Разнообразие форм жизни Православия в мире.

0 853

Многие в нашей стране (в том числе и православные) часто забывают, что Православная Церковь — это не только РПЦ. Вселенская Церковь состоит из 15 независимых Поместных Церквей, и Русская — лишь одна из них. Все они находятся в вероучительном единстве, но имеют свои частные особенности, относящиеся как к местным богослужебным традициям, так и к способам существования в мире. Последний вопрос может быть наиболее интересен для публичного ознакомления.

Попытаюсь в меру своих скромных сил сделать беглый обзор этого многообразия. Но сначала придется коснуться вопроса соотношения разных Поместных Церквей. Главное: они сильно различаются по своей численности и земным возможностям, но не по значению для Православия. Любые серьезные общеправославные решения могут быть приняты только консенсусом. Это сильно затрудняет быструю реакцию на современные вызовы, но попытки отойти от этого принципа, видимо, бесперспективны (что показал и неудачный опыт проведения Всеправославного Собора на Кипре в июне 2016г.). РПЦ — пожалуй, самая многочисленная и богатая из Церквей, но не самая авторитетная, и ей есть чему учиться у других.

По моему личному подходу, можно выделить ряд основных групп Церквей, классифицируя их по внешним условиям.

1) Церкви, паства которых является религиозным меньшинством в иноверном (мусульмане) и инославном (католики и протестанты) окружении. Это Александрийская, Иерусалимская, Антиохийская, Албанская, Чешская, Польская и (отчасти) Константинопольская и Американская. Особенности: довольно бедственное положение, необходимость во внешней поддержке. Реакция: внешние трудности духовно закаляют, но также служат причиной внутренних «комплексов» и «деформаций».

2) Церкви, важная роль которых официально признана государством и большинством общества. Это, пожалуй, только Кипрская и Элладская (Греческая). Здесь Церковь 500 последних лет непрерывно возглавляла национально-освободительное движение и становление государственности (например, на Кипре первым президентом был выбран архиепископ Макариос). Поэтому сейчас пользуется полной, официальной и почти не осуждаемой обществом господдержкой (вплоть до зарплат священников). Результаты: Очень спокойное отношение к материальной стороне церковной жизни, сильно облегчающее духовные и пастырские задачи, отсутствие острых конфликтов на этой почве. Но при этом многие русские отмечают небрежность в богослужении и некоторую расхлябанность нравов.

3) Церкви, паства которых сильно связывает свою национальную самоидентификацию с Православием, но пережила период власти атеистической идеологии. Это Грузинская, Болгарская, Румынская, Сербская и (отчасти) Русская. Здесь ситуация похожа на всем нам знакомую, но есть особенности, связанные с отличием этих государств от РФ (бОльшая степень мононациональности и моноконфессиональности, меньшая затронутость антирелигиозными гонениями, меньшая подверженность имперским амбициям). Соответствующая специфическая проблема — религиозный национализм (в богословии это называется этнофилетизм и осуждается как одно из отклонений, наряду с папистским универсализмом).

4) Особые случаи — Русская, Константинопольская и Американская Церкви. РПЦ уникальна тем, что распространяет свою юрисдикцию на несколько современных государств (в основном это страны бывш. СССР, но есть еще ее автономные части в Японии и Китае, а также автономная заграничная Церковь — РПЦЗ). Константинополь также претендует на широкую юрисдикцию и имеет автономии (Финскую и Эстонскую). Американская Церковь получила полную независимость от Русской в 1970г. (официально признанную не всеми Церквями). Де-факто является независимой (основной язык — английский и большинство паствы говорит именно на нем) и имеет братское общение со всеми Поместными Церквями, хотя некоторые официально считают ее при этом автономией от Русской. Однако, наряду с АПЦ в обеих Америках (как и во всем мире) существует много приходов и даже епархий почти всех Церквей, ориентированных преимущественно на диаспоры своих стран ( но занимающихся и прозелитизмом). Так что там есть признаки и 1) и 3) групп. Положение православия в Америке - очень интересная тема для рассмотрения. Там много положительных явлений — реальные независимость от государства и равноправие с другими конфессиями; при этом экономическая обеспеченность достаточна для самостоятельного выживания, но не чрезмерна, чтобы вредить духовной жизни (там очень развита взаимопомощь, а многие клирики зарабатывают светской профессией, как в апостольские времена). Есть и проблемы, связанные в основном с межнациональной и межтрадиционной запутанностью.

Имеется еще такое уникальное явление, как монашеская республика Афон. Официально он находится под юрисдикцией Константинополя, а политико-административно считается автономией Греции. Реально он имеет высокую степень независимости и высочайший авторитет. Я думаю, растолковывать тут особенно нечего, многие в этом компетентнее меня, если судить по обсуждениям визитов туда Путина :).

Современное положение РПЦ в России — тема более детального рассмотрения. До этого я тоже когда-нибудь доберусь, и сделать это будет легче в свете приведенного выше обзора. 

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

С.Афган: «В 2025-м году произойдёт крутой поворот в геополитике...»

Нравится кому-то или не нравится, но гражданин мира Сидик Афган по прежнему является сильнейшим математиком планеты, и его расчёты в отношении как прошлого, так и будущего человечества продолжают прик...