Главные новости дня в Телеграм Конта. Подписывайтесь

Листая старую газету

2 56

Известия, 11 июня 1949 г.

Рабский труд в Южной Африке

М. АФОНИН.

«Дугласу Уолтону есть что рассказать»,— пишет У. Галлахер в своем предисловии к английскому изданию книги Уолтона «Куда идет Южная Африка». В ней автор рисует ужасные условия жизни народа банту, составляющего основную часть населения Южной Африки. «Это страшнее любой картины дантова «Ада»!— восклицает Галлахер, и к его гневным, обличительным словам нельзя не присоединиться, когда знакомишься с приведенными автором фактами и документами, разоблачающими империалистическую политику современных крепостников и рабовладельцев в Южной Африке.

Книга Уолтона — не только экскурс в историю, это — сегодняшняя Южная Африка. Положение в Южно-Африканском Союзе (ЮАС) уже не раз привлекало внимание организации Объединенных нации, мировой общественности, в частности, в связи с дискриминационной политикой южно-африканских правителей в отношении проживающих там индийцев.

На II сессии Генеральной Ассамблеи ООН советский представитель тов. Громыко говорил, что эту политику «нельзя иначе охарактеризовать, как политику фашистского толка, политику, которую проводили в свое время гитлеровцы в Германии до войны и во время войны».

Политика эта не может вызвать удивления, особенно теперь, когда отъявленного расиста Смэтса на посту премьер-министра ЮАС сменил старый приверженец Гитлера и нынешний прислужник американских империалистов Малана. Малан, несомненно, хорошо усвоил свирепый дух бывшего германского колониального комиссара в Африке Карла Петерса, следовавшего своей преступной доктрине: «Негра нужно бить. Это единственный язык, который он понимает».

«Обеспечить развитое туземных народов в чисто туземном духе так, чтобы это развитие не наносило ущерба интересам европейцев»,— эта откровенно рабовладельческая доктрина принадлежит английскому колонизатору Т. Шепстоуну. Она закреплена законом и является краеугольным камнем всей политической жизни Южной Африки сегодня.

Вся экономика Южно-Африканского Союза полностью монополизирована иноземными империалистами. Им принадлежат вся промышленность, средства сообщения, предприятия общественного пользования и девяносто процентов сельскохозяйственного производства.

Коренное население — не более как поставщик дешевой рабочей силы для промышленников и крупных землевладельцев. Оно насильно загнано в так называемые «туземные поселения», или резервации, земельный фонд которых составляет едва десять процентов обрабатываемых земель страны.

Крестьяне-банту, живущие в резервациях, по существу являющихся концентрационными лагерями, обречены на голод и вымирание. Миллионы банту — батраки или «сквоттеры» — живут впроголодь, подвергаются жестокой эксплуатации. «Сквоттер»— фактически крепостной крестьянин. За жалкий клочок земли и право выпаса скотины он обязан по закону отработать на хозяина 180 дней в году.

Рабский характер труда батрака и «сквоттера» дополняется их полнейшим бесправием. Специальный закон «О хозяине и слугах» закрепляет слуг за хозяином на определенный период, до истечения которого банту не может бросить работу. По мере того как в промышленность вовлекается все больше рабочей силы, плантаторы для удержания батраков стали прибегать к мерам жестокого террора.

Ужасающая нищета обитателей резерваций — не только следствие мизерности дохода от жалкого клочка земли, принадлежащего банту. Промышленники, плантаторы используют все средства политического и экономического нажима на жителей резерваций, чтобы заставить их идти работать в рудники, на плантации. Этой цели, в частности, служат обложение крестьян непосильными налогами, система пропусков, фактически лишающая народ банту каких бы то ни было прав.

Помимо квитанций об уплате налогов, включая налоги на землю, жилище, подушный и общий налог, банту обязан иметь особые разрешения на поиски работы, на посещение родственников, на право передвижения, пропуск на работу, пропуска для различных частей страны и еще «специальный» пропуск — для хождения после девяти часов вечера.

Слово «правосудие», пишет Дуглас Уолтон, почти не имеет смысла для банту. Уолтон рассказывает такой случай: «Белый фермер запряг несколько туземных детей в свою повозку... и заставил их тащить повозку через реку, причем все дети утонули». Плантатор остался безнаказанным.

Империалисты именуют резервации «золотым дном», где их прежде всего привлекает дешевизна рабочих рук. Обычно банту, которого нужда, а часто специальные меры беззастенчивого принуждения гонят на шахты и рудники, за одну и ту же работу получает в 10—15 раз меньше европейца. Банту не допускается на квалифицированную работу. Бытовые условия шахтеров, живущих в бараках при рудниках, ужасны. Пища, которую получают рабочие, отвратительна. Подавляющее большинство коренного населения, пишет Уолтон, незнакомо со вкусом овощей, фруктов, масла, рыбы, яиц.

Правительство ЮАС расходует 3 миллиона фунтов стерлингов на тюрьмы и 2,5 миллиона фунтов — на просвещение. «За очень небольшими исключениями народ банту рассматривается правительством как самый низший слой населения: против него направлено все репрессивное законодательство»,— резюмирует автор свои многолетние наблюдения и исследования жизни многомиллионного южно-африканского народа.

Американские монополии, быстро вытесняющие повсюду, интересы европейских колониальных держав, прибирающие к рукам источники сырья и рынки под флагом «плана Маршалла» и военных нужд Атлантического пакта, уже глубоко запустили руку в южно-африканскую экономику.

Еще в 1947 году импорт Южно-Африканского Союза из США составил 428 миллионов долларов, увеличившись более чем на 600 процентов но сравнению с 1939 годом. США заняли господствующее положение во внешней торговле ЮАС.

Антианглийская позиция Малана используется американцами в полной мере. В иностранной печати, особенно американской, разрабатывающей вопрос об установлении мирового господства США, можно найти немало страниц, посвященных «африканской военной базе снабжения».

Рабовладельческая формула «развития народов в чисто туземном духе» положена в основу американского плана экономического развития отсталых стран. Эти свои колонизаторские планы американские империалисты пытаются всячески маскировать, выдавая их за стремление «приобщить к цивилизации» народы колоний.

Все это не ново, и как все это выглядит в жизни — о том правдиво, искренне рассказывает в своей книге Дуглас Уолтон. Впрочем, и сама американская действительность, где негров, по справедливому замечанию американской писательницы Маргарэт Хэлси, «содержат в неофициальном рабстве», может служить не менее разительным примером пресловутой «цивилизации» и «западной демократии».

Истинные намерения современных рабовладельцев с циничной откровенностью раскрыты Маланом год назад в парламенте, где он заявил: «Дайте неевропейцам численное превосходство в парламенте, дайте им сверх этого еще образование, обеспечьте им к тому же социальное страхование наравне с европейцами, дайте им право организоваться в области труда, которое предоставит им возможность добиваться удовлетворения своих требований посредством забастовок, предоставьте им политическое равенство и дайте им оружие,— тогда вы достигнете одного конечного результата, а именно: неевропейцы будут управлять страной». Вот чего боится Малан! Он никак не хочет допустить, чтобы неевропейцы, т. е. коренное население Южной Африки, управляли собственной страной.

Однако вся сложная система угнетения не могла, да и не может удержать народ банту от классового и, национального пробуждения. Несмотря на попытки лейборизма внести раскол в среду рабочего класса, воспрепятствовать единению, солидарности белых п туземных работах и батраков, растут и крепнут рабочие организации, авторитет и влияние коммунистической партии Южно-Африканского Союза.

Дуглас Уолтон с большой теплотой рисует картины мужественной освободительной борьбы африканских народов, пробуждения их политического сознания, роста национального единства. «Правительство Южной Африки заявляет, — пишет Уолтон,— что для того, чтобы сколько-нибудь значительно поднять уровень жизни туземцев, потребуется сто лет. Но, когда перед глазами у всех стоит такой пример быстрого экономического развития ранее отсталых народностей, какой дает СССР, пример, который требует только изучения и подражания, становится ясно, что те, кто говорят о необходимости столетнего развития, думают отнюдь не о благосостоянии своих народов».

Несвободная от некоторых недостатков, книга Уолтона тем не менее правдиво показывает колониальный мир, столь тщательно приукрашиваемый англо-американской пропагандой.

Война дронов. "Украина производит более 3000 FPV-дронов в день"

Украина производит (готовит для фронта) более 3000 FPV-дронов в день — ForbesВ феврале я написал небольшую заметку "Война дронов". Там я сетовал на то, что у Украины дронов очень м...

Подразделения КНДР едут на СВО?

Вчера немецкий обозреватель, Юрген Наудитт, сообщил, что Северная Корея в июле направит инженерные подразделения на Украину для восстановительных работ. Привлекаться они также могут и д...

ЗА МОСКВУ ИЗ РУССКИХ СНОВ!

Всем доброго здоровья! Фотография из свободного доступа в интернете 20 июня 2024 года, на 82-ой внеочередной конференции Московского городского отделения Политической партии ЛДПР, в со...

Обсудить