«Потерять веру в Бога — значит потерять звание человека». Митрополит Иосиф

18 227

Сидит Митрополит Иосиф Чернов в ЧелябЛаге.
Без вины, по 58 статье сидит. Просто потому, что верующий.
Белье за зеками стирает, кашу варит на всех.

А ещё в лагерях в первую ходку он работает в мертвецкой – ему велели перед погребением трупы вскрывать, а потом зашивать. Он их там отпевает потихонечку и отвозит хоронить потом. За туберкулезными больными плевательницы моет. Руки и ноги у него обморожены. Бит уголовниками.

И вот он сидит посреди этого Ада и пишет.
Как Вы думаете, про что?
Быть может, про ужасы каторги, про страдание и тоску о воле?

«Ландыши»

Чтобы свет любви и радости
В нашем сердце не угас,
Целомудренные ландыши
По весне цветут у нас.

У весенней тихой зореньки
Нету краше той красы –
На стебле его, на тоненьком,
Две-три капельки росы.

Мудрость ветхая, далекая
Различала и цвета:
Скрыта в ландыше глубокая,
Неземная красота.

И не нами это сказано:
Белый цвет издревле свят...
Из букета, как от ладана,
Льется нежный аромат.

И не зря народы древние
От сердечных ран и мук
Обрели в нем средство верное,
Исцеляя злой недуг.

Из лесов весною раннею,
В тихом шепоте берез,
В мир печали и страдания
Ландыш нам принес Христос.

Современные песни про то, как тошно и нелегко жить, кажутся нелепыми после этих стихов, написанных в горниле концлагерного Ада.

4 сентября – 48 лет назад отошел ко Господу митрополит Иосиф (Чернов) /15.06.1893 – 04.09.1975/, Алма-Атинский и Казахстанский.

Подвижник и аскет, исповедник веры, прошедший лагеря, проповедник и прозорливый старец. Владыка принадлежал к поколению мучеников и исповедников российских, пронеся живую веру в Бога через тяжелейшие испытания и которая сохранила его, неоднократно смотревшего смерти в лицо.

Его детские годы прошли в Могилеве. Мать скончалась, когда ему было три года. Со своими сверстниками он «играл» в богослужения. У него рано возникло желание уйти в монастырь. Поступлению в монастырь предшествовал знаменательный случай. В 1910 году в Могилевском соборе находились святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой /†1173/, которые переносили из Киева в Полоцк.

Простояв почти всю ночь в соборе, он только к утру смог приложиться к ее святым мощам. На следующую ночь он видел во сне, как преподобную уже выносили из собора, и в это время она приподнялась и благословила юношу.
По благословению преподобной мальчик был принят в Белыничский монастырь под Могилевом, еще не дойдя до него. Их догнал ехавший на фаэтоне настоятель монастыря, который поинтересовался, куда идут мальчики.

Выяснилось, что один идет в монастырь Богу молиться, слушаться и работать, а брат его провожает. Прочтя рекомендательное письмо директора гимназии, отец архимандрит сказал: «Мальчик, ты уже принят в монастырь». Дойдя до монастыря, будущий архиерей со слезами поклонился находящемуся в этой обители чудотворному образу Белыничской Божией Матери.

В феврале 1918 года он был пострижен в мантию с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Прекрасного. Несколько дней спустя рукоположен во иеродиакона. В 1920 году — во иеромонаха.

Молодой иеромонах служил подряд 1000 литургий, после чего Владыка Арсений возложил на него преподнесенный прихожанами золотой наперстный крест.

Позднее, когда он был по поручению Дивеевской игумении был у Патриарха Тихона /†25.03.1925/, то Святейший спросил его: «А это что?», указав на крест. Он ответил, что владыка Арсений обещал объясниться перед Патриархом за эту награду. Во время этой встречи Святейший Патриарх подарил маленькую икону Пресвятой Богородицы, из которой затем после своей архиерейской хиротонии владыка сделал панагию.

Служа в Никольском соборе города Таганрога. Ему приходилось вести борьбу против обновленцев, которые захватили все городские храмы, кроме Никольского собора. В результате обновленческие храмы опустели, Никольский же собор не мог вместить всех молящихся. Это и стало причиной ареста отца Иосифа органами ГПУ в 1925 году.

В 1932 году в Ростове был хиротонисан во епископа Таганрогского. Владыка Иосиф был тогда единственным православным епископом в Ростовской области, удерживающим свою паству от обновленческого соблазна.
В 1935 году епископ Иосиф был осужден на пять лет лагерей «за антисоветскую агитацию и связь с архиепископом Арсением (Смоленцом) /+19.12.1937/».

Осенью 1936 владыка был отправлен по этапу в Ухтпечлаг Коми АССР в забитых до отказа теплушках до г. Котласа, где вместе с остальными заключенными был пересажен в трюм огромной грузовой баржи, чтобы, доплыв до Усть-Выма, еще почти двести километров пройти пешком до лагеря под конвоем уголовников.

Владыка Иосиф рассказывал, как они встречали Пасху в лагере. Каким-то чудом прихожане смогли передать им в заключение хлеб, вино, пасхальное яичко. Вместо престола они положили одного старенького архиерея, чтобы служить литургию на его мощах — ведь все они на тот момент были исповедниками. 

Некоторые из уголовников, сидевших вместе с владыкой, выходили из тюрьмы преображенными, верующими людьми. И впоследствии, уже на свободе, они находили владыку, списывались с ним, приезжали к нему как к большому другу и благодарили за то, что он помог им переосмыслить свою жизнь, духовно возродиться.

В декабре 1940 года владыка был освобожден из лагеря и направлен на старое место жительства, в Таганрог. Но назначения управлять Таганрогской епархией владыка Иосиф не получил, да и не мог получить, так как все церкви в городе к тому времени были закрыты.

После того как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, с августа 1942 года владыка возобновил открытое служение в качестве Таганрогского епископа.

Всего в Ростовской области в период оккупации открылось 243 храма. Стараясь спасти народ от угона на работу в Германию, владыка Иосиф старался вовлекать молодых людей в клир, подтверждая затем это документально перед оккупационной властью. Активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шел и в окормляемых владыкой Иосифом областях.

Гестапо арестовало владыку. Комендант города Ростова допрашивал его и предложил владыке помогать им в области пропаганды. После отказа в сотрудничестве с немецкими властями находился в гестаповской тюрьме в Умани и под Рождество 1944 года был приговорили к расстрелу. Владыку спасло только отступление немецких войск и один из солдат, происходивший из поволжских немцев.

После освобождения Умани частями Красной Армии в июне 1944 года епископ Иосиф вновь был арестован. Ему предложили объяснить, почему он остался в живых, тогда как в документах, доставленных из Умани, он числится расстрелянным гестаповцами.

Владыка содержался в Москве в Бутырской тюрьме, затем был переведен в Ростов-на-Дону. В феврале сорок пятого года его приговорили к десяти годам лишения свободы. В 1954 году по освобождении из лагерей Карлага, этапирован в ссылку на поселение в Кокчетавскую область.

В 1960 года на заседании Священного Синода архиепископ Иосиф был назначен на Алма-Атинскую кафедру. Алма-атинская паства, взращенная в послевоенные годы митрополитом Николаем (Могилевским), архиереем-исповедником, не могла сразу воспринять другого архиерея. К моменту назначения владыки Иосифа в Алма-Ату в городе сложилась очень сложная, мятежная, неприятная для Церкви обстановка.

Для того чтобы умирить и сохранить епархию, владыка Иосиф стал ежедневно совершать Божественную литургию или в храмах города, или в своей домашней церкви. Он понимал, что не сам человек встречает его с такой недоброжелательностью, а враг рода человеческого — диавол — старается сделать здесь свое дело. Мир в епархии был восстановлен.

Богослужения, совершаемые Владыкой, отличались благолепием и молитвенностью. Владыка хорошо знал богослужение на греческом языке, чему способствовало его в свое время общение с иноками таганрогского греческого монастыря.

Митрополит Иосиф говорил: «Жизнь без Христа — случайный сон».

«Потерять веру в Бога — значит потерять звание человека».

Наставлял: «Читающему Святое Евангелие Бог посылает дивное равновесие мысли и движение сердца к радости и перенесению временных земных невзгод».

Скончался владыка 4 сентября 1975 года на восемьдесят третьем году жизни. Погребен был на городском кладбище Алма-Аты рядом со своим предшественником Митрополитом Николаем (Могилевским), прославленным в 2000 году. Образы этих двух блаженных святителей украшают Алма-Атинскую иерархию нашего времени.

И ныне, по смерти владыки, любовь и вера к нему в народе не утратилась, память о нем свято сохраняется в сердцах православных христиан. Его могилу непрестанно посещают верующие, и за гробом владыка Иосиф простирает помощь обращающимся к нему, что неоднократно засвидетельствовано его почитателями.

Невоенный анализ-53. Ляляля, ляляля, 23 февраля

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под столом у Пут...

Несокрушимая и легендарная

Трёхтысячелетняя военная история Европы полна примеров непобедимых армий.Гоплиты Спарты, сариссофоры и гетайры Филиппа II и Александра III Великого Македонских, легионеры Рима и наёмник...

Люся не понимает

Понимаешь, люся... нет, не понимаешь, это просто такой оборот речи 1. Современная нам украина представляет собой нацистский концлагерь, откуда половина населения уже сбежала (было 52 миллиона нас...

Обсудить
  • Великий человек!!! :fist: :pray:
  • Только с помощью Божией можно вынести такие мытарства, какие претерпел Владыка Иосиф. Царствие Небесное отважному Воину Христову!
  • «Жизнь без Христа — случайный сон» "«Потерять веру в Бога — значит потерять звание человека». Митрополит Иосиф" Вообще-то, это ложные утверждения. Если некто нашёл, как быть человеком без указаний сверху, то это не значит, что он - не человек. А под знаменем Христа каких только дел ни наворочали. Как и под слишком многими другими знамёнами. Земная цивилизация во многом - весьма звериная.
  • :pray: :pray: :pray:
  • В такие тяжелые времена ещё и стихи писал! Великий святой!