Утончённый эстет Александр Бенуа в 1911 г. писал: «Счастливый, щедрый, праздничный талант! Настоящий Кустодиев - это русский посад и русское село с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».
Борису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель, и начал искать собственное творческое направление.
В его картинах - настоящий праздник жизни. Но есть один нюанс, знакомство с которым вызывает безмерное уважение: самые известные свои полотна, брызжущие жизненной силой, Борис Кустодиев написал, будучи прикованным к инвалидному креслу.
В 9 лет Борис посетил передвижную выставку и страстно влюбился в живопись. В 18 лет он поступил в Петербургскую Академию художеств, но уже в 19 начал чувствовать недомогание: болели руки и шея. В 31 год в дневнике он писал: «Страдаю очень, особенно по утрам. Боль адская, доводящая до крика». Сначала врачи поставили диагноз «туберкулёз позвоночника», а позже уточнили – никакого туберкулёза нет, это опухоль спинного мозга…
Для Кустодиева была важна сама жизнь с ее радостями и увлечениями. В одном из автопортретов он предстает на охоте. Портрет был создан в сентябре месяце, и в нем великолепно передано лирическое ощущение осени. Картина написана в усадьбе Павловское Костромской губернии. В первоначальном виде представляла собой портрет в рост, с собакой и охотничьими трофеями. Позднее нижняя часть холста автором обрезана.
Борису Кустодиеву сделали три операции. После первой боли уменьшились, но появилась слабость в ногах. А во время второй операции встал вопрос – сохранить подвижность рук или ног. Руки для художника оказались важнее. Третья операция была под местным наркозом, Борис вынес 4,5 часа нечеловеческих страданий, но всё равно остался прикован к инвалидному креслу.
Большое полотно «Масленица», пронизанное светом, безудержным счастьем и весельем, Кустодиев пишет после операции. Картина экспонировалась на выставке «Мир искусства» осенью 1916 года. Посетил вернисаж и хирург Стуккей, которого работа потрясла до глубины души: «Откуда в этом прикованном к креслу человеке такая жажда жизни? Откуда такой праздник? Откуда эта невероятная сила творчества? Может, его искусство – это его лучшее лекарство?».
В композиционном построении полотна центральное место отводится мчащейся тройке. Здесь же и кулачные бои, балаганы и народные гулянья. Продолжая впоследствии эту тему, Кустодиев создаёт ещё две колоритные работы – в 1919-м и 1920 году.
Летом Кустодиев вставал в 6–7 часов утра и работал весь день. Ночами художник видел один и тот же кошмар – чёрные кошки впиваются в его спину и раздирают позвонки… А на самой известной его картине, «Купчиха за чаем», кошка не страшная - ласковая. И писана с натуры, как и всё остальное: «Только так будет настоящая жизнь, а иначе и работать незачем!»
Во время работы Борис был строг. Работая над «Красавицей», он настоял, чтобы сын отыскал и принёс атласное пуховое одеяло, которое жена подарила Борису на день рождения.
А когда писал «Русскую Венеру», заставлял дочь ежедневно взбивать мыло, добиваясь пышных пузырей для картины. Кустодиев был непреклонен даже с Фёдором Шаляпиным - всякий раз требовал надеть тяжёлую шубу. Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары. А холст был огромен, и Кустодиев писал портрет по частям, не видя целого, не имея возможности оценить свою работу. Её оценил сам Шаляпин - с этим портретом он не расставался до самой смерти.
Последние годы жизни Кустодиев мог работать лишь 2–3 часа в день, часто работал лёжа из-за болей в руках. До последних дней он сохранил мужество и любовь к жизни. Художника не стало в 1927 году, ему было 49 лет.
Только три русских живописца удостоились чести разместить свои прижизненные автопортреты в знаменитой итальянской галерее Уффици: Орест Кипренский, Иван Айвазовский и Борис Кустодиев. В 1910 г. к нему с этой просьбой обратился министр народного просвещения Италии Луиджи Кредаро: «Мы желаем пополнить нашу галерею произведением ныне живущего большого художника».
Портрет Билибина Кустодиев писал будучи учеником И. Е. Репина, в 23 года. Это одна из ранних работ мастера. На портрете изображен друг Василия Михайловича, художник иллюстратор русских сказок Иван Яковлевич Билибин. В расслабленной позе молодого человека безошибочно угадывается его характер – уверенный, слегка развязный, чувственный, эмоциональный.
Эти черты читаются и в красивом, холеном лице, и в ироничном взгляде ясных карих глаз, и в костюме с иголочки. В работе явно чувствуется школа Репина. Портрет строг и аскетичен, написан в черно-белых тонах, почти монохромен.
Художник много произведений посвятил изображению семейного быта и домашнего уюта. Он часто пишет портреты жены, детей, окружающую их обстановку. Одной из таких картин, передающих тепло домашнего очага, является полотно «На террасе».
За столом собралась большая дружная семья. С детьми занята няня. На столе стоит русский самовар, в вазочках лежат фрукты. Слегка колышутся легкие занавеси от теплого ветерка. Спокойно течет беседа. От картины веет уютом и умиротворением.
Добротный дом, на террасе которого расположилось семейство, художник построил собственными руками и назвал теремком.
За границей Кустодиева не просто знали - почти боготворили. И, разумеется, после революции предлагали уехать. Говорили, что вам делить с этими большевиками, которые не понимают искусства. По воспоминаниям дочери, реакция Кустодиева была яростной: «Папа даже побледнел от возмущения. «Я русский, и, как бы трудно нам всем здесь сейчас ни было, я никогда не покину свою Родину!» Предлагавшему отъезд руки папа больше не подавал и всегда волновался, вспоминая этот разговор».
«Голубой домик» – символическое произведение художника. В нем он показал саму жизнь от рождения до смерти. Голубой цвет символизирует «горний мир – царствие небесное».
Очень точно описал суть картины современный поэт Иван Есаулков. Стихотворение так и называется – «Б. М. Кустодиев. “Голубой домик”. 1920».
Гоняет кто-то голубей,
Они уносятся скорей,
Куда-то ввысь, под облака,
Купец с купчихою пока,
Пьют чай, беседуя любезно,
О чём-то добром и полезном,
И кавалер всё “строит глазки”,
Рассказывая деве сказки,
О чём-то кумушки судачат –
О молодых и не иначе…
И гробовщик всё без работы,
Читает прессу без заботы…
Зачем заботы нам с тобой?
Все живы. Домик голубой
В объятьях солнечного света.
Сияет сказочное лето…
Революцию Кустодиев приветствовал не только словом, но и делом - свою усадьбу «Терем» под Кинешмой он подарил местному исполкому для устройства школы. И даже матросы, пришедшие в 1918 г. к нему в квартиру со словами «Сразу видно, здесь живёт буржуй», были сражены силой искусства: «Оглядев картины, матрос сказал: «Хорошее дело! Такие художники нужны пролетариату! Вот теперь какая начнётся прекрасная жизнь!»
«После грозы» – необычное для художника произведение. Картина выполнена в жанре модернизма: нарочито искажена перспектива, все фигуры и предметы кажутся выполненными в одной плоскости. Сюжет картины и трагичен, и сказочен одновременно. С одной стороны, изображена полная идиллия: ярко светит солнышко; на небе сияет радуга; в теплой после грозы речке купаются девушки; чистые, яркие краски умытой дождем природы. С другой – страшное событие – молния попала в один из домов, и он загорелся. Люди спешат справиться с пожаром, ведь если его не потушить, то могут загореться соседние здания. Картины «Голубой домик» и «После грозы» раскрывают Кустодиева как художника-философа.
Сам Борис Михайлович сказал о своем творчестве так: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, “русскому”, — это было всегда единственным “сюжетом” моих картин».
Оценили 34 человека
73 кармы