Николай Ге: "Я – художник"

39 1054

(15) 27 февраля 1831 г., 192 года назад, родился НИКОЛАЙ ГЕ (1831-1894) – русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен.

Николай Николаевич Ге родился в 1831 году в Воронеже. Он был правнуком французского эмигранта, бежавшего от революции и обосновавшегося в России в конце XVIII века. Мать будущего художника умерла от холеры, когда сыну было всего три месяца. Отец переехал на Украину, где в Подольской губернии купил село. Здесь и прошло детство Николая. Воспитанием мальчика занимались бабушка и крепостная няня, они оказали влияние на его душевный склад. Уже в детстве сложился его добрый, мягкий характер, который всегда привлекал к художнику людей.

Дом, в котором родился Н. Н. Ге, и храм, где его крестили

В девять лет Николай поступил в киевскую гимназию. По окончании её, в 1847 году, Ге три года обучался на физико-математическом факультете сначала Киевского, а затем Петербургского университетов. Но университетского курса Николай не окончил. Ещё с гимназических лет в нём проснулась любовь к искусству. Попав в Петербург, он окунулся в среду художественной молодёжи, свободное время проводил в залах Эрмитажа, рисовал и копировал. Молодой человек потерял интерес к наукам, оставил университет и поступил в Академию художеств. Полученная в университете научная подготовка выделяла его среди товарищей-художников широким кругозором и стремлением решать в своём творчестве философские вопросы жизни.

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», картина Николая Ге, 1871 г.

В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" принесла ему успех: её сюжетом был реальный конфликт реальных людей, у каждого из которых своя правда. Как показало будущее, историческая тема – только этап большого пути художника Ге.

Картина произвела сильное впечатление на современников. П. Н. Третьяков, увидев еще незаконченное полотно в мастерской художника, изъявил желание приобрести его для своей коллекции. Однако на выставке картина приглянулась Александру II, который попросил оставить ее за собой. Никто из свиты не решился сказать императору, что картина уже продана. По этому поводу состоялся негласный спор между Александру II и П. Н. Третьяковым, для кого из них картина должна быть повторена Н. Н. Ге, а кому достанется оригинал.

Забела Анна Петровна — жена художника Николая Николаевича Ге

В 1856 году женившись на киевлянке Анне Забеле, за семь лет обучения в Академии художник выполнил три официальные программы. В 1853 году за живопись с натуры он был удостоен Малой серебряной медали; в 1856 году за «Ахиллеса, оплакивающего Патрокла» — Малой золотой медали, а в 1857 году за программу «Саул у аэндорской волшебницы» Большой золотой медали, вместе с которой Николай получил право на пенсионерскую поездку в Европу.

В 1857 году Николай Ге уехал в Италию, рисовал в разных жанрах: в портрете, в этюдах итальянской природы, в сценах народного быта. Но эти пробы не приносят художнику удовлетворения. Он ищет "серьёзную" тему, которая поглотила бы его душу без остатка и заставила бы почувствовать художника звеном в цепи прошлого, настоящего и будущего.

Портрет жены художника Анны Петровны с сыновьями Николаем и Петром

30 сентября 1857 года у художника рождается сын Николай, 21 августа 1859 года — Петр. Разросшаяся семья и, в связи с этим увеличившиеся материальные трудности заставили Ге покинуть Рим .В 1860 году живописец переезжает во Флоренцию. Здесь Николай обращается к религии, усердно читает Евангелие, пытается интерпретировать его в живописи. В 1861 году художник начинает работу над полотном «Тайная вечеря», предварительно вылепив из глины всех персонажей и найдя нужный угол обзора. Техника исполнения полотна была несколько необычной и весьма трудоемкой.

Художник любил устраивать встречи единомышленников. В те годы в его доме собирались самые выдающиеся литераторы, учёные-историки и художники России: Тургенев, Некрасов, Салтыков, Пыпин, Кавелин, Костомаров, Антокольский, Крамской, Репин. Говорили обо всём, что беспокоило: о политике и искусстве, о прошлом и настоящем России. Но часто интереснее всех гостей бывал сам хозяин, который убедительно говорил о том, что необходимо поставить на должную высоту значение художника в обществе, а истинный художник обязан быть гражданином и отражать в своих произведениях все животрепещущие интересы общества.

Николай Николаевич Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском»

Святое Евангелие стало для живописца вечным источником вдохновения. При внимательном изучении евангельских текстов, художник прислушивался к зову своего сердца. евангельская тема для Ге обрела глубоко человеческое содержание. Легенда о Христе стала для художника повестью о человеке, жертвующем собой во имя торжества любви. И с этой темой художник не расстанется уже никогда.
Особенное незабываемое впечатление произвели главы прощания Христа с учениками во время «Тайной вечери».

Русский художник Александр Иванов своей великой картиной «Явление Христа народу» подвёл Ге к пониманию искусства, как возможности говорить о насущных вопросах времени на языке живописи. В 1858 году художник Иванов перед отъездом из Рима открыл двери своей мастерской, и русские, живущие в Италии, впервые увидели ивановский шедевр. Эта картина произвела на Ге неизгладимое впечатление.  В 1861 году художник начинает работу над полотном «Тайная вечеря», предварительно вылепив из глины всех персонажей и найдя нужный угол обзора. Техника исполнения полотна была несколько необычной и весьма трудоемкой. 

 На картине Ге изображён самый драматический момент. Христос только что произнёс слово обличения, и в тихую прощальную беседу ворвались тревога, горечь и гнев. Светильник освещает некоторые лица и фигуры собравшихся, отбрасывает страшные фантастические тени на стену и пол.

Яркий свет выхватил из темноты край покрытого белой скатертью стола и стоящую рядом напряжённую фигуру Петра. Его взгляд, направленный на отступника, исполнен негодования. На переднем плане мы видим огромный силуэт Иуды. Он похож на страшную сказочную птицу. Его мрачная фигура заслонила от нас пламя светильника.

Николай Ге. Тайная вечеря. 1863 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пётр и Иуда на картине противостоят друг другу. Конфликт между этими образами находит своё разрешение в группе Христа и апостолов. Иоанн привстал с ложа в немом вопросе. Иисус погружён в глубокую печаль тихого раздумья. Живая психологическая реакция, тесное пространство, бедная обстановка — всё сообщает картине осязаемую реальность. В прощании Христа со своими учениками художник раскрывает настоящую жизненную трагедию. 

В 1863 году Н.Н. Ге привёз Тайную вечерю» в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Тем не менее, «Тайная вечеря» кисти Н.Н. Ге была приобретена цесаревичем Николаем Александровичем в личную коллекцию. Таким образом, творчество Ге получило общественное признание и несомненный успех у искушенной столичной публики. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Н. Н. Ге звание профессора. И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художеств.

Николай Ге. 2Что есть истина"

В 1890 году на очередной выставке передвижников Ге представил свою картину «Что есть истина?» Христос и Пилат. На картине изображён диалог Христа с римским прокуратором Иудеи, отдавшим Иисуса на казнь в руки фарисеев-первосвященников. Христос и Пилат стоят друг против друга, разделённые резкой полосой солнечного света: Христос, тщедушный, истерзанный пытками и унижениями, в грубом хитоне, со связанными назад руками; Пилат, драпирующийся в богатую тогу, холёный, с самоуверенными свободными движениями полных рук.

Обе фигуры наглядно выражают контраст между духовным и телесным мирами. Прокуратор Пилат на картине Ге — патриций, уверенный в своей правоте и силе. Это человек власти, служащий миру сему, который не может понять, за что Христос готов идти на Голгофу. Христос же, худой взлохмаченный, побитый и униженный, исполнен высокой духовной силы. В его некрасивом лице, в лихорадочном блеске глаз, во всём облике читается сложнее душевное состояние: нравственная стойкость, сосредоточенность затравленного человека и горечь осуждения. Этому человеку предстоит мучительная смерть, и он готов на подвиг самопожертвования.

"Иуда. Совесть" Николай Николаевич Ге. 1891 г.

Как бы ни было драматично и экспрессивно творчество Николая Ге, когда он брался за евангельский сюжет, оно никогда не несло на себе печати отчаяния. Художник никогда не смаковал боль и страдание. Он просто старался заставить людей задуматься о том, что человеческий дух непобедим.

Этот оптимизм и вера в человека, безусловно, отразились в целой галерее портретов знаменитых современников, которую создал художник. В 70-е годы, когда Николай Ге был особенно дружен с передвижниками, он создаёт цикл портретов учёных, писателей, художников. Если Ге берётся за портрет, то результат будет не хуже, чем у прославившихся в этом жанре Ивана Крамского или Василия Перова. Ему позировали Тургенев и Некрасов, Герцен и Салтыков-Щедрин, Костомаров и Пыпин.

Портреты кисти Н. Ге: М. Салтыков-Щедрин, И. Тургенев и Н. Некрасов

Особенно удачным был портрет Льва Толстого. Этот портрет написан в пору, когда великий писатель и художник хорошо узнали друг друга, и подружились. Портрет своего друга художник пишет, находясь в особом настроении. Он был близким другом всей семьи Толстых. Подолгу живал у них в Москве и в Ясной Поляне. Друзья подолгу общаются, а потом писатель начинает работать, художнику же, как другу, позволяется находиться в кабинете, наблюдать за процессом развития умственной и эмоциональной деятельности великого Толстого.  Никаких специальных сеансов позирования не было, только общение и присутствие при рождении литературного художественного или публицистического произведения под пером гения. В этом портрете друга есть нечто автобиографическое, в нём соединились симпатия и уважение Николая Ге к своему великому современнику. После портрета Льва Николаевича Ге написал портреты почти всех членов семьи писателя.

Николай Ге. Портрет Толстого. 1884 г.

Портрет Толстого кисти Ге создавался в кабинете московского дома Толстых в Хамовниках (1884 г.), где в образе писателя прекрасно передана полная отрешённость творческого человека, погружённого в работу. Серьёзность и сдержанная скромность придают внешне некрасивому облику Льва Толстого необыкновенную привлекательность и силу.

Последние годы художника наполнены непониманием зрителями его картин и откровенной травлей художника в прессе. 6 марта 1890 года К. П. Победоносцев в донесении Александру III охарактеризовал картину "Что есть истина" как «кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство, и при том несомненно тенденциозную» и предположил, что её публичный показ может привести к возникновению в народе «нареканий на правительство».
В душе художника совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках того времени Н. Н. Ге писал, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать. 

Н.Н.ГЕ. Автопортрет. 1892 г. Киевский музей русского искусства, Украина

Николай Николаевич Ге покинул столицу Российской империи и надолго переселился в Черниговскую губернию, где купил небольшой хутор неподалеку от железнодорожной станции Плиски. До 1879 года он почти не работал, отказавшись от заманчивых предложений профессорства в Академии Художеств и даже от заказа росписи храма Христа Спасителя в Москве. Участвуя в работе земских учреждений, в своем хуторе он разводил пчёл, занимался садом, клал печи, а писал только портреты близких и соседей.
С особым вдохновением и энергией Николай Ге писал свой «Автопортрет». Перед нами образ мыслителя и проповедника с внешностью библейского пророка. Утомление от перенесённых разочарований наложили печать на его черты. Но глаза поражают молодостью и доверчивостью. Пожилой человек внимательно всматривается в окружающий мир с немым вопросом, с тревогой и ожиданием.

"Автопортрет", написанный за несколько месяцев до смерти, признан одной из лучших работ художника. Умер художник на своём хуторе Ивановский Черниговской губернии в 1894 году скоропостижно, от апоплексического удара.

Современники запомни ли его слова: "Я – художник… Этот дар дан не для пустяков, для удовольствия, для потехи; дар для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нем есть, что в нем дорого, но что заслоняет пошлость жизни".

Николай Николаевич Ге. Дубы в горах Каррары
Николай Николаевич Ге. Каррара
Николай Николаевич Ге. Перевозка мрамора в Карраре

Источник 1  

Источник 2 


Агитация и пропаганда. Слабоумие и позор

"Больше мёртвых топ-менеджеров, пожалуйста" - надпись на митинге в Нью-Йорке. Но официозная медийка вам такое не покажет. Прочитал я статью ув. Виктора Мараховского, что он думает про р...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Замечательный художник! :thumbsup: :sparkles: :sparkles: :sparkles: Спасибо за интересную статью, Римма! :star2:
  • :thumbsup: :clap:
    • rosa
    • 3 марта 2023 г. 18:36
    :clap: :sparkles: :sparkles: Спасибо :exclamation: Очень интересно и познавательно.
  • Бесподобный художник! Мастер! :thumbsup: :star: