душистым сеном; прелесть окружающих мест, которую местным жителям замечать было особенно и некогда. В течение десяти лет Иван Михайлович приезжал в Застенье и всегда не только отдыхать, а и работать.

«У дома», 1973 год, холст, масло, частное собрание

Развитие живописной манеры Варичева постепенно шло от традиционного пленэрного письма в сторону импрессионистического обогащения, обобщённости формы и некоторой условности композиции. Иван Михайлович Варичев мастерски владел приёмами пленэрной живописи. Наиболее ярко живописный талант художника проявился в многочисленных натурных этюдах, тонко передающих изысканность колорита и настроение северного пейзажа.

«Стадо», 1960-е годы, картон, масло, 52 х 73 см, частное собрание

Работы, написанные художником в период 1970—1980-х годов, выдвинули Ивана Михайловича Варичева в число ведущих ленинградских пейзажистов. В 1983 году Иван Варичев был удостоен почётного звания заслуженного художника РСФСР, в 2005 году — звания народный художник Российской Федерации. Варичев был избран действительным членом Петровской Академии наук и искусств.

«Зимний вечер», 1977 год, картон, масло, 52 х 73 см, частное собрание

Иван Михайлович Варичев скончался 7 июня 2016 года в Петербурге на 93 году жизни. 

Произведения Ивана Михайловича Варичева находятся в Государственном Русском музее,
Государственной Третьяковской галерее,
в многочисленных музеях и частных собраниях в
России,
Японии,
КНР,
Великобритании,
Франции
и других странах.

«Весна», 2013 год, картон, масло, 50 х 72 см, частное собрание
В пейзажах Варичева живет Россия - "избяная", тихая, словно вслушивающаяся в себя, всматривающаяся в свои поля, перелески, дали речные - Россия, осененная русскими березами, древними храмами. Пейзажи эти, незамысловатые по мотивам, искренние, овеянные поэзией - негромкая, задушевная песня художника Варичева о родной земле...

stydiai

«Пусть теперь они думают». Почему Запад медлит с разрешением бить ракетами вглубь России

Политолог Ищенко объяснил, почему Запад медлит с решением об ударах по РоссииПолитолог, историк и публицист Ростислав Ищенко в беседе с изданием «Военное дело» ответил на ряд вопросов, ...

Ростислав Ищенко: Украина требует ставить памятники Шевченко в Африке, а Россия готовит прорыв к Днепру

Если бы Украина была умнее, у нее было бы меньше проблем. Зато было бы больше проблем у России. Даже если бы Украина не была нашим врагом, она была бы нашим конкурентомА иногда доброжел...