Франц Марк (08.02.1880— 04.03.1916) был известным немецким художником-экспрессионистом начала XX века, одним из основателей художественной группы «Синий всадник». Творчество Франца Марка всю жизнь было предано животным, которых он считал высшими существами. Его картины удивляют необычными анималистическими образами, которые мастер использовал для глубоких философских посланий.
Франц Марк противопоставлял природу и мир животных безумствам человеческой жизни. Произведениям художника свойственна сочная палитра, резкие цветовые переходы, напряженные формы.
Биография Франца Марка
Франц Марк родился в Мюнхене 8 февраля 1880 г. в семье юриста. Его отец увлекался написанием пейзажей. Тихий, задумчивый мальчик планировал посвятить жизнь религиозной деятельности. В 1899 г. он без раздумий поступил на философский факультет в Мюнхенском университете.
Однако после прохождения срочной армейской службы планы юноши неожиданно изменились: он твердо решил оставить философию, осознал, что его призвание — живопись. Для воплощения своей мечты Франц Марк поступил в Мюнхенскую академию художеств. В учебном заведении упор делался на натурализм в искусстве, историческую живопись, что будущему мастеру было не очень-то интересно. Однако он прилежно учился, пока не побывал в Париже, где увидел шедевры Ван Гога , Эдуарда Мане, Поля Сезанна, Поля Гогена. После этих впечатлений консервативная атмосфера академии Марку стала в тягость. Он бросил учебу, снял мастерскую и стал самостоятельно работать.
У художника был редкий талант к изображению животных. Он тщательно изучал по книгам их анатомию, днями мог наблюдать за зверями в зоопарке. В произведениях Франца Марка можно безошибочно определить характерные черты и повадки конкретного зверя. Животных он считал высшими существами, олицетворяющими гармонию, более чистыми в сравнении с человеком. В их глазах художник искал ответы на вечные вопросы бытия.
Ранние работы Марка еще отличаются натуралистической чертами, естественной палитрой, хотя уже тогда художник стремился ритмически обобщать формы в духе символизма.
Постепенно Франц Марк пришел к собственной творческой манере — он начинает творить в стиле экспрессионизма. Звери на его холстах становятся красными, зелеными, желтыми, синими, а пейзаж, служащий им фоном, — очень условным.
В 1910 г. молодой живописец познакомился с экспрессионистом Августом Маке, вступил в «Новое мюнхенское объединение». Его лидером был знаменитый русский художник-абстракционист Василий Кандинский. Вскоре трое коллег создали свою художественную группу под названием «Синий всадник».
Мощная личность Василия Кандинского не подавляла Марка. Наоборот, его собственный стиль активно развивался — живописец шел от экспрессионизма к абстракции. С 1912 г. в образах животных появляются ломаные линии, стилизованные кривые, яркие и блестящие нереальные цвета.
Личная жизнь живописца складывалась непросто. У Марка была связь с замужней женщиной, которая довела его до депрессии. Затем он оказался в центре любовного треугольника — не мог выбрать между двумя художницами, обеих звали Мариями. На одной из них, красивой, независимой, он женился в 1907 году, но быстро осознал свою ошибку. Лишь в 1911-ом он смог развестись, чтобы оформить отношения с Марией Франк. Эта женщина, не слишком утонченная внешне, но зато искренняя и добрая, оказалась его настоящей судьбой. Образы обеих жен представлены в произведении «Две женщины на горе».
К 1914 году в работах Марка, которые стали почти полностью абстрактными, появилось выражение тревоги за будущее Европы и всего мира, стоящего на пороге войны. Глаза его любимых животных начинают выражать тоску, в изгибах тел появляется обреченность.
После начала военных действий художник ушел на фронт добровольцем.
4 марта 1916 года Франца Марка был убит под Верденом осколком снаряда.
Самые известные картины Франца Марка
Картины Франца Марка своеобразны и трогательны, рассматривать их можно бесконечно долго. Среди лучших работ стоит выделить следующие:
• «Синий конь» (1911). Образ лошади идет лейтмотивом в творчестве Марка. Работа обладает особым очарованием и пронзительностью. Тело благородного животного выполнено в слегка изломанных формах. За счет контраста синего и белого цветов конь кажется еще более необычным. Его органично дополняет очень красивый фон.
• «Тигр» (1912). В картине реальный образ животного значительно трансформирован: туловище складывается из геометрических фигур, а контуры обозначены ломаными линиями. Это позволяет зрителю ощутить структуру тела тигра, мускулы, спрятанные под кожей. Яркий абстрактный фон из множества пересекающихся плоскостей выглядит как продолжение линий в фигуре хищника.
• «Лисы» (1913). В работе, напоминающей витражное стекло, полностью стерты грани между животным и его окружением. Фигуры словно «нарезаны» на части и смешаны. Образы связаны с реальностью лишь за счет четко прорисованных узких мордочек зверей.
• «Башня синих лошадей» (1913). Сама картина в 1945 году исчезла, но память о ней жива. В работе Франц Марк использовал свой любимый синий цвет как символ духовности, аскетизма. А устремленная в небо «башня» из его любимых лошадей только усиливает этот смысл.
• «Судьбы животных» (1913). Картина-реквием для художника стала предсказанием грядущей войны. Животные, охваченные ужасом, погибают, на них падают деревья, сыпется кровавый град, земля уходит из-под ног. Природная гармония разрушается, и это неотвратимо. Франц Марк.
Немецкие экспрессионисты — выразительное, очень эмоциональное явление в мировой культуре, и Франц Марк был одним из его ярких представителей. Художник прожил короткую, но интересную жизнь. А большинству творческих планов так и не суждено было воплотиться: многие животные остались не нарисованы.
Оценили 5 человек
11 кармы