Саммит в Швейцарии проваливается. Детали в телеграм Конта

СТЕПАН РАЗИН: ЗНАЙТЕ КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ.(из серии "история в картинках")

24 11937

 Разинское восстание являлось частью серьезного кризиса, или точнее, комплекса кризисов, которые терзали Московское царство на всем протяжении второй половины XVII столетия и был преодолен лишь крайним напряжением его сил и при поддержке политической и социальной основы нации – дворянства, консервативных элементов посадских и старшины донских и прочих окрайных казаков.

Как в случае с Украиной – Русью на Западе, так и на Восточной окрайне важную роль в консолидации протеста сыграла личность лидера восстания – Степана Разина. И Богдан Хмельницкий, и Степан Разин были во многом людьми сложившимися и по-житейски - предсказуемыми, но личная драма и переживания привели их к поступкам революционно-импульсивным, перевернувшим мир вокруг них.

                                         

 ИВАН БИЛИБИН, СТЕПАН РАЗИН

Источники скупо донесли до наших дней правду о происхождении и становлении Разина, но и то, что известно имеет налёт легенды… Его отец, Тимофей Разя, бежал из-под Воронежа на вольный Дон, то ли от голода, то ли от притеснений и бесправия. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число "домовитых", то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола. Он умер в 1650 г., когда его сыну - будущему атаману было всего 19 лет. При этом характер Стеньки, как рассказывали старики, был резкий, крутой и смелый необычайно, что сильно его выделяло. Однако он был умен, рассудителен, сообразителен и инициативен в боевых стычках. В его родной станице Наумовской эти качества ценились… Осенью 1652 г. Степан подал войсковому атаману челобитную, дабы он отпустил его из пределов Войска Донского на богомолье в Соловецкий монастырь к святым угодникам Савватию и Зосиме… По пути он дважды побывал в Москве, узнал порядки московские.

Позже, Ян Стрейс, так описал внешность Степана Разина: "Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью". Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: "Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести".

К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества.

К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву. Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.

Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам. К примеру, по окончании длительного и разорительного для страны похода "за зипунами" Разина не только не арестуют как преступника, но отпустят с войском и частью оружия на Дон: таков результат переговоров казацкого атамана с царским воеводой Львовым. Более того, Львов "принял Стеньку в названые сыновья и по русскому обычаю подарил ему образ девы Марии в прекрасном золотом окладе".

Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак - вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата пострясла Степана.

Казнь "своевольных" казаков.Рисунок из "Истории Сибирской" С.У.Ремезова

Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает готовить большой поход "за зипунами", то есть за добычей, для того, чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.

Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.

В 1667 г. туда дошли слухи о Степане как человеке опасном.

Собрав удальцов, Разин хотел плыть с ними по Азовскому морю и грабить турецкие берега; но черкасский атаман Корнило Яковлев не позволил этого и некоторое время удерживал казаков в повиновении московскому царю. Тогда Стенька поплыл вверх по Дону, грабя богатых казаков и разоряя их дома. Добравшись до того места, где Дон сближается с Волгой, он заложил там стан (близ городка Паншина, между рек Тишини и Иловли), названный Ригой. Порох и свинец казаки получали от посадских людей-воронежцев за деньги или в обмен на всякого рода рухлядь.

Г.А.Медведев. Степан Разин на Волге

Николай Лебедев «Сокровища и реликвии эпохи Романовых»: …в народе же говорили так: «У Стеньки кроме людской и другая сила была — он себя с малых лет нечистому продал — не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кошму (кош — купеческое небольшое судно без палубы. — Авт.), по Волге плывет и вдруг на воздух на ней поднимался, потому, как был он чернокнижник…»

Для историков и фольклористов эти полеты Разина по воздуху довольно загадочны. В связи с этим представляется весьма любопытным утверждение старого бакенщика на Каме близ Перми, слышанное им от дедов на Волге, что-де разинцы подавали друг другу сигналы (с берега на берег и на разбойные струги) при помощи больших воздушных змеев, называемых «голубями», что непосвященным простым людом воспринималось как колдовство.

Нельзя не признать, что сигнализация разинцев при помощи змеев в значительной степени объясняет их осведомленность и стремительную неожиданность их атак, и захват купеческих стругов на Волге. Без хорошей связи это было бы трудно сделать: собрать вооруженную ватагу, организовать засаду, в нужный момент ринуться на абордажный бой… Известно, что купцы были люди решительные, хорошо вооруженные, имели картечницы, и дружными меткими залпами из ружей не раз отгоняли разбойный люд и уходили от преследователей.

С далеких времен у многих народов хорошим способом дачи сигналов, скажем, предупреждением о военной опасности, были зажженные костры. Поднятый в воздух змей обладал несомненным преимуществом. К запущенному змею можно было послать в воздух условный знак в виде квадрата, треугольника, шара, который мог дать краткую информацию о количестве судов (сколько, куда, откуда), сообщить время прохождения «разбойного места», засады и многое другое.

Когда слух о появлении казацкого стана дошел до Царицына, началась переписка между московскими начальными людьми, но серьезных мер против казаков никто не принимал.

Разин между тем перешел за Волгу и здесь, вероятно, недалеко от Камышина, устроил новый стан. Его отряд имел казацкое устройство, делился на сотни и десятки; над сотней начальствовал сотник, над десятком — десятник.

Стенька Разин был атаманом, есаулом — Ивашка Черноярец.

В это время плыл весенний караван судов из Нижнего Новгорода в Астрахань.

Тут были казенный струг с ссыльными, ехавшими на житье в Астрахань; судно московского богача Шорина, везшее казенный хлеб; суда патриаршие и других частных лиц. Стенька напал на караван; стрельцы ему не сопротивлялись.

Караван был разграблен, начальные люди были убиты, ссыльные выпущены на волю; чернорабочим (ярыжным) Стенька сказал, отпуская их на волю: "я пришел бить только бояр да богатых господ, а с бедными и с простыми готов, как брат, всем поделиться". После этого Стенька отправился к Царицыну, но не взял его, а только напугал воеводу, который беспрекословно исполнил все его требования, выдал наковальню, меха и кузнечную снасть.

У Стеньки было теперь уже 35 стругов с 1500 человек; он проплыл мимо Черного Яра, встретил, разбил и высек московского воеводу Беклемишева, вошел в Каспийское море и оттуда рекою Яиком достиг Яицкого городка.

Все это происходило летом 1667 г. Яицкий городок был взят хитростью: стрелецкий голова Яцын впустил Стеньку только в церковь помолиться, но вошедшие с ним товарищи отворили ворота и впустили остальных казаков.

Астрахань в 17 веке

Яцын и 170 других стрельцов были казнены; остальным была предоставлена свобода идти куда хотят. Они направились в Астрахань, но Стенька догнал их, часть перебил, а других заставил присоединиться к его отряду.

Лето Разин просидел в Яицком городке, а в сентябре отправился к устью Волги и здесь погромил татар, затем пограбил турецкие суда на Каспийском море. Опасаясь разгрома, калмыки, кочевавшие между Яиком и Волгой, вступили в дружеские сношения с Разиным.

В ноябре приехали к нему посланцы с Дона с грамотой государя и увещанием войска отстать от воровства и воротиться на Дон. Стенька принял посланцев с честью и отпустил невредимыми, но, отпуская, сказал: "когда вперед ко мне государева грамота придет, то я великому государю вину свою принесу". В это время астраханский воевода Хилков, действиями которого московское правительство было недовольно, был сменен, и на его место был прислан кн. Прозоровский.

Степан Разин  художника Петрова-Водкина

Он также послал к Разину двух посланцев с увещаниями принести повинную; только один из них возвратился к кн. Прозоровскому, а другой был брошен в воду. Весной 1668 г. Стенька ушел в море, но астраханские воеводы не могли успокоиться.

С Дону во главе 700 новых удальцов поднялся Сережка Кривой, разбил высланный против него отряд стрельцов и ушел к Разину в море; появляются затем Алешка Протокин, Алешка Каторжный — с неменьшими отрядами. Стенька в это время грабил дагестанские берега, разорял города и превращал их, как например Дербент, в груду развалин.


Дербент.Гравюра Фидлера. 1836 г.

В Реште Стенька предложил свою службу персидскому шаху. Переговоры по этому поводу затянулись; между тем жители Решта тайно напали на казаков и убили у них 400 чел. Разин отплыл из Решта в Фарабат и на жителях этого города выместил свое поражение.

Пять дней казаки мирно торговали, а на шестой Степан Тимофеевич поправил на голове шапку. Это было условленным знаком: казаки бросились на беззащитных жителей, часть их перебили, часть взяли в плен и потом разменивались с персиянами, давая одного персиянина за трех-четырех христиан.

Шехинская чеканка.

Здесь перезимовал Разин. С наступлением весны 1669 г. он поплыл на восточный берег Каспийского моря и погромил трухменские улусы, потеряв при этом своего неустрашимого товарища Сережку Кривого.

Казаки, обременённые добычей, расположились на Свином острове.

Интересно! Происхождение русского названия Свиной острова Санги-Мугань не имеет никакого отношения к свиньям. В старину остров Санги-Мугань был местом ссылки провинившихся и преступников. Поэтому он именовался "остров с виной". А уже потом название перешло в "Свиной". Основу топонима "Санги-Мугань" составляет персидское "санг" - камень, а "Мугань" это название прибрежной местности. В некоторых источниках остров также именовался Санги-Музаффар.

Здесь летом напал на них персидский флот, но потерпел полное поражение.

У казаков, по Кемпферу, было 29 или 30 низкобортных речных стругов, на каждом из которых находилось по 2-3 пушки, что, видимо, является некоторым преувеличением. По русским сведениям, русские имели 23 судна, в том числе 15 более крупных ("морских") стругов. Артиллерия состояла из 20 больших и 20 малых пушек.

У персов по одним сведениям было 50, по другим - 70 судов (иностранцы называли их бусами, русские - "сандалами") разного размера («целые» и «половинные»), но все более крупные и высокобортные, чем струги. Персидские суда были вооружены более, чем 30 орудиями. На части кораблей находились отряды лучников. Персы соединили свои суда железными цепями, «в надежде захватить их [казаков] всех как бы в сеть, чтобы никто не мог ускользнуть». Это, однако, лишало корабли подвижности и, в случае неудачного исхода сражения, обрекало на гибель всю флотилию.

Персидские сандалы на гравюре 17 века

Разин стремился выманить флот противника в открытое море, где подвижные казачьи струги имели бы преимущество. Увидев персидские суда, казаки обратились в обманное бегство прочь от острова, притворно плохо управляя своими судами. Персидский флот устремился следом под звуки труб и барабанов. Когда противники достаточно удалились от берега, казаки повернули назад, вступив с персами в жаркую перестрелку, и сосредоточили свой огонь на украшенном большим флагом судне Мамед-хана. Опытный пушкарь на струге Разина поразил вражеский флагман из пушки специальным зажигательным снарядом, наполненном хлопком и нефтью. На бусе вспыхнул пожар, потом взорвался запас пороха, разрушив часть судна. Мамед-хан поспешно перешёл на другую бусу. Горящий флагманский корабль стал тонуть, увлекая за собой цепью соседнее судно.

Пользуясь начавшейся среди персов неразберихой, казаки стали обходить и атаковать один за другим их корабли, прицепляясь к ним и поражая персов на высоких палубах с помощью длинных жердей с привязанными пушечными ядрами. Персы отстреливались из ружей и луков, но не могли противостоять казакам. Персидские корабли были захвачены и потоплены. В качестве трофеев русским досталось 33 пушки.

Из всего персидского флота уцелело лишь три судна, которые бежали от казаков. На одном из них спасся Мамед-хан, но его сын — Шабын — и дочь (персидская княжна из песни «Из-за острова на стрежень...») попали в плен к казакам. Большинство персов погибли, многие сами бросались в море с обречённых судов, чтобы не попасть в руки казаков.

А. Александров. Ст. Разин после победы над персами

25 августа Разин явился в Астрахань и принес повинную, положив бунчук и знамена в приказной избе. Казаки обещали, что сдадут всех пленных персиян, выдадут пушки, отпустят русских служилых людей без задержки.

Взамен этого они получили разрешение выбрать шестерых выборных и отправить в Москву ходатайствовать перед царем о полном прощении.

Астраханская легенда гласит, «Приехал Стенька из Персидской земли и стал астраханскому воеводе челом бить: “Отпиши царю русскому, что, вот мол, разбойничал, а теперь прошу у него милости”. У Стеньки много добра всякого из-за моря привезено было, у воеводы глаза и разбежались! Что ни завидит воевода, всего-то ему хочется и того, и другого, и третьего. Понравилась ему у Стеньки шуба. “Продай, — говорит, — шубу, подари, нешто тебе ее жалко?” А шуба была заветная, не дает ее Стенька. Грозит воевода: “Царю пожалуюсь!” Отдал Стенька шубу со словами: “На тебе шубу, да чтобы не надеяла она шуму!”

Так оно и вышло. Стенька после всю Астарахань (так в XVII в. называли Астрахань) разорил, а с воеводы Прозоровского снял шкуру, как шубу, спустив ее по самые пятки» …

Воеводы хотели было получить от казаков все награбленные у персиян товары, но это им не удалось — а товаров было так много, что фунт шелка продавался в то время по 18 коп. На радостях Разин пировал, устраивал празднества и катался по Волге. 

Гравюра Шюблера с картины П.Ф. Яковлева «Атаман Стенька Разин и персидская княжна.» 

Во время одного из таких катаний разгоряченный вином Разин стал на край струга, схватил свою любовницу-персиянку и бросил ее в Волгу со словами: "возьми Волга-матушка! много ты мне дала серебра и золота и всякого добра, наделила честью и славою, а я тебя еще ничем не поблагодарил!".

Степан Разин бросает в Волгу персидскую княжну. Гравюра из «Трех путешествий» Я.Я. Стрейса. 1681

Интересная литературная зарисовка от Любови Папеты (solaris777 ), 2012 год: Когда войско Степана Разина возвращалось из Персидского похода, его ладьи проплывали мимо села под Астраханью на стрелке рек Волги и Болды. Местный кузнец Степан-бобыль на закате купал в Волге коней. На берегу он нашёл женщину в промокших парчовых одеждах. Она была чуть жива. Он отнёс её к себе в избу. Несколько дней женщина была в жару и беспамятстве. А когда пришла в себя, с трудом объяснила своему спасителю, что бросилась с борта в реку, спасаясь от пьяного атамана. Парчовые одежды надулись колоколом и дали ей возможность доплыть до берега. Влюбился кузнец в прекрасную персиянку и обвенчался с ней. На венчании невесту накрыли тонким белым покрывалом, расшитым ею золотыми звёздами и месяцами, а на женихе была алая рубашка, вышитая таким же узором. На шее невесты поблёскивало и тонко звенело золотое ожерелье, состоящее из нескольких рядов маленьких и больших монисток - невиданное в этих краях украшение... До сих пор не прервался род персиянки Фатьмы и Степана-кузнеца. Из поколения в поколение передаётся старшей дочери или старшей снохе в наследство золотое ожерелье княжны и умение вышивать гладью.

Б.Кустодиев Ст.Разин

Вот как описывается это событие очевидцем Я.Я. Стрейсом его «Трех путешествиях» 1676 г.: При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с ее братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку.

Кашкуревич Анатолий. "Степан Разин"

 На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть свое горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя. Судя по всему убиение княжны было одновременно и подарком водяному духу за удачу в бою, в которого мореходы верили, и своеобразной местью врагу за гибель близкого товарища. А возможно он верил, что женщина на корабле к несчастью, вот и избавился от нее незамысловатым способом.( Источник: i-fakt.ru)

Продолжение следует...

Это конец

«The field is lost. Everything is lost. The black one has fallen from the sky and the towers in ruins lie» «Битва проиграна. Всё проиграно. Чёрный упал с небес и башни...

Неведомый "луч молнии" снес штатовский дрон
  • pretty
  • Вчера 13:36
  • В топе

Автор: АМАРАНТ"Что это было???" Дорогущий MQ-4C Triton потерял связь с оператором над Черным морем. Что это было?Northrop Grumman MQ-4C Triton — разведывательный дрон большой дальности и...

В Мадриде наши услышали крик: "Русских бьют!" Когда спасли - оказался молдаванин
  • Hook
  • Вчера 09:54
  • В топе

В Сети распространился и его обсуждают такой вот рассказ, оставленный в комментариях одним из пользователей. Сорвались и побежали. Трех молодых ребят и двух девчонок какие-то полунегры атаковал...

Обсудить
  • грустная история
    • KAMAS
    • 29 февраля 2016 г. 03:28
    Обыкновенный бандит, вроде чеченских полевых командиров.
  • Для того , чтобы судить о Разине как о бандите надо погрузиться в 17 век, понять ментальность. Разин - народный лидер, жаждущий первопроходства, Он не мог не объявиться истории: слишком много энергии, слишком большой дар влиять на людей. Поступки были всегда на грани, но это следствие определённой душевной настройки- быть честным перед ватагой и беспощадно коварным и жестоким к врагам.
  • Грозный, Грязной, Грязин, Разин... Действительно, грустная история.
  • На первой иллюстрации сильно на Шукшина похож....