За свою недолгую жизнь (а прожил он всего 34 года) мастер оставил огромное наследие - более четырехсот произведений. Творчество Константина Васильева завораживает, оставляет глубочайшее впечатление, вдохновляет на размышления о судьбе России, судьбе русского человека, о сущности творчества. Это удивительное, таинственное, величайшее художественное наследие, которое оставил наш современник, выдающийся живописец Константин Васильев.
Васильев Константин Алексеевич родился 3 сентября 1942 года в городе Майкоп Краснодарского края. 8 августа 1942 года Майкоп был оккупирован фашистами, отец ушёл в партизаны. Но уже в феврале 1943 года город освободили, отец вернулся. В 1946 году семья переехала в Казань, затем в Васильево, в тридцати километрах от Казани.
Рано начав рисовать и проявив недюжинные способности, Константин Васильев в 11 лет прошёл огромный конкурс и был зачислен Московскую среднюю художественную школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. Однако проучился там всего три года: его таланту и натуре, находящейся в творческом поиске, было тесно в жёстких рамках академического стиля. В 1957 году Константин перевёлся в Казанское художественное училище, которое закончил с отличием в 1961 году, получив профессию театрального декоратора.
В детстве у Константина было две страсти: чтение и рисование. Мальчик зачитывался сказками, былинами, особенный же его восторг вызывало «Сказание о трёх богатырях». К культуре и искусству Костю приобщила мама Клавдия Пармёновна, которая по отцовской линии состояла в родстве с выдающимся русским живописцем Иваном Ивановичем Шишкиным.
По свидетельству директора музея Константина Васильева Анатолия Доронина, «Всем прочим делам и увлечениям Костя Васильев предпочитал посещение Третьяковки. Пожалуй, не было в музее картины, которую бы он не обследовал». Удивительно сходство с манерой письма Виктора Михайловича Васнецова. Константин Васильев восхищался его творчеством. Будучи ребёнком, он увидел в книге репродукцию картины Васнецова «Богатыри», был впечатлён и скопировал её – все отметили необыкновенное сходство работы с оригиналом.
Творчество Константина Васильева невероятно разнообразно. Картины батального жанра, былинные сказания, произведения с мифологическими сюжетами, пейзажная лирика, портреты исторических персонажей и не только.
В период становления художник много экспериментировал с различными стилями, вдохновлялся живописью Сальвадора Дали и Василия Кандинского, обратился к сюрреализму и абстрактному экспрессионизму. Написав несколько картин в авангардном стиле, пришёл к осознанию, что за внешней эффектностью сюрреализма нет глубины, и вернулся к реалистической манере.
Русь былинная.
Тогда же Васильев снова обратился к эпосам, русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам. Кроме того, живописец был большим поклонником музыки Рихарда Вагнера и вдохновлялся ею, создавая картины цикла «Кольцо Нибелунгов». Завершающее полотно «Валькирия над сражённым Зигфридом» было посвящено опере Вагнера «Гибель богов».
Васильев подходил к написанию своих картин очень ответственно. Перед написанием цикла своих картин, посвященного русскому героическому эпосу он прочитал все доступные записи былин и сказов с оригинала, детали вооружения и амуниции воинов проверялись в библиотеках по исторической литературе.
Это было в 1237 году. Красавица Евпраксия Рязанская была женой Фёдора Юрьевича, князя Рязанского. Во время монголо-татарского нашествия хан Батый приказал князю Фёдору привести к нему жену, князь отказался за что и был убит по приказу Батыя. Узнав об участи своего мужа, после захвата крепости Батыем, Евпраксия вместе с маленьким ребёнком Иваном-Постником , бросилась с крыши княжеского терема, чтобы не остаться на поругание.
Одна из картин «русского цикла» – «У чужого окна». Чистые холодные цвета, нежный профиль и голубиная непорочность глаз девушки контрастируют с взором статного русоволосого крестьянина, в котором плещется ледяная ярость и несгибаемая воля. Силу чувств мужчины подчёркивает ярко красная рубаха. А в окне просматривается взор неизвестного, что невольно дают простор фантазии.
Коромысло девушки словно отгораживает пару от всего остального мира, а вилы в руке её возлюбленного дают понять, что этот мир враждебен их любви.
Картины Константина Васильева отличал неповторимый стиль. Чаще других он использовал серо-стальные, снежно-белые, синие и красные тона, а на лицах, канонически прекрасных, как лики святых, вы не увидите даже тени улыбки. С 1969 года художник подписывал свои работы псевдонимом «Константин Великоросс».
Не обошел художник и тему Великой Отечественной войны. Самые знаменитые картины Константина Васильева из цикла о Великой Отечественной войне - это портрет Маршала Жукова, картины "Нашествие", "Парад 41-го", "Прощание славянки".
Поэт Михаил Ножкин сказал о творчестве Васильева: "Константин Васильев - это Россия! Во всей своей простоте, непонятности и величии. Он уже давно стал неотъемлемой составляющей нашей истории, нашей духовной жизни, как земля, как вода, как воздух. Как Пушкин. Как Рахманинов. Он есть — и все! Его уже просто не может не быть!»
По воспоминаниям знавших его людей, Константин был тонкой и ранимой натурой, человеком сильным духом, но замкнутым, погружённым в раздумья, немногословным. Он никогда не был женат, а его глубокие чувства к женщинам не имели взаимности. В 17 лет художник влюбился в Людмилу Чугунову, писал ей картины, посвящал стихи, но девушка отвергла его любовь. С выпускницей Казанской консерватории Еленой Асеевой Константина связывали тёплые отношения, однако на предложение руки и сердца она ответила отказом.
У Константина было две сестры: средняя Валентина и младшая Людмила, к которой он питал особенно нежные чувства. Девушка была для него не просто любимой сестрой, но и близким другом, хорошо его понимавшим. Будучи десятиклассницей, Людмила тяжело заболела. Недуг оказался неизлечимым, в последние месяцы она не имела сил подняться с постели, и Константин писал картины, сидя в её комнате, в то время как сестра вслух читала былины.
Одним из ключевых символов в живописи Константина Васильева была свеча – светоч, негасимый огонь души. Полотно «Человек с филином» было закончено им за несколько дней до гибели. Оно изображает старца, воплотившего в себе мудрость и опыт. Ногами старец стоит на земле, словно врастая в неё, а над головой держит в рукавице плеть и восседающего на ней филина, для всевидящего ока которого нет тайн и который завершает единение человека с небесами.
Жизнь художника трагически оборвалась 29 октября 1976 года. Константин вместе с другом Аркадием Поповым возвращался с выставки в Зеленодольске, на которой была представлена и его картина. На железнодорожном переезде возле станции Лагерная оба были сбиты проходящим скорым поездом, который они не заметили, переходя пути.
В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании. Слава и известность настигли Константина Васильева только после смерти. Официальные власти не признавали его живопись, критикуя за непрофессионализм, «несоветскость», увлечение западными течениями и мифотворчеством.
В 1988 году Константину Васильеву была посмертно присуждена Премия комсомола Татарии им. Мусы Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне.
Оценили 43 человека
79 кармы