Ге Николай Николаевич (1831-1894).

9 1107
Судьба многих его картин складывалась весьма драматично.
Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил сам,
картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но была подвергнута острой критике со стороны церковной цензуры, картина
«Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была удалена с выставки за якобы кощунственное изображение Христа, а
картину «Голгофа» (1892) Николай Николаевич вообще не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника.
Портрет Н. Н. Ге. Н. А. Ярошенко. 1890. Русский музей, Санкт-Петербург

Он всегда искал истину, нередко думал,
что был к ней близок, но ненадолго,
так как искание истины было в его природе…

Г. Мясоедов

Ге вообще был неисправимым идеалистом, возможно главным (и отнюдь не единственным), среди русских живописцев второй половины XIX века, эпохи, когда многие его товарищи по цеху искренне верили, что искусство способно преобразовать действительность, а их личные усилия — переменить жизнь ближнего и всей России к лучшему. И даже на их фоне художник выделялся особой внутренней честностью, добротой без морализма, прекраснодушием без ханжества, любовью к ближнему без всяких предварительных условий. 

Он искренне любил русский народ, не терпя и не понимая ханжества и высокомерия по отношению к нему:
«И кто это выдумал, что мужики и бабы, вообще простой люд, грубы и невежественны? Это не только ложь, но, я подозреваю, злостная ложь. Я не встречал такой деликатности и тонкости никогда нигде…».

Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 года в Воронеже в помещичьей семье. Прадед художника был родом из Франции, и перебрался в Россию во времена Великой французской революции, а дед и отец были офицерами на русской службе,при этом отец даже участвовал в войне 1812 года против наполеоновской Франции.

Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом. Эскиз неосуществленной картины. Николай Николаевич Ге • 1864, 49×68 см

Свою мать, дочь сосланного в Воронеж поляка Якова Садовского. Николай Ге не помнил, она умерла во время эпидемии холеры, когда мальчику исполнилось три месяца.

Отец позднее женился повторно, и ему было некогда заниматься сыновьями (у Николая было два брата). Детство мальчиков проходило в деревне, где их воспитанием занималась бабушка и крепостная няня Наташа.

Именно женское воспитание, по всей вероятности, и наложило отпечаток на характер будущего художника, и ещё — острое чувство несправедливости происходящего вокруг.

Осенью 1841 года Николай Ге был зачислен в 1-ю киевскую гимназию, где его любимыми предметами в течение всего периода обучения были история и рисование. Но и в гимназии будущему художнику ярче всего запомнились жестокости и унижения, которым подвергал детей надзиратель.

Суд Соломона. Н Н. Ге. 1854

После окончания гимназии в 1847 году по настоянию отца Николай поступил на математический факультет Университета Святого Владимира (был зачислен без экзаменов), однако, проучившись там всего один год, перевелся в Петербургский университет, а в 1850 году, так и не найдя своего призвания, бросил университет и поступил в Императорскую Академию художеств, где наибольший его интерес вызвало наследие выдающегося русского художника, живописца, монументалиста Карла Павловича Брюллова, влияние которого очень заметно в ранних работах Ге.

Также во время учёбы в академии Ге испытал влияние выдающегося русского художника, академика, создателя многочисленных произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, Александра Андреевича Иванова.

За время обучения в Академии художник выполнил три официальные программы. В 1853 году за живопись с натуры он был удостоен Малой серебряной медали; в 1856 году за «Ахиллеса, оплакивающего Патрокла» — Малой золотой медали,

Ахиллес оплакивает Патрокла. Николай  Ге

а в 1857 году за программу «Саул у аэндорской волшебницы» Большой золотой медали, вместе с которой получил право на пенсионерскую поездку в Европу.

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы) Николай Николаевич Ге • 1856, 288×341 см

По-настоящему драматический сюжет картины(тень пророка Самуила предсказывает Саулу смерть в предстоящем походе), яркая динамика жестов и мимики героев, особенное звучание пурпурного цвета и некоторые другие особенности картины невольно заставляют вспомнить Карла Брюллова с его выдающимся Последним днём Помпеи, наполненным романтической патетикой.

Стоит отдельно отметить, что Ге в течение всего его творчества, более всего привлекала портретная живопись.В исполненных им портретах всегда преобладал реалистически сдержанный, сосредоточенный подход к модели, отсутствие внешних, отвлекающих моментов в трактовке образов.

Из ранних произведений этого жанра нельзя не отметить портреты отца (1855), Я. П. Меркулова, петербургского приятеля (1855), А. и Н. Мессйнга (1856), П. И. Забелы, тестя художника (1857).

Портрет Я. П. Меркулова, петербургского приятеля 1855

Позднее, явно не без влияния А. А. Иванова, Ге обратился к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и зле, о нравственных проблемах человечества. В ряду этих произведений выделяется «Тайная вечеря» (1863, (ГРМ), уменьшенное повторение 1866 - (ГТГ)).

Противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство ученика, но готового к самопожертвованию, составляют основу драматического конфликта, в полной мере раскрытого в сюжете работы.

В 1856 году в жизни Николая Ге произошло радостной событие — венчание с Анной Петровной Забела,

давней знакомой художника, с которой через полгода, весной 1857 года он уехал за границу. По дороге молодые посетили картинные галереи Дрездена и Мюнхена,побывали на посмертной выставке произведений Поля Делароша в Париже.

В августе 1857 года Ге вместе с семьёй поселился в Риме и с большим энтузиазмом приступил к работе. Первыми произведениями итальянского периода творчества художника стали — «Любовь Весталки»(1857),

«Любовь Весталки» (1857)

«Смерть Виргинии» (1857), «Утро»(1857), «Мать при похоронах своего ребенка» (1858),

Мать при похоронах своего ребенка. Из окрестностей Неаполя. Николай Николаевич Ге • 1858, 49×34 см

«Разрушение Иерусалимского храма» (1858), «Итальянский дворик» (1858).

Сюжет для картины «Смерть Виргинии» (1857), художник взял из истории Античного Рима.

«Смерть Виргинии» (1857)

Децемвир Аппий Клавдий, один из коллегии десяти законодателей, воспылал тайной страстью к дочери уважаемого центуриона. Он задумал хитростью овладеть ею и сговорился с одним из тех, кто от него зависел, что тот заявит, будто девушка эта ранее была рабыней, и приведет обвиняемую к Аппию, который вынесет приговор в пользу своего сообщника. Но прежде чем ее увели, явившийся отец Виргинии схватил в лавке мясника нож и заколол ее.

В сентябре 1857 года в семье художника произошло пополнение — родился сын Николай. Рождение сына окрылило художника и придало новый импульс его творчеству.

В 1858 году в Риме состоялась встреча Ге с А. А. Ивановым и его картиной „Явление Христа народу“. Ге был так восхищён творением Иванова, что вскоре появился эскиз его собственного „Возвращение с погребения Христа“.

В августе 1859 года в семье художника произошло новое радостное событие — рождение второго сына, Петра. Увеличившаяся семья и соответствующие материальные потребности заставили художника с семьёй покинуть гостеприимный Рим и переехать в 1860 году во Флоренцию, где через год, 1861 году он приступил к работе над полотном «Тайная вечеря»

Работу над полотном предваряла большая подготовительная работа: прежде чем начать работу с холстом, Ге вылепил из глины всех персонажей для того, чтобы найти наилучший угол обзора персонажей.

Через два года картина была уже почти закончена, когда совершенно неожиданно, как-то ночью Ге вошел в мастерскую, и ища какой-то предмет, поставил перед глиняной моделью лампу-лючерну. Художник был настолько поражен неожиданным эффектом освещения, что тотчас переписал картину заново.

В 1863 году художник вернулся в Петербург. «Тайная вечеря» была показана на выставке в Академии художеств.Картина имела оглушительный успех. Передовая критика уделила ей первостепенное внимание, отмечая глубокую интерпретацию традиционного сюжет. Наиболее глубокий анализ картины был дан М. Е. Салтыковым-Щедриным.

Хотя картина совершенно не вписывалась в каноны академизма, она очень понравилась Александру II и император её приобрел. Такой успех не могла не отметить академия художеств, присвоив Николаю Ге звание профессора исторической и портретной живописи (дававшего право вести преподавательскую деятельность, что было очень статусно в те годы), несмотря на то, что он не имел звания академика. .

Портрет жены художника Анны Петровны с сыновьями Николаем и Петром. Николай Николаевич Ге •  1861

В ноябре 1864 года Ге возвратился во Флоренцию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами.

Во Флоренции Ге неоднократно встречался с выдающимся русский публицистом, писателем, философом, педагогом, принадлежащий к числу наиболее видных критиков официальной идеологии и политики Российской империи в XIX веке, Александром Ивановичем Герценом, имевшим большое значение в духовной жизни художника.

Портрет Герцена 1867, ГТГ

Портрет Герцена (1867, ГТГ, повторение 1878 — КМРИ) — один из лучших в творчестве Ге — был впоследствии тайно привезен художником в Россию.

В Италии Ге много и напряжённо работает, развивая религиозную тему. Он создаёт полотно «Вестники Воскресения»,

однако картина успеха не имеет, что становится сильным ударом для художника. Несмотря на это Ге продолжает выбранную тему, и в 1867 году заканчивает работу над картиной «Христос в Гефсиманском саду».

Однако и это произведение успеха не имеет, хотя спустя 20 лет, в 1887 году его приобретает П. М. Третьяков для своей коллекции.

В Италии художником были созданы многие великолепные портретные произведения современников: портреты И. Доманже (1868, ГТГ),

М. А. Бакунина (ГТГ), живописцев Г. Г. Мясоедова и А. А. Иванова, скульптора М. А. Чижова, архитектора Л. В. Даля, артиста В. В. Самойлова, публициста Е. И. Утина, а также портрет Г.-Й. Шиффа.

Эти работы в полной мере раскрыли талант Николая Николаевича Ге , как одного из наиболее выдающихся художников-портретистов своего времени.

В эти годы Ге писал и много пейзажей. Именно в этом жанре творчество художника наиболее соответствовало строгим академическим канонам.

Примером тому служат произведения «Закат солнца на море», «Залив в Вико близ Неаполя», «Вико», «Вид на Везувий в Вико», «Мост в Вико».

В 1858-1859 годах, живя с семьёй в городке Фраскати, живописец создал полотна «Фраскати. Дубы и платаны»,

«Фраскати. Горные дали», «Облака. Фраскати» .

После посещения Сан-Теренцо в 1862 году Николай Николаевич представил на суд зрителей «Вид из Санто-Теренцо на Леричи ночью», «Залив Специя в Сан-Теренцо».

В 1868 году художник с семьёй переехал в Каррару. Наиболее известное произведение этого периода картина «Перевозка мрамора в Карраре».

В общей сложности тринадцать лет прожил Николай Николаевич с семьёй в Италии. Но возвращаться в Петербург насовсем художник не спешил. Его возвращение в 1869 году совпало с событием, которое он не мог не встретить одобрительно — известный в академических кругах «Бунт четырнадцати», демонстративный протест 14-ти молодых художников против правил Императорской Академии Художеств , который в последующем трансформировался в движение передвижников. Сближение Ге с передвижниками произошло решительно и вполне осознанно.

Дорога в лесу. Николай Николаевич Ге • 23×35 см

Вместе с Мясоедовым и Крамским, Николай Николаевич становится одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок, Его, бывшего математика, назначают казначеем передвижных художественных выставок.

На первой же из них Николай Ге представил картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея», имевшую оглушительный успех.

П. М. Третьяков, увидев еще незаконченную картину, изъявил желание ее приобрести. Но на выставке картина приглянулась Александру II, который попросил оставить ее за собой. Никто из свиты царя не решился сказать, что картина уже продана. По этому поводу состоялся негласный спор между царем и Третьяковым, для кого из них картина должна быть повторена Ге, а кому достанется оригинал.

Позднее Николай Николаевич Ге участвовал в комиссии по пересмотру устава Академии художеств, был введен в состав академического совета и награжден орденом Святой Анны III степени.

В 1872 году Ге пишет портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, который с большим успехом экспонируется на Второй передвижной выставке.

В 1870-е годы Ге написал портреты многих представителей русской культуры, среди которых были композитор А. Н. Серов, скульптор М. М. Антокольский, филолог А. П. Пыпин, писатель А. А. Потехин.

После картины «Пётр и царевич Алексей», в начале 1870-х годов Ге вновь обратился к исторической теме, но картины художника «Екатерина у гроба императрицы Елизаветы»,

равно как и «Пушкин в Михайловском», публика встретила довольно прохладно.

Николай Николаевич и сам понимал, что такая живопись не вполне отвечает его призванию, но какая отвечает — он не знал… Рассуждая о каких-то высоких идеалах, Ге не находил понимания у современников.

Неожиданно для многих он свернул все дела в столице, распродал имущество и купив заброшенный хутор Ивановское в Черниговской губернии, от которого до ближайшей железнодорожной станции не меньше 10-ти вёрст. удалился с семьёй от столичной суеты на долгие без малого 18 лет, фактически до самой смерти.

В провинции Николай Николаевич вёл активную общественную работу, участвуя в работе земских учреждений: на протяжении шести лет занимал различные выборные должности. Также он живо интересовался вопросами религии и морали.

При всей своей разносторонней увлечённости, главным в его жизни продолжала оставаться живопись.

Портрет Марии Андреевны Скоропадской ур. Миклашевской с сыновьями Михаилом и Павлом. 1879.

в 1878 году Ге приступил к работе над картиной «Не Христос ли это?» («Милосердие»).

Желание выплеснуть на холст всё своё эмоциональное состояние переполняло его в течение всего периода работы над картиной Однако это произведение, показанное на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1880 году, не было принято публикой. Раздосадованный художник счистил написанное и использовал холст для другой картины.

Портрет Шестовой с дочерью. Николай Николаевич Ге • 1859, 140×111 см

Время от времени Николай Николаевич писал портреты своих соседей помещиков на заказ, поправляя тем самым материальное положение семьи, но как он сам отмечал, это творчество не приносило ему столь необходимого ему морального удовлетворения.

В 1882 году произошло знакомство Николая Николаевича с Львом Николаевичем Толстым, впоследствии переросшее в крепкую дружбу двух выдающихся представителей русской культуры.

В 1884 году Ге исполнил портрет Л. Н. Толстого, который считается одним из лучших прижизненных изображений писателя. Портрет с успехом экспонировался на Двенадцатой передвижной выставке.

В начале 1886 года художник расстался со своей женой Анной Петровной. Имея обязательства перед семьей, Николай Николаевич отказался от своего имущества в пользу жены и сыновей и уехал.

После развода Ге переехал в Москву к Толстому, где длительное время работал над серией иллюстраций к рассказу «Чем люди живы», многие из которых, к сожалению, так и не были опубликованы, попав под запрет духовной цензуры.

Начиная с 1888 года Ге увлечённо работал над серией картин евангельского цикла . Последовательно им были созданы полотна «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» (1889), »Что есть истина? Христос и Пилат» (1890),

«Иуда» («Совесть») (1891), «Голгофа» (1892), «Суд Синедриона» (1892), «Распятие» в нескольких вариантах.

Особо хочется остановиться на первой работе. Спустя 25 лет после создания «Тайной вечери» художник Николай Николаевич Ге написал ещё одну картину, явившуюся её прямым продолжением, — «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад».

В этой картине, отмеченной глубоким драматизмом, художник в широкой экспрессивной манере изобразил духовные и физические страдания человека. 

Картина была подвергнута острой критике со стороны церковной цензуры, в то время как Л. Н. Толстой дал такую оценку этой этому произведению: «Настоящая картина. Она даёт то, что должно давать искусство».

В этом же году скончалась Анна Петровна. Несмотря на их разногласия, это был сильный удар для художника.

Одно из последних произведений художника — замечательный портрет Н. И. Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1892-1893; ГТГ.) демонстрирует и замечательный талант Ге-пейзажиста, поэта пленэрной живописи (пейзаж как звучный, лирически-страстный фон или как самостоятельный образ очень часто играет в его искусстве весьма важную роль). В 1893 году Николай Ге принял участие в международной художественной выставке в Мюнхене. Его экспонировавшаяся работа «Портрет Н. И. Петрункевич» была высоко оценена жюри и удостоена первой премии за колорит.

Художник Николай Николаевич Ге ушел из жизни 13 июня 1894 года на хуторе Ивановский, в Черниговской губерни.
Его похоронили на родной хуторе рядом с Анной Петровной. Кроме родных, на похороны никто не приехал.
На 23-й выставке Товарищества передвижников в 1895 году была организована посмертная выставка.

Он умер счастливым человеком, потому, что успел сделать все, что задумал, успел окончить главный труд последних лет “Распятие” и завершить задуманный им цикл, посвященный страданиям и подвигу Иисуса Христа.

После него остались записки и огромное количество писем, в которых он объясняет свое отношение к искусству. Часть этих записок была напечатана в виде отдельных статей:
“Киевская первая гимназия в сороковых годах” (сборник, изданный в пользу недостаточных студентов университета Святого Владимира, Киев, 1895);
“Встречи” (“Северный Вестник”, 1894, книга 4);
“Жизнь русского художника шестидесятых годов” (“Северный Вестник”, 1893, книга 3).

Совесть. Иуда. Николай Николаевич Ге • 1891, 149×210 см

Николай Николаевич Ге — яркая художественная личность, проповедник духовной красоты. 
Он внес огромный вклад в развитие реалистической живописи, портретного и пейзажного жанров.

Являясь одним из самых своеобразных и значительных русских художников второй половины 19 века, Николай Николаевич Ге сумел в своём творчестве отразить прежде всего морально-этические проблемы, волновавшие передовую русскую интеллигенцию того времени, продолжая при этом традиции Александра Иванова, верившего в преобразующую человека силу искусства.

stydiai

Перевёрнутый мир в разрезе ставки ЦБ РФ

Традиционный реверанс: Привет финансистам, американистам и маститым арабистам, ещё вчера блиставшим и продолжающим блистать военно-стратегической смекалкой, а позавчера, в свободное от ...

Обсудить
  • Спасибо!
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Да, прекрасные вещи у него
  • :thumbsup:
  • Одна из немногих статей, доставившая удовольствие. Слишком много флюгерных заметок. То одно утерждается, то через пару недель противоположное. Нагнетание достало. БОльшое спасибо автору, за глоток чистого воздуха. Тем более герой статьи, впрочем как и огромный сонм велих наших соотечественников заслужили всей своей жизнью, что бы о них по часте вспоминали!
  • Огромное спасибо!