Митрополит Тихон (Шевкунов) о Конце света, антихристе, коронавирусе, хакерах, либералах, ситуации в Сретенской семинарии, Сталине, русском единстве и пророчестве старца Иоанна Крестьянкина…
Царьград: Владыка, предлагаю "начать с конца". Конца времён. Мы, православные христиане, очень склонны "вычислять", когда же придёт антихрист. Только за последние десятилетия мы и в ИНН, и в штрихкодах, и в СНИЛСах – во многом искали "печать антихриста". Но тогда для большинства это ещё не было так страшно.
И вот сейчас, особенно после последней программы "Бесогон" Никиты Сергеевича Михалкова и того, как буквально несколько дней назад Синод Молдавской Православной Церкви выступил с опасением по поводу возможности микрочипирования через вакцинацию против коронавируса, многие испугались. Многие думают, что эти "времена и сроки" уже вот-вот наступят, а потому бьют тревогу.
Известно, что вы довольно критически относитесь к таким настроениям. А буквально на днях у вас даже была проповедь на эту тему, где вы предостерегли против этих страхов. Разъясните, пожалуйста, свою позицию.
Митрополит Тихон (Шевкунов):
В миру говорят: "Матчасть надо изучать". А я скажу, повторяя за очень многими и многими: "Надо изучать Священное Писание". В нём всё сказано. Да, в разные времена люди более чем достойные, в том числе достойные внимания и доверия, говорили о том, что прямо сейчас приходит время Апокалипсиса. Вот-вот придёт антихрист.
Отец Иоанн (Крестьянкин), когда записывал своё обращение по поводу ИНН, вспомнил, что в такой ситуации были и преподобный Амвросий Оптинский, который говорил, что в самое ближайшее время придёт антихрист, и Иоанн Златоуст. На самом деле они и ошибались, и не ошибались. И вот почему. Я выскажу, может быть, в большей степени мнение личное, но всё-таки дерзаю думать, что оно основано на святоотеческой традиции.
Ещё святой апостол Иоанн Богослов, память которого мы праздновали 21 мая, говорил, что в мире уже много антихриста. И первое поколение, и второе поколение христиан ждали Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа для того, чтобы Он победил всякое зло здесь, на земле. Ждали они и пришествия антихриста, и кого только им ни называли в разные времена – от Нерона до Наполеона и Гитлера. И Сталина, даже, тоже называли "антихристом". Но вот что я для себя во всей этой ситуации понял, позволю себе этим поделиться.
Человек рождается, доживает до старости. И в каждое мгновение его жизни работает механизм и его смерти. Он может умереть от болезни, может умереть от того, что мы называем несчастными случаями, может быть подвергнут какой-то агрессии и быть убитым. То есть в любой момент механизм смерти работает по отношению к каждому человеку. Мы это все прекрасно понимаем – memento mori. То же самое и в мире.
Конец человеческой истории, смерть человечества или, скажем так, предсмертное, предсамоубийственное состояние человечества, которое должен пресечь и от которого должен спасти своим Вторым Пришествием Господь наш Иисус Христос, существует всегда. "Во всю землю изыде вещание их, и в концы Вселенныя глаголы их". В апостольские времена уже вся ойкумена, известная просвещённому миру, была оглашена евангельской проповедью. Что является одним из признаков окончания человеческой истории.
Механизм пришествия антихриста, механизм усиления и окончательного торжества зла в мире, работает для всех поколений без исключения. Так же как и работает механизм смерти в нас. Но Господь не попускает смерть раз за разом, день за днём, год за годом. То же самое и в человеческой истории. Всё для пришествия антихриста готово, но Господь не отнимает Удерживающего, Господь не даёт этому совершиться до того времени, когда Он это попустит. Единое время только Ему известно.
Вот поэтому ничего странного нет в том, что и святой Иоанн Златоуст, и святой преподобный Амвросий Оптинский, и многие-многие другие святые, подвижники, философы говорили о том, что вот-вот, наше поколение – это поколение, которое должно будет встретить Господа в Его Втором Пришествии, должно будет противостоять антихристу.
Я вспоминаю одного великого подвижника XX века, который долгие годы пробыл в лагерях. И он говорил, что у них не было никаких сомнений, что пришли последние времена. Просто никаких. И Евангелие по всему миру известно, и есть тоталитарная коммунистическая идея, которая провозгласила, что она восторжествует во всём мире. Один из главных постулатов этой идеи – борьба с Богом. Один за другим лидеры этого кровавого движения говорили: мы уничтожим саму идею Бога в народе, само Имя Божие не будет произноситься. И даже на Престоле, как сказано в Апокалипсисе, садились на месте Бога: сколько угодно было случаев, когда взламывали храмы, рушили Царские врата и садились сами или кого-то сажали на Престол, на котором некогда совершалась Божественная литургия.
Этот подвижник, о котором я сейчас вспомнил, говорил: мы даже не думали, что будем ещё когда-нибудь служить на свободе, мы были абсолютно убеждены, что всё уже свершилось. Вот он, антихрист, коллективный антихрист или антихрист персонифицированный, в лице этих коммунистических лидеров. Но видите, этого не произошло.
Поэтому эти ожидания, они всегда были и будут в христианском мире. И это хорошо. Ничего плохого в этом нет. Мы должны быть бдительны. Но другое дело, что вместе с бдительностью ещё должна быть и рассудительность. И я как раз в той проповеди, о которой вы сказали, вспоминал о том, что всегда подчёркивал отец Иоанн (Крестьянкин). Что должна быть не только некая печать на правую руку и на чело с именем, символизируемым в Откровении цифрой 666.
Но в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ должно быть отречение от Христа и поклонение "зверю", поклонение антихристу. И это будет произведено под страхом того, что всякий, кто не поклонится антихристу, «зверю», как сказано в Апокалипсисе, тот будет убит. Подобно тому, как при Навуходоносоре была попытка убить трёх отроков в вавилонской печи. Ведь там тоже был идол, а что он собой представлял? Многие из святых отцов говорят, что этот золотой идол, которому надлежало поклониться, был изображением самого Навуходоносора. И ему, обожествлённому, должно было поклониться всё человечество, а те, кто не хотел поклониться, сжигались в этой страшной печи.
Мы видим изображения деспотов, которым следовало поклоняться впрямую, в некоторых странах это есть и сейчас, выражая им абсолютную лояльность в ущерб своей собственной вере, в ущерб собственным принципам, своему упованию. Но без этого не будет никакого пришествия антихриста. Всё остальное – это не то, о чём говорится в Священном Писании. Это какие-то придуманные людьми вещи. Что интересно, буквально вчера я читал отзывы на мою проповедь, где я говорил эти же самые истины – о поклонении антихристу и об отречении от Христа. Очень интересная была реакция, очень интересные были комментарии: "Отец Тихон ошибается, вначале наложат печать, а потом будет уже поклонение и отречение". И я ответил одному: "Слушайте, а может, вы в Священное Писание посмотрите, в Откровение? Там чётко сказано, что следует одно за другим: сначала поклонение зверю, а потом наложение этой печати. Уж если для нас Священное Писание не является авторитетом и мы его подправляем, то кто тогда мы?"
Ц.: Владыка святый, давайте оставим за скобками нездоровые эсхатологические настроения, если можно так сказать, поиск антихриста под своей кроватью... Не будем также говорить о чипизации, вот наша Генпрокуратура высказалась сейчас по этому поводу. И эта тема очень сложная, в ней надо разбираться. Но ведь есть еще сложность в отношении цифрового контроля над людьми, тем же персонифицированном учете, о котором и Патриарх наш говорил, что есть опасность давления на людей и подобного контроля над ними. И если все базы данных будут в руках просто безыдейных наших чиновников, это не так страшно. А если они окажутся в руках откровенно антихристианских сил?
Владыка Тихон:
Конечно, ничего приятного нет в том, что тебя будут контролировать во всём, тем более злые какие-то люди. Но мы знаем, что ангелы нас зрят всегда, а сердцеведец Господь видит наше сердце. Но это Бог и ангелы, которым мы доверяем. Однако и бесы тоже присматривают за нами так, что мы даже себе и представить не можем. Но этого мы почему-то не очень боимся и умалчиваем, а говорим о другом, о каком-то внешнем контроле людей, которых мы видим и понимаем, что можем попасться в лапы этого контроля.
Да, ничего в этом хорошего нет. Но вот так уж до смерти этого всего бояться – я, честно говоря, это не совсем понимаю. Ну что скрывать православному человеку? Свои дела, поступки. А может, это в какой-то степени, такой контроль, предохраняет нас от каких-то неправильных действий? Понимание того, что вот сейчас мы сидим и через экран на нас смотрят. Какие-то подслушивающие устройства и видеокамеры уже стоят по всем городам. А лет через 10–15 техника сможет уже на 100% обеспечить государству, или даже не государству, а частному лицу, (мы придём к этому в самое ближайшее время) полный контроль практически над каждым человеком.
Ц.: И избежать этого вообще невозможно? Спрятаться от этого в какие-то скиты, в Сибирь…
Владыка Тихон:
Сейчас можно говорить: давайте это прекратим. Ну давайте будем это требовать, давайте остаток своей жизни посвятим этой работе за права человека, этому труду, подвигу. Но это не дело Церкви. Ведь даже апокалиптическую Жену, символизирующую Церковь, согласно Откровению, и ту будет преследовать зверь. Очень многих православных христиан тот самый антихрист, который придёт в своё время, неизбежно настигнет и убьёт, и спрятаться от него будет невозможно. Сложно представить, что Енох и Илия, которые, как сказано в Откровении, придут в последние времена, будут в первую очередь говорить о том, что надо прекратить чипизацию и наружный контроль. Ну слушайте, они другим будут заняты, они будут Царствие Небесное проповедовать.
«Ищите прежде всего Царствие Небесное, всё остальное приложится вам». Читайте Евангелие, занимайтесь изучением именно Этого, и тогда узнаете очень много интересного. В том числе, что все волосы у нас сочтены. Так что не об этом речь у нас в Церкви. Хотя, конечно, всё это неприятно. Ну, неприятно, а дальше что?
Ц.: А почему вот эти настроения и вот эти разговоры, в том числе эти передачи, в том числе заявления Синода Молдавской Церкви, они появились именно в связи с нынешней пандемией коронавируса? Как это связано?
Владыка Тихон:
Любые внешние ограничения всегда действуют на людей раздражающе. И конечно, когда тебе нельзя выйти, нельзя пойти погулять куда хочется, многие к этому относятся особенно болезненно. И начинаются особого рода протесты. Я не знаю ситуацию в Молдавии. Но я с удивлением слышал, что начинается борьба за права человека в связи с ограничениями по пандемии.
У нас, к сожалению, слишком принято, в том числе и в православной среде, всячески негодовать и ругать государство, говорить, что «они такие-сякие, они всё делают неправильно, вот мне бы…». Это ведь та самая ленинская кухарка, которая "может управлять государством", – это она так громко и активно говорит в нас. Как Маяковский сказал, "все мы немножко лошади", так здесь можно сказать: "Все мы немножко эти ленинские кухарки".
Ну что ж, если человек считает, что он намного умнее и лучше представляет себе, как надо действовать в этой СВЕРХсложной ситуации, мы, имея свой уровень информации… Что ж, маленький флаг в руки, можно с ним пройтись вокруг собственного дома.
Ц.: С самого начала пандемии вы были последовательным, жёстким критиком так называемых коронаскептиков. И поддерживали ограничительные меры. И сейчас об этом говорите. Но все ли меры адекватны? Правильно ли, что чиновники из Роспотребнадзора, региональные главные санитарные врачи, те же самые губернаторы и мэры, вправе распространять свою власть, в том числе, чтобы закрывать храмы и монастыри?
Владыка Тихон:
Значит, что касается мер. Конечно, часть мер неадекватна. Но бОльшая часть – адекватна. Эти меры предлагают врачи. Ведь сейчас весь организм нашего русского, российского народа больной. В нём витает этот вирус. Представьте себе, что больной ложится в больницу, к нему приходит консилиум врачей и назначает ему 15 препаратов или каких-то процедур. А он начинает говорить: это неадекватно, а это адекватно, это правильно, а это неправильно. Но тогда его надо в другую больницу переводить, психиатрическую. Потому что если он смертельно болеет и так себя ведёт, то этот человек опасен и для самого себя, и для общества. Он просто не нормальный. Врачам надо доверять в данном случае.
Вот пример. У нас сегодня в Псково-Печерском монастыре была служба, на улице. И мы просили всех прийти в масках. Лично я считаю – лично я, но не врач, а просто батюшка, что маски на улице, при том, что люди стоят в двух с половиной метрах друг от друга, - это излишняя мера. Но, поскольку мне об этом сказал Роспотребнадзор, я всем объявил: приходите в масках. Мало ли что я думаю. Мало ли что мне в голову взбредёт. Мы сейчас все вирусологи. Мы сейчас все санитарные врачи-эпидемиологи.
Но слушайте, врач отвечает за здоровье пациента. В данном случае «врач» отвечает за здоровье пациента - всей нашей России. Организм народный болен, в нём вирус этот тяжёлый! И я глубоко убеждён, что надо соблюдать все назначения врача. А если вдруг выяснится, что какую-то витаминку нам на всякий случай дали сверх нормы, она не повлияла ни на что, она не вредна, она только на всякий случай была нам выписана, - СПАСИБО ВРАЧАМ за то, что они и здесь подстраховались. Ради нас! «Господь намерения целует», приветствует тоже, ободряет.
Ц.: Врачам, конечно, низкий поклон. Они действительно сейчас на передовой, как и многие священники. К сожалению, мы знаем, что немало священнослужителей пострадало и даже погибло от этой беды. Но как вы относитесь к призывам, что нужно расследовать факт пандемии? Настолько ли она стихийная или в ней есть, как многие предполагают, рукотворный фактор? Нужно ли это расследование? Не всё так гладко в этой пандемии, нельзя назвать ее второй «испанкой»…
Владыка Тихон:
Расследовать надо. И я думаю, уже расследуют и будут расследовать. Но не надо забегать впереди расследования. Как сейчас говорят: в вакцине будет жидкий чип. А я говорю: ребята, вполне возможно, я не знаю, не могу сказать, что этого не будет, но не могу сказать, что это будет. Мне задали этот вопрос и я ответил им так: «Скажите, чип будет духовный или материальный?» Они отвечают: конечно материальный. Говорю: вот когда будет вакцина, достаньте мне из неё этот чип, покажите его и его свойства. И если он действительно делается таким сыщиком для человека, постоянным, 24 часа в сутки, то тогда надо будет очень серьёзно задуматься, что это такое, и отказаться от прививок.
Но если вы ещё гипотетической вакцине, которую только делают для людей, присваиваете эти вот качества, не доказав ничего, – ну слушайте, это, нечестно, мягко говоря. Возьмите, докажите, обоснуйте, покажите всем нам вещдоки, и тогда мы, конечно же, не будем принимать этот чип, ну, переболеем...
Ц.: Известно, что сейчас в Telegram-каналах распространяется то ли Ваша взломанная переписка, то ли якобы взломанная, тем не менее, ее очень много, некоторые Telegram-каналы чуть ли ни торговали этой перепиской, мол, если кому-то интересно, что пишет Владыка Тихон (Шевкунов) высоким руководителям государственным, чиновникам, пожалуйста, заплатите деньги и можете прочесть. И кое-что, действительно, появлялось. Прокомментируйте, пожалуйста, этот момент.
Владыка Тихон:
Действительно, у меня была взломана переписка, и те материалы, которые один из сайтов публикует, и другие сайты ре-публикуют, они действительно из моей переписки. Никаким высоким государственным деятелям я, конечно, не пишу. Там этого нет, там обычная рабочая переписка, которая иногда касается каких-то дел, которые Патриарший Совет по культуре ведет вместе с администрацией президента. Это, например, исторические парки. Это совместная деятельность многих исторических вузов, исторических институтов, Патриаршего Совета по культуре и администрации президента, которая обеспечила координацию этого всего. Что касается покупки. Да, действительно, через одного человека ко мне обращались, просили 10 миллионов за то, чтобы эти распечатки больше не публиковались. Но 10 миллионов большие деньги, особенно для нашей Псковской Епархии. И я им сказал: «Слушайте, заплатите на счет Псковской Епархии 10 миллионов и я просто в свободном доступе сразу выложу всю свою переписку, никаких у меня, в этом смысле, нет проблем». Что касается, что это публикуют, конечно, там масса домыслов. К примеру, из того, что я видел. Я с удовольствием читаю, это как старый, забытый дневник, тебе напоминает, и ты с удовольствием прочитываешь. Особенно вот сейчас там было про исторические парки. Действительно, там большие суммы, но эти суммы поступали не отцу Тихону, и не в фонд какой-то или Патриарший Совет по культуре. Все эти суммы большие. Не представляете, там надо построить здание в Санкт-Петербурге 15 тыс. кв. метров и оснастить его последней современнейшей техникой, чтобы сделать его таким увлекательным, в первую очередь, для молодежи, учебным путешествием для нашей истории. Кстати эти парки признаны вторыми (или третьими) по посещаемости в нашей стране, слава Богу. Конечно там большие цифры, которые выделяет ОАО «Газпром», область (прим. Псковская), для того, чтобы построить. И эти деньги идут в область! Они не идут куда-то, не в Патриарший Совет по культуре, но через фонд или ОАО «Газпром» идут напрямую в область. И они закупают и аппаратуру, и строят, и делают всё необходимое по затратам. И проверяется это всё несколькими структурами: силовыми, надзорными органами, прокуратурой, местными областными органами. Сейчас почти 25 исторических парков, и там целые структуры работают, которые все время отчитываются за средства. Вот такие здания, 4 тыс кв. метров, 15 тыс кв. метров, все напичканые всей этой электроникой, но ничего сверх там нет. Но, конечно, из этого делаются самые сногсшибательные выводы. То же самое по Херсонесу (музей-заповедник "Херсонес Таврический". – Ред.). Там большая сумма, больше миллиарда рублей выделена для того, чтобы привести в порядок Херсонес, сделать там огромный археологический центр, сделать там огромный археологический парк, привести в порядок всё вокруг, вспомнить это великое место, родное для каждого из нас, потому что в нем произошло Крещение Руси. Это проект до 2024 года, и тоже все эти деньги выделены и находятся на самом жесточайшем контроле, не ошибусь, если скажу, - десятка организаций. Всё это читаешь, смотришь и думаешь: «Ну ладно, пускай люди упражняются в конспирологии».
Ц.: Владыка, может нужно тогда больше какой-то церковной гласности, если можно так выразиться. Telegram-каналы, в которых непонятно кто это, какие-то анонимы, где то правда, где-то полу-правда, где-то абсолютная ложь. И, кстати, последние события, скажем прямо, довольно интересные, что Святейший Патриарх отстранил от служения двух архиереев, против которых в тех же самых Telegram-каналах были вывешены компрометирующие фотоматериалы. Для людей внецерковных: кому-то смешно, а для кого-то это шок. Может действительно, это процесс гласности и какого-то обновления, а может и «чисток», как сейчас говорят. Понятно, что это не 1937-ой, но какие-то кадровые чистки. Нужны ли они и должны ли они быть гласными?
Владыка Тихон:
Чистки как в 1937 году, конечно, все побаиваются. Но, конечно, «прорежать» любые структуры, «вспахивать», «бороновать» всегда очень полезно. То, что Вы сказали сейчас о двух епископах, нужно только молиться за них, за их паству, помоги им Господи. Но будет Церковный суд, и я глубоко убежден, самым объективным образом должен подойти к этому, более чем гласно в этой ситуации. Но, конечно, открытость нашей деятельности должна быть обязательна. Мы, делая исторические парки, продвигая и строя их, мы, конечно же, рассказывали всё это и в местной прессе и в федеральной прессе. Но всё это надо делать постоянно. Потому что не надо давать повода ищущим повода. Как только показалось, что уже все рассказал, все показал, а на самом деле всё далеко не так. Поэтому да, я принимаю вашу критику. Надо, действительно, рассказывать побольше. И приглашаю телеканал «Царьград» проехать по нескольким нашим историческим паркам, посмотреть финансовые документы, приехать в Херсонес, посмотреть (как только кончится, Бог даст, вся эта история с коронавирусом) что сделано, что будет еще сделано, посмотреть все наши проекты, поглядеть, куда идут эти средства, и на что идут эти средства.
Ц.: Мы обязательно воспользуемся вашим предложением, когда закончится эта ситуация, побываем и в парках и, безусловно, в Херсонесе. Кстати говоря, что интересно, у нас очень любят либералы любую гласность, любой демократизм использовать в своих интересах, якобы это одно и то же. Хотя, конечно, демократия - это скорее консервативный принцип, довольно таки общинный. Но они сейчас говорят, что пандемия коронавируса требует обновления Церкви. Тут речь идет и о том, что нужны и литургические формы, нашумела, так называемая, «онлайн-литургия», но это, по-сути, кощунство. Может тоже прокомментируете. Многие говорят, что нужно богослужения перевести на современный русский язык. Мы знаем опыты отца Георгия Кочеткова, весьма странные, весьма сомнительные, на мой личный взгляд, но Вы лучше в этом разбираетесь. Может тоже прокомментируете? Совсем недавно профессор Александр Щипков назвал эту тенденцию «протестантизацией православия». Есть ли опасность этой тенденции на ваш взгляд?
Владыка Тихон:
В начале 1990-ых мы опубликовали сборник, который так и назывался: «Протестантизм восточного обряда». Мы знаем, есть «католицизм восточного обряда». Вот мы как раз на эту тему еще вначале 1990-ых говорили. Что касается «литургии онлайн». Церковь православная основывается во многом на традиции. Но вот смотрите. Было ли когда-нибудь что-либо подобное? Да, скажут, когда не было интернета, когда не было телевидения, но подразумевается, что имеется возможность, якобы, совершить священником литургию в одном месте, а в другом месте он благословляет у верных агнец, вино и они становятся Евхаристической Кровью и Евхаристическим телом Христовым. «Почему?», - они говорят. - «Да потому что они в одном Духе, вот это и есть Церковь, для нее не важны расстояния». А тогда скажите мне: почему тот, который говорил: «Не будучи у вас телом, но пребывая с вами в Духе», апостол Павел, ничем подобным не занимался? А расставлял своих пресвитеров, которые кроме учительного послушания несли еще священническое послушание, послушание тайнодейства. Почему наши новомученники жили долгие годы без Евхаристии в тюрьмах? Ведь они же могли договориться заранее, что каждое воскресение в такое-то время священник, их духовник, например, совершая Литургию, благословляет их хлеб и то, что они приготовили для евхаристических жертв у себя, там, в тюрьме, они бы причащались совершенно спокойно. В голову им такое не приходило! Хотя они, новомученники в разных местах, в священном сане и не священном сане, уж точно были в едином Духе. Хотя это, конечно, крайне опасное и вредное заблуждение. Господь знает, как причастить людей. Мы знаем, что святые отцы говорили, если человек в смертном часу очень хочет причаститься, но не может, Ангелы его причастят. Но нам выдумывать и вносить эти новшества совершенно непотребно. Всякое обновленчество и безумная широта с горящими глазами, «юноша бледный со взором горящим», хотят как лучше, а получается как всегда, - ничего нет этого страшнее! Ничего нет страшнее разрушения церковной общины и тех традиций, которые есть у нас, и придумывания того, чего не было никогда в Церкви. Вопрос этот стал не сегодня, он давнишний. И не только на Поместном Соборе 1917 года, но и ранее. У меня есть прекрасная, любимая фраза нашего святителя Феофана Затворника, который признавал, что многие церковные тексты очень непонятны сейчас, в результате в том числе, к сожалению, и во многом неудачных «никоновских» переводах (богослужебной реформы второй половины XVII века, не принятой старообрядцами. – ред.).
Эти справы проходили постоянно в Русской Церкви, была не одна никоновская, до этого ещё были. Так вот святитель Феофан говорил: непонятен подчас богослужебный язык, и надо не завтра, а сегодня переводить наше драгоценнейшее богослужение, но не на русский язык, а снова на церковнославянский, но так, чтобы изложение было понятным, удобным, ясным...
Ц.: Владыка, не могу не сказать о своём личном опыте: я знаком и с "никоновскими" текстами, о которых Вы говорите, и с дораскольными. Так дораскольные порой понятнее, хотя и древнее.
Владыка Тихон:
Конечно, и вот что я вам скажу, смотрите. Мы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, когда я ещё был ректором Сретенской духовной семинарии, с нашей замечательной профессором Маршевой, замечательным филологом, специалистом по церковнославянскому языку, ещё лет 10 назад это проговорили. И я как ректор поставил задачу снова переводить наши богослужебные тексты на церковнославянский язык, и мы начали. У нас множество студентов это сделало, были прекрасные, замечательнейшие рецензии наших ведущих филологов из МГУ и других вузов, и это настоящий научный труд. Ребята делали настоящий научный труд.
Начали мы с перевода "Апостола". Потому что его, скажу честно, наиболее поверхностно, формально и невнятно перевели, это мое личное мнение, не ставим в укор патриарху Никону. И я вам скажу, что дониконовские переводы, дониконовские справы, а это тоже были справы, намного более понятны, иногда, и мы для того, чтобы не придумывать новое, сначала смотрели дониконовские тексты и оттуда что-то опять возвращали. И всё было не "крестообразными моисеевыми руками", а так, как у старообрядцев...
Ц.: Да, это очень символичный момент, когда при никоновской справе был искажён смысл и "крестообразно руками" превратилось в "крестообразные руки".
Владыка Тихон:
Да, символичный! Или никоновский перевод молитвы Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми". Ну не может Бог дать дух праздности, уныния, любоначалия!
Ц.: В древних текстах – "отжени".
Владыка Тихон:
"Отжени", то есть убери от меня. Ну насколько понятнее, насколько правильнее! Не буду уж дальше, чтоб народ не смущать, но, конечно, если переводить, то только на церковнославянский.
Более того. Вы упомянули священника отца Георгия Кочеткова. Он провёл огромную работу, и практически весь наш богослужебный корпус перевёл на русский язык. Но для меня лично это – неприемлемо абсолютно. И пройдёт какое-то время, они этот корпус выставят, и наши священники, и некоторые даже мои собратья-архиереи скажут: ну, вот, видите, уже всё готово, давайте служите. Тем более, некоторые уже в своих "подведомственных организациях" служили литургии на русском языке.
А нам скажут: ну, если вы говорите о том, что надо на церковнославянском, но приближенном к пониманию, так, дайте нам. А мы-то и дать ничего не можем. Вот адепты русского языка – молодцы, они трудятся, и трудятся усердно. А мы только начали в Сретенской семинарии и 10 лет это ведём. Точнее, прошу прощения, вели. И дай Бог, чтобы это развивалось.
Ц.: Владыка святый, и в этой связи как раз очень жёсткий и очень больной вопрос. Когда готовился к этой беседе с Вами, много поднял, и видно, что действительно очень много было сделано Сретенской семинарией. А сейчас, как я посмотрю, вокруг Вашего детища (а ведь уже четверть века, как Вы создали и руководили семинарией) сейчас происходит какой-то сплошной негатив. Какие-то споры, какие-то кадровые конфликты.
Меня лично поразило то, что совсем недавно было создано новое издательство Сретенской семинарии. Так первым изданием, которое в нём вышло, стала книга протестантского лютеранского пастора и теолога Дитриха Бонхёффера. Довольно-таки известного человека, но всё равно непонятно, почему Сретенская духовная семинария, которая долгие годы считалась оплотом консервативных позиций в Православии, сейчас перешла чуть ли не на какие-то филопротестантские позиции. Так ли это? И почему столько негатива вокруг ситуации со Сретенской семинарией? Можете ли это прокомментировать? Понимаю, что это больной для Вас вопрос, но тем не менее.
Владыка Тихон:
Помоги, Господи... Помоги, Господи... Помоги, Господи... (владыка вздохнул и трижды перекрестился. – Ред.). Давайте следующий [вопрос].
Ц.: Не будем об этом?
Владыка Тихон:
Давайте следующий... Помоги, Господи, владыке Амвросию (архиепископ Верейский, наместник московского Сретенского монастыря и ректор Сретенской духовной семинарии с 2019 года) и всем, кто с ним трудится...
Ц.: Владыка, к сожалению, сегодня всё чаще православных пытаются столкнуть друг с другом. Недавний случай. Парк "Патриот". Фактически уже возведён главный военный храм. И среди храмовых изображений была историческая фреска с изображением Сталина. Начался шум, что Церковь занимается апологией Сталина.
Мы ровно 13 лет назад воссоединились с Русской Зарубежной Церковью, известно, как много Вы для этого сделали. В прошлом году воссоединились с Западноевропейской Архиепископией, тоже эмигрантской частью нашей Церкви. Но до сих пор православных людей пытаются разделить на белых и красных. Вы, конечно же, следили за ситуацией с храмом в парке "Патриот", и как бы всё это прокомментировали? Как можно прекратить эту гражданскую войну столетней давности?
Владыка Тихон:
Мозги включать иногда. Вот именно для того, чтобы прекратить гражданскую войну, и многие другие проблемы, иногда включать мозги. При всём понимании, что Сталин – великий государственный деятель (никто этого, думаю, не отрицает, как и того, что Диоклетиан был великим римским государственным деятелем), его изображение в храме совершенно неуместно. В литургическом пространстве оно совершенно неуместно.
Как и изображение Владимира Владимировича Путина. Я когда это увидел, был абсолютно убеждён, что он отреагирует просто как опешивший человек. Собственно говоря, так примерно и получилось. В общем, повторюсь, надо мозги включать. И тогда меньше будет проблем... В другом месте – пожалуйста, есть историческая часть [парка "Патриот"]. Там есть музеи. Но в литургическом-то пространстве зачем всё это делать?
Ц.: Ну а можно ли всё-таки поставить точку в той гражданской войне?
Владыка Тихон:
Думаю, что очень нескоро. Вот, американцы до сих пор не могут поставить точку в своей гражданской войне полторы сотни лет. Поэтому не думаю. Тем более, когда вдруг находятся люди, которые говорят о том, что поставить точку – это значит, примирить. Но как можно примирить Троцкого и Деникина, Ленина и Государя?
Помните, у Достоевского в "Братьях Карамазовых", когда Иван обращается к Алёше и рассказывает историю, как помещик затравил собаками ребёнка на глазах у матери, и говорит: "Как может примириться эта мать с этим зверем-помещиком?" Только в Царствии Небесном. Только Божией силой. Но нам на Земле примирять непримиримое – это становиться котами Леопольдами. "Ребята, давайте жить дружно". Дружно с кем? Не будет примирения, полного, здесь, на Земле. Будет прощение, если есть высокая душа, готовая простить. Но примирить остающегося на этих позициях... Если бы было полное примирение, то и ада бы не было... Господь не примирился со всеми теми, кто от Него отказался и остался на сатанинских позициях, Он не примирился с ними. Он отправил: - идите в огонь вечный, проклятые! Они сами не захотели видеть правду, они хотят жить в неправде. Как с ними примиряться? С «неправдой» становиться на позицию «неправда»? Так нельзя. Поэтому: «Не мир принес я, но меч», в этом смысле. А если человек становится на сторону правды Христовой, то, конечно, тогда он становится нашим братом и частью нашей в Церкви Божией.
Ц.: И здесь хотелось бы ещё раз вспомнить урок 13-летней давности, когда как раз на Вознесение, 17 мая 2007 года, произошло воссоединение с Зарубежной Церковью. Они ведь тоже нас долго называли "Красная Церковь", говорили "красные священники", "красные архиереи". А в итоге мы нашли общие позиции. Они поняли, что и мы не такие "красные", а мы осознали их правоту во многих вопросах. Насколько этот пример важен для нас и сегодня?
Владыка Тихон:
Он важен. Хотя, на самом деле, мы в очень многих исторических вопросах не нашли примирения, то есть не встали на одну позицию. Но у нас есть один мир, один Альфа и Омега – Господь Иисус Христос. И мы стали едины не когда в философских беседах или в исторических дискуссиях пришли к консенсусу, и не тогда, когда стали уж настолько политкорректны, что решили: "Что белые, что красные – всё одинаково". Во многом мы остались, не понимая или не разделяя каких-то частных мнений, но мы стали едиными только тогда, когда мы увидели, что Господь Иисус Христос среди нас. Что Бог нас объединяет. Вот наше главное единство. А во второстепенном могут быть какие угодно расхождения.
Ц.: Владыка, завершая, хотелось бы вам задать вопрос как главе Псковской митрополии. Когда-то Вы сказали, что когда рукополагают священника, а епископа это, в данном случае, касается вдвойне, он должен задуматься, что не только алтарю служит, но ещё и "прораб". Понятное, что у Вас сейчас огромная хозяйственная работа. Что удалось сделать за два года управления Псковской митрополией? Известно, что проблем огромное количество, и Вы об этом говорили прямо. Какова ситуация сейчас?
Владыка Тихон:
Знаете, не сделано почти ничего, потому что для того, чтобы сделать, нужно всё всерьёз изучить, нужно создать концепцию, хороший проект. В частности, проект реставрации... Потом надо пройти все экспертные процедуры. Потом, прошу прощения, что опять и опять говорю об этом, надо средства изыскать. Потом – найти организации, которые смогут это всё воплотить в жизнь.
Поэтому сейчас идёт огромный предварительный процесс. Изучения, проектирования, согласования, и прочее, и прочее, и прочее. Мы начали укреплять аварийные склоны Псково-Печерского монастыря над пещерами. Это мы сейчас делаем, дренажи и прочее. Это – сверхсрочные работы. Также сейчас выходим на укрепление склонов в Святогорском монастыре, а там рушится целая стена, целый берег рушится в реку Великую, и даже целая башня уже нависает над рекой, вот-вот упадёт.
Но для того, чтобы это начать делать – надо финансировать. А для того, чтобы финансировать, даже если изыскали финансы, надо финансировать ту организацию, которой принадлежит этот берег. А берег, как выяснилось, не принадлежит никому. За 15 лет не нашли самого главного – собственника этого берега. Росприрода – не собственник, область – не собственник и так далее. Так вот, пришлось этот несчастный берег буквально силой навязать сначала одной организации, не буду уж называть, потом эта организация передала другой организации, а эта вторая организация передала уже Псковской области. И только сейчас, наконец, выделяется финансирование. И на всё это ушло, даже с моими небольшими возможностями, полтора года. А до этого 15 лет этого сделать не могли.
Поэтому всё непросто. Но сейчас идет мощнейшая работа по проектированию реставрации множества псковских памятников, наших храмов и монастырей. Кроме того, что это наши святыни, и это главное, это то, что будет десятилетия и столетия кормить и поить псковичей. Именно посмотреть на эти святыни, помолиться в них приезжает множество паломников и туристов из России и из-за рубежа. И именно эти средства пойдут в псковскую казну, на учителей, детей, на больных и так далее.
Ц.: Но ведь так должно быть не только в Псковской митрополии. Вообще вымирающая русская глубинка, огромное количество вымерших сёл и деревень, может, и она сможет возродиться таким образом?
Владыка Тихон:
Ну, деревни, я не думаю, что возродятся. Потому что то экстенсивное сельское хозяйство, которое там велось, уже не сможет приносить тех урожаев. Просто людям из этих земель надо понемножечку делать какие-то "поместья". Для питерцев, для москвичей, всех, кто может взять эти земли и привести их в какой-то порядок, чтобы жить там.
Кстати, хорошее соседство, хорошие помещики здесь [на Псковщине] были прописаны: Александр Сергеевич Пушкин, например. То есть, хотите стать соседом Александра Сергеевича Пушкина – берите себе земельку в Псковской области, она недорогая. Приезжать сюда сейчас просто будет: уже и самолёты, и поезда. А что касается промышленности Пскова – она невелика, но постепенно всё налаживается. И остаются ребята, и возвращаются те, кто уехал в Москву или Питер. Не с той интенсивностью, с которой хотелось бы, но делается это.
Сейчас мы проектируем огромный культурно-спортивный центр в самом Пскове. Там будут разные клубы по интересам, спортивные клубы для всех возрастов. Это будет и пространство, где люди смогут общаться, и, конечно же, церковная составляющая. Вот так надо делать жизненное пространство. И я вспоминаю одного из своих преподавателей по институту, Мераба Константиновича Мамардашвили, он сетовал, что в Москве нет жизненного пространства, где можно выпить чашечку кофе.
Так вот, это жизненное пространство, и церковное, и светское, должно в нашей стране возрождаться, и оно возрождается, оно уже существует. И расширяется. И вот тогда постепенно-постепенно всё наладится. Надо просто, помните, как сказал один великий дагестанец: работайте, братья! Вот это великое слово великого человека.
Ц.: Дай Бог, владыка. И дай Бог Вашего оптимизма, Вашей пассионарности и энергии и другим архиереям нашей Церкви, и нашим светским руководителям. Ну а поскольку мы начали нашу беседу "с конца", с Конца времён, хотелось бы и завершить подобным образом. Хотелось бы понять: когда же всё это закончится? Когда мы сможем посетить Псково-Печерскую обитель, где Вы сейчас находитесь, и в которой, к сожалению, последние месяцы нет паломников?
Владыка Тихон:
В первую очередь, я хотел бы поблагодарить всех тех паломников из Москвы и Санкт-Петербурга, которые не приехали к нам. Ещё в феврале я обратился к вам с просьбой не посещать Псково-Печерский монастырь. Тогда многие не поняли и даже обиделись на такие слова. Но здесь у нас очень много престарелых людей. И наш город, Печоры, тоже, в основном, город людей "за 60".
Если бы сюда, как во многие места России, в том числе монастыри, завезли бы эту болезнь, то Псково-Печерский монастырь мог бы стать (слава Богу, этого не было) эпицентром болезни. Поэтому спасибо вам за понимание, сердечно благодарю и призываю на вас благословение Божие за ваше рассуждение, за вашу любовь и терпение. Терпением вашим стяжите души ваши. И никто из нас не стал невольным виновником болезни или чего худшего, по отношению к нашим ближним. Это самое-самое главное. Чтобы по нерадению или неразумию этого не произошло.
Что касается того, когда. Не знаю. Сейчас мы служим на улице. Сегодня был замечательный солнечный денёк, и это было прекрасно. Вчера был дождливый день, и это тоже было прекрасно. Потому что мы служили, люди причащались, все под зонтиками. Но, всё равно, дух и ощущение таковы, что это по-настоящему непередаваемо. И я думаю, что, возможно, где-то в июле Псково-Печерский монастырь на какой-то период будет доступен для паломников.
Но, конечно, такие надежды – это гадание на кофейной гуще. Дай Бог, чтобы они сбылись. Но мы понимаем, что, скорее всего, будет и осенняя, и зимняя вспышка, как это всегда бывает с гриппами и ОРВИ. И к этому надо готовиться. Мы готовим и помещения, на всякий случай, для больных, и для наших монахов, и для жителей Печор. Дай Бог, чтобы это миновало, и эти приготовления были не нужны. Мы молимся об этом, но всегда надо быть готовым к тяжёлым испытаниям.
Ц.: Конечно, все мы переживаем, владыка. У каждого из нас уже есть знакомые или знакомые знакомых, которые уже пострадали от вспышки этого заболевания. Скажем прямо, страх существует. И мне бы хотелось, чтобы в заключение Вы обратились к нашим зрителям со словами архипастырского благословения. В том числе связанного с сегодняшней ситуацией.
Владыка Тихон:
Я обращусь со словами отца Иоанна (Крестьянкина). В 2000 году мы услышали от отца Иоанна удивительную историю. Он сказал, что ему дважды подряд, две ночи, было видение, не сон, а видение. За его 96 лет с ним происходило такое всего два-три раза. И один из этих случаев был в декабре 2000 года. День за днём он видел какую-то страшную, тяжёлую картину, о которой не хотел нам говорить. Но сказал и записал слова, которые были ему сказаны:
СТОЙ И СМОТРИ, ЧТО Я ПОПУСТИЛ ДЛЯ ВРАЗУМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ. ВИНОВНЫХ НЕ ИЩИТЕ. ВИНОВНЫХ НЕ ИЩИТЕ. МОЛИТЕСЬ. БУДЬТЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНЫ.
Что это было – мы не понимали. Спрашивали у батюшки, но он нам ничего не отвечал. И вот сейчас нам представляется, что это похоже, хотя я не могу сказать, что это 100% то, о чём говорил отец Иоанн, но очень похоже на то, что происходит сейчас. Запись этой цитаты отца Иоанна хранится в его келье. Мы её многократно публиковали, и в 2006-м, и в 2009 году. Вы можете найти келейные книги отца Иоанна, и там это всё опубликовано, вся эта фраза и вся эта история там есть. И мне нечего добавить в эти сложные времена.
Вот, вы сказали, что я оптимист, спасибо вам большое. Это высокое определение для сегодняшнего дня. Но мне самому кажется, что я всё-таки реалист. И именно отец Иоанн придал нам это направление поведения при нашем сегодняшнем испытании. Храни всех Господь. Христос Воскресе!
25.05.2020.
Оценили 0 человек
0 кармы