Иван Абрамович Морозов (1871-1921). Коллекционер

0 102

Иван Абрамович Морозов (27 ноября (9 декабря) 1871 года, Москва, Российская империя — 22 июля 1921 года, Карлсбад, Чехословакия) — русский московский предприниматель,
купец — директор-распорядитель Тверской мануфактуры (1892—1900 годы), директор правления Мугреево-Спировского лесопромышленного товарищества (Ковров),
член Совета Московского купеческого банка, член Московского биржевого комитета, председатель Московского купеческого собрания (1898—1899 годы),
выборный Московского биржевого общества, член Российского общества химической промышленности («Руссокраска» с 1914 года), один из учредителей Российского акционерного общества коксовой промышленности и бензольного производства («Коксобензол» с 1915); меценат, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина;
благотворитель — член Совета 1-го Тверского попечительства о бедных, член попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского коммерческого института, а также общества вспомоществования студентам Высшего Технического училища. Принадлежит к купеческой династии Морозовых.

В одну из поездок в Париж Морозов за один день покупает картин на 17 тысяч рублей — Сезанн, Дерен, Гоген. Годовой бюджет Русского музея на покупку современного искусства в ту пору составляет 15 тысяч рублей.
Портрет Ивана Морозова. Валентин Александрович Серов •  1910, 63.5×77 см.

Благодаря Ивану Морозову российские музеи обладают одним из богатейших собраний французских импрессионистов и постимпрессионистов в мире. Коллекционер собирал самые знаковые работы и в Советском Союзе каждый знал творчество Пикассо, Гогена или Ван Гога по картинам «Девочка на шаре», «Красные виноградники» и «Девушка с плодом».

Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893, 92.5×73.5 см
Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905, 147×95 см
Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. Монмажур. Ноябрь 1888, 73×91 см

Познакомимся поближе с господином Морозовым, которому сегодня благодарны соотечественники, а в начале ХХ века были также признательны Пикассо, Матисс и парижские галеристы, которые с нетерпением ожидали приезда русского коллекционера миллионера в столицу.

Династия Морозовых

Портрет И.А.Морозова. 1903. ГТГ Коровин К.А.

Промышленник Иван Абрамович — представитель известной династии Морозовых, из старообрядцев. Основатель династии когда-то был крепостным, но благодаря своей предприимчивости и упорному труду смог разбогатеть. В наследство Ивану досталась мануфактура в Твери, которую он возглавил после окончания Политехнической высшей школы в Цюрихе. Через пять лет, наладив производство, в 1900 году он переехал в Москву. И как признавался сам, продолжал работать по 9−12 часов в сутки, а остальное время посвящал коллекционированию.

Вначале начал собирать картины современных русских художников. За 15 лет он купил более 300 работ русских мастеров: Левитана, Коровина, Головина, Борисова-Мусатова, А. Бенуа, Серова, Сомова, Врубеля, Грабаря, Ларионова и Шагала.

Марк Захарович Шагал. Дом в местечке Лиозно. 1908, 37×49 см
Игорь Эммануилович Грабарь. Мартовский снег. 1904, 80×62 см
Константин Алексеевич Коровин. Кафе в Ялте. 1905, 45×71.5 см
Валентин Александрович Серов. А. С. Пушкин на садовой скамье. 1899, 33×28.4 см

Парижские вояжи

Особой страстью Морозова стала французская живопись. Приезжая дважды в год на Парижский Салон, он отправлял багаж в гостиницу, а сам мчался к торговцам картин, затем в Салон и только потом, прикупив с десяток Моне и Ренуаров, спокойно ехал в гостиницу и… подводил итоги дня. Как бизнесмен-старообрядец, он во всем любил порядок. У Морозова даже не оставалось времени и сил посетить парижскую оперу, чему крайне удивлялись французы, ведь опера находилась напротив гостиницы «Гранд Опера», где останавливался месье Морозов!

Камиль Писсарро. Вспаханная земля. 1874, 49×64 см
Альфред Сислей. Мороз в Лувесьенне. 1873, 46×61 см
Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873, 61×80 см
Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878, 105×174 см
Девушка с веером. Пьер Огюст Ренуар • , 1881, 65×50 см

«Русский, который не торгуется"

«Русский, который не торгуется» — именно так в начале 1900-х годов в Париже называли Ивана Абрамовича Морозова. Он с легкостью и изяществом непринужденно тратил баснословные деньги на понравившиеся ему картины. Однажды, за один свой визит в лавку парижского галериста и арт-дилера Амбруаза Воллара он приобрел 15 шедевров ван Гога, Матисса, Гогена, Сезанна, потратив 17 000 рублей — сумму, ненамного уступающую годовому бюджету Русского музея на современную живопись! Такую роскошь не мог себе позволить ни один европейский коллекционер.

Винсент Ван Гог. Хижины. Май 1890, 60×73 см
Винсент Ван Гог. Ночное кафе. Сентябрь 1888, 72.4×92.1 см
Кафе в Арле. Поль Гоген •  1888, 71.5×91.5 см
Натюрморт с драпировкой. Поль Сезанн •  1895, 55×74 см

За эти «безумства» Морозова любили парижские маршаны Воллар, Дюран-Рюэль, и специально для него припрятывали лучшее из современных французской живописи. Вначале коллекционер увлекся импрессионистами, и методично, как опытный искусствовед, приобретал самые значительные работы Сислея, Моне, Ренуара, причем он мог терпеливо ждать годами «нужную картину» — пейзаж или портрет. Затем увлеченно охотился за постимпрессионистами — Матиссом, Пикассо, с которыми его познакомил коллекционер С. Щукин. Благодаря морозовским и щукинским заказам Пикассо переехал из монмартрских трущоб в собственный особняк в пригороде Парижа, а цены на его работы пошли вверх тоже с легкой руки месье Морозова. Всего Морозов приобрел 256 полотен западных художников.

Пабло Пикассо. Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты). 1901, 73×60 см
Анри Матисс. Вид из окна. Танжер. 1913, 115×80 см
Анри Матисс. Зора на террасе. 1913, 115×100 см
Анри Матисс. Вход в Касбу. 1913, 80×116 см

Свой особняк на Пречистенке Морозов перестроил с учетом размещения своей коллекции, пригласив одного из популярных архитекторов — Льва Кекушева. В крышу был врезан стеклянный фонарь и залы второго этажа, освещенные дневным светом, не уступали европейским музеям. Для оформления своего дома Морозов заказал огромные панно «Средиземное море» у Пьера Боннара.

Пьер Боннар. У Средиземного моря (триптих). Левое панно. 1911, 407×152 см
Пьер Боннар. У Средиземного моря (триптих). Правое панно. 1911, 407×152 см
Пьер Боннар. У Средиземного моря (триптих). Центральное панно. 1911, 407×152 см

Мориса Дени русский коллекционер пригласил в Москву для личной консультации и оформления интерьера музыкального салона, для которого была написана серия панно «История Психеи».

Морис Дени. Психея обнаруживает, что ее таинственный возлюбленный — Амур. 1908, 395×274 см
Морис Дени. Зефир переносит Психею на остров Блаженства.1908, 395×267.5 см
Морис Дени. Пролетающий Амур поражен красотой Психеи.1908, 394×269 см
Морис Дени. В присутствии богов Юпитер дарует Психее бессмертие и празднует ее брак с Амуром. 1908, 399×272 см
Морис Дени. Психея, открыв шкатулку со сновидениями подземного царства, погружается в сон. 1908, 395×272 см

Складывается впечатление, что Морозов был дельцом-аскетом, — отнюдь! Он умел и любил развлечься. Иван Абрамович устраивал у себя вечеринки — с картами и песнями, частенько ездил в кафе «Яр», известное своими очаровательными хористками. Одна из них покорила сердце 30-летнего холостяка. После продолжительной тайной связи, рождения дочери, и наконец, долгих колебаний и сомнений, он женился. Его избранницей стала Евдокия Кладовщикова — Дося, так ласково ее называли в семье.

Портрет Евдокии Морозовой. Валентин Александрович Серов • 1908, 114×75 см
И последний штрих к портрету Морозова — воспоминания сына коллекционера А. Бахрушина: «Среди представителей московского капитализма у отца был только один близкий друг — Иван Абрамович Морозов. Относиться равнодушно к этому толстому розовому сибариту было невозможно. Постоянное доброжелательство и добродушие пронизывало насквозь этого ленивого добряка, а его исключительные знания и понимание в вопросах новой русской и в особенности западноевропейской живописи делали его незаменимым судьей и консультантом в области станкового творчества».

В 1919 г. Иван Абрамович эмигрировал во Францию и в 1921 г. скончался в Карлсбаде. Сегодня русская коллекция Морозова находится в Третьяковской галереи, а французская — поделена между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
По подсчетам Sotheby’s в 2012 г. коллекция Морозова оценивалась в 5 миллиардов долларов. С учетом роста цен и новых рекордов на аукционах, которые ставят работы художников из «его» коллекции, теперь эта внушительная цифра изрядно выросла.

artchive

Лукашенко и реальность

«Да, сегодня можно наклонить, завоевать чего-то, а завтра что? Ну хорошо, завоевали Украину, допустим, Россия. Что потом? Поэтому перед Путиным, он об этом часто говорит, перед ним никогда не ст...

Остаться должен один. Конец и новое начало планетарной экономики

На фоне успехов на фронте и массового паломничества лидеров третьего мира на саммит БРИКС в Казани, почти незамеченным прошло заявление министра финансов России Антона Силуанова о зерка...

В Коркино задержаны десятки русских. Бароны на свободе: "Русская община" даст адвокатов и поможет семье убитой. Результаты обысков у цыган

Председатель "Русской общины" Андрей Ткачук рассказал о происходящем в челябинском Коркино. По его словам, начались задержания - на данный момент силовики забрали 30 русских граждан. Ба...