Детский художник и автор олимпийского мишки Виктор Чижиков оживил на бумаге множество персонажей любимых детских книжек. Самые известные детские авторы просили, чтобы их книги проиллюстрировал именно Чижиков. Среди них — Драгунский, Носов, Успенский, Барто, Маршак и др. Летом 2020 года замечательного художника не стало, но его рисунки останутся с нами навсегда. 26 сентября 2023 года Виктор Александрович отметил бы 88-й юбилей.
Он оформлял книги Маршака и Барто, Чуковского и Волкова, Михалкова и Носова. Тысячи рисунков, знакомых и тем, чьё детство пришлось на пятидесятые — и тем, кто свои первые книжки читал в двухтысячные.
На протяжении полувека его иллюстрации появлялись в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Крокодил». Он создал всемирно известного персонажа — олимпийского медвежонка Мишу. Быть детским художником Виктора Чижикова никто не учил: он просто всегда хорошо помнил, что ему было интересно в пору, когда деревья еще были высокими.
Еще в школе Виктору Чижикову нравилось рисовать иллюстрации к сказкам, просто так, для себя. Краски и карандаши ему подписывали, потому что Виктор — врожденный дальтоник: он не различает оттенки красного, коричневого, зеленого и розового. Но это никогда не мешало ему создавать полные доброго юмора и душевной теплоты рисунки, узнаваемые миллионами читателей.
«Детский художник должен быть образованным, не допускать ошибок. Однажды я увидел рисунок осла с раздвоенными копытами. Доводилось видеть иллюстрацию к Некрасову: лошадка, везущая хворосту воз, запряжена в сани самым нелепым образом. Есть дуга, но нет хомута. Как дуга держится на оглоблях, непонятно. Вместо седелки и сбруи какие-то узелки. Это не рисунок для детей, потому что ребенок должен сразу понять конструкцию предмета, понять, как запрягается лошадь.“
Виктор Чижиков не только рисовал и иллюстрировал других, но и придумывал тексты сам. В середине 1980-х гг. из Японии пришла неожиданная просьба — местным читателям полюбились иллюстрации художника к русской народной сказке «Мужик и медведь» (1983). Настолько, что они стали уговаривать его сочинить продолжение «первой части». Из этой просьбы родился целый авторский проект — цикл историй с картинками про мальчика Петю и медвежонка Потапа. Так японские читатели открыли для себя новую книгу раньше российских.
Работал художник и во многих периодических изданиях, в том числе – в газетах "Пионерская правда", "Вечерняя Москва", "Неделя", журналах "Пионер", "Юный натуралист", "Молодая гвардия", "Огонёк". Много лет (с 1958 года) был иллюстратором журналов «Вокруг света» и «Искатель», в которых иногда использовал псевдонимы А. Викторов и Р. Пыжиков. В 1968 году обложка, нарисованная Чижиковым для июньского номера «Пионера», была признана читателями лучшей за год.
С 1960 года художник занимался иллюстрацией детских книг, сотрудничал с крупнейшими книжными издательствами – «Малыш», «Детская литература», «Художественная литература» и др. Более 40 лет посвятил работе над детскими книгами, которые издавались в России и за рубежом. Проиллюстрировал их более 100. Сам писал стихи и сказки для детей.
Издатели его ценили за спокойный профессионализм: одно время по редакциям даже ходила присказка: «Что — грустная книжка? Дайте Чижикову, он усмешнит». И сами авторы не скрывали своей симпатии к художнику. Борис Заходер как-то даже прислал ему открытку, в которой пожелал выпустить ещё много совместных с ним книг.
Яркий образ Олимпийского Мишки, как сам художник рассказывал, явился к нему в 1977 году во сне. Олимпийскому комитету набросок сразу понравился. Правда, авторский договор с Чижиковым не заключили, а когда он попробовал было настоять, отрезали: «Автор медведя — советский народ!» (действительно — животное-символ XXII-х московских Игр, выбиралось в ходе народного голосования). И не дождавшись даже официального приглашения на церемонию открытия Олимпиады-80, расстроенный художник уехал в деревню за 160 км от столицы.
Из всех зверей Чижиков предпочитал котов. В студии у него хранилась пухлая папка, в которой были собраны рисунки котов, сделанные в разное время, в разном настроении и в разной технике — на бумаге, картоне, холстах.
И как-то поэт Андрей Усачев предложил ему сочинить к каждому его коту по стишку. Так возник замысел издания, воплотившегося в 3-томнике под названием «333 кота» (2005) с каламбуром в подзаголовке: «РосКОШНО иллюстрированное издание».
Материалы разложили по разделам: «Семейный альбом», «Светская жизнь», «Коты на природе», «Коты на пенсии», «Коты во дворе» и даже «мЯузыкальные» коты.
Главным же для самого автора разделом был «Житейская мудрость котов», чье название, вероятно, восходит к «Житейским воззрениям кота Мурра» Э.Т.-А. Гофмана, роману-сатире 1-ой четверти XIX века.
Чтобы оценить прелесть рисунков и стихов, совсем не обязательно быть кошатником, ведь по сути, книга эта совсем не о котиках, а о нас — людях: «Пессимист вздыхал в печали: — Что-то мыши измельчали! — Ерунда! Все те же мыши… Мы с тобою стали выше!». Как проговорился художник в документальном фильме Сергея Капкова «Кошки, мишки, Чижиков»: «Конечно, я рисую кота, но имею в виду человека».
Так же о себе Чижиков говорил: «Я по натуре не лирик, я больше шутник», что подтверждается его словами о рисовании котов, но подразумевании людей, или в шарже на античный мотив (серия «Великие за партами»), где учитель в греческой тунике склоняется над юнцом — будущим великим оратором: «Сколько можно молчать, Демосфен? Ты что, воды в рот набрал?» Ответ: «Нет, камней!»
Скончался Виктор Александрович Чижиков 20 июля 2020 года в Москве в возрасте 84 года. Похоронен 23 июля на Востряковском кладбище.
Оценили 33 человека
79 кармы