• РЕГИСТРАЦИЯ

Русский импрессионист: искрящийся и яркий Константин Коровин

2 306
Константин Коровин, Зимние сумерки, 1916
О феномене русского импрессионизма искусствоведы спорят до сих пор: французское течение не получило большого распространения в нашей стране, но повлияло на отдельных художников. Особенно – на Константина Коровина, работы которого поражали современников взрывом цвета и непосредственностью мазка. 
Как художник за яркими картинами скрывал семейную драму...

Душа компании, балагур и любитель охоты

Константин Коровин, 1893

Федор Шаляпин вспоминал, как, увидя Константина Коровина в первый раз, был поражен его прекрасным лицом и решил, будто художник – француз: 
«За столом, между русскими актерами, певцами и музыкантами, сидел замечательный красавец француз, привлекший мое внимание. Брюнет с выразительными, острыми глазами под хорошо начерченными бровями, с небрежной прической и с удивительно эффектной шелково-волнистой бородкой в стиле Генриха IV».

Действительно, в любой компании Коровин не мог не привлекать к себе внимания – экстраверт, балагур, шутник, его иначе как «Костенькой» или «Костей» знакомые не называли, несмотря на колоритный внешний вид.

Нарочито растрепанные волосы, щегольско-небрежная манера одеваться, которую, как говорили, он подсмотрел у модного на тот момент оперного тенора Анджело Мазини, а еще – непременно перстни и кольца, которые так красиво переливаются, когда он шевелит рукой!

Валентин Серов, Портрет Константина Коровина, 1891

При этом Коровин прост в общении, с ним легко – он родился в семье обнищавшего купца и свое детство провел в деревне, где страстно полюбил рыбалку и охоту.

Вместе с лучшим другом – молчаливым, сдержанным и сосредоточенным Валентином Серовым – они составляли колоритный контраст характеров, но были так дружны, что Савва Мамонтов в шутку прозвал их пару «Серовин». Встречались они часто – и в Абрамцево, и в гостях, и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. На портрете Серова художник вальяжно расположился на диване, при этом в мастерской было так холодно, что Коровин уверял, будто у него во время позирования спина примерзала к стене.

Константин Коровин, Портрет Татьяны Любатович, 1880

Дочь Серова в воспоминаниях отмечала, что Коровин не боялся ради веселого разговора нести чепуху, и был превосходным рассказчиком-импровизатором. Правда и вымысел переплетались в его шутках, а иногда и вовсе доходило до несуразного, но подано это было так смешно и увлекательно, что не смущало слушателей. Однажды во время споров о русско-японской войне Коровин серьезно заявлял, будто победят японцы, поскольку у них кишки на четырнадцать аршин длиннее, чем у русских.

Живопись Коровина такая же искрящаяся, как он сам – сочная, яркая, звонкая. Цвет в его работах словно вибрирует, будь то портрет, пейзаж, жанровая сцена или натюрморт. В одной из ранних работ артистка Татьяна Любатович в нежном розовом платье с книгой в руках сидит на подоконнике: здесь еще нет «фирменного» свободно-размашистого мазка, фигура и лицо девушки написаны четко относительно поздних работ Коровина. Однако уже очевидно первенство цвета над линией, о чем сам художник говорил в споре с преподавателем Московского училища: «Вы видите бревна, стекла в окне, деревья. А для меня это краски и только. Мне все равно что – пятна… Рисунка нет, есть только цвет в форме».

В зрелом портрете Шаляпина движения кисти куда более свободны. Руки, бумага, туфли, цветы за окном – все это показано без деталей, общими, мощными, динамичными мазками. Мазок очень плотный и жирный, нарочито неаккуратный, без нюансов и полутонов. Кажется, что буквально несколькими движениями руки была сделана эта зарисовка – живопись смелая, даже дерзкая по характеру и цвету.

Яркая и подвижная манера письма

Константин Коровин, Розы. Букет у моря, 1912
Константин Коровин, Портрет Федора Шаляпина, 1905

Одна из причин, по которой Коровин мало известен широкому кругу зрителей – отсутствие крупных знаковых, программных произведений. Его визитная карточка – не сюжет, вроде «Бурлаков на Волге» Ильи Репина, а манера письма – живая и неожиданно импрессионистская для России.

Коровин писал в разных жанрах, но все его портреты, пейзажи и натюрморты едины по стилю: они написаны свободным «эскизным» мазком, цветовыми пятнами. Коровин ездил в Париж, видел работы импрессионистов и был очарован ими. Французы делали акцент на впечатлении, эмоции, говорили, что не обязательно четко прописывать каждый элемент, потому что человеческий глаз так не видит в жизни. Можно писать более свободно и быстро и при этом все равно добиться у зрителя эмоции.

Константин Коровин, Бумажные фонари, 1898

Одна из наиболее популярных работ Коровина – «Бумажные фонари». Среди характерных импрессионистских приемов в ней можно видеть не только эскизную, «подвижную» живопись, словно мы смотрим на изображение через граненое стекло, но и необычное кадрирование, слишком вытянутый формат картины. Французы стремились передать красоту будничного момента, поэтому у импрессионистов сложно найти философские, нравоучительные или драматичные сюжеты. Также и у Коровина герои занимаются обычными делами, девушки стоят у окна или гуляют, герои естественны, они не позируют специально.

При этом у художника есть и отличия от французского течения: его мазок, особенно в зрелый период, более тяжелый, плотный, широкий, даже несколько экспрессивный. В работе «Розы. Цветы у моря» можно разглядеть фактуру краски, настолько густым слоем она положена на холст. Французы предпочитали более легкие, невесомые движения кисти. Несмотря на разницу техник, сохранена та же концепция – стремление вызвать у зрителя эмоциональный подъем, через этот взрыв цвета передать ему красоту окружающего мира, создать у него красочное «впечатление».

Константин Коровин, В лодке, 1888

Коровин симпатизировал импрессионистам, но не ставил своей целью их бездумное копирование. В некоторых картинах он добавлял чуть больше сюжета и лирики, как в случае с работой «В лодке». В это время художник гостил у Василия Поленова на подмосковной даче. Изображенная пара очень гармонично вписана в окружающую среду, а благодаря неожиданному диагональному построению композиции и кадрированию складывается ощущение, будто зритель подглядывает за героями. В отличие от похожих работ Эдуарда Мане и Клода Моне этого времени, Коровин добавил в свой вариант чуть больше интриги: похоже, что у молодых людей свидание, мужчина читает книгу вслух, а девушка внимательно слушает. Таким образом, зритель может додумать историю и развить сюжетную линию: в картинах французов это сделать сложнее.

Клод Моне, Девушки в лодке, 1887
Эдуард Мане, В лодке, 1874

Залитые солнцем работы с цветами и морской набережной Коровин нередко писал в Гурзуфе – там он построил по своему проекту дачу с экзотичным названием «Саламбо» в память об удачно оконченном оформлении одноименного балета.

В гости в Крым приезжали не только знакомые художники вроде Ильи Репина и Василия Сурикова, но и писатели – Александр Куприн и Дмитрий Мамин-Сибиряк. Конечно, был в гостях и Шаляпин – во время одного из приездов его сильно продуло на корабле, так что на следующее утро он не мог встать с кровати. Сразу же послали за доктором, который порекомендовал в течение нескольких дней принимать коньяк, и сам активно участвовал в «оздоровлении» больного.

Константин Коровин, Гурзуф, 1914

Театральный декоратор

Константин Коровин, эскиз декорации к опере «Борис Годунов», 1934

«Саламбо» – одна из многих постановок, оформлением которых занимался Коровин. Работать над ними он начал уже в 23 года в Частной опере Мамонтова, там же, среди хористок, нашел себе будущую жену Анну Фидлер.
«Кордебалет и хор поголовно были влюблены в Костю, а за кулисами только и слышно было: “Костя, Костя, Костя”. И было так, пока одна из хористок не стала его женой, так было и после того…», – вспоминал Михаил Нестеров.

Константин Коровин, эскиз декорации к опере «Фауст» (Сад Маргариты), 1910

Из Частной оперы Коровина пригласили оформлять спектакли в Большом театре: Мамонтов был недоволен уходом художника, но понимал, что Императорские театры давали больше возможностей для воплощения новых идей. Благодаря Коровину и другим художникам-оформителям того времени постепенно изменился визуальный язык театра: декорации из плоского «задника» все чаще становились самостоятельными произведениями искусства, а костюмы помогали в большей мере отразить характер и особенности героев произведений.

Коровин оформлял такие постановки, как «Русалка» Александра Даргомыжского и «Жизнь за царя» Михаила Глинки, а еще – «Садко», «Золотой петушок», «Фауст» и «Конек-Горбунок».

Константин Коровин, эскиз декорации к опере «Золотой петушок», 1909

Коровин признавался, что театр отнимает у него много времени, но при этом дает возможность заниматься «личной живописью», то есть не подчиняться времени и влияниям, а свободно искать в живописи свои достижения. Он не принижал значения оформительского труда, отмечая, что работа над декорациями – такое же «чистое искусство».

Эмиграция и жизнь в Париже

Константин Коровин, Бастилия, 1928

Не зря Нестеров считал Коровина баловнем и всеобщем любимцем: со стороны казалось, что художник живет легко и игриво. Регулярные встречи с друзьями, семья, материальный достаток, дача не только в Гурзуфе, но и дом в Охотино в Переславском районе, преподавание живописи в Московском училище, регулярные поездки в Европу… Коровин не позволял другим знать о драматичных сторонах своей жизни, только молчаливому и порядочному Серову он мог рассказать о своих проблемах, приходя в гости с черного хода.

Константин Коровин, Париж, 1933

Еще до официальной женитьбы на хористке Фидлер у них родился ребенок, который умер в младенчестве. Для 27-летнего Коровина, еще не успевшего полноценно встать на ноги, это стало страшным ударом: он решил, что смерть произошла по его вине из-за нищеты. Во многом из чувства ответственности он женился на Фидлер, а утрату постарался восполнить во втором сыне Алексее. Семейного счастья это не принесло: в молодом возрасте тот попал под трамвай, лишился части ступни, стал хромать и нуждаться в протезе, попав в финансовую зависимость от отца. Это провоцировало постоянные ссоры, Алексей, обладая тяжелым характером, не стеснялся в упреках, а иногда и в применении физической силы.

Константин Коровин, Париж. Сен-Дени, 1930-е

После революции им пришлось уехать: сперва в глушь, в деревню в Тверской губернии, а затем – вслед за другом Шаляпиным эмигрировать в Европу, остановившись в Париже. Фидлер, никогда особо не понимавшая и не разделявшая увлечений супруга, к тому моменту заболела туберкулезом, Алексей предпринял попытку самоубийства, после чего долго восстанавливался. Денег катастрофически не хватало, сам Коровин страдал от стенокардии, развившейся, по некоторым данным, после смерти Серова.

Эмиграцию он переносил тяжело – несмотря на лестные статьи к 70-летию в прессе, по рассказам знакомых, он был драматично одинок: семья не давала поддержки, а единомышленников и близких друзей не осталось.

Однако он продолжал работать по мере сил – заниматься оформлением спектаклей, изображать виды Парижа, а затем писать небольшие статьи-воспоминания.

«На одном из парижских бульваров, поставив мольберт прямо на улице, работал художник.
Привычные к таким явлениям прохожие иногда останавливались рядом, заглядывали через плечо, вполголоса комментировали, иной раз задавали вопросы.
Не отрывая взгляд от холста, художник мог переброситься словом-другим с любопытствующими.
Пара русских туристов долго смотрела, как смелые, сияющие мазки, выходящих из-под кисти живописца, оживают на холсте.
Один из них не выдержал:  "Удивительно эти французские художники владеют колоритом!“.
"И русские не хуже!“ — ответил первый русский импрессионист Константин Коровин…»

timeout

жирное многоточие

    «Мирный план» Макрона – основа стратегии Запада

    Над Эммануэлем Макроном у нас привыкли потешаться. То пожилую жену ему вспомнят, то решат, что не ту он позу при фотографировании принял, то подозрительно гостя приобнял, то слишком луч...

    Нарвались: табу на уничтожение киевской верхушки снято
    • pretty
    • Сегодня 08:20
    • Промо

    Кирилл СтрельниковВчерашнее убийство начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника ставит большую и ...

    Перевёрнутый мир в разрезе ставки ЦБ РФ

    Традиционный реверанс: Привет финансистам, американистам и маститым арабистам, ещё вчера блиставшим и продолжающим блистать военно-стратегической смекалкой, а позавчера, в свободное от ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Джек Лондон — Любовь к жизни (новелла)

      Прихрамывая, они спустились к речке, и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность — след долгих лишений. Плечи им оттягивали тяжёлые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нёс ружьё. Оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз.— Хо...
      215
      Елейная Православие
      13 декабря 00:27

      День святого апостола Андрея Первозванного 13 декабря

      Святой апостол Андрей Первозванный (Фото: pravoslavie.ru) 13 декабря (по новому стилю) Русская Православная церковь чтит память Апостола Андрея Первозванного – одного из двенадцати апостолов. Прозвали же его так, потому что именно его Спаситель позвал первым вслед за собой для несения проповеди по городам и странам.В России память святого Андрея ...
      304

      Андрей Зимний 13 декабря

      Считалось, что если в Андреев день пойдет снег, то он пролежит еще 110 дней (Фото: Imagentle, по лицензии Shutterstock.com) Дата по старому стилю: 30 ноября.В этот день отмечается память апостола Андрея Первозванного — одного из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа и брата апостола Петра. Братья родились в Вифсаиде, городе на берегу Галилейског...
      244

      Праздники России. День медведя - 13 декабря

      Хозяин леса День медведя отмечается ежегодно 13 декабря во многих регионах России. Праздник, посвященный этому животному, не случайно появился в календаре — ведь медведь издавна почитается русскими людьми и считается символом России за свою силу и мощь.Дата же выбрана с связи с тем, что 13 декабря, как принято считать, все косолапые окончательно устра...
      277

      Эффект Моулда или фонтан из цепочки

      Длинную (минимум несколько метров) цепочку укладывают в банку, поднимают банку высоко (минимум на высоту человеческого роста), и конец цепочки перебрасывают через край. Определённые типы цепочки, выползая из банки, зависают в воздухе и начинают «фонтанировать», не опираясь на край. Если цепь достаточно длинная, а банка поднята достаточн...
      307

      Девушка и косатка

      ...
      346

      Фёдор Тютчев — Не рассуждай, не хлопочи

      ***Не рассуждай, не хлопочи —Безумство ищет — глупость судит;Дневные раны сном лечи,А завтра быть чему — то будет…Живя, умей все пережить:Печаль, и радость, и тревогу —Чего желать? О чем тужить?День пережит — и слава Богу!<1850>...
      213

      Врио губернатора Курской области Александр Евсеевич Хинштейн

      *** После того, как вся страна целую неделю горячо обсуждала, почему президент Путин в июле 2006 года поцеловал мальчика Никиту в живот, он, наконец, объяснил, что ему хотелось "потискать его, как котенка". Зачем Xинштейн нянчил младенца? Съесть, поди, хотел? ...
      331
      Елейная ЖиГраСкуФо
      3 декабря 16:44

      Малевич и импрессионизм. Как всё было.

      Казимир Северинович Малевич — великий сказочник, самый искренний, последовательный и изобретательный мистификатор собственной биографии. И в истории отношений с импрессионизмом Малевич, конечно, всех на свете запутал и много чего выдумал, как другие выдумывают иногда о первой любви. На самом деле это был непродолжительный юношеский этюдно-пленэрный роман, а ...
      305
      Елейная ЖиГраСкуФо
      2 декабря 19:45

      Импрессионизм и Испания. Или что происходило в испанском искусстве после Гойи и до Пикассо

      Если не гуглить, сколько испанских художников XIX века вы назовете? А испанских импрессионистов?Даже продвинутые любители искусства вспомнят разве что Хоакина Соролья.Гораздо проще обстоит дело с эпохами до и после — там и Веласкес, и Гойя, и Эль Греко с Сурбараном, а потом Пикассо и Дали. Музей русского импрессионизма берется заполнить этот временной пробел и открыть...
      524

      Спасибо Карену Шахназарову за YouTube

      Получается, спасибо Карену Шахназарову, что вернул нам ютуб. недавно, вчера-позавчера....
      577
      Елейная Джаз
      27 ноября 14:20

      Gotan Project - Lunático (2006)

      Gotan Project - Lunático (2006) Gotan Project - Lunático (2006) 00:00 Amor Porteño05:07 Notas09:28 Diferente14:51 Celos20:22 Lunático23:21 Mi Confesión27:42 Tango Canción32:05 La Vigüela37:05 Criminal40:41 Arrabal44:38 Domingo48:52 Paris, Texas...
      204
      Елейная Джаз
      27 ноября 14:05

      Alice Francis - St. James Ballroom (2013)

      Alice Francis - St. James Ballroom (2013) On The Rivers Of Mississippi (Intro) Alice Francis - St. James Ballroom  Alice Francis - Shoot Him down! French Affair Alice Francis - Gangsterlove Sista Cakes & Applepies ...
      217
      Елейная Джаз
      26 ноября 22:38

      Gotan Project - La Revancha Del Tango (2001)

      Gotan Project - La Revancha Del Tango (2001) Gotan Project - La Revancha Del Tango (2001) 00:00 Queremos paz05:15 Época09:44 Chunga's revenge14:46 Tríptico23:12 Santa María (del Buen Ayre)29:10 Una música brutal33:22 El capitalismo foráneo39:35 Last tango in Paris45:25 La del ruso51:48 Vuelvo al sur ...
      259

      Златоуст, завтра, 26 ноября

      Дата по старому стилю: 13 ноября.В этот день церковь отмечает праздник Иоанна Златоуста — архиепископа Константинопольского, жившего в 4-5 веках и почитаемого в качестве одного из трех Вселенских святителей и учителей (наравне со святыми Василием Великим и Григорием Богословом).Иоанн родился в Антиохии в семье чиновника и получил прекрасное образование....
      334
      Елейная Православие
      25 ноября 13:50

      День памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, завтра, 26 ноября

      Перенесение мощей Иоанна Златоуста в Константинополь в храм святых Апостолов (Фото: Миниатюра Минология Василия II, 985, Ватиканская библиотека, Рим, pravoslavie.ru) Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.Родился будущий святитель в А...
      360

      Модель Дронова. Почему Шаману сейчас непросто

      Фото © Сергей Лантюхов / Абзац Игорь Мальцев. 22 ноября 2024, 19:23Ко дню рождения певца – обозреватель «Абзаца» Игорь Мальцев.С Ярославом Дроновым (сценическое имя SHAMAN) я лично не знаком. Просто есть повод проанализировать, кем он выглядит в открытых источниках (OSINT). Потому что нам, потребителям «контента», глубоко наплевать, как оно в реальнос...
      532
      Елейная Православие
      22 ноября 22:44

      День памяти святого Георгия Победоносца 23 ноября

      Колесование святого великомученика Георгия (Фреска Афонского Дионисиевского монастыря, drevo-info.ru) Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Пал...
      248
      Елейная Православие
      22 ноября 22:23

      Празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» 22 ноября

      Икона Божией Матери именуемая «Скоропослушница» (греч. Γοργοεπήκοος, Γοργοϋπήκοος), монастырь Дохиар, Афон, Греция. Фреска, написанная в нише наружной стены перед входом в трапезную монастыря, 1563 г. Чудотворная икона Божией матери, именуемая «Скоропослушница», находится в Дохиарском монастыре на Святой Горе Афон. Святой образ был написан в 10 веке, ...
      204

      Мама против анархии. Как Екатерина ликвидировала украинское гетманство

      Фото © Андрей Рубцов / ТАСС Владимир Тихомиров. 21 ноября 2024, 17:32К 260-летию отмены малоросской вольницы – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.Выражаясь современным языком, Екатерина II приняла это решение ради выстраивания вертикали власти и создания единого правового пространства – без автономий, жирующих за счёт казны.Целых сто лет после п...
      170
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика