Секреты картины Брейгеля "Охотники на снегу"

36 2200

Картина написана в 1565 году. Сейчас она находится в собрании Музея истории искусств в Вене. После Брейгеля Старшего картины на зимнюю тему вошли в Нидерландах в моду. Однако его «Охотники на снегу» - не просто жанровые сцены на фоне сельского пейзажа. Это портрет мира.

Картина «Охотники на снегу» входит в цикл «Времена года». Этот цикл Брейгель писал по заказу Николаса Ионгелинка, финансиста и коллекционера живописи из Антверпена. Предназначались они для украшения дома Ионгелинка.

Сколько картин создал Брейгель неизвестно. По одним сведениям шесть, по другим - двенадцать. Потому что у заказчика всё пошло не так, как он планировал. Из-за финансовых проблем он передал картины городской казне Антверпена под залог крупного займа, а потом так и не выкупил. Несколько десятилетий они были заперты в городском казнохранилище. Сейчас известны и доступны только пять картин из цикла. Что стало с остальными, пока не известно.

"Охотники на снегу" (её еще называют просто "Зима") - особая картина. На ней изображено время года, которое, до Брейгеля, не пользовалось большой популярностью у художников. Они предпочитали изображать более веселенькие картинки, а не суровые, скрытые под снегом, пейзажи.

В картине Брейгеля идет перечисление всех зимних примет. Снег на земле и на крышах домов, скрытая подо льдом река, деревья, покрытые инеем, люди в зимних одеждах.

Брейгель вписал людей с их бытом в обобщенный образ прекрасного мира как важную и неотделимую его составляющую. Искусствовед Отто Бенеш считал, что так отразились в искусстве Северного Возрождения пантеистические идеи ренессансных философов: Бог не смотрит на землю с далеких небес, а пребывает в каждой частице единого вселенского механизма.

Перед зрителями открывается величественная картина. Мы смотрим на открывающийся ландшафт как бы глазами художника, который расположился на пригорке у куста , поэтому долина видна как на ладони.

Слева от художника группа охотников с собаками, возвращающиеся домой.

Внизу река и расположившаяся на её берегу деревенька. Вдали покрытые снегом горы.

Все вроде бы понятно и просто. Но самое интересное в том, что на картины Брейгеля нельзя смотреть таким образом, нельзя охватывать общим планом. Каждая деталь важна. Каждая рассказывает свою историю. В картинах Брейгеля не бывает мелочей. 

 В центре картины охотники и собаки возвращаются с охоты, утомленные и печальные. Понурые головы и у одних, и у других. Им нечему веселиться, ведь добыча мизерная - одна лиса.

Вряд ли они рассчитывали на такой результат. Ведь отправились они на охоту в полном снаряжении: с пиками, с собаками. Уж точно не за одной лисицей.

Не известно, как во времена Брейгеля относились к числу 13, но для нас это число несчастливое. И ведь собак на картине тринадцать. Случайно ли?

Что же охотники хотели получить от своего похода? Скорее всего оленя. Ведь зима - время охоты на него. И как насмешка над неудачной охотой вывеска над трактиром, мимо которого бредут охотники.

 Гостиница называется Dit is inden Hert («У оленя»). На вывеске нарисовано это животное и святой, стоящий перед ним на коленях, вероятно, великомученик Евстафий Плакида или святой Губерт, покровители охотников. По преданию, Евстафий был римским военачальником. Однажды на охоте он преследовал оленя, но вдруг увидел между рогами животного сияющий крест с распятием. Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. То же видение посетило и Губерта. Он, будучи епископом, охотился в Страстную пятницу: видение вразумило грешника, и он, раскаявшись в легкомыслии, с того дня стал образцовым христианином.

У гостиницы крестьяне разжигают костёр. Нет, не для того, чтобы согреться. Крестьяне разожгли его, чтобы коптить на огне свиную тушу. Это занятие в иллюстрациях часословов традиционно соответствовало декабрю. В ноябре свиней откармливают, а в декабре режут и заготавливают мясо.

Есть на картине и другие персонажи, занятые полезным трудом. Например, женщина на мосту с вязанкой хвороста на спине.

Или человек вдалеке, сопровождающий воз с дровами.

Зима же, холодно. Не будет дров, не согреешь дом.

Популярное развлечение в Нидерландах эпохи Ренессанса - катание на коньках. В средневековой Европе коньки делались в основном из костей животных. Голландцам приписывают усовершенствование коньков: в XIV веке к деревянным брускам, привязывавшимся к башмакам кожаными ремнями, стали приделывать снизу полосу металла, чтобы лучше скользили. К 1500 году она превратилась в острое металлическое лезвие - так возник прообраз современной конструкции конька.

Стоит обратить внимание на кроны деревьев на переднем плане картины. Ощущение пушистости тёмных крон художник достиг интересным приемом. Сначала несколькими мазками темной краски он намечал ствол и несколько сучьев, а потом щетинистой полусухой кистью удалял краску. Получалось облачко, передающее эффект мелких веточек и инея, который на них лежит. Смотрится объемно.

А ту мысль, что природа не умирает даже зимой, Брейгель показал, добавив в картину птиц. В европейской традиции сорока считается болтливой и вороватой. Завещая жене свою последнюю картину «Сорока на виселице», Брейгель неслучайно намекал на неких «сплетников» (возможно, доносчиков), которые ему некогда навредили. Но в «Охотниках...», лишенных сатирического подтекста, сорока, как и вороны на дереве, скорее всего, просто виды птиц, зимующих в Нидерландах.

В 14 - 19 веках в Европе был, так называемый, Малый ледниковый период, период глобального похолодания. Картина Брейгеля была написана в 16 веке, во вторую фазу Малого ледникового периода, которая характеризовалась временным повышением температуры. Поэтому и птички вернулись. Не значительная деталь, но все-таки...

Но самое интересное в картине - это горы. Вроде бы Брейгель изобразил родные ему места, Нидерланды. И ближний план соответствует Нидерландам, и деревенька вполне характерная для родных мест художника. Но горы... Нет в Нидерландах гор. А на картине они ясно видны. И не просто холмы, а настоящие скалистые горы. С острыми вершинами, покрытыми белыми шапками.

Появление их в картине можно объяснить фактом из биографии Питера Брейгеля. В начале 1550-х он путешествовал в Альпы. Вид гор поразил художника, он много рисовал их. А потом, как писал биограф Брейгеля Карел ван Мандер: "... он проглотил все горы и ущелья и, приехав домой, выплюнул их обратно на свои полотна...".

Картину Брейгеля "Охотники на снегу" можно рассматривать бесконечно. И каждый раз находить в ней что-то новое.

Источник - https://www.liveinternet.ru/us...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Обсудить
  • Очень жизненно...
  • :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • Спасибо,Риммочка! Ооочень интересно. Никогда раньше не рассматривала картины Брейгеля :sparkles: :sparkles: :sparkles:
  • А Малевича такого нет.