Академик Ухтомский: князь, богослов, ученый, епископ и монах

13 310

                                 Академик Алексей Ухтомский 

Алексей Алексеевич Ухтомский- великий российский ученый, до сих пор до конца не понятый, намного опередивший свое время. Будучи масштабным ученым в науке, он оставался верным Богу и ставил Творца в центр своей собственной жизни.

Академик Ухтомский действовал на стыке православной веры и светской науки, раскрывал, описывал понятным человеку языком принципы устройства нервной системы. В исследованиях он находил подтверждение многим словам Священного Писания.

Алексей Алексеевич Ухтомский происходил из рода Рюриковичей, которые правили Русью. Он родился 13 (25) июня 1875 года в селе Вослома Рыбинского уезда в родовом поместье князей Ухтомских (Рюриковичей) и стал прямым потомком Юрия Долгорукова в 23-м колене. Отец — отставной военный, мать — урожденная Анфимова. Кроме Алексея и умерших еще в младенчестве двух братьев, у них были дочери Мария и Елизавета и старший сын Александр, впоследствии епископ Андрей, личность, достойная отдельного описания. 

Закончил кадетский корпус. В кадетском корпусе Ухтомский увлекся не только физико-математическими дисциплинами, но и философией, психологией, этикой и литературой. К 18 годам он уже хорошо был знаком с трудами Аристотеля, Декарта, Спинозы, Фейербаха, Джемса, Гегеля, Ницше, Канта и других ученых и философов.

 Потом учился в духовной семинарии в Сергиевом Посаде. Годы, проведенные в Духовной академии, Ухтомский считал счастливейшими для своего духовного совершенствования. Тема его диссертации — «Космологическое доказательство Бытия Божия». В ней выдвигается тезис о неограниченных возможностях человеческого разума, об уникальности каждой личности.

                     Алексей Ухтомский в ранней юности 

В академии у Ухтомского появляется идея выявить естественнонаучные основы нравственного поведения людей, найти физиологические механизмы, с помощью которых складывается и развивается все разнообразие человеческой личности. Ухтомский становится кандидатом богословия. 

Потом Алексей Ухтомский закончил физико-математический факультет Санкт –Петербургского университета и пошел работать по научной стезе. 

С 1899 года Ухтомский был вольнослушателем на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, где овладел древнееврейским языком. А на следующий год он стал студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Началось время физиологии.

В 1902 году начал специализацию при профессоре Н.Е. Введенском. С 1909 года вел с ним совместную работу над рефлексами антагонистов.

В 1911 году Ухтомский защитил магистерскую диссертацию по теме «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний», в которой изложил результаты пятилетних опытов. В ней был впервые выражен принцип доминанты.

«Сравните ваши переживания, когда вы встречаете вновь в вашей памяти давно знакомый вам образ конуса. Вы знаете, что кроме известных вам геометрических свойств, в нем не найдете ничего нового, и, использовав его для данного момента, вы откладываете его в склады памяти без всяких перемен. Конус для вас, так сказать, решенный интеграл, успокоенный, зафиксированный, навсегда однозначный препарат, лишенный всего «субъективного».

Сравните, с другой стороны, ваши переживания, когда после разлуки вы встречаете старого друга. Все прежние волнения переживаются вновь, жадно избираются новые впечатления, и, когда прежний друг уходит опять, вас удивляет, как образ его переинтегрировался для вас, — от того ли, что вы сами изменились, от того ли, что он оказался теперь не тем, что вы о нем думали. Друг остался для вас волнующим мучительным образом, наполненным «субъективными» оценками.

Старая доминанта возобновляется или для того, чтобы при новых данных обойтись при помощи старого опыта, или для того, чтобы по новым данным переинтегрировать старый опыт».

Алексей Ухтомский, «Доминанта и интегральный образ», 1924

С 1911 года Алексей Ухтомский на практике реализует свои давние чаяния, чтобы разобраться в душе человеческой в естественнонаучной плоскости. Он был из плеяды великих русских ученых физиологов конца 19 и середины 20 столетия, таких как: Иван Сеченов, Иван Павлов, Владимир Бехтерев.

Есть два типа ученых.

Одни - создатели научных школ и систематизаторы знаний. Другие – интуитивные первооткрыватели нового. Ко второму типу относится деятельность Алексея Ухтомского.

                            Алексей Ухтомский

Изучая нервную систему, он открыл закон и теорию доминанты. Главная его заслуга перед наукой. Через явление доминанты в нервной системе, он понял очень важные вещи о душе человеческой в сфере отношений человек – Бог. И он ближе других из ученых физиологов подошел к раскрытию этой тайны.

Старший брат Алексея – Александр, тоже шел в жизни духовным путем. И стал потом священнослужителем – архиепископом Андреем.

Старший брат - Александр Ухтомский (архиепископ Андрей) 

Епископом Охтским старообрядчества Алипием стал позже и сам Алексей Ухтомский. И всячески поддерживал дела веры и церкви, видя в вере Богу Источник, из которого черпают откровения ученые, в том числе и более всего – естественнонаучного направления, кем являлся и он сам. Эти откровения, интуиции из Божественного источника являются предтечей последующих научных знаний – так считал Ухтомский. Его самого интуиция и способность прогнозирования, несомненные дары от Бога, поражали современников.

Одной из важных мыслей, которую продвигал Алексей Ухтомский в своих исследованиях, и в лекциях студентам, был завет Любви Христовой. «Служить другим, научиться ставить себя на место другого человека, понимать его, руководствоваться в общении, отношении и поступках принципом взаимного уважения» - вот что утверждал ученый.

Алексей Ухтомский пережил революцию, гражданскую войну, арест за религиозную пропаганду, угрозу расстрела.

Он был очень талантливым, и в то же время крайне скромным, человеком, не говорившим о себе. Ухтомский владел семью языками, писал иконы, играл на скрипке. Он изучал Ветхий и Новый Заветы Библии, святоотеческую литературу, цитировал святых отцов. Наиболее почитаемыми святыми, чьими трудами восхищался Ухтомский были святитель Иоанн Златоуст и преп. Исаак Сирин. Восторгали его. “Сокровище духовное” святителя Тихона Задонского, “Столп и утверждение истины” Павла Флоренского. Но с Флоренским он был согласен не по всем вопросам.

В заключении на Лубянке Ухтомский читал сокамерникам лекции по физиологии, чем вызывал неподдельный интерес.  В конце января 1921 года благодаря хлопотам друзей-ученых был освобожден с сохранением за ним бывшего дома и возвращением вещей. Однако в Рыбинск больше не вернулся. Хотя возможности были. Летом 1926 года рыбинский краевед Алексей Золотарев предложил ему выступить в Рыбинске с лекцией о доминанте. Однако Ухтомский ответил отказом, причины которого изложил в письме: 

«Я не очень ясно представляю себе ту рыбинскую аудиторию, перед которой мне пришлось бы сейчас говорить. Аудитория Рыбинска, с которой мне хотелось бы говорить, частью лежит на дорогих мне кладбищах, частью задавлена «большинством», настроенным для меня чуждо, частью же не народилась. Поэтому пока я не уверен в том, чтобы было полезно говорить до конца! Об этом говорит мне сам принцип доминанты: господствующее настроение найдет возможность питаться и на счет чужих для себя импульсов, пока не изживет себя в своем собственном самоутверждении».

В 1935 году Алексей Ухтомский стал действительным членом Академии наук. В 1941 году встретил блокаду в Ленинграде и отказался от эвакуации. В то время Алексей Ухтомский руководил исследованиями по травматическому шоку, Результаты этих исследований были очень нужны полевой медицине в условиях трудных боевых действий.

Там, в блокадном Ленинграде он сильно заболел. У него был диагностирован рак пищевода, обнаружена гангрена на левой ступне. Но, несмотря на боли, он продолжал работать, желая успеть доделать начатое.

31 августа 1942 года Алексей Ухтомский был найден мертвым в своей квартире. Руки его были скрещены на груди, в них была зажата Псалтирь.

Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих.

— Ухтомский А. А. Доминанта и интегральный образ. — 1924.

Источник  https://

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...

Обсудить
    • Ross
    • 29 марта 2021 г. 17:36
    :boom: :boom: :boom:
  • :thumbsup: :thumbsup: :clap: :star2: Светлая память ученому и Челоыеку!
  • :sparkles: :sparkles: :sparkles: :thumbsup:
  • Ученый от Бога !
  • Спасибо за статью! :sparkles: :sparkles: :sparkles: