Импрессионизм и Испания. Или что происходило в испанском искусстве после Гойи и до Пикассо

6 521
Если не гуглить, сколько испанских художников XIX века вы назовете? А испанских импрессионистов?
Даже продвинутые любители искусства вспомнят разве что Хоакина Соролья.
Гораздо проще обстоит дело с эпохами до и после — там и Веласкес, и Гойя, и Эль Греко с Сурбараном, а потом Пикассо и Дали.
Музей русского импрессионизма берется заполнить этот временной пробел и открыть для зрителей имена испанских художников, которые на пересечении национальной традиции и современных художественных течений второй половины XIX века создали удивительные работы.
 Мариан Пиделасерра. Желтые купальни, 1901

Не будет преувеличением сказать, что современное искусство, и импрессионизм в частности, во многом обязано своим рождением Испании. В результате сложных политических и военных передряг испанское искусство XVI—XVIII веков, суровое, могучее, колористически дерзкое и мистически настроенное, оказалось доступным французскому зрителю и показало Эдуару Мане выход из многовековой исчерпавшей себя академической традиции.

Франсиско Гойя. Махи на балконе.1814
Франсиско Гойя. Балкон. 1869

Картины старых испанских мастеров, до сих пор мало известные французам, оказались в Париже в результате испанской кампании Наполеона. А через пару десятков лет король Луи-Филипп открыл в Лувре специальную испанскую галерею. И когда в 1860-х Эдуар Мане искал живописное, колористическое и композиционное, вдохновение для новой живописи — он нашел его в работах Веласкеса и Гойи. Очень интересно, что испанец Мариано Фортуни был современником Мане — и его работы пользовались невероятной популярностью, в отличие от скандальных картин Мане. Однажды журналист Теодор Дюре, позировавший Мане для портрета, попросил художника не ставить свою подпись на видном месте полотна — и тогда Дюре сможет говорить зрителям, что картину написал знаменитый Фортуни. Только так можно было заставить парижскую публику обратить внимание на качество живописи и предотвратить насмешки и нападки, неизбежные при упоминании имени скандального Мане. Самому Мане идея с «незаметной» подписью понравилась — и он написал свою фамилию вверх ногами. Так кем же был этот популярный Фортуни?

Мариано Фортуни

Мариано Фортуни-и-Карбо. Автопортрет. 1858, 62.5×49.5 см

Фортуни прожил всего 36 лет, но был настоящей звездой, причем далеко за пределами родины. Оставшегося сиротой в 12 лет Мариано воспитывал дед-столяр. Это он научил внука лепить фигурки из воска и раскрашивать их. Мальчик так мастерски освоил это ремесло, что испанские меценаты обратили на него внимание и оплатили обучение в школе искусств. По окончании школы Фортуни тут же побеждает в конкурсе и получает стипендию на двухлетнее обучение в Риме.

Но самым главным впечатлением и творческим импульсом для Фортуни становятся поездки в Марокко. Тут все тоже сложилось неожиданно и само собой: разразилась испано-марокканская война, и власти Барселоны отправили художника в Марокко — наблюдать за сражениями и фиксировать военные победы Испании. Но помимо непосредственных задач военного художника Фортуни делает еще и мирные зарисовки местных жителей, архитектуры, пейзажей. Марокко его завораживает — и он вернется в эту страну еще не раз, уже не обремененный никакими государственными заказами.

Мариано Фортуни-и-Карбо. Дети художника в японской гостиной. 1874, 44×93 см
Мариано Фортуни-и-Карбо. Портичи. 1874, 32×46 см
Мариано Фортуни-и-Карбо. Обнаженный мальчик на пляже в Портичи. XIX век, 12×22 см
Мариано Фортуни-и-Карбо. Курильщик опиума. 1869, 38.4×49.8 см
Мариано Фортуни-и-Карбо. Сесилия де Мадрасо. XIX век, 52×38 см

Мариано Фортуни был невероятно популярен в Париже в 1860-е, им восхищались русские художники Илья Репин, Павел Чистяков, Валентин Серов, Василий Поленов. Долгое увлечение Востоком сделало Фортуни главным ориенталистом Европы, а потом, когда он взялся за жанровые картины испанского быта, — главным знатоком испанской экзотики. 

Любитель гравюр. Мариано Фортуни-и-Карбо •  1856, 47×66 см
Выбор модели. Мариано Фортуни-и-Карбо •  1874, 53.3×82.6 см

Его картины «испанского» периода были настолько насыщены деталями, декором, вещицами, костюмами, интерьерными изысками, что вызывали неизменное восхищение французской публики, у которой все испанское как раз было в моде.

Картина позднего Фортуни «Улица Гранателло в Портичи» будет представлена на выставке в Музее русского импрессионизма.

Мариано Фортуни умер неожиданно в 1874 году, как раз в том же году, когда в Париже прошла первая выставка импрессионистов. Но работы последних лет его жизни свидетельствуют о начале совсем нового этапа в творчестве: на многочисленных пейзажах из Гранады и Портичи разливается настоящий импрессионистский свет и ложатся настоящие импрессионистские цветные тени.

Очень скоро Париж станет точкой притяжения для молодых художников: сюда съезжаются итальянцы, англичане, американцы, даже японцы, чтобы узнать о новом искусстве, которое бросило вызов академической традиции. И конечно, в парижский артистический квартал Монмартр прибудет группа юных испанцев.

Игнасио Сулоага

Игнасио Сулоага, Огюст Роден и Иван Щукин в путешествии по Испании в 1905 году

Игнасио Сулоага был фантастически популярен в Европе и Америке. Джон Сингер Сарджент написал восторженное предисловие к каталогу работ, выпущенному перед американским выставочным турне художника.
Гоген и Тулуз-Лотрек восхищались его работами и были его близкими друзьями, Огюст Роден путешествовал с ним по Испании.
Русские коллекционеры охотились за его работами — и в годы этой всеобщей одержимости Сулоага коллекционер Михаил Рябушинский купил одну из его лучших работ — «Карлик Грегорио».
Сейчас эта картина находится в собрании Эрмитажа.
Его картины прямо с выставок покупали музеи Парижа и Барселоны, его работы включали в национальные экспозиции на Венецианской биеннале и всемирных выставках.
Игнасио Сулоага, выполняя собственную художественную миссию и не пытаясь кому-то угодить, оказался в нужное время и в нужном месте — на волне страстного увлечения всем «испанским» в Европе, в частности, во Франции.

Игнасио Сулоага. Карлик Грегорио. 1908, 187×154 см

Основными учебными заведениями Сулоага были бары и художественные мастерские Монмартра в Париже и музей Прадо в Мадриде.
Он делил время между Францией и Испанией поровну, во времена обрушившейся на него славы по несколько лет жил в Америке.
Но при этом не вписывался, строго говоря, ни в одно из художественных направлений рубежа ХIХ-ХХ веков.
Если были в его творческом развитии ориентиры, то уж точно не академические правила и инструкции, а скорее культурные мифы Испании: коррида, фламенко.
И художник Эль Греко, которого, говорят искусствоведы, заново открыл именно Сулоага.
В то время как музей Прадо в 1880-х отказывался включать картины Эль Греко в собрание, называя их «нелепыми карикатурами», Сулоага купил два полотна:
«Видение Святого Иоанна» и «Святой Франциск принимает стигматы». Есть легенда о том, что «Видение» в парижской мастерской Сулоага увидел Пабло Пикассо — и эта картина оказала на него мощное впечатление и повлияла на композицию и стилистику «Авиньонских девиц».

Игнасио Сулоага. Мой отец и сестра в Париже. 1891

Одержимый идеей национального сознания, «испанизации» Испании, возвращения стране величия, Сулоага ищет вдохновения в национальных костюмах и типажах, старой архитектуре своей страны и мрачных драматических небесах.

К 50 годам Сулоага стал признанным и успешным художником: смог купить старинный средневековый замок, чтобы навсегда поселиться в любимой области Испании — в Кастилии, стал президентом Музея современного искусства в Мадриде, одну из его выставок открывал сам король Альфонсо XIII.

Сантьяго Русиньол

Русиньол — один из представителей того поколения юных испанских художников, которые в 1880-х рванули в Париж в поисках вдохновения и бесценных знаний о новом, современном искусстве.
Они селились на Монмартре — квартале Парижа, где жилье было дешевым, а жители полуголодными.
Но именно здесь за столиками артистических кафе происходили самые яростные споры об искусстве, здесь Тулуз-Лотрек писал проституток и певцов с танцовщицами кабаре, Уистлер на палитре смешивал все новые оттенки белого, Дега приглашал к себе в мастерскую юных балерин и изматывал их многочасовыми сеансами позирования, влюбленный Ренуар без конца пишет Алин Шариго, будущую жену. Словом, на Монмартре случается все самое важное.

Сантьяго Русиньол. Баркасы на Сене. 1894

Русиньол родился в Барселоне и попробовал работать в юности на семейном текстильном производстве, но недолго. Уже в подростковом возрасте Сантьяго определился с двумя занятиями, которые приносят ему особое удовольствие: рисование и путешествия. Поэтому после скучных текстильных опытов он быстро отправился учиться в Акварельную школу Барселоны, а страсть к пешим путешествиям со временем переросла в серьезные занятия археологией.

В Париже Русиньоль жил вместе с друзьями Рамоном Касасом и Игнасио Сулоага, а по возвращении в Барселону они, очарованные монмартрским центром богемной жизни, кафе «Черный кот», вместе с художником Мигелем Утрилло открыли артистическое кафе «Четыре кота». Через некоторое время именно здесь пройдет первая выставка Пабло Пикассо.

Сантьяго Русиньол. Старая лестница 1900-е , 105×114.5 см
Сантьяго Русиньол. Сад в Аранхуэсе. 1907, 105×134.5 см
Сантьяго Русиньол. Сады Монфорте. 1917, 91×129.5 см
Сантьяго Русиньол. Кипарисовый фонтан. 1922, 100×85 см
Сантьяго Русиньол. Зелёная стена. 1904, 95×105 см
Сантьяго Русиньол. Старый фавн. 1911, 118×146 см

Сантьяго Русиньол, прошедший через увлечение импрессионизмом, тонализмом Уистлера, символизмом Пюви де Шаванна, изучение испанской живописной традиции, стал известен, когда преодолел все влияния и заговорил по-своему. Много лет Русиньол будет писать сады, безлюдные, ухоженные, цветущие, совершенное сочетание красоты природы и человеческого усердия, постоянной кропотливой работы. Но самым знаменитым произведением художника станет его собственный дом. В испанском городке Ситжес Русиньол купил рыбацкую хижину, а через время и дом по соседству — и превратил это место в открытый зал с личной коллекцией и место проведения шумных артистических фестивалей (уже на первое мероприятие, организованное Русиньол, приехали 60 испанских художников). Сейчас дом Русиньол и его коллекция кованых изделий, стекла и произведений искусства — музей Кау Феррат.

Рамон Касас

Сантьяго Русиньол. Рамон Касас в Париже. 1887, 165×96 см

Рамон Касас — юный гений, на редкость удачливый во всем. Рассмотрев в сыне страстное увлечение рисованием, родители (очень состоятельные предприниматели, надо сказать) освободили его от занятий в школе, когда мальчику было всего 11 лет. В 15 он стал соавтором барселонского журнала об искусстве, и в том же году родители отпустили его в Париж учиться у модного живописца Каролюс-Дюрана и исправно поддерживали деньгами и верой в его призвание. Уже через 2 года его работы принимали в Салоне.

Через несколько лет Касас будет тем самым обитателем Монмартра, который не давал умереть от голода своим соотечественникам-художникам Сулоага и Русиньол. Он же по возвращению в Барселону вложит деньги в бар «Четыре кота», потому что остальные основатели могли пока вкладывать в дело лишь энтузиазм. Это заведение становится единственной в городе альтернативой традиционным выставкам академического искусства в галерее Sala Parès.

Картина Касаса «Рамон Касас и Пер Ромеу на тандеме» украшала стену «Четырех котов»

Рамон Касас становится самым известным в Барселоне художником-модернистом, он знаком с богемой города и пишет портреты каждого второго. Кроме того, он легко осваивает плакатное искусство и графический дизайн: производители алкогольных напитков, мебели, мыла, одежды, редакторы журналов, устроители фестивалей и боя быков, даже клиники по лечению сифилиса — все стремятся заказать рекламу у Касаса. При реконструкции отеля Fonda España художника приглашают покрыть росписями стены и потолок ресторана.

Рамон Касас Карбо. Сакре-Кёр, Монмартр. 1891, 67×55.5 см
Рамон Касас Карбо. Барселонский яхт-клуб. 1892, 100×140 см
Рамон Касас Карбо. Интерьер под открытым небом. 1892, 160.5×121 см
Рамон Касас Карбо. Фонари, Монмартр. 1890-е , 64×45 см

Однажды сорокалетний Рамон Касас встречает 18-летнюю продавщицу лотерейных билетов Джулию Перейр — и его жизнь резко меняется. Джулия становится его любимой, долгое время единственной, моделью, любовницей. И только через 16 лет — женой. Даже к этому времени его семейство, во всем остальном поддерживавшее сына, не смогло принять его выбор спутницы жизни.

Дарио де Регойос

Дарио де Регойос на пленэре, 1905. 

Дарио де Регойос вырос в Мадриде в семье архитектора, которого пригласили из Валенсии отстраивать и модернизировать столичные кварталы. Для студента Регойоса который успел отучиться 2 года в Мадридской школе живописи, скульптуры и гравюры, поворотным событием в карьере и в жизни стало путешествие в Брюссель. Оно затянулось надолго.

В Бельгии юного художника захватывает артистическая жизнь: он знакомится с художником Тео ван Рейссельберге и поэтом Эмилем Верхарном. А через время становится единственным иностранцем в знаменитой бельгийской «Группе двадцати» — той самой, которая устраивала выставки Берты Моризо, Камиля Писсарро, Жоржа Сёра, Джеймса Уистлера, Джона Сингера Сарджента, Анри де Тулуз-Лотрека в середине 80-х. Именно на одной из выставок «Группы двадцати» совершилась историческая покупка — были проданы «Красные виноградники в Арле» Ван Гога. Словом, брюссельская художественная богема и даже бельгийские зрители оказались восприимчивы к искусству, которое французов еще способно было довести до обморока. И конечно, сами участники «Двадцатки» испытывали сильнейшее влияние нового французского искусства.

Сети. Дарио де Регойос 1893

Дарио де Регойос в течение нескольких лет экспериментировал с техникой пуантилизма, а в 1893 году его нео-импрессионистская работа «Сети» была представлена на парижском Салоне независимых. Парижский арт-дилер Дюран-Рюэль устраивал персональные выставки Регойоса несколько лет подряд. Вообще Регойос гораздо быстрее стал известен и признан за границей, чем на родине: в Мадриде к его работам отнеслись холодно, а на одной из выставок в Барселоне случилась печальная и прекрасная история с картиной «Месяц Богородицы в Брюсселе».

Дарио де Регойос. Месяц Богородицы в Брюсселе. 1884

«Месяц Богородицы» так восхитил местных художников, что они решили выкупить картину и передать ее в дар музею Барселоны. В общей покупке участвовали 5 художников (включая Русиньола и Касаса), 2 критика и архитектор Антонио Гауди. К сожалению, музей от подарка отказался.

Интересно, что хоть и все художники перенимали особенности изображения французских импрессионистов, полного копирования данного стиля не наблюдается ни на одном полотне. Испанские творцы смогли соединить разные техники импрессионистов (создание «светящихся» объектов, пуантилизм, непрозрачные краски и наложение оттенков) с национальными особенностями сюжетов и выбора цветов. Поэтому, называя испанских художников импрессионистами, нужно учитывать их самобытность и колорит.

artchive

Неадекват усиливался...

Меня так умиляют эти очередные рассказы в западной прессе. Два года назад они говорили «Мы задавим Россию санкциями, она останется без денег, развалится и сдастся». Теперь они рассказыва...

"Ушли с работы". Южнокорейцы влупили мигрантам-узбекам миллиардные штрафы
  • ATRcons
  • Вчера 20:50
  • В топе

Совсем недавно в Таджикистане смаковали подписанный договор с Южной Корее о трудоустройстве там своих граждан. Ну, то есть, мигранты-таджики поедут не в Россию, а в Сеул. Таджики даже согласились ...

Нарвались: табу на уничтожение киевской верхушки снято
  • pretty
  • Сегодня 08:20
  • В топе

Кирилл СтрельниковВчерашнее убийство начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника ставит большую и ...

Обсудить
  • Очень познавательно и интересно!
  • Как всегда, огромное спасибо автору за прекрасное!
  • :thumbsup: Спасибо! :fire: